Научная статья на тему 'Государственный контроль за созданием интегрированных структур'

Государственный контроль за созданием интегрированных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный контроль за созданием интегрированных структур»

лью выбора «стартовой» точки для их решения при помощи диаграммы Парето - особой формы вертикального столбикового графика, которая позволяет выявить первоочередные проблемы и выбрать порядок их решения. Для ее построения использованы дефекты, найденные при помощи первоначальной самооценки критериев менеджмента качества. Затем из кривой Лоренца, характеризующей накопление конфликтов в зависимости от весомости критерия, следует, что, подчиняясь закону «80/20», необходимо в первую очередь все усилия направить на устранение дефектов (негативных причин, ошибок) в критериях, имеющих совокупную весомость в появлении дефектов, равную 80%. В дальнейшем каждый из наиболее негативных по оценке критериев анализируется аналогичным образом. В результате этого выявляются наиболее опасные дефекты менеджмента качества предприятия, требующие принятия оперативных мер.

Главной целью самооценки организации является улучшение ее работы. Однако сам по себе процесс самооценки еще не обеспечивает совершенствования деятельности организации - он обеспечивает лишь «моментальный снимок» состояния дел и представляет информацию о сильных сторонах деятельности организации и об областях, где можно ввести улучшения, а также позволяет дать ее оценку в баллах. Если результаты самооценки не будут использованы для разработки и реализации соответствующих мероприятий, она не даст эффекта.

Как показывает международный опыт, большинство организаций, проводящих самооценку, выявляют множество областей своей деятельности, где можно внести улучшения, начиная от вопросов, требующих стратегических решений, и заканчивая конкретными вопросами, решаемыми в оперативном порядке.

Организация может не иметь ресурсов, чтобы реализовать отдельные мероприятия, некоторые направления совершенствования могут быть просто не подходящими для организации ввиду сферы ее деятельности. Однако для любой организации оценка 0% по критерию «удовлетворенность потребителей» указывает приоритетное направление для улучшения деятельности.

Поэтому первым этапом использования результатов самооценки является определение тех нескольких «жизненно важных» областей, в которые необходимо внести улучшения.

Опыт показывает, что наибольший шанс для претворения в жизнь будут иметь те мероприятия (после определения их приоритетности), которые будут включены в производственные планы организации или традиционно разрабатываемые планы по качеству, программы качества.

Такая практика, как правило, уже существует в большинстве организаций. Именно ее следует придерживаться при реализации и контроле за выполнением плана мероприятий по совершенствованию, а не создавать отдельный параллельный процесс их выполнения.

Рекомендуется также, чтобы организации, приступающие к самооценке, обеспечили соответствующее обучение персонала, участвующего в планировании деятельности организации, в объеме, необходимом для понимания процесса самооценки по критериям премии. Организация будет иметь больше шансов на успех, если работники, вовлеченные в процесс планирования, будут понимать причины этой работы и ее суть.

Благодаря проведенной работе в итоге получается универсальный инструмент, позволяющий предприятию, заинтересованному в независимой внутренней оценке системы менеджмента качества, провести данную оценку и скорректировать свою стратегию развития для достижения наилучшего результата.

УДК 338.2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОЗДАНИЕМ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР

В.И. Мартынович,

старший преподаватель, аспирант кафедры экономики и управления на предприятии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

Разгосударствление собственности привело в России к разрушению существовавших звеньев между предприятиями и образованию множества предприятий, не связанных общей политикой функционирования и развития. Стремление восстановить разрушенные связи, наладить процессы воспроизводства, поднять экономику России обусловливают процесс формирования интегрированных структур в экономике России. Однако результатом процесса экономической интеграции может стать монополистическая деятельность интегрированных компаний. Поэтому процесс формирования интегрированных структур должен осуществляться со строгим соблюдением антимонопольного законодательства, которое наряду с антимонопольным регулированием должно содействовать развитию конкуренции и недопущению появления компаний-монополистов в экономике страны.

Российская антимонопольная политика ввиду отсутствия отечественного опыта формировалась на основе антитрестовской политики стран с развитой рыночной экономикой. Поэтому, приступая к рассмотрению отечественного законодательства в этой сфере, необходимо познакомиться

с опытом промышленно развитых стран в этой области законодательства.

Антимонопольное законодательство в промышленно развитых странах отражает сложившиеся условия хозяйствования в стране и является эффективным механизмом, позволяющим не допустить утверждения монополии в качестве доминирующей формы ведения бизнеса. Рассмотрим основные аспекты антимонопольной политики Германии и США.

