Научная статья на тему 'Государственный интерес'

Государственный интерес Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3646
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / ГОСУДАРСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / НОРМА ПРАВА / INTEREST / STATE / ORGANIZATION / LEGAL NORM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маслакова Наталья Юрьевна

Термин «интерес» широко распространился с древнейших времен. Интерес является общественным явлением, представляющим собой единство объективного и субъективного. Интерес не только направляет внимание и деятельность субъекта, но и побуждает к активности, выполняя роль движущей силы развития общества. Поскольку государственный интерес обусловлен природой самого субъекта, к его специфическим признакам можно отнести суверенитет, публичность, единство. Отсюда государственный интерес предлагается сформулировать как возведенную в норму права осознанную потребность в достижении единой цели всеобщего блага государственно-организованного общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Interest

A concept of «interest» was known since ancient times. Interest is a public phenomenon and constitutes a combination of objective and subjective elements. Interest directs attention and activity of the subject, and also induces to activity, while becoming a driving force for the social development. Because the state interest is caused by a nature of the subject, one can determine its specific features: sovereignty, publicity, and unity Thus, the state interest can be said to be a realized necessity of a common goal achievement a value of a «state» level of a social development.

Текст научной работы на тему «Государственный интерес»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС

Н.Ю. Маслакова, аспирант Сибирского федерального университета, адво-

кат

Среди всего многообразия точек зрения, характеризующих категорию «интерес» в юриспруденции, представляется необходимым исследовать, сформулировать понятие государственного интереса.

По своей сути, категория «государственный интерес» является разновидностью понятия «интерес» как общесоциальной категории. Отсюда для определения государственного интереса прежде всего следует установить, что собой представляет интерес вообще.

Изучением категории «интерес» занимались многие исследователи. Этот термин широко распространился с древнейших времен и, как правило, обозначал основополагающие силы, которые мотивируют или должны мотивировать действия. Как многие другие термины в обиходном языке, в то время он не получил строго научного определения.

Отдельные высказывания, представления относительно взаимозависимости индивидов в обществе, причинных связей можно найти у древних мыслителей. Некоторые выделяли общий интерес и частный интерес, зачастую противопоставляя один другому Так, древнеримский юрист Ульпиан первым предложил рассматривать интерес основным критерием разделения права на публичное и частное.

В ХУ-У1 веках интерес стал превосходным орудием для объяснения существования государства, а затем для формулирования понятия государства в качестве абстрактной сущности, персонифицированной в лице, наделенном верховной властью. По-разному, подчас предельно широко трактовали понятие «интерес» представители философской общественно-политической мысли. С одной стороны, широкое распространение получила точка зрения, в которой понятие интереса приобрело частноправовую окраску, стало наиболее эффективным механизмом, гарантировавшим некое пространство «личной» автономности индивидуума в противовес целостности государственной власти. С другой стороны, к примеру, автором опубликованного в 1648 году памфлета «Листья древа жизни» У Седвиком интересу приписывался объединяющий смысл1

Вся домарксистская наука выводила интерес, как и другие категории философии, из представлений людей, разума и духа. Мыслители того времени (Т Гоббс, Ж.Ж. Русо) утверждали, что общество развивается не по объективным законам, а по воле людей.

В ХУП-Х1Х веках в связи с существенными экономическими изменениями и сформировавшимся буржуазным обществом в центре внимания снова оказалось учение об интересе, которое получило новый решающий импульс посредством включения в теорию «невидимой руки», надолго став ее центром. Понятие интереса выступило на первый план в экономических моделях общественного и политического поведения2, где понятие интереса включает в себя институты, составляющие механизм власти, расстановку приоритетов при принятии решений, достижение определенного результата.

В современной науке не наблюдается однозначного подхода к проблеме определения природы интереса. Среди авторов, рассматривающих понятие интереса с психологических позиций, получило распространение несколько точек зрения: одни сводят понимание интереса к осознанным потребностям3, другие -к избирательному отношению субъекта к объективным возможностям4, третьи - к познавательному процессу5

В этой связи представляется заслуживающей внимания позиция А.Г Здравомы-слова6 и В.Г Нестерова. «Интерес, - пишет В.Г Нестеров, - явление общественное, представляющее собой единство объективного и субъективного. Поскольку, с одной стороны, он имеет материальные основы (объективно существующие потребности личности, группы, класса, общества в целом), а с другой -всегда так или иначе, более или менее глубоко, правильно или неправильно отражается в сознании и оформляется в нем в виде определенных целей»7

Таким образом, интерес не только направляет внимание и деятельность субъекта, он побуждает к активности, выполняя роль движущей силы. В единстве этих двух характеристик заключается суть интереса. Выразить их единство, трактуя интерес элементом

