Научная статья на тему 'Государственные ценные бумаги как источник государственного долга Республики Беларусь'

Государственные ценные бумаги как источник государственного долга Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1623
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЛИГАЦИИ / PUBLIC DEBT / STATE SECURITIES / STATE BONDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лопуть Надежда Александровна

В статье проводится финансово-правовой анализ одной из форм долговых обязательств Республики Беларусь, образующих государственный долг – государственных ценных бумаг. Предложены изменения в законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article includes the financial and legal analysis of one of the types of debentures of the Republic of Belarus that form its state debt – sovereign bonds. Certain amendments to the existing legislation are proposed.

Текст научной работы на тему «Государственные ценные бумаги как источник государственного долга Республики Беларусь»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИСТОЧНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЛОПУТЬ Надежда Александровна

Аннотация: в статье проводится финансово-правовой анализ одной из форм долговых обязательств Республики Беларусь, образующих государственный долг - государственных ценных бумаг. Предложены изменения в законодательство.

Annotation: this article includes the financial and legal analysis of one of the types of debentures of the Republic of Belarus that form its state debt - sovereign bonds. Certain amendments to the existing legislation are proposed.

Ключевые слова: государственный долг, государственные ценные бумаги, государственные облигации.

Key words: public debt, state securities, state bonds.

Одной из форм мобилизации свободных денежных средств граждан и юридических лиц и одновременно формой государственного долга являются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Этот инструмент привлечения денежных средств в бюджет используется многими современными государствами и является своеобразной альтернативой прямым кредитам, в том числе кредитам центральных банков.

Тема правового регулирования отношений по привлечению государственных займов путем выпуска государственных ценных бумаг затрагивается всеми исследователями, так или иначе анализирующими проблемы государственного долга и государственного кредита (Е.Г. Ситникова, Е.В. Покачалова, В.Г. Залев-ский, Э.Х. Махмутова, А.В. Карташов, Д.Л. Хей-ло и др.). Авторами указывается на необходимость и возможность мобилизации и привлечения денежных ресурсов для выполнения социально-экономических задач государства путем размещения государственных ценных бумаг. При этом, как отмечает, например, Э.Х. Махмутова, «без создания и функционирования эффективного рынка долговых инструментов экономический рост в стране не возможен»1.

В Республике Беларусь рынок государственных ценных бумаг находится в стадии развития. В соответствии с Бюджетным ко-

дексом Республики Беларусь (далее - БК)2 государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Республики Беларусь, являются одной из форм долговых обязательств, формирующих государственный долг. В настоящее время государственные ценные бумаги выпускаются в виде государственных облигаций.

Государственные ценные бумаги могут размещаться как на территории государства, так и за его пределами, в национальной и иностранной валюте, среди резидентов и нерезидентов.

Государственные ценные бумаги на внутреннем рынке

Государственные ценные бумаги являются основной формой долговых обязательств, формирующей внутренний государственный долг.

При этом единый порядок привлечения внутренних государственных займов, как и перечень видов государственных ценных бумаг, посредством которых образуется внутренний государственный долг, не определен. Правительством Республики Беларусь утверждены основные условия выпуска отдельно по каждому виду государственных ценных бумаг.

Законодательством определены следующие виды государственных ценных бумаг, формирующих внутренний государственный долг:

- облигации государственного выигрышного валютного займа. Размещаются среди физических лиц;

1 Махмутова Э.Х. Государственный кредит в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и перспективы развития : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14. М. : РГБ, 2005.

2 Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г. № 412-З : с изм. и доп. : текст по состоянию на 1 мая 2012 г. // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012.

- облигации государственного сберегательного займа. Выпускаются только для физических лиц;

- государственные краткосрочные и долгосрочные облигации. Выпускаются как для юридических, так и для физических лиц;

- государственные облигации, номинированные в иностранной валюте. Выпускаются только для юридических лиц3.

При этом в настоящее время используются только государственные краткосрочные и долгосрочные облигации и государственные облигации, номинированные в иностранной валюте. Таким образом, перечень инструментов заимствований на внутреннем рынке ограничен, как и круг инвесторов в государственные ценные бумаги - как правило, это банки. Кроме того, можно было бы расширить и цели привлечения государственных ценных бумаг путем производственного использования привлекаемых средств, вложения их в перспективные проекты в экономике. При этом государственные ценные бумаги при развитости рынка могут являться действенным инструментом монетарной политики, с помощью которой государство способно оказывать влияние на количество денег в обращении.

