Научная статья на тему 'Государственные режимы управления экономическими отношениями: сущность, виды, признаки'

Государственные режимы управления экономическими отношениями: сущность, виды, признаки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ / ДИРЕКТИВНО-ПЛАНОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / РЫНОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА / THE STATE (ECONOMIC) MODE TRANSITION / ECONOMIC SYSTEM / STATE REGIME / THE STATE MANAGEMENT MODE OF ECONOMIC RELATIONS / POLICY AND PLANNING ECONOMIC REGIME / THE MARKET ECONOMIC REGIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрявцев Юрий Анатольевич

В статье рассматривается сущность категории «государственный экономический режим», анализируются соотношение понятий «экономическая система» и «экономический режим», существующие подходы к классификации государственных (экономических) режимов. Большое внимание уделяется сущности и признакам директивно-плановых, рыночных и переходных государственных (экономических) режимов. Государственные режимы управления экономическими отношениями рассматриваются в контексте взаимодействия экономики, политики и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудрявцев Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State management regimes economic relations: the nature, types, symptoms

The article deals with the essence of the category of «government economic regime, examines relations between the concepts» economic system» and «economic regime», the existing approaches to the classification of government (economic) regime. Much attention is paid to the nature and grounds of a directive-planning, market and transition state (economic) regime. State management regimes economic relations are considered in the context of the interaction of economics, politics and law

Текст научной работы на тему «Государственные режимы управления экономическими отношениями: сущность, виды, признаки»

of 5th international scientific conference of Iran and Russia on problems of development of agriculture. — St-Petersburg 2009.

4. www.gks.ru Federal Agency of the state statistics.

5. Federal law of the Russian Federation «About state regulation of agroindustrial manufacture» from July, 14th, 1997 № 100-FZ; Federal law from 29.12.2006r. № 264-FZ «About agriculture development».

6. Information and accounting materials of Committee on agroindustrial complex of Leningrad region, Committee of the general and vocational training of Leningrad region, Committee on work and employment of Leningrad region, materials of plenary sessions of the international exhibition «Agrorus — 2009, 2010», regional fairs of vacancies of the agrarian and industrial complex, the First branch youth labor exchange.

7. Government program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and the foodstuffs for 2008-2012; Federal target program «Social development of village till 2012»; Federal target program «Preservation and restoration of fertility of soils of the earths of agricultural purpose and agrolandscapes as national property of Russia for 2006-2010 and for the period till 2012».

8. Cooperation agreement and strategic partnership, between SPbSAU, Committee on agroindustrial complex, Committee of the general and vocational training, Committee on work and employment of Leningrad region, № 33/with, from July, 7th, 2008; the Agreement on interaction of Committee on agroindustrial complex of Leningrad region and SPbSAU on realization «Government program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and the foodstuffs for 2008-2012», from July, 14th, 2008.

УДК 338.981; 339.443; 340.1 Ю.А. Кудрявцев*

Государственные режимы управления экономическими отношениями: сущность, виды, признаки

В статье рассматривается сущность категории «государственный экономический режим», анализируются соотношение понятий «экономическая система» и «экономический режим», существующие подходы к классификации государственных (экономических) режимов. Большое внимание уделяется сущности и признакам директивно-плановых, рыночных и переходных государственных (экономических) режимов. Государственные режимы управления экономическими отношениями рассматриваются в контексте взаимодействия экономики, политики и права.

Ключевые слова: экономическая система, государственный режим, государственный режим управления экономическими отношениями, директивно-плановый экономический режим, рыночный экономический режим, государственный (экономический) режим переходного типа.

Y.A. Kudryavtsev*-. State management regimes economic relations: the nature, types, symptoms.

The article deals with the essence of the category of «government economic regime, examines relations between the concepts» economic system» and «economic regime», the existing approaches to the classification of government (economic) regime. Much attention is paid to the nature and grounds of a directive-planning, market and transition state (economic) regime. State management regimes economic relations are considered in the context of the interaction of economics, politics and law.

Keywords: economic system, state regime, the state management mode of economic relations, policy and planning economic regime, the market economic regime, the state (economic) mode transition.

