Научная статья на тему 'Государственный герб Российской Федерации как объект административно-правовой охраны'

Государственный герб Российской Федерации как объект административно-правовой охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STATE SYMBOLS OF THE RUSSIAN FEDERATION / STATE EMBLEM / ADMINISTRATIVE OFFENSE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РФ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артамонов Алексей Николаевич, Иванин Александр Александрович

В статье проводится исследование Государственного герба Российской Федерации как объекта административно-правовой охраны. Анализируются особенности административной ответственности за нарушения порядка официального использования Государственного герба Российской Федерации. Делается вывод о неоднозначности последних изменений действующего законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE EMBLEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN OBJECT OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROTECTION

The article deals with the study of administrative responsibility for violations of the order of official use of the state emblem of the Russian Federation. The conclusion about ambiguity of the last changes of the current legislation in this sphere is made.

Текст научной работы на тему «Государственный герб Российской Федерации как объект административно-правовой охраны»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.95

Артамонов А.Н., кандидат юридических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

Иванин А.А., кандидат юридических наук, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

В статье проводится исследование Государственного герба Российской Федерации как объекта административно-правовой охраны. Анализируются особенности административной ответственности за нарушения порядка официального использования Государственного герба Российской Федерации. Делается вывод о неоднозначности последних изменений действующего законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: государственные символы РФ, Государственный герб, административное правонарушение, административная ответственность.

Ежегодно, среди многомиллионной массы административных правонарушений, совершаемых на территории нашей страны, встречаются случаи, когда коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели и должностные лица, а зачастую и обычные граждане при осуществлении своей деятельности или реализации имеющихся у них субъективных прав используют государственные символы Российской Федерации.

Речь, в частности, идет об использовании ими печатей, бланков, иных документов, на которых имеется изображение Государственного герба Российской Федерации либо изображение, схожее с изображением Государственного герба Российской Федерации. Обсуждая ценности Государственного герба, ученые отмечают «специальный режим» использования геральдического знака, который ... обусловлен функциональным назначением Государственного герба Российской Федерации...» [4] и относят его к числу особо почитаемых символов государственного суверенитета Российской Федерации [6, с. 62]. Поэтому, несмотря на их небольшое количество, административные правонарушения подобного рода посягают на институты государственной власти и по степени общественной опасности граничат с преступлениями.

Само описание и порядок официального использования государственного символа нашей страны - Государственного герба Российской Федерации установлены Федераль-

ным конституционным законом от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (далее - ФКЗ «О Государственном . ,.»)[1]. В статье 3 данного закона определен перечень бланков, на которых помещается Государственный герб Российской Федерации. Статья 4 ФКЗ «О Государственном .» устанавливает, что Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также на других документах в случаях, предусмотренных федеральными законами. В этой же статье определены и органы (организации), на печатях которых помещается Государственный герб Российской Федерации (Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния). Согласно статье 8 вышеназванного закона Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве ге-

ральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

В ряде случаев возможность использования на печатях и бланках Государственного герба Российской Федерации для организаций и лиц, имеющих общегосударственное значение, определяется отдельными законодательными актами либо указами Президента Российской Федерации. Так, на это имеют право нотариусы (ст. 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1), мировые судьи (Указ Президента РФ от 29 мая 2006 г. № 530 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях мировых судей в Российской Федерации»), органы местного самоуправления (Указ Президента РФ 29 декабря 2008 года № 1873 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления») и некоторые иные субъекты.

В отдельных научных публикациях, со ссылками на ряд конституционных норм (ст.2, ч. 1, 2 ст.3, ч.1 ст. 32 Конституции Российской Федерации), делается попытка обосновать право граждан Российской Федерации на непосредственное использование Государственного герба Российской Федерации на личных печатях и бланках [5, с. 3336]. Тем не менее, статьей 17.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка официального использования Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей [3].

Судебная практика свидетельствует, что данная норма не является «мертвой» или «спящей». Более того, в 2013 году Конституционный Суд Российской Федерации в очередной раз пояснил, что законодатель обоснованно не

включил граждан в круг лиц, которые имеют право на использование Государственного герба, поскольку он является государственным символом Российской Федерации и служит средством обозначения актов и документов ее органов и должностных лиц, а также имеющих общегосударственное значение организаций (Определение КС РФ от 24 сентября 2013 г № 1311-О). Ранее Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно подчеркивал этот вывод в своих актах (Определение КС РФ от 15 июля 2004 года № 249-О, Определение КС РФ от 29 мая 2012 года № 1037-О, Определение КС РФ от 17 июля 2012 года № 1343-О). Верховный Суд Российской Федерации поддержал эти доводы, подчеркнув, что обычным гражданам и их объединениям запрещено использовать не только непосредственно изображение Государственного герба Российской Федерации, но и другие, схожие до степени смешения, изображения (Обзор судебной практики ВС РФ за третий квартал 2012 г. (утв. Президиумом ВС РФ 26 декабря 2012 г).