Основу законодательства Германии в области антимонопольного регулирования составляет принятый в 1957 г. закон о картелях. Принятие данного законопроекта было продиктовано острой необходимостью защиты интересов мелких и средних компаний в условиях все более усиливающегося процесса заключения картельных соглашений, имевших своей целью соглашения о ценах конечной продукции, раздел рынков сбыта и т.д.

Сферой регулирования закона о картелях являются1:

1) отношения, возникающие в процессе сотрудничества между предприятиями;

2) отношения, возникающие при объединении предприятий;

3) запрет использования господствующего положения в экономике.

Рассмотрим каждое из направлений регулирования.

Особое внимание в сфере регулирования отношений, возникающих в процессе сотрудничества между предприятиями и антимонопольным законодательством Германии, уделяется недопущению заключения картельных соглашений. В случае, если антимонопольными органами выявляется факт заключения между предприятиями договора, преследующего какую-либо общую цель, достижение которой способно привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, подобный договор признается недействительным. Более того, законодательно запрещено осуществление согласованных между несколькими компаниями действий, если они могут привести к таким же последствиям, что и картельный договор.

Мировая практика свидетельствует о том, что не только заключение картельных соглашений, объединение предприятий могут представлять опасность для конкуренции. Поэтому законом о картелях осуществляется и регулирование процесса формирования крупных интегрированных структур. В случае, если годовой оборот компании, образовавшейся в результате объединения нескольких коммерческих организаций, превысит 500 млн немецких марок, данная компания автоматически подпадает под пристальное внимание и контроль со стороны Федерального картельного ведомства.

Законом о картелях регулируется использование компанией экономического господства на рынке. Цель соответствующих положений закона о картелях заключается в том, чтобы деятельность предприятий ориентировалась исключительно на свободное взаимодействие спроса и предложения. Предприятиям, занимающим господствующее положение на рынке, особенно запрещается несправедливо препятствовать другим предприятиям либо без существенных причин предоставлять одинаковым предприятиям хозяйственные неравные условия2. В случае выявления подобных фактов деятельности компаний антимонопольные органы вправе принять меры против предприятий, господствующих на рынке.

В США вопросы антимонопольного регулирования нашли свое отражение в законах Шермана, Клейтона и о Федеральной торговой комиссии, направленных на недопущение концентрации чрезмерной экономической власти в руках отдельных корпораций. Антимонопольное регулирование в США осуществляется Антитрестовским управлением Министерства юстиции и Федеральной торговой комиссией.

В основу антитрестовского законодательства США заложены следующие принципы3:

1) запрещается любой договор, объединение в виде траста или иной форме, а также сговор с целью ограничения производства или торговли;

2) всякое лицо, которое монополизирует, пытается монополизировать или вступает в союз или сговор с любым другим лицом или лицами с целью монополизировать любую часть промышленности или торговли, считается виновным в совершении преступления;

3) никакое лицо, занимающееся торговлей или другой деятельностью, оказывающей влияние на торговлю, не должно приобретать прямо или косвенно акционерный капитал другого лица, если результатом такого приобретения могут стать существенное ослабление конкуренции или тенденция к образованию монополии.

Областью регулирования принятых в США законодательных актов являются монополизация рынка, антиконкурентные слияния, сговор о ценах и дискриминация в ценах.

Вопросы, связанные с монополизацией рынка, регулируются законом Шермана. В частности, этим законом признается незаконной любая деятельность, направленная на достижение монопольного положения пред -приятия на рынке. Закон Клейтона регулирует процесс слияния компаний. Практическая реализация положений закона позволяет не допустить объединения компаний, которое бы существенно ослабило конкуренцию.

Категорический запрет в области антимонопольного регулирования законодательство США накладывает на согласованное фиксирование компаниями цен, а также ценовую дискриминацию.

В целом антимонопольное законодательство США носит предупредительный характер и исходит из пред -положения о том, что проще не допустить появления монополии на рынке, чем реализовывать меры, направленные на демонополизацию рынка и формиро-вание конкурентной среды на нем.

Основой российского антимонопольного законодательства является федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г. Следующим шагом на пути формирования конкурентных рынков стала организация при правительстве в 1994 г. Комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также принятие государственной программы «Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации». В соответствии с принятыми документами антимонопольное регулирование получило развитие по таким трем основным направлениям, как4:

1) регулирование деятельности существующих пред -приятий, отнесенных к монополистам;

2) создание конкурирующих производств в форме стимулирования малого предпринимательства;

3) насыщение отечественного рынка аналогичной импортной продукцией (а на региональном уровне - и продукцией, завозимой из других регионов).