В науке при характеристике экономики страны ученые оперируют такими категориями, как «экономическая система», экономический строй», экономический уклад». Под экономической системой государства в экономической теории чаще всего понимают совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся имущественных отношений и организационных форм. Категории «экономический строй» и «экономический уклад», как правило, означают одно и то же, либо принципиальных отличий между ними не проводится. Такая же неопределенность существует и в вопросе типологии указанных явлений. Так, Г.Н. Муртазаева и А.И. Гречаный совершенно справедливо подчеркивают, что «современная отечественная и зарубежная литература изобилует различными подходами, классификациями и периодизациями социальных систем, функционирующих в истории развития человечества»1. Авторы, к примеру, ссылаются на А.М. Ходачека, предложившего следующую типологию экономических укладов:

* Кудрявцев, Юрий Анатольевич, доцент кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. Тел.: (812) 744-70-93. E-mail: yuriy_teoriya@mail.ru

* Kudryavtsev, Yuriy Anatolievich, senior lecturer chair of economy and management of social and economic processes Saint-Petersburg university Ministry of the internal affairs of Russian Federation, candidate of juridical science, the senior lecturer. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Tel: (812) 744-703. E-mail: yuriy_teoriya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 5 июля 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Экономика, финансы, менеджмент

1) традиционная рыночная экономика; 2) государственно-монополистическая экономика; 3) централизованная государственная экономика; 4) глобализированная открытая экономика, связанная с транснациональными корпорациями; 5) замкнутая экономика, ориентированная на внутренний рынок; децентрализованная регионализированная экономика (экономика страны как совокупность региональных экономик); 6) децентрализованная экономика самоуправляющихся коллективных («народных») предприятий; 7) смешанная экономика переходного периода с большим удельным весом малоконтролируемых субъектов хозяйствования: (семейная экономика, малый и средний бизнес)2. Не трудно заметить, что данный подход достаточно противоречив, поскольку включает в себя различные типы экономик, выделенных по разным критериям и расположенным в произвольной последовательности. Так, не представляется возможным понять, чем отличается традиционная экономика, характеризующаяся многоукладностью и сильным влиянием традиций и обычаев, от «традиционной рыночной экономики». Также не ясно соотношение государственно-монополистической экономики и централизованной государственной экономики: ведь не секрет что государственная централизация предполагает государственный монополизм на общественное производство и т.п. Сказанного вполне достаточно, чтобы придти к выводу о необходимости систематизации существующих точек зрения и четкого разграничения экономических и юридических теоретических взглядов на систему хозяйствования. Принимая во внимание изложенное, нами предлагается включить в научный оборот теории государства и права термин «государственный (экономический) режим» отражающий приемы и способы воздействия различных субъектов экономической системы на происходящие в стране хозяйственные процессы, характеризующий в конечном счете экономическую функцию государства.

Государственный (экономический) режим представляет собой характеристику экономики государства с точки зрения методов и форм функционирования и взаимодействия элементов экономической системы, а также способов и пределов государственно-правового регулирования экономических процессов.

В науке предлагаются различные варианты классификации методов государственного регулирования экономических отношений. На наш взгляд, в достаточной степени логичным и обоснованным представляется подход, высказанный Г.Н. Муртазаевой и А.И. Гречаным, согласно которому методы регулирования экономики предлагается объединить в две группы: методы прямого и методы косвенного юридического воздействия3. По этому поводу они отмечают следующее: «Нормативные акты, нацеленные на прямое регулирование экономики, имеют определенное сходство с приказами и директивами. Соответственно, в данном случае наиболее распространенным является императивное построение правовых норм. Использование такого рода методов вынуждает хозяйствующих субъектов принимать решения, основанные не на собственных интересах и свободном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Как показывает опыт, использование таких способов необходимо и обусловлено спецификой отдельных видов экономических отношений, а сфера юридического воздействия как такового в данном случае достаточно узка.

Смысл методов косвенного регулирования состоит в том, чтобы придать этим отношениям определенную упорядоченность путем законодательного оформления определенных экономических стимуляторов. Задачей косвенного юридического регулирования является создание с помощью юридических норм такой сферы экономических отношений, где участники отношений смогут самостоятельно координировать свою деятельность и осуществлять юридическое воздействие. Соответственно, рассматриваемый метод отдает преимущество диспозитивному построению правовых норм»4. Если данный подход принять за основу дальнейших рассуждений, то можно сделать вывод, что экономические режимы отличаются друг от друга преобладанием прямых либо косвенных методов правовой регуляции экономики.