Нарушения правил использования Государственного герба возникают тогда, когда лица, не обладающие государственно-властными полномочиями, размещают государственную символику на своих бланках, печатях, визитках, служебных удостоверениях. Так, например, еще несколько лет тому назад Общественное движение «Непосредственная власть народа Российской Федерации» активно распространяло информацию, политические и коммерческие предложения, касающиеся, в частности, Государственного герба Российской Федерации, в этой своей части вводящие граждан в заблуждение и подстрекающие их к совершению противоправных действий. В свою очередь граждане - участники данного общественного движения в массовом порядке использовали на личных печатях и бланках изображение двуглавого орла, что влекло за собой их привлечение к административной ответственности. В качестве примера можно привести ситуацию, когда один из жителей Свердловской области разместил Государственный герб на обращении к прокурору, а также скрепил свою подпись оттиском личной печати с надписью «непосредственная власть народа Российской Федерации [ФИО заявителя]», на которой также был изображен Государ-

ственный герб Российской Федерации (Постановление ВС РФ от 11 сентября 2012 № 45-АД12-8). В другом случае гражданин был привлечен к административной ответственности за использование изображения Государственного герба Российской Федерации на своих визитных карточках (Дело № 12729/16 архив Советского районного суда г. Н.Новгорода). Еще в одном случае автономная некоммерческая организация по защите прав потребителей выдавала своим сотрудникам удостоверения, на которых была изображена символика с использованием в качестве геральдической основы Государственного герба Российской Федерации (Дело № 5-851/2016 архив Ленинского судебного района г. Ростова-на-Дону).

К ответственности по ст.17.10 КоАП РФ привлекаются не только граждане и должностные лица, но и хозяйствующие субъекты, размеры административных санкций для которых исчисляются сотнями тысяч рублей. Так, например, в 2017 году ОАО «Гатчинский хлебокомбинат» было оштрафовано на 100 000 (сто) тысяч рублей за использование печати с изображением Государственного герба Российской Федерации (Дело № 3-438/2017 архив Гатчинского судебного района Ленинградской области).

Всего, согласно официальным статистическим данным, опубликованным на сайте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2017 году судьями было рассмотрено 363 дела по статье 17.10 КоАП РФ - «Нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации».

Однако с начала 2018 года отработанная судебная практика дала сбой. Дело в том, что Федеральным конституционным законом от 20.12.2017 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации», вступившим в законную силу 31 декабря 2017 года, статья 7 дополнена частью пятой следующего содержания: «Допускается использование Государственного герба Российской Федерации, в том числе его изображения, федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государ-

ственной власти субъектов Российской Федерации и иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и муниципальными органами, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным гербом Российской Федерации»[2].

Таким образом, законодатель предельно расширил возможность использования Государственного герба Российской Федерации гражданами и организациями. На сегодняшний день единственным условием использования государственного символа остается отсутствие признаков надругательства над Государственным гербом Российской Федерации, что, в свою очередь, влечет за собой не административную, а уголовную ответственность по статье 329 УК РФ.

В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что во-первых, законодательством о государственных символах гражданам не предоставлено право неофициального использования государственного герба, и, во-вторых, имеется двусмысленность в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющая правоохранительным органам привлекать к административной ответственности граждан в случаях неофициального использования ими государственного герба.

При этом неоднозначна и ситуация с производством продукции, содержащей изображения Государственного герба. Федеральный конституционный закон, с одной стороны, имеет исчерпывающий перечень случаев обязательного и допустимого использования герба и все другие случаи объявлены недопустимыми без специального законодательного разрешения. Это позволяет правоприменителям толковать Закон исключительно: если какое-либо действие с гербом не разрешено, то оно запрещено, недопустимо и должно караться в установленном порядке. С другой стороны, никаким законом не ограничено право граждан приобретать продукцию с Государственным гербом, и, таким образом, в условиях свободного рынка никак не ограничивается товарооборот подобной продукции.

По мнению В.В. Володина и П.В. Крашенинникова, авторов пояснительной записки к законопроекту и самого законопроекта: «Принятие данного федерального конституционного закона позволит устранить имеющийся пробел и попытки неоднозначного толкования законодательства. Возможность использования гражданами символики государства в том числе на массовых публичных мероприятиях (спортивные соревнования, съезды политических партий, общественных объединений и др.) либо его использование в производстве сувенирной и иной продукции будет способствовать повышению культуры использования геральдических знаков нашей страны в жизни граждан Российской Федерации, популяризации государственной символики и повышению авторитета России в мире, а также реализации одного из важнейших принципов государственной политики в сфере образования - воспитания гражданственности и патриотизма».

На сегодняшний день нельзя сказать, что правоохранительные и судебные органы восприняли поправку в ФКЗ «О Государственном ...» как однозначный запрет на привлечение к административной ответственности за нарушение порядка официального использования государственного герба Российской Федерации.

