Научная статья на тему 'Государственные пособия и их роль в повышении рождаемости в 1950-1970-е гг. (на примере Краснодарского края)'

Государственные пособия и их роль в повышении рождаемости в 1950-1970-е гг. (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
479
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЖДАЕМОСТЬ / ПОСОБИЕ / СЕМЬЯ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ПОЛИТИКА ПОВЫШЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ / МНОГОДЕТНЫЕ МАТЕРИ / МАТЕРИ-ОДИНОЧКИ / МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЕМЬИ / FERTILITY / ALLOWANCE / FAMILY / NATURAL POPULATION GROWTH / KRASNODAR TERRITORY / POLICY OF FERTILITY INCREASE / MOTHERS OF MANY CHILDREN / SINGLE MOTHERS / LOW-INCOME FAMILIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаповалова Янина Анатольевна

Статья посвящена одному из методов государственной поддержки семьи выплате пособий многодетным и одиноким матерям. Рассматриваются роль и значение этой меры в повышении рождаемости в 1950-1970-е гг. Приводится статистика естественного прироста и рождаемости, количества выплаченных пособий, числа многодетных и одиноких матерей в Краснодарском крае в изучаемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE ALLOWANCE AND ITS ROLE IN FERTILITY INCREASE IN 1950-1970 (CASE STUDY OF THE KRASNODAR TERRITORY)

The article covers questions of one of the methods of the state support for a family, which is allowance to large families and single mothers. The author discusses role and relevance of the measure in the fertility increase in 1950 1970, considering statistics of the natural population growth and natural fertility, number of the paid allowances, number of large families and single mothers in the Krasnodar Territory during the period under study.

Текст научной работы на тему «Государственные пособия и их роль в повышении рождаемости в 1950-1970-е гг. (на примере Краснодарского края)»

УДК 94 : 316.356.2 Шаповалова Янина Анатольевна

аспирант кафедры истории и культурологии Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ РОЖДАЕМОСТИ В 1950-1970-Е ГГ. (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Shapovalova Yanina Anatolyevna

PhD student of the History and Cultural Science Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

STATE ALLOWANCE AND ITS ROLE IN FERTILITY INCREASE IN 1950-1970 (CASE STUDY OF THE KRASNODAR TERRITORY)

Аннотация:

Статья посвящена одному из методов государственной поддержки семьи - выплате пособий многодетным и одиноким матерям. Рассматриваются роль и значение этой меры в повышении рождаемости в 1950-1970-е гг. Приводится статистика естественного прироста и рождаемости, количества выплаченных пособий, числа многодетных и одиноких матерей в Краснодарском крае в изучаемый период.

Ключевые слова:

рождаемость, пособие, семья, естественный прирост, Краснодарский край, политика повышения рождаемости, многодетные матери, матери-одиночки, малообеспеченные семьи.

Summary:

The article covers questions of one of the methods of the state support for a family, which is allowance to large families and single mothers. The author discusses role and relevance of the measure in the fertility increase in 1950 - 1970, considering statistics of the natural population growth and natural fertility, number of the paid allowances, number of large families and single mothers in the Krasnodar Territory during the period under study.

Keywords:

fertility, allowance, family, natural population growth, Krasnodar Territory, policy of fertility increase, mothers of many children, single mothers, low-income families.

Наблюдаемая в последние десятилетия депопуляция населения России, вызванная снижением рождаемости, высоким уровнем смертности, малодетностью семей, приковывает к себе внимание различных специалистов. Поиск неких универсалий, которые способны разом изменить сложившуюся ситуацию, пока не дает ощутимых результатов. В связи с этим особую актуальность приобретает обращение к уже накопленному опыту в сфере регулирования рождаемости. Его изучение и переосмысление позволит более взвешено подходить к проблеме рождаемости, учитывая историческую практику. Для этого следует обратить внимание на опыт СССР, использовавшего государственные пособия для повышения рождаемости.

Проводившаяся в СССР политика в сфере рождаемости была направлена на поощрение большого числа детей в семье. С этой целью впервые были введены государственные пособия многодетным матерям постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских садов и детских яслей, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Государственное пособие выдавалось многосемейным матерям, имеющим 6 детей, при рождении каждого следующего ребенка в размере 2 000 рублей ежегодно в течение пяти лет со дня рождения ребенка, а матерям, имеющим 10 детей, - единовременное государственное пособие при рождении каждого следующего ребенка в размере 5 000 рублей и со второго года ежегодное пособие 3 000 рублей, выдаваемое в течение следующих четырех лет со дня рождения ребенка [1]. По сравнению с пособиями на кормление ребенка (10 руб. в месяц) и на приданное (45 руб. единовременно), выплачиваемые всем работницам и служащим, суммы пособий для многодетных матерей были достаточно внушительными.