Основными разновидностями государственных (экономических) режимов являются директивноплановые, рыночные и переходные экономические режимы. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

В рамках директивно-планового экономического режима, характеризующего экономику государства этатистского толка, следует выделить следующие его разновидности: централизованно-плановый и децентрализованно-плановый. Признаками централизованно-планового (командноадминистративного) экономического режима являются:

— общественная собственность практически на все материальные ресурсы;

— экономические решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства принимаются посредством централизованного экономического планирования;

— управление в рамках государственного аппарата, а иногда и в рамках всего национального хозяйства, основано на иерархическом способе (порядке) координации, основанного на передаче распоряжений от вышестоящих к нижестоящим;

— предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив;

— высокий уровень социальной защиты населения (образование, здравоохранение, защита старости и детства и т.д.) с одной стороны, вместе с тем игнорирование многих потребностей населения — с другой;

— возможность концентрировать огромные ресурсы на решении важных государственных задач;

— относительная однородность общества и отсутствие ярко выраженных экономических противоречий.

Основными негативными чертами централизованно-планового экономического режима являются: усиливающееся господство теневых экономических отношений, разрушающих общество и экономику; бюрократизация экономической и общественной жизни; монополизация экономики и её милитаризация.

Политико-правовую сущность такого государства определяет тоталитарный политический режим, предполагающий монопольный контроль над всеми сферами жизни общества: над политикой, экономикой, культурой, идеологией и т.п.

Признаками децентрализованно-планового экономического режима являются следующие:

— иерархический порядок подчинения применяется преимущественно на уровне предприятий (фирм) или иных экономических субъектов, при этом в рамках национального хозяйства имеет место сочетание директивного и рекомендательного (индикативного) планирования;

— в основе государственной экономической политики — диспозитивные методы воздействия на процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также на поведение экономических субъектов;

— допущение относительной свободы в сфере экономических отношений — с одной стороны; вмешательство в сферу частных интересов экономических субъектов в случае их противоречия интересам государства — с другой;

— юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении гражданского общества.

Политико-правовая жизнь такого государства определяется авторитарным политическим режимом, который, по справедливому мнению Р.А. Ромашова, способен сочетать в себе жесткие императивные методы регуляции в сфере идеологии и политики с диспозитивными методами воздействия в области экономики5. В условиях плановых режимов экономические предпосылки формирования права специфичны и определяются этатистской теоретической моделью, при которой соотношение права и экономики выглядит следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, а сама политика — концентрированное выражение экономики (экономической структуры общества)6.

Рыночный экономический режим, на наш взгляд, может быть представлен двумя разновидностями: экономическим режимом свободной конкуренции и социальным режимом. Экономический режим свободной конкуренции характеризуется следующими основными признаками:

— частная собственность на ресурсы;

— использование системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею;

—спонтанный способ координации, предполагающий, что экономические субъекты в своей деятельности руководствуются главным образом изменениями цен, а не распоряжениями вышестоящих структур;

—множественность самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса;

— поведение хозяйствующих субъектов мотивируется их личными, эгоистическими интересами, при этом каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений;

— очень мала или вовсе отсутствует необходимость в планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс, поэтому роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Среди недостатков подобного режима следует назвать следующие: стихийность, приводящая к разрушительным кризисам; ярко выраженная тенденция к централизации и концентрации, рождающие монополию; социальная незащищенность населения, ведущая к резкой дифференциации классов и обнищанию основной массы населения, особенно в период кризисов.

Такой экономический режим складывается в государствах либерального толка. Его политикоправовую сущность определяет так называемый либерально-демократический (либеральный) государственный (политический) режим, который по вполне обоснованному мнению ряда ученых обусловлен прежде всего потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики в своем чистом (классическом) виде, требующей наличия равноправных, свободных и независимых партнеров7 . Либеральное государство отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни. В частности, В.Я. Любашиц пишет, что такое «государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров»8.

Рассматривая экономический режим социального типа, следует подчеркнуть, что, в отличие от режима свободной конкуренции, он характеризуется государственным регулированием экономики и наличием государственного сектора, что в конечном счете способно обеспечить высокий уровень социальной защиты всех слоев населения. Признаками социального экономического режима являются:

— экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной форм собственности;

— активное государственно-правовое регулирование хозяйственной деятельности для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов безработицы и т.д.;

— обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах;

— создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения и др.

Политико-правовую сущность такого государства составляет демократический государственный (политический) режим, предполагающий управление от имени народа, по воле большинства, но с

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Экономика, финансы, менеджмент

учетом интересов меньшинства, опирающийся преимущественно на либеральные методы воздействия в идеологической, политической, экономической сферах общественных отношений в государстве. При этом, в отличие от либерально-демократического (либерального) режима, допускается государственно-правовое вмешательство в социально-экономические процессы, приобретающее систематический, общественно-ориентированный характер, что обусловлено необходимостью рационального распределения экономических ресурсов, решения экологических проблем, участия в международном разделении труда, предотвращении международных конфликтов и т.д.