Так, например, внутренний государственный долг Республики Казахстан - партнера Республики Беларусь в рамках Таможенного союза представлен шестью видами государственных ценных бумаг. При этом такие бумаги дифференцированы на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные4. В диссертационном исследовании С.П. Дядичко предложено использовать новые виды ценных бумаг, такие как облигации промышленного использования с капитализируемым доходом (доход уплачивается с прибыли предприятия), облигации развития (их отличие в том, что они должны выпускаться для внедрения совершенно новых технологий, производств и служат для решения инновационных задач)5. При этом круг инвесторов по таким ценным бумагам определен банками, страховыми организациями, частными компаниями.

3 Нормативные документы, регулирующие рынок государственных ценных бумаг. ИКЬ: http://www.minfin.gov.by/rmenu/equity-тагке^асЛ8/8есигШе8/ (дата обращения: 01.05.2012).

4 иЯЬ: http://www.minfin.kz/mdex.php?шn=1120292450& chapter=1327638946&lang=rus (дата обращения: 01.05.2012).

5 Дядичко С.П. Государственный кредит в процессе транс-

формации финансово-кредитных отношений : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10. Оренбург, 2006. 19 с.

Государственные ценные бумаги на внешнем рынке

Впервые республика вышла на иностранный рынок с таким инструментом заимствований только в 2010 году. Государственные ценные бумаги Республики Беларусь в виде государственных долгосрочных облигаций размещены на международном и российском финансовых рынках.

Размещение государственных ценных бумаг на внешнем рынке является альтернативой такого размещения на рынке внутреннем и дополнительным источником покрытия дефицита бюджета.

Общий порядок привлечения займов Республикой Беларусь путем выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств определен Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь» (далее - Указ № 252)6. В соответствии с этим Указом решение о таком размещении принимается Главой государства.

Из анализа положений Указа № 252 можно сделать вывод, что государственные ценные бумаги, размещаемые за рубежом, могут выпускаться в целях покрытия дефицита республиканского бюджета и в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами. Целью выпуска государственных ценных бумаг в приложении 13 к Закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» названо финансирование дефицита бюджета.

Использование такого инструмента привлечения денежных средств, как указанные ценные бумаги, вызвало необходимость дополнительного правового регулирования складывающихся отношений.

В 2010 году приняты два указа главы государства и в их развитие постановления Правительства Республики Беларусь, обеспечившие правовое регулирование определенных выпусков государственных ценных бумаг. При

6 Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 18 апреля 2006 г. № 252 : с изм. и доп. : текст по состоянию на 1 мая 2012 г. // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012.

этом конкретные условия привлечения, использования, обслуживания, погашения государственных ценных бумаг определяются в проспекте эмиссии, договорах об оказании услуг, связанных с выпуском, размещением, обращением, погашением и обслуживанием государственных ценных бумаг, учетом прав на них, услуг по допуску ценных бумаг к торговле на фондовой бирже, и иных документах, разрабатываемых непосредственно под конкретный выпуск государственных ценных бумаг.

1. Указом главы государства от 13 мая

2010 года № 245 «О выпуске государственных облигаций Республики Беларусь»7 предоставлено право Совету Министров Республики Беларусь осуществлять в 2010-2011 годах выпуски облигаций на сумму до 2 млрд долларов США со сроком обращения не менее пяти лет и размещением их за пределами территории Республики Беларусь. В развитие названного Указа Правительством Республики Беларусь приняты соответствующие решения о выпуске в 20102011 годах государственных долгосрочных облигаций Республики Беларусь (постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2010 года № 7588 и от 22 октября 2010 года № 15429).

В соответствии с заключенными договоренностями дебютный выпуск с процентной ставкой в размере 8,75 % и погашением займа в 2015 году состоялся в июле 2010 года на сумму 600 млн долларов. В августе были доразмещены облигации на 400 млн долларов под ставку 8,251 %10. Погашение облигаций произойдет 3 августа 2015 года.

В январе 2011 года республика осуществила третий выпуск государственных облигаций в долларах США, разместив семилетние еврооблигации на сумму 800 млн долларов

7 О выпуске государственных облигаций Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 13 мая 2010 г. N° 245 : с изм. и доп. : текст по состоянию на 1 мая 2012 г. // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012.