В судебной практике за 2018 год встречаются разные варианты решений. Так, например, 5 марта 2018 года постановлением мирового судьи судебного участка № 31 Самарской области ООО Юридическое бюро «Судебно-Экспертная Лаборатория» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.10 КоАП РФ с назначением ему наказание в виде административного штрафа в

размере 100 000 (сто тысяч) рублей (Дело № 5-180/2018 архив Самарского судебного района г. Самары). Напротив, 28 марта 2018 года постановлением мирового судьи Красно-затонского судебного участка г. Сыктывкара производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.10 КоАП РФ, в отношении гражданина О. было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (Дело № 5-399/2018 архив Краснозатонского судебного участка г. Сыктывкара Республика Коми). А постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Мамонтовского района Алтайского края от 17 января 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.10 КоАП РФ было прекращено по причине малозначительности деяния (Дело № 5-9/2018 архив Мамонтовского судебного района Алтайского края).В заключении хотелось бы высказать следующую позицию по данному вопросу. Внесение последних изменений в ФКЗ «О Государственном .» не представляется нам однозначно положительным явлением. Конечно, популяризация государственной символики, как одно из средств воспитания гражданственности и патриотизма, дело хорошее. Однако существуют опасения, что свободное размещение Государственного герба Российской Федерации на печатях, бланках, визитках граждан и организаций может спровоцировать всплеск таких преступлений против собственности, как мошенничество. Полагаем, что федеральный законодатель мог бы вернуться к рассмотрению данного вопроса и сформулировать правовую норму таким образом, что бы не допустить использования государственного символа недобросовестными лицами в корыстных интересах.

Список литературы

1. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ (ред. от 20.12.2017 г.) «О Государственном гербе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 52 (Ч. I). Ст. 5021.

2. Федеральный конституционный закон от 20.12.2017 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 52 (Ч. I). Ст. 7916.

3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 1.

4. Безруков А.В. Проблемы использования государственного герба Российской Федера-

ции и субъекта Российской Федерации в материалах судебной практики // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2018. Т. 6, № 3. (23) http://esj.pnzgu.ru (Дата обращения -10.02.2019г.).

5. Зинков Е.Г. О некоторых проблемах реализации административной ответственности в сфере конституционно-правовых отношений // Административное право и процесс. 2013. № 8. С. 33 - 36.

6. Карабанова Е.Н. Особо почитаемые символы как объект уголовно-правовой охраны: проблемы законодательного регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10. С. 62-65.

THE STATE EMBLEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN OBJECT OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROTECTION

The article deals with the study of administrative responsibility for violations of the order of official use of the state emblem of the Russian Federation. The conclusion about ambiguity of the last changes of the current legislation in this sphere is made.

Keywords: state symbols of the Russian Federation, state emblem, administrative offense, administrative responsibility, constitutional rights and freedoms of citizens.

References

1. Federalniy konstitutsionniy zakon ot 25 dekabrya 2000 goda №2-FKZ (red. ot 20.12.2017 g.) «O Gosudarstvennom gerbe Rossiyskoi Federatsii» // SZRF. 2000. №52 (Ch. 1). St. 5051.

2. Federalniy konstitutsionniy zakon ot 20.12.2017 №4-FKZ «O vnesenii izmeneniy v statiu 7 Federalnogo konstitutsionnogo zakona «O Gosudarstvennom gerbe Rossiyskoi Federatsii» // SZRF. 2017. №52 (Ch. 1). St. 7916.

3. «Kodeks Rossiyskoi Federatsii ob administrativnih pravonarusheniyah» ot 30.12.2001 №195-FZ (red. ot 06.02.2019 g.) // SZRF. 2002. №1 (Ch. 1). St.1.

4. Bezrukov, A. V. Problemi ispolzovaniya gosudarstvennogo gerba Rossiyskoi Federatsii i subyekta Rossiyskoi Federatsii v materialah sudebnoi praktiki// Elektronniy nauchniy zhurnal «Nauka. Obshestvo. Gosudarstvo».2018. T. 6, №3. (23) http://esj.pnzgu.ru (Data obrasheniya -10.02.2019 g.).

5. Zinkov E.G. O nekotorih problemah realizatsii administrativnoi otvetstvennosti v sfere konstitutsionno-pravovih otnosheniy // Administrativnoye pravo i protsess. 2013. №8. S. 33 - 36.

6. Karabanova E.N. Osobo pochitayemiye simvoli kak obyekt ugolovno-pravovoi ohrani: problemi zakonodatelnogo regulirovaniya // Zakoni Rossii: opit, analiz, praktika. 2013. №10. S. 62-65.

Об авторах

Артамонов Алексей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: alexeiartamonow@yandex.ru Иванин Александр Александрович - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия) E-mail: ivanin.aleck@yandex.ru

Artamonow Alexey Nikolaevich - candidate of legal Sciences, associate Professor, head of chair of state legal disciplines, Bryansk state University named after academician I.G. Petrovsky (Russia), E-mail: alexeiartamonow@yandex.ru

Ivanin Alexander Alexandrovich - candidate of legal Sciences, associate Professor of the department of state legal disciplines, Bryansk state University named after academician I.G. Petrovsky (Russia), E-mail: ivanin.aleck@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.