Предпосылки формирования права в условиях рыночных экономических режимов определяются с учетом специфики самой рыночной системы (рыночной экономики). Истоки права следует прежде всего искать закономерностях современного рынка и его дисфункциях.

Третьей разновидностью государственных (экономических) режимов является режим переходного типа. При этом, как уже было нами сказано, переходные состояния государства, права и экономики не являются исключительными для какой либо страны или региона. В истории общества подобные явления периодически возникают и характеризуются динамическими процессами достижения новых целей развития государственно-правовых систем. Поскольку подобные процессы осуществить мгновенно невозможно, представляется вполне обоснованным говорить о государственно-правых системах переходного типа как об их нетрадиционных разновидностях, обладающих особыми чертами и признаками.

Процесс перехода от одного типа государства, права, экономики к другому характеризуется изменениями в методах и формах осуществления государственной власти, трансформирующих все сферы жизни общества. Государство переходного типа, таким образом, характеризуется переходностью не только политического, но и экономического режимов, в условиях которого происходит трансформация экономической системы как на микро- так и на макроуровне. При этом под переходным состоянием экономики в экономической теории, как правило, понимают относительно непродолжительное по историческим меркам промежуточное состояние экономики, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов9. Перспективной и вместе с тем наиболее предпочтительной целью подобной трансформации является формирование в государстве социально-ориентированной рыночного режима. Сущность экономического режима переходного типа составляют следующие закономерности (процессы)10:

— государство становится одним из субъектов рыночной экономики;

— макроэкономическая (финансовая) стабилизация с дальнейшим реформированием основных макроэкономических институтов;

— приватизация;

— трансформационный спад11 и структурные реформы;

— интеграция в мировое хозяйство путем формирования открытой экономики.

Необходимо подчеркнуть, что особенно в переходных условиях проявляется влияние экономики

на формирование и развитие правовых явлений. Именно в периоды реформ, замечает В.Л. Кулапов, «отношения собственности непосредственно отражаются на внутренней и внешней политике, характере политических и правовых решений»12. М.Н. Марченко, рассматривая особенности государств переходного типа, также подчеркивает ведущую роль экономики в процессе формирования новой политико-правовой системы. По его мнению, «переходное состояние государства, права и самого общества, на базе которого они возникают и развиваются, неизбежно связано с резким изменением характера и масштабов традиционных экономических связей, временным расстройством экономики, ослаблением материальной основы

'“'13

государства и правовой системы, резким падением уровня жизни значительной части населения» .

В заключение следует подчеркнуть, что если директивно-плановые и рыночные режимы являются преимущественно теоретическими моделями, то экономический режим переходного типа следует рассматривать как реальный, функционирующий в конкретных государствах (постсоциалистические страны Восточной Европы, некоторые государства СНГ, современная Россия и др.)

Список литературы

1. Куяапов, В. Л. Соотношение права, политики и экономики // Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2004.

2. Муртазаева, Г. Н., Тречаный, Л. И. Государство и экономика: правовые основы взаимодействия (на примере Украины и России) : монография. — Киев, 2006.

3. Мордовцев, Л. Ю. Право и экономика. Правовые основы государственного регулирования экономических отношений // Любащиц В.Я., Мордовцев Л.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов А.Ю. Теория государства и права : учебник. — М., 2003.

4. Ромашов, Р. Л. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия : сборник избранных статей. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004

5. Ходачек, Л. М. Управление экономикой в крупном городе: вопросы теории и практики государственного регулирования. — СПб., 2000.

6. Экономика : учебник / под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М., 2001.

Literature

1. Kulapov, V. L. Value of law, politics and economics // Theory of State and Law: Lectures, Ed. N.I. Matuzov. A.V. Malko. — Moscow, 2004.

2. Murta%ayeva, G. N., Grechany. A. I. State and Economy: the legal framework of interaction (for example, Ukraine and Russia). — Kiev, 2006.

3. Mordovtsev, A. Y. Law and economics. The legal basis for state regulation of economic relations / V.Y Lyubaschits, A.Y. Mordovtsev, I.V Timoshenko, , D.Y. Shapsughs. Theory of State and Law. — Moscow, 2003.

