Научная статья на тему 'Государственный финансовый контроль: сущность и формы'

Государственный финансовый контроль: сущность и формы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
867
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / ОРГАНЫ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова А. С.

Последние годы в Российской Федерации происходят существенные преобразования в области финансово-экономического управления. Все большее значение приобретает государственный финансовый контроль как средство регулирования экономических вопросов и финансовых потоков в стране. В данной статье рассматривается нормативная база государственного финансового контроля, раскрывается понятие «государственный контроль» и приводится основная классификация его основных форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный финансовый контроль: сущность и формы»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ

© Попова А.С.*

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Последние годы в Российской Федерации происходят существенные преобразования в области финансово-экономического управления. Все большее значение приобретает государственный финансовый контроль как средство регулирования экономических вопросов и финансовых потоков в стране. В данной статье рассматривается нормативная база государственного финансового контроля, раскрывается понятие «государственный контроль» и приводится основная классификация его основных форм.

Ключевые слова государственный финансовый контроль, сущность контроля, формы государственного контроля, органы, осуществляющие государственный финансовый контроль.

Главной задачей исследований в данной области является повышение эффективности мероприятий по финансовому контролю в условиях интенсивного изменения нормативно-законодательной базы и экономических условий в Российской Федерации.

В процессе финансового контроля не только проводится проверка соблюдения установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности, а так же экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий в процессе реализации основных целей деятельности субъекта хозяйствования.

На сегодняшний момент экономисты не имеют единого мнения при определении термина «финансового контроля», что обусловлено спешным переходом от плановой экономики к рыночной и в связи с этим отсутствием единой и четкой концепции формирования системы финансового контроля в Российской Федерации.

При этом определения финансового контроля через деятельность контролирующих органов можно рассматривать как определения не финансового контроля как такового, а государственного финансового контроля. В юридической литературе финансовый контроль понимается или как контроль, осуществляемый государственными органами, или же финансовый контроль ограничивают государственными финансами.

Некоторые экономисты придерживаются мнения, что государственный финансовый контроль по своей сути является сферой (или методом) управленческой деятельности.

* Магистрант кафедры «Государственное и муниципальное управление, анализ и аудит».

В то время как другие ученые утверждают, что контроль сводится к проверке соблюдения объектом хозяйствования законности и финансовой дисциплины.

На наш взгляд, финансовый контроль - это совокупность процедур по проверке финансовых и связанных с ними аспектов деятельности хозяйствующего субъекта с применением специфических форм и методов их организации, с целью обеспечения законности и целесообразности проводимой деятельности рамках реализации функции управления бюджетными средствами.

Основными задачами финансового контроля являются:

- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

- проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

- проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

- выявление внутренних резервов производства;

- устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

В основу государственного контроля в Российской Федерации положены

основополагающие принципы разработанные Мировым сообществом и изложенные в Лимской декларации 1975 г. К таковым принципам относятся: независимость и объективность, компетентность и гласность и т.д. (табл. 1).

Таблица 1

Принципы государственного финансового контроля

Принцип Сущность принципа

Принц независимости Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют. Орган финансового контроля в праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов. При этом не исключена возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов.

Принцип гласности Результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступность обеспечивается двумя способами: представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в выше стоящие органы; публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печати. Зачастую некоторые результаты финансовых проверок не могут быть немедленно преданы гласности, если предстоит дальнейшее расследование силами правоохранительных органов причин нарушений, выявление виновных, наказание их судом.

Продолжение табл. 1

Принцип Сущность принципа

Принцип законности Деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам страны, и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых субъектов.

Принцип объективности Выводы по результатам проверок должны быть обоснованны и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию, о которой можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

Принцип ответственности Ответственность государственных контролеров, ответственность контролируемых и ответственность третьих лиц.

Принцип сбалансированности При определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей.

Принцип системности Предполагает наличие именно системы органов финансового контроля.

Необходимо отметить, что всеми учеными признаются в качестве принципов финансового контроля одни и те же положения с некоторой их вариацией. Таким образом, совокупность указанных выше принципов и требований и является основанием функционирования современной системы финансового контроля развитых стран.

Так же весьма разнообразны и формы финансового контроля, что обусловлено такими факторами как время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) Можно выделить следующие формы финансового контроля.

Главой 26 Бюджетного кодекса РФ определены следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль - контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны для их исполнения.

В процессе реализации всех форм финансового контроля используется различные приемы и способы проведения контрольных мероприятий среди которых следует выделить проверки, обследования, анализ, ревизию.

Проверки проводятся по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе бухгалтерской, финансовой и прочей документации. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются меры по их устранению.

Обследования аналогичны проверкам, но охватывают более широкий круг вопросов и показателей. Как правило, проводятся в связи с перспективными целями субъекта. Обычно в ходе обследования проводятся опросы, анкетирование и другие формы.

Анализ - контроль финансово-хозяйственной деятельности проводимой на основе специфических методов хозяйственно-экономического, бухгалтерского и финансового анализа.

Главным методом финансового контроля является ревизия. Это наиболее полное и глубокое обследование финансовой деятельности.

Таким образом, главное условие эффективности организации финансового контроля - это обеспечение доступа к любой необходимой для этого информации. Для достижения этой цели необходимо четко определить форму проведения контроля и тщательно спланировать контрольные мероприятия.

Список литературы:

1. Альбеков З.А. Направления развития результативно-ориентированного государственного финансового контроля в бюджетных учреждениях: ав-тореф. дисс. ... канд. эконом. наук / З.А. Альбеков. - Ростов-на-Дону, 2010. -27 с.

2. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: учеб. пособ. /под ред. М.В. Мельник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 346 с.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочная информационная система «Консультант». - 2013.

4. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Контроллинг. - 1991. - N 1. - 120 с.

5. Сафрыгин Ю.В., Минёва О.К. Государственный аудит как система управления социально-экномической сферой // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - Астрахань. - 2011. - № 2 (27).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.