В качестве критерия отнесения предприятия к монополисту была выбрана доля продукции предприятия на рынке. В случае, если доля предприятия на рынке превышает 35%, то оно автоматически становится объектом пристального внимания со стороны антимонопольного органа. В случае признания предприятия монополистом оно подлежит регулированию путем установления предельного уровня рентабельности в зависимости от отрасли.

Одним из основных способов расширения занимаемой предприятием доли рынка является его вхождение в состав различных интегрированных структур. Пристальное внимание к интегрированным структурам со стороны антимонопольных органов объясняется тем, что экономическая интеграция способна ограничивать конкуренцию между коммерческими организациями как вследствие уменьшения числа конкурентов и приобретения одним из них значительной власти на соответствующем товарном рынке, так и в результате обретаемой небольшим числом оставшихся после осуществления объединения коммерческих организаций возможности открыто или тайно координировать свои решения в плане ценообразования или объема и поставок выпускаемой продукции.

Тем не менее, несмотря на потенциальную возможность негативного влияния на конкуренцию, формирование интегрированных компаний предоставляет их участникам существенные экономические выгоды: способствует снижению себестоимости продукции вследствие действия «эффекта масштаба»; улучшению качества выпускаемой продукции; повышению производительности труда; внедрению достижений НИОКР и т.д. Кроме того, интеграция в большинстве случаев может почти не представлять опасности для конкуренции при отсутствии барьеров для доступа на соответствующие товарные рынки. Исходя из всего вышесказанного, по нашему мнению, антимонопольное законодательство, регулирующее деятельность интегрированных структур, должно быть нацелено на предотвращение лишь таких сделок или действий хозяйствующих субъектов, при которых прогнозируемая вероятность негативных для конкуренции последствий преобладает над возможной выгодой от интеграции для общества.

В условиях современного российского рынка весьма часты случаи, когда между лицами, участвующими в одной и той же компании или группе компаний или вовлеченными в одну и ту же сделку, существуют достаточно сложные отношения взаимозависимости. В подобных ситуациях у антимонопольных органов возникает необходимость решить следующие вопросы:

- можно ли признать одного из участников сделки группой лиц;

- имеются ли среди них аффилированные лица;

- являются ли должностные лица компаний, участвующих в сделке, заинтересованными в ней.

Таким образом, антимонопольные органы обращают внимание не только на формальных приобретателей и эмитентов, но и на лиц, их контролирующих или подконтрольных им, с целью определения реального приобретателя актива. Однако накопленный в России

опыт подобных сделок позволяет сделать вывод о том, что определить реального приобретателя весьма затруднительно, поскольку часто совершение сделки осуществляется через многочисленные дочерние и зависимые компании, а также через «переплетение» участников, обладающих на основании доверенности правом распоряжаться имуществом и осуществлять сделки от имени хозяйствующего субъекта или группы хозяйствующих субъектов. Нередко участниками таких сделок выступают подставные юридические и физические лица.

Важным объектом внимания Федеральной антимонопольной службы России являются процессы слияний и поглощений компаний, так как результатом этого вида концентрации является увеличение рыночной доли вновь возникающих хозяйствующих субъектов.

Слияния и поглощения согласно российскому антимонопольному законодательству можно подразделить на горизонтальные, вертикальные и конгломератные.

Горизонтальная интеграция имеет место тогда, когда в рамках группы происходит объединение нескольких предприятий, осуществляющих одинаковые стадии производственного процесса. Подобный вид интеграции позволяет обеспечить существенную экономию в связи с действием «эффекта масштаба» производства, однако подобные слияния ведут, как правило, к ощутимому ослаблению конкуренции, поскольку в этом случае объединяются компании-конкуренты.

Компании, образованные на основе принципа вертикальной интеграции, объединяют предприятия, входящие в единую технологическую цепочку. Вертикальная интеграция может быть двух типов: направленная назад, когда компания включает в себя предприятия, осуществляющие предыдущие стадии производственного процесса, и направленная вперед, когда происходит объединение фирм, осуществляющих последующие этапы технологического процесса. По какому бы принципу ни строились вертикально-интегрированные структуры, предприятия, объединенные в рамках производственной цепочки, получают исключительные преимущества, заключающиеся в том, что они получают гарантию постоянных и стабильных и по возможности недорогих поставок сырья, а предприятия, производящие сырье, - стабильный рынок сбыта своей продукции, внешние сделки предприятий превращаются во внутрифирменные и т.д.