Огромные людские потери, понесенные во время Великой Отечественной войны, требовали от государства принятия адекватных мер по увеличению рождаемости и поддержки женщин-матерей. Именно с этих позиций можно рассматривать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., который устанавливал ежемесячное пособие многодетным семьям, начиная с четвертого ребенка в размере 4 руб. в месяц. С рождением каждого последующего ребенка размер пособия увеличивался, достигая максимума 15 руб. в месяц на одиннадцатого и каждого последующего ребенка [2]. Такой мерой правительство пыталось стимулировать рождаемость, поощряя многодетности и усиливая охрану материнства и детства. Указ сыграл положи- 339 -

тельную роль в 1940-1950-е гг., когда двух-трехдетные семьи имели широкое распространение, и регулярную помощь было целесообразно оказывать лишь семьям с четырьмя и более детьми.

Эти суммы были явно недостаточными для нормального обеспечения жизни детей и их матерей, поскольку мало соответствовали уровню цен на товары. Например, в 1950-е гг. цена на хлеб составляла 1,35 руб., 1 дес. яиц 7,00 руб., молоко 2,20 руб. (1 л), сахар 9,40 руб. (1 кг), говядина 1 сорт 12,60 руб. (1 кг), картофель 0,45 руб. (1 кг), мука пшеничная 6,70 руб. (1 кг), масло сливочное 25,50 руб. (1 кг) [3].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 г. «Об увеличении продолжительности отпусков по беременности и родам» увеличивался отпуск по беременности и родам с 77 до 112 дней (56 дней до и 56 дней после родов), а в случае ненормальных родов или рождения двух и более детей отпуск после родов составлял 70 календарных дней [4].

Также в это время были приняты «Положение о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям» и «Инструкция о порядке оформления и учета операций по выплате государственных пособий многодетным и одиноким матерям» [5], утверждавшие процедуру назначения и выплаты государственных пособий.

В 1960-е гг. рождаемость постепенно начинает снижаться за счет уменьшения числа многодетных матерей и возрастных групп 20-29 лет, в которые вступили женщины военных лет рождения, когда рождаемость была пониженной в силу объективных причин. Проиллюстрируем это на конкретных примерах. Для этого обратимся к демографическим показателям по Краснодарскому краю (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Рождаемость и естественный прирост в Краснодарском крае в 1940-1960-е гг. [6]

Годы Всего (тыс.) Город (тыс.) Село (тыс.) Прирост на 1 000 чел. населения по краю

1940 116,8 22,0 94,8 18,9

1950 71,9 18,2 53,7 14,4

1960 80,7 27,4 53,3 13,3

1961 79 30 49 12,6

1962 74 30 44 10,7

1963 67 27 40 8,9

1965 59,7 25,5 34,2 6,3

1966 61,5 27,6 33,9 6,4

1967 59,4 27,2 32,2 5,3

1968 58,8 27,4 31,5 5,0

Как видно из приведенных данных, рождаемость населения уменьшилась в 2 раза с 1940 по 1968 гг. в основном за счет снижения рождаемости на селе (в 3 раза). Это было связано с усиленной миграцией сельских жителей в города и уменьшением многодетных семей на селе. При этом рождаемость в городе повысилась, хотя и незначительно. В целом прирост населения за указанный период снизился с 18,9 до 5,0 на 1000 чел. населения (в 3,8 раза).

Параллельно с этим наблюдалось снижение числа многодетных матерей. Так, если в 1960 г. женщин, родивших 3 и более ребенка и получающих государственное пособие, было 33 203 чел., то в 1969 г. их число уменьшилось до 18 378 чел., или на 55 % (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Сведения Краснодарского крайсо о многодетных матерях в 1960-е гг. [7]

Год Число матерей, сохранивших право на получение пособий 01.01

1960 33 203

1961 31 031

1962 28 604

1963 25 958

1964 22 525 [81

1965 24 725 [91

1966 22 320

1967 20 894

1968 19 312

1969 18 378

Поэтому в 1970-е гг. правительство активно стремилось воздействовать на процесс рождаемости. Так, в 1970 г. было принято Положение о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям [10]. Государственные пособия назнача-