8 О выпуске государственных долгосрочных облигаций в 2010 году : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 мая 2010 г. N 758 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2010. № 131. 5/31874.

9 О выпуске государственных долгосрочных облигаций : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 октября 2010 г. № 1542 // Там же. № 261. 5/32708.

10 Республика Беларусь увеличила сумму дебютного

выпуска еврооблигаций до 1 млрд долл. США. URL: http://

www.minfin.gov.by/news/?m=8&y=2010 (дата обращения:

01.12.2011).

под 8,95 % годовых. Указанные облигации подлежат погашению 26 января 2018 года11.

2. Указом главы государства от 9 октября 2010 года № 527 Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право в 2010-

2011 годах осуществлять выпуски государственных облигаций Республики Беларусь, являющихся государственными долговыми обязательствами и формирующих внешний государственный долг, на сумму до 15 млрд российских рублей (включительно) со сроком обращения до пяти лет (включительно) и организовать их размещение на территории Российской Федерации12. В развитие Указа № 527 принято постановление Правительства Республики Беларусь от 22 ноября 2010 года № 1543, которым одобрены ряд проектов, необходимых для организации выпуска документов, впоследствии подписанных сторонами13.

Государственные ценные бумаги, размещаемые за пределами территории Республики Беларусь, имеют ряд отличительных особенностей:

- существенное значение в правовом

регулировании имеют положения международного частного права и обычая делового оборота, законодательство государства

размещения;

- их правовое регулирование осуществляется на основании специальных, единичных норм, носящих узкий характер, привя-

14

занных к конкретному выпуску ;

- привлечение средств посредством указанного инструмента возможно без выполнения определенных условий, как то - проведение реформ, сокращение бюджетного финансирования программ и т.д.;

- ставка дохода зависит от кредитного рейтинга государства-заемщика. Высокий кредитный рейтинг дает возможность сделать обслуживание государственного займа посредством государственных ценных бу-

11 Республика Беларусь завершила размещение еврооблигаций на сумму 800 млн долл. США со ставкой купона 8,95 % и погашением в 2018 г. иЯЬ: http://www.minfin.gov.by/news/?m= 1&у=2011 (дата обращения: 01.12.2011).

12 Об организации выпуска государственных облигаций Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 октября 2010 г. № 527 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2010. № 248. 1/12020.

13 О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 9 октября 2010 г. № 527 : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 октября 2010 г. № 1543 // Там же. № 261. 5/32709.

14 Махмутова Э.Х. Государственный кредит в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и перспективы развития.

маг наименее дорогим. Кредитные рейтинги, полученные республикой в 2007 году, позволили разместить государственные ценные бумаги по ставке ниже 9 % годовых;

- дифференцированный широкий круг кредиторов-инвесторов (так, государственные ценные бумаги на международном рынке в 2010 году купили более 100 инве-

сторов15);

- сложный механизм размещения, которому предшествует долгий подготовительный этап, широкий круг участников выпуска (это непосредственно организаторы выпуска, организации, оказывающие юридические услуги, услуги листинга и т.д.);

- процедура размещения достаточно затратная. Организаторы, как правило, берут за это комиссионные вознаграждения;

- важное значение имеет конъюнктура на мировых финансовых рынках, необходимость постоянного мониторинга зарубежного финансового рынка с целью определения эффективного размещения.

Особенностью размещения государственных ценных бумаг за рубежом является также одно из обязательных условий - отказ эмитента от иммунитетов по спорам, связанным с выпуском, размещением, обращением и погашением данных облигаций, что означает, что требования о взыскании долга могут быть предъявлены к государству и взысканы в судебном порядке.

В заключение отметим, что значение государственных ценных бумаг как формы государственного долга различно в зависимости от того, где они размещаются. Учитывая то обстоятельство, что кредиты Национального банка Республики Беларусь не привлекаются для финансирования бюджетного дефицита, а средства, предоставляемые банками под гарантии Правительства, не поступают в бюджет, государственные ценные бумаги являются единственной формой долговых обязательств, посредством которых осуществляется привлечение денежных средств государством на внутреннем рынке. Вместе с тем, на внешнем рынке такие выпуски носили разовый характер.

15 Смольский А. Имидж важен, но размещать евробонды дороже 9 % мы бы не стали. URL: http://finance.tut.by/news196506. html (дата обращения: 01.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.