Процесс объединения компаний разных отраслей промышленности с различными видами деятельности, не связанными между собой технологически, называется конгломератной интеграцией. Выгода от конгломератной интеграции появляется в результате оптимизации управления денежными потоками, инвестиционными ресурсами, а также диверсификации, которая снижает потери в условиях нестабильной экономической обстановки. Диверсификация позволяет предприятиям снизить экономические риски, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью в условиях либерализации экономики и усиливающейся конкурентной борьбы, посредством компенсации убытков, возникающих в одной сфере деятельности, прибылью от другой. Диверсификация дает предприятию возможность более гибко реагировать на изменения в экономике и позволяет повысить эффективность

своей работы за счет комбинации различных направлений деятельности.

По нашему мнению, среди всех рассмотренных форм объединения предприятий наибольшую опасность для конкуренции представляет горизонтальная интеграция. Она дает предприятиям возможность существенно укрепить свои позиции на рынке путем подмены конкурентных отношений общей стратегией поведения на рынке. Одновременно с этим сокращение общего числа конкурентов на рынке в результате объединения части из них предоставляет оставшимся независимым компаниям возможность трансформировать данный рынок в олигополистический посредством координации решений в сфере объемов выпуска продукции и ценообразования. Одновременно с этим возникает реальная опасность скрытого вступления компаний в монополистический сговор. Тем не менее горизонтальная интеграция также может являться экономически оправданным шагом со стороны ее инициаторов, и поэтому антимонопольные органы должны провести анализ эффективности подобной сделки для экономики страны.

Практика слияний и поглощений, накопленная за годы экономических реформ в России, показывает, что эти процессы не всегда ведут к ограничению конкуренции. Поэтому со стороны антимонопольных органов необходимо в каждом конкретном случае проводить тщательный экономический анализ, конечной целью которого должно стать определение реальной рыночной доли образовавшейся в результате слияния компании.

В России единственной формой объединения предприятий, имеющей законодательное закрепление, яв -ляется финансово-промышленная группа, поэтому очевидно проявление особого интереса со стороны антимонопольных органов к созданию и функционированию этих структур. Государственный антимонопольный контроль позволяет избежать создания под эгидой финансово-промышленных групп сугубо монопольных структур и негативных для конкуренции последствий их деятельности на рынках России. В то же время этот контроль строится с учетом того, что процесс создания является в целом для экономики позитивным и дает возможность отечественным компаниям наравне конкурировать с мощными западными транснациональными компаниями как на отечественном, так и на мировом рынках.

Рассматривая практические аспекты реализации антимонопольной политики государства, мы приходим к выводу о необходимости ее совершенствования. Анализ процессов реструктуризации, происходящих в экономике России, направленных на формирование эффективной структуры экономики, свидетельствует о наличии тенденции усиления интеграционных процессов среди всех хозяйствующих субъектов. По нашему мнению, законодательство должно содействовать процессу интеграции предприятий, посредством включения в которые многие предприятия различных размеров получили бы возможность группироваться вокруг крупных компаний и эффективно функционировать на основе единого производственного плана. Необходимо также отметить тот факт, что в скором времени Россия вступит в ВТО и тогда на российский рынок придут крупные транснациональные интегрированные структуры, которые могут приступить к поглощению отечественных компа-

ний с целью получения контроля над их деятельностью, что, несомненно, пагубно отразится на состоянии российской экономики. В этих условиях эффективно конкурировать с иностранными транснациональными компаниями смогут только крупные отечественные интегрированные структуры. Однако, анализируя положения закона «О конкуренции и ограничении монополисти-ческой деятельности на товарных рынках», мы приходим к выводу о том, что этот закон рассматривает подобные интегрированные структуры как монопольные образования и, как следствие, противодействует их формированию. Мы считаем, что антимонопольным органам в вопросе взаимосвязи концентрации и монополизации предприятий необходимо отойти от жесткого связывания монополии с концентрацией. Рассматривая законодательство промышленно развитых стран в сфере антимонопольного регулирования, можем выявить тенденцию, в соответствии с которой признаком монополии признаются не крупные размеры компании сами по себе и даже не большая доля контролируемого ею рынка, а наличие у фирм монополистических намерений и достаточной власти для их осуществления5. Поэтому, на наш взгляд, антимонопольное законодательство должно быть направлено против монопольного поведения, а не против объединения предприятий в крупные интегрированные структуры. В этой связи государственный контроль за созданием интегрированных структур должен осуществляться на основе таких критериев, как:

- содействие росту эффективности общественного производства;

- недопущение ограничения и снижения конкуренции на соответствующем отечественном рынке.