лись женщинам, имеющим двух детей, при рождении третьего и последующих детей и выплачивались до достижения ими пятилетнего возраста в следующих размерах (см. таблица 3):

Таблица 3 - Размер пособия многодетным матерям (в рублях)

Единовременно Ежемесячно

Матерям, имеющим двух детей, при рождении третьего ребенка 20 -

Матерям, имеющим трех детей, при рождении четвертого ребенка 65 4

Матерям, имеющим четырех детей, при рождении пятого ребенка 85 6

Матерям, имеющим пять детей, при рождении шестого ребенка 100 7

Матерям, имеющим шесть детей, при рождении седьмого ребенка 125 10

Матерям, имеющим семь детей, при рождении восьмого ребенка 125 10

Матерям, имеющим восемь детей, при рождении девятого ребенка 175 12,5

Матерям, имеющим девять детей, при рождении десятого ребенка 175 12,5

Матерям, имеющим десять детей, при рождении каждого следующего ребенка 250 15

Единовременное пособие выплачивалось при рождении ребенка, а ежемесячное -со второго года после рождения ребенка до достижения им 5-летнего возраста. Все пособия назначались и выплачивались матерям независимо от получения ими пособия на ранее рожденных детей.

Совершенствуя политику в сфере рождаемости, 12 сентября 1974 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем улучшении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей» [11], предусматривающее выплату ежемесячного пособия в размере 12 руб. в месяц на каждого ребенка в семьях с совокупным доходом менее 50 руб. в месяц, а также материальную помощь многодетным.

Наконец, 25 сентября 1974 г. Совет Министров СССР утвердил Положение о порядке назначения и выплаты пособий на детей малообеспеченным семьям [12], которое закрепило право получения пособия на ребенка до достижения им 8-летнего возраста. В Краснодарском крае получателями пособий в 1975 г. являлись 12 192 многодетных и 10 635 одиноких матерей, 9 597 малообеспеченных семей, а общая сумма выплаченных пособий составила 701,7 тыс. руб. многодетным, 796,5 тыс. руб. одиноким матерям и 1 614 тыс. руб. малообеспеченным семьям соответственно [13]. К концу 1970-х гг. получателями пособий являлись 4 448 малообеспеченных семей, то есть их число уменьшилось более чем в 2 раза, а сумма выплаченных пособий составила 126 тыс. руб.; 9 б6б многодетных и 8 450 одиноких матерей, а суммарных размер пособий составил соответственно 700,7 тыс. и 528,2 тыс. руб. [14]. На наш взгляд, это убедительно свидетельствовало о невозможности увеличить рождаемость только за счет материального стимулирования.

Введение пособий на детей малообеспеченным семьям в рассматриваемый период стало важнейшим направлением в деле повышения благосостояния и укрепления советской семьи.

Таблица 4 - Рождаемость и естественный прирост в Краснодарском крае в 1970-е гг. [15]

Годы Родилось Ест. прирост на 1000 чел.

1970 63 468 4,9

1971 67 133 5,1

1972 68 366 5,0

1973 66 153 4,4

1974 68 290 4,4

1975 68 057 3,7

1976 68 508 3,6

1977 68 903 3,2

1978 71 107 3,4

1979 72 996 3,3

1980 73 841 2,9

Как видно из таблицы, с середины 1970-х гг. рождаемость в крае начинает повышаться. Отчасти это можно объяснить принимаемыми государством мерами по выплате пособий и улучшению благосостояния семей. Однако естественный прирост продолжает снижаться за счет увеличивающейся смертности населения. Отсюда следует вывод, что одними только мерами по выплате различных пособий невозможно было изменить демографическую ситуацию, также как и нивелировать значение различных пособий.

Суммируя все вышесказанное, необходимо отметить, что государство стремилось различными способами, но в основном материальными средствами стимулировать рождаемость. В отдельные периоды времени такая политика показывала положительные результаты. Однако если оценивать значение различных выплат на решение семьи завести ребенка, то они не играли в этом сколь-нибудь значительной роли. Об этом говорит снижение числа многодетных матерей с 33 203 чел. в 1960 г. до 9 666 в 1979 г. (имеются в виду женщины с тремя и более детьми). Следовательно, от государственных органов уже в 1960-е гг. требовалась разработка и внедрение более эффективных и многоаспектных мер, направленных на увеличение рождаемости.

Ссылки и примечания:

1. СЗ СССР. 1936. № 34. Ст. 309.