отношения, представляется вполне возможным. Наиболее подходящим для решения этой задачи средством является понятие зависимости субъекта от объектов, представляющих для него пользу либо вред. Любая по характеру деятельность в рамках отношений содержит в себе интерес, поэтому недопустимо, как это иногда делается, связывать интерес только с созиданием, усовершенствованием, социальным творчеством и т.п., разрушительная по своему характеру деятельность, социально опасная и вредная, равно как деятельность, блокирующая потенциальные или актуальные угрозы для индивида, социальной группы, общества ли государства, - все это неотделимо от интереса. Все, по отношению к чему субъект становится в зависимость, является или может стать объектом его интереса. Эта зависимость от объекта задает, во-первых, направленность, и, во-вторых, силу социального тяготения, которая имеет степень и подлежит измерению.

Сила социального тяготения измеряется готовностью субъекта совершить действия, направленные на объект. Зависимость есть предпосылка, необходимое условие совершения действия, само же действие есть средство удовлетворения потребности и предъявления своего интереса другим субъектам. Если воздействия на объект, от которого субъект зависим, со стороны других субъектов идут индивиду на пользу, то частные интересы субъектов совпадают. Если они сопровождаются вредными для субъекта последствиями, то интерес субъекта нарушается, и последний встает перед выбором: защитить или претерпеть. Таким образом, категорию интерес следует считать базовой, характеризующей активное отношение субъекта к окружающему его миру и изменяющейся в зависимости от изменений в самом субъекте, в окружающей его социальной среде, в его ценностях.

Такое активное взаимодействие людей выражается в форме создания различных социальных организаций, социальных групп и общностей8 Как упорядоченной формы совместной деятельности индивидуумы стремятся достичь состояния организации.

Общество характеризуется разными учеными и как совокупность индивидов9 и как совокупность союзов индивидов10 Необходимость сосуществования, согласования действий с целью достижения общего блага ведет к объединению индивидов в социальную организацию. Причем изначально под благом по-

нимается все то, что имеет положительное значение, ценность. Способность самых различных вещей и явлений, включая общественные отношения, человеческие поступки, удовлетворять нужду в чем-либо, приносить пользу и счастье11 Взаимодействие индивидов между собой в европейской традиции приводит к осознанию блага как того изначального, единого и единственного всеобщего основания, «общего блага», по отношению к которому сохраняется актуальной и остается всегда мыслимой разнородность социальных индивидуальных интересов, множественность социокультурных ориентаций индивидов и изменчивый характер их ментальности.

В частности, древнегреческие и древнеримские мыслители теоретически очертили рамки того, что принято называть социальной организацией общества. Продолжая их, Мар-силий Падуанский под социальной организацией предлагал понимать направленную на реализацию определенной потребности или группы потребностей ряда людей их совместную деятельность, которая упорядочивается ее органами управления путем нормативного регулирования1 Последнее включает формулирование и обеспечение применения и реализации управляющими структурами совместной деятельности ее правил, т.е. социальных норм, являющихся обязательными для участников деятельности. При таком понимании социальных организаций исследованная древнегреческими и древнеримскими учеными реальность получила в юриспруденции наименование «политическая организация общества» Теоретики юриспруденции под обществом понимали совокупность человеческих союзов, т.е. групп людей, объединенных каким-либо связующим элементом. Так, Г Еллинек выделял сознательные союзы, организованные, или бессознательные, лишенные единства, основанные только на общности естественных свойств или интересов13 К организованным союзам причислялись семья, союзы общины, церкви, государство, к неорганизованным - экономические классы, национальности, свободные профессии, политические и церковные партии вплоть до временных товарищеских собраний повседневной жизни, митингов14 Е. Эрлих понимал общество как сплетение человеческих союзов15

Иными словами, по выражению Г Кель-зена, «если два и большее количество индивидов, желающих совместно преследовать некоторые .. цели ..., то они формируют со-

общество, подчиняя свое кооперативное поведение особому нормативному порядку, который регулирует это поведение и таким образом устанавливает сообщество ... как «организованное» сообщество, т.е. как сообщество, конституированное нормативным порядком. Поэтому любое поведение, определенное нормативным порядком, может быть приписано сообществу, вызванному к жизни этим порядком»16 Так, по мысли Э. Берка, французская революция продемонстрировала опасность попыток преобразований, которые проводятся в соответствии с абстрактными политическими теориями без учета реальной природы социальных отношений в государстве и истинных нужд людей17, т.е. интересов.

Сущность интереса социальной организации состоит в осознании и реализации ее единой, устойчивой потребности, нужды, достижении заранее определенной цели в виде обладания благом (материальным, духовным), направленным на рациональные средства существования, в качестве самостоятельного субъекта правоотношений, организованно объединяющем некую иерархически структурированную совокупность индивидов, посредством включения в общественные отношения.