Только при нарушении этих требований антимонопольные органы должны препятствовать корпоративной интеграции.

Следует отметить и еще одну проблему, которую не решает нынешнее антимонопольное законодательство. Речь в данном случае идет о картельных соглашениях. Картель представляет собой объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно регулирования сбыта. Проблема состоит в том, что соглашения такого рода выявить, как правило, очень трудно, порядок обязательного представления информации о такого рода соглашениях в антимонопольные органы не предусмотрен законом, а ущерб, наносимый ими, в большинстве случаев оказывается весьма существенным.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что сейчас, в условиях распада единого народно-хозяйственного комплекса, когда в течение ряда лет преобладали дезинтеграционные тенденции в развитии экономики, очень важно всячески содействовать развитию интеграции. Именно поэтому необходимо, чтобы антимонопольное регулирование было разумным и руководствовалось экономическими соображениями, а не формальными юридическими положениями права. Антимонопольное законодательство способно выступить действенным регулятором процесса создания эффективной структуры российской экономики, в том числе применительно к государственной поддержке создания и деятельности интегрированных структур. Антимонопольное законодательство будет

наиболее эффективным только тогда, когда будет направлено не против высокой концентрации производства и, как следствия, образования интегрированных структур в экономике, а против такого рыночного поведения, целями которого являются установление доминирующего положения на рынке и формирование монополистических объединений. Кроме того, считаем целесообразным внести поправку в закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», предусматривающую обязательное представление в антимонопольные органы информации о заключении картельных соглашений.

1 См.: Основы немецкого торгового и хозяйственного права. М., 1995. С. 64.

2 См.: Там же. С. 33.

3 См.: Жуков О.А. Антитрестовское законодательство в США. М., 1963. С. 42.

4 См.: Сухорукова А.М. Регулирование пищевой промышленности: вопросы теории, методологии, практики. Саратов, 1999. С. 111.

5 См.: Каширин В., Пимашков П. Демонополизация и развитие конкурентного ценообразования // Финансы. 1996. № 10. С. 19.

УДК 330:346.15

НЕОДНОРОДНОСТЬ КАК КОНСТИТУИРУЮЩЕЕ СВОЙСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Н.В. Митяева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры общей экономической теории, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

Экономическая система - это совокупность реально-хозяйственной (хозяйствующие субъекты; реально-хозяйственная подсистема (хозяйственные процессы); природные и материальные элементы) и институциональной (мотивационная структура (неформальные институты); хозяйственный порядок (порядок собственности, координационный механизм , порядок предпринимательства, рынков, ценообразования, денежно-финансовый, бюджетный порядок, порядок внешнеэкономической деятельности; экономическая конституция (формальные институты))) структур.

Для анализа экономических систем принципиальное значение имеет «системное качество». Качество является опорным пунктом, предметом и «единицей познания». В одних случаях человеческое познание концентрируется на изучении отдельных качеств - свойств явлений, связей, отношений, которые «вырываются» познанием из явлений. Изучению подлежат конкретные параметры качеств-свойств, их количественные и мерные характеристики. В других случаях единицей познания становятся сами качественные объекты, единства, совокупности, обладающие закономерно определенным составом, структурой, основаниями, т.е. качественной определенностью и целостностью. Системные качества могут быть классифицированы по типам объектов, уровням рассматриваемых явлений, формам движения материи, отношениям статики и динамики, структуры - функции - развития. Современным экономическим системам свойственны многокачественность и разнопорядковость системных качеств. Через понятие качественного объекта можно выявить единое основание всех разнообразных систем - объектно-структурных и динамических, моно- и полиобъектных, материальных и идеальных, естественных и искусственных. Научный интерес представляют соотношение системных качеств, оснований и структур социального организма, выделение методологических принципов анализа многокачественных, многосистемных, многоуровневых, сложных объектов действительности.

Признание неоднородности системным свойством экономики создает предпосылки для выявления особенностей функционирования неоднородных экономических систем, касающихся дифференцированного воздействия эндо- и экзогенных факторов, «недостоверности» агрегированных макроэкономических показателей, нивелирующих реальное разнообразие объектов, субъектов, способов производства, функциональ -ных состояний. Необходимость специальных исследований неоднородных экономических систем продиктована их сложностью, многофункциональностью элементов, изменчивостью, подвижностью функций как во временном, так и в пространственном аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.