2. Ведомости ВС СССР. 1944. № 37.

3. Докладная записка ЦСУ СССР Г.М. Маленкову об изменении государственных розничных цен на продовольственные и промышленные товары по сравнению с довоенным уровнем // Советская жизнь. 1945-1953 гг.: сб. документов. М., 2003. URL: http://istmat.info/node/18465 (дата обращения: 22.11.2012).

4. Ведомости ВС СССР. 1956. № 6. Ст. 154.

5. URL: http://bestpravo.ru/sssr/eh-postanovlenija/q0r.htm (дата обращения: 24.11.2012).

6. ГАКК. Ф. Р-1246. Оп. 7. Д. 796. Л. 83-92; Оп. 10. Д. 164. Л. 105-111.; Оп. 11. Д. 143. Л. 145.; Оп. 13. Д. 738. Л. 125, 131, 132.

7. ГАКК. Ф. Р-1631. Оп. 1. Д. 485. Л. 40; Л. 132, 184; Д. 647. Л. 28об.; Д. 675. Л. 17; Д. 700. Л. 6; Д. 746. Л. 6, 11; Д. 789. Л. 1об.; Д. 827. Л. 6об., Д. 874. Л. 3об.

8. Сведения только по сельским Советам.

9. Промышленные и сельские Советы вместе.

10. Постановление СМ СССР от 12 августа 1970 г. // СП СССР. 1970. № 15. Ст. 123.

11. СП СССР. 1974. № 21. Ст. 121.

12. Там же. Ст. 123.

13. ГАКК. Ф. Р-1631. Оп. 2. Д. 23. Л. 91, 92об.

14. ГАКК. Ф. Р-1631. Оп. 2. Д. 187. Л. 86, 88, 88об.

15. ГАКК. Ф. Р-1393. Оп. 8. Д. 152. Л. 215, 215об., 217; Оп. 8пр. Д. 386. Л. 67, 67об., 68, 93, 93об., 94; Д. 795. Л. 82, 82об.,

83, Д. 1142. Л.1; Оп. 12. Д. 852. Л. 6; Д. 1537. Л. 27; Д. 2362. Л 21; Д. 2664. Л. 18; Оп. 13. Д. 738. Л. 125, 131, 132.

References (transliterated) and notes:

1. SZ SSSR. 1936. № 34. St. 309.

2. Vedomosti VS SSSR. 1944. № 37.

3. Dokladnaya zapiska TSSU SSSR G.M. Malenkovu ob izmenenii gosudarstvennykh roznichnykh tsen na prodovol'stvennie i promyshlennie tovary po sravneniyu s dovoennym urovnem // Sovetskaya zhizn'. 1945-1953 gg.: sb. dokumentov. M., 2003. URL: http://istmat.info/node/18465 (date of access: 22.11.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vedomosti VS SSSR. 1956. № 6. St. 154.

5. URL: http://bestpravo.ru/sssr/eh-postanovlenija/q0r.htm (date of access: 24.11.2012).

6. GAKK. F. R-1246. Op. 7. D. 796. L. 83-92; Op. 10. D. 164. L. 105-111.; Op. 11. D. 143. L. 145.; Op. 13. D. 738. L. 125, 131, 132.

7. GAKK. F. R-1631. Op. 1. D. 485. L. 40; L. 132, 184; D. 647. L. 28ob.; D. 675. L. 17; D. 700. L. 6; D. 746. L. 6, 11; D. 789. L. 1ob.; D. 827. L. 6ob., D. 874. L. 3ob.

8. Information only on rural councils.

9. Industrial and rural councils together.

10. Postanovlenie SM SSSR ot 12 avgusta 1970 g. // SP SSSR. 1970. № 15. St. 123.

11. SP SSSR. 1974. № 21. St. 121.

12. Ibid. St. 123.

13. GAKK. F. R-1631. Op. 2. D. 23. L. 91, 92ob.

14. GAKK. F. R-1631. Op. 2. D. 187. L. 86, 88, 88ob.

15. GAKK. F. R-1393. Op. 8. D. 152. L. 215, 215ob., 217; Op. 8pr. D. 386. L. 67, 67ob., 68, 93, 93ob., 94; D. 795. L. 82, 82ob.,

83, D. 1142. L.1; Op. 12. D. 852. L. 6; D. 1537. L. 27; D. 2362. L 21; D. 2664. L. 18; Op. 13. D. 738. L. 125, 131, 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.