В свою очередь многообразие социальных организаций обусловлено наличием специфических признаков интереса, присущих определенному виду организации. В юриспруденции обоснован взгляд на государство как на целостную социальную организацию. Весьма важным аспектом данной организации является организованность и упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их правового регулирования, которая характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития18, обусловленных требованиями конкретной политической организации общества. Отсюда, причисляя государство к многообразию социальных организаций, мы должны выделить специфические признаки категории «государственный интерес», отличающие интерес политической организации общества от иных социальных организаций.

Такая социальная организация, как государство, заметно выделяется среди прочих социальных организаций. Государство - социальная организация, политический способ существования общества, средство социального компромисса, механизм управления

многообразием коллективных интересов различных социальных организаций, находящихся на территории определенного государственного образования19 Как справедливо указывает современный государствовед О.И. Чистяков, «каждое государство представляет собой некое единство. Если нет такой целостности, то нет и государства»20 Совокупность признаков такого объединения: наличие публичной власти, наличие населения на целостной территории, определяют такой признак государственного интереса, как суверенитет, который заключается в верховенстве государственного интереса над всеми возможными интересами иных субъектов, находящихся на территории определенного государства. Так, В.Ф Халилов отмечает, что только государственная власть в лице своих государственных органов и должностных лиц может оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов21, закрепленных в праве.

Государственный интерес обусловлен специфической природой самого субъекта общественной деятельности в лице государственных органов, имеющих свойство публичности и суверенитета. Именно государственной власти через ее назначение в упорядочении разнообразных властвований, которые имеют место в пределах объединений, составляющих политически организованное общество, отведена прерогатива определять, детерминировать волевую целенаправленность людей и их объединений, подчинять поведение каждого единым авторитетным началам в целях сознательного регулирования многообразных сторон общественной жизни22 Именно свойство публичности государственного интереса определяет возникновение обязанности государственных органов по его реализации (достижению, сохранению и развитию) и корреспондирующей обязанности всех подданных определенного государственного образования по его безусловному соблюдению23 Поэтому одной из основных задач законодателя многими называется улавливание объективных тенденций развития, нужд общества и адекватное отражение их в правовых нормах с тем, чтобы существовала необходимость и возможность последующей реализации правовых норм на практике, а также чтобы такая деятельность приводила бы к наступлению правовых последствий общесоциального предназначения24 Свойство публичности го-

сударственного интереса возникает из самого факта признания существования особых государственных интересов, и до сих пор в юридической литературе данная проблема не получила однозначного решения 5 Одно из них отрицает, а другое признает существование самостоятельного государственного интереса.

Признание особого государственного интереса основано на теории противопоставления государства и гражданского общества. Также следует учитывать и тот немаловажный факт, что при переводе работ европейских мыслителей на русский язык, возможно, имела место некорректность перевода, в результате которой «государственный интерес» стал называться «публичным интересом» Так, некоторыми юристами в литературе отмечается значительная абстрактность идеи гражданского общества, которая не отвечает существующей действительности. По их мнению, современное общество нигде не находится вне действия права и государства и не должно противопоставляться последним26 В свою очередь В.В. Степанян считает, что носителем интереса, обладающим свойством публичности, является общество, а не государство.

В качестве цели политически организованного общества государственный интерес характеризуется единством, определяющим все процессы, ведущие к удовлетворению всей системы осознанных потребностей составляющих государство людей27 Еще Б.Н. Чичерин отмечал: «Государство, есть лицо, оставляющее» другим «собственную сферу свободной деятельности, подчиненную только целям целого»28 При таком подходе «единое благо государства» выражает баланс между коллективными и индивидуальными интересами29, так как государство есть область замиренного пространства, в котором каждый, действуя для других, тем самым действует и для себя, обеспечивает физическое выживание данного государства, включая со-

__ о 30

хранение его территориальной целостности , способности адекватно реагировать на реальные и потенциальные угрозы.

Все изложенное позволяет автору сформулировать, может быть, не совсем бесспорную дефиницию. Государственный интерес -это прежде всего интерес социальной организации. Кроме того, он обладает следующими специфическими свойствами: высшей степенью единства, суверенитетом, публичностью. Отсюда государственный интерес предлагает-

ся определить как возведенную в норму права осознанную потребность в достижении единой цели - всеобщего блага государственноорганизованного общества в целом.

1 Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. - М., 1997 - С. 124.