4. Romashov, R. A. Theoretical and legal science and legal practice: the problem of correlation and interaction: A compilation of selected articles. — St.-Petersburg, 2004

5. Khodachek., A. M. Management of the economy in a major city: questions of theory and practice of state regulation. — St.-Petersburg, 2000.

6. Economy / Ed. A.I. Arkhipova, A.N. Nesterenko, A.K. Bolshakov. — Moscow, 2001.

1 Муртазаева Г.Н., Гречаный А.И. Государство и экономика: правовые основы взаимодействия (на примере Украины и России). Монография. Киев, 2006. С.16.

2 См.: Ходачек А.М. Управление экономикой в крупном городе: вопросы теории и практики государственного регулирования. СПб., 2000. С.40-41.

3 Муртазаева Г.Н., Гречаный А.И. Указ.соч. С.58-59.

4 Там же.

5 Ромашов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия: Сборник избранных статей. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. С.104.

6 См.: Мордовцев А.Ю. Право и экономика. Правовые основы государственного регулирования экономических отношений // Любащиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. М., 2003. С.458.

7 О сущности либерально-демократического политического режима см., например: Любашиц В.Я. Политический режим и его разновидности // Там же. С.170.

8 Там же.. С. 170-171.

9 См., например: Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. М., 1999. С.383-396; Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М., 2001. С.500-509.

10 Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М., 2001. С.502.

11 Термин «трансформационный спад» введен в научный оборот Я. Корнаи. Он утверждал, что при переходе от

административно-командной системы к рынку экономика переживает глубокий кризис, вызванный переходным, трансформированным состоянием экономической системы. Оно выражается в том, что прежние, плановые механизмы разрушены, а новые, рыночные механизмы еще слабы или отсутствуют вообще (Цит. по: Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К.

Большакова. М., 2001. С.503).

12 Кулапов В.Л. Соотношение права, политики и экономики // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2004. С.164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. М., 2005. С.227.

УДК 338.07

О.П. Толкачева*, К.А. Джобинашвили**

Особенности страхования в отрасли туризма

В статье рассматриваются вопросы страхования в отрасли туризма как универсальный способ обеспечения безопасности и защиты, как туристов, так и туристических организаций. В статье авторы сравнивают отечественный опыт страхования с зарубежным. Авторами так же предложены пути решения проблемы привлечения туристских организаций к страхованию путем введения в страховую практику таких понятий как депозиты и гарантии.

Ключевые слова: страхование, туризм, риски, страховой случай, услуги, гарантии.

O.P. Tolkacheva*, K.A. Dzhobinashvili**. Features of insurance in tourism branch. The article deals with insurance issues in the tourism industry as a universal way to ensure the safety and security, both tourists and tourism organizations. The authors compare domestic experience with a foreign insurance. Authors also suggest ways to solve the problem of attracting tourism organizations to insurance through the introduction of the insurance practice of concepts such as deposits and guarantees.

Keywords: insurance, tourism, risks, insured event, services, guarantees.

В настоящее время страхование занимает одно из важных мест в национальной экономике. Страхование и сфера туризма имеют большое значение для развития экономики страны. Туристская деятельность вносит значительный вклад в экономику страны, способствуя созданию новых рабочих

*Толкачева, Ольга Петровна, доцент кафедры финансов и налогообложения, кандидат экономических наук. Санкт-Петербургский Университет МВД России. Адрес: Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, пл. Репина, 1. Тел. (812) 714-29-20, тел. 8 (911) 267-44-39. E-mail: olg-ol@mail.ru.

**Джобинашвили, Кэтэван Александровна, аспирантка кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. з.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Адрес: Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, Садовая улица, 21. Тел. (812) 310-40-57, тел. 8 (911) 934-07-21. E-mail: kd0285@gmail.com.

*Tolkacheva, Olga Petrovna, docent of chair of the finance and taxation, candidate of economical science. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 190121 Saint-Petersburg, Repin sq., 1. Ph. (812) 714-29-20, mob. 8(911)267-44-39. E-mail: olg-ol@mail.ru.

** Dzhobinashvili, Ketevan Alexandrovna, postgraduate f chair of management and planning of social and economic processes of a name Y. A. Lavrikov , Saint Petersburg State University of Economics and Finance. Address: Russia, 191023 Saint-Petersburg Sadovaya street, 21. Ph. (812) 310-40-57, mob. 8(911)934-07-21. E-mail: kd0285@gmail.com.

Статья поступила в редакцию 27 мая 2011 г.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.