Научная статья на тему 'Государственные организации Российской Федерации и проблема их экономической безопасности'

Государственные организации Российской Федерации и проблема их экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ И ТОРГОВЫЙ РЫНОК / ECONOMIC SAFETY / GOVERNMENT ORGANIZATION / WORLD TRADE ORGANIZATION / UNFAIR COMPETITION / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / COMPETITIVE ABILITY / FINANCIAL AND TRADE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ульянова Н. С., Дробот А. Н.

В статье рассматривается угроза экономической безопасности государственных организаций Российской Федерации от недобросовестной конкуренции, возможные потери при несвоевременном реагировании на угрозу экономической безопасности. В кратком изложении исследуется состояние рынка военно-технического сотрудничества как одного из важных сфер деятельности Российской Федерации, применение механизмов на пресечение и предупреждение угроз экономической безопасности государственных организаций Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government organizations of the Russian Federation and problem of their economic safety

This article deals with the threats of economic safety of government organizations of the Russian Federation from unfair competition, as well as with possible loss at not timely response to the threats of economic safety. In brief considering state of the market of military-technical cooperation, how is one of the most important areas activities of the Russian Federation, the use of mechanisms to suppression and prevention threats of economic safety of government organization of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Государственные организации Российской Федерации и проблема их экономической безопасности»

Серия «Экономика и управление» на рисунке 3 для портфелей с разрешенной операцией «короткая продажа» (Ряд 2) и без неё (х > 0).

Выводы

Рассмотрен комбинированный портфель с доходностью безрискового актива ц/ = 0,053212 (а/ = 0,06424). Находим ожидаемую доходность Г-портфеля: аТ = 2,424; (цГ =

0.1712., вычисляем его риск оГ = 0,057498 и состав х^ = 0, х^ = 0,576, х^ = 0,424. Для заданной доходности комбинированного портфеля цр= 0,093212 из уравнения (34) получаем ор = 0,019453 и 1 — Xj = 0,339018. По формулам (35) вычисляем оптимальный состав комбинированного портфеля: xf = 0,660982; xf = 0; xf = 0,195274; xj = 0,143744.

Этот же результат был получен численным методом с помощью надстройки «Поиск решения» программы Microsoft Excel [7].

Литература

1. Малюгин В.И. Рынок ценных бумаг: Количественные методы анализа: Учебное пособие. - М.: Дело, 2003. - 320 с.

2. Markovitz H. Portfolio selection. // The Journal of Finance, 1952, vol. 7, no 1, p. 77-91.

3. Буренин А.Н. Управление портфелем ценных бумаг: Учебное пособие, 2-ое изд. - М.: Научно-техническое общество им. академика С.И. Вавилова, 2008. - 440 с.

4. Козлова С.И. Нелинейное программирование: Учебное пособие. - М.: Московский экономико-статистический институт, 1982. - 78 с.

5. Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и риск. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 182 с.

6. Tobin J. A proposal for international monetary reform. Eastern Econ. J., 1978, vol. 4, no 3, p. 153-159.

7. Орлова И.В., Половников В.А. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 320 с.

Государственные организации Российской Федерации и проблема их

экономической безопасности

к.э.н. доц. Ульянова Н. С., Дробот А.Н. Университет машиностроения

Аннотация. В статье рассматривается угроза экономической безопасности государственных организаций Российской Федерации от недобросовестной конкуренции, возможные потери при несвоевременном реагировании на угрозу экономической безопасности. В кратком изложении исследуется состояние рынка военно-технического сотрудничества как одного из важных сфер деятельности Российской Федерации, применение механизмов на пресечение и предупреждение угроз экономической безопасности государственных организаций Российской Федерации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, государственные организации, Всемирная торговая организация, недобросовестная конкуренция, военно-техническое сотрудничество, конкурентоспособность, финансовый и торговый рынок.

В нынешнее время наша страна преодолевает трудный рубеж. Сложно конкурировать с зарубежными странами по производству и качеству товаров и услуг. Одним из возможных препятствий в организации производства на предприятии является угроза экономической

безопасности. Обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государства, ведь оно дает ориентиры для принятия правильных решений. Россия основную свою политику ориентирует на внешнюю торговлю, пытается освоить новые рынки, что несет за собой кропотливую работу, маркетинговые исследования