2 Гегель Г.В. Работы разных лет. - М., 1972. Т.2. - С. 20-22; Маркс К., Энгельс Ф Сочинения. - Т. 1. — С. 271, Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - Т. 1. - С. 532; Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. -М., 1956.-T. 1.-С. 649

3 См.. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. - М., 1978. -С. 19; Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М., 1995. -С. 53; Шафиров В.М. Обеспечение права: человекоцентристский подход: монография. - Красноярск, 2005. - С. 193; Суховерхий B.JI. О соотношении субъективного гражданского права и интереса // Материалы конференции по итогам научно-исследовательской работы за 1966 год. - Свердловск, 1968. - С. 14.

4 Ханипов А.Т Интересы как форма общественных отношений. - Новосибирск, 1987 - С. 80-81; Шайке-новН.А. Правовое обеспечение интересов личности. -Свердловск, 1990. - С. 20; Гак Г.М. Общественные и личные интересы и их сочетание при социализме // Вопросы философии. - 1955. - № 4. - С. 19.

5 Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. - Л., 1984. - С. 15; Гендин А.М. Потребность, интерес, цель как факторы детерминации человеческой деятельности // Проблемы философии научного коммунизма / под ред. В.А. Гжешака. - Красноярск, 1971. -С. 94.

6 Здравомыслов А.Г Проблема интереса в социологической теории. - Л., 1964. - С. 6-7

7 Нестеров В.Г О соотношении общественного и личного интереса при социализме // Ученые записки ВПШ при ЦК КПСС. - М., 1959. - Вып. 1. - С. 76.

8 Перечисленные понятия отличаются друг от друга тем, что социальные организации создаются для удовлетворения конкретных, как правило, заранее определенных, наиболее важных потребностей как личного, так и общественного характера, а социальные группы и общности представляют собой коллективное объединение людей для оптимального удовлетворения различных потребностей. См. подробнее: Федорова И.А. Попечительский совет как социальная организация: специфика функционирования в сферах образования и социальной защиты: дис.... кавд. социол. наук: - М., 2005.

9 Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

10 Антология мировой правовой мысли: в 5 т. - Т.З. - М., 1999 -С. 465.

11 Краткий словарь по философии. - М., 1970. - С. 31.

12 Sergent L.T. Comtemproray Political Ideologies: AComperetiveAnalysis.-Chicago, 1987 -P 230.

13 Еллинек Г Общее учение о государстве. - СПб., 2004. -С. 122.

14 Там же.

15 См.. Марчук В.П. «Свободное право» в буржуазной юриспруденции. Критика концепции Б. Эрлиха. - Киев: 1977 -С. 52.

16 Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. - Красноярск, 1995. - С. 78.

17 Берк Э. Правление, политика и общество. - М., 2001. -С. 404.

18 Дробышевский С.А. Указ. соч. - С. 296.

19 См.. Бирюков Н.И. Категория «государство» в истории политико-правовой мысли // История правовых учений о праве и государстве. - 2006. - № 8. - С. 43-44.

20 Цит. по: Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. - М., 2002. - С. 19.

21 См.. Халилов В.Ф Введение в науку о власти. - М., 1995.-С. 239.

22См.. Барнашов А.М. Единство власти и его вополоще-ние в государственном строительстве СССР - Томск, 1979. - С. 10; Ким А.И. Государственная власть и народное представительство в СССР - Томск, 1975. -С. 19; Митин С.С. Государственная власть, понятие и закономерности организации: монография. - Красноярск, 2005. - С. 34.

См.. Тотьев К.Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве // Государство и право. - 2002.

- № 9. - С. 19-25.

24 См.. Мазуренко А.Н. Цели, средства и результаты правотворческой политики // Философия права. - 2007

- № 1. - С. 33; Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. Вопросы теории. - М., 1977 -С. 16.

25 См., например: Завадская Л.Н. Роль суда при переходе от плановой экономике к рыночным отношениям // Тео-

рия права: новые идеи. - Вып. 2 - М., 1992. - С. 45; Курбатов А.Я. сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. - М., 2001. - С. 75.

26 См.. Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. - 1992. - № 6. -С. 150-151, Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности. Философия права и позитивное право // Право и политика. - 2000. - № 8. - С. 12.

27 Атаманчук Г.В. Сущность советского государственного управления. - М., 1980. - С. 18; Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. - М., 1998. -С.40; Huber Е., Ragin С., Stephens J. D. Social Democrasi, Christian Democrasy, Constitutional Democrasy and Welfare State // American Journal of Sociology. - 1993. Vol. 99 - № 3. - P 713.

28 Курс государственной науки. Общее государственное 1фаво - Ч. 1. / Б. Чичерин - М., 1894. - С. 15.

2 Маслакова Н.Ю. Проблема приоритета интересов в деятельности государства // Вестник Красноярского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2005. - № 6. - С. 167-169.

30 Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. - М., 1994. - С. 95.

Статья поступила в редакиию 23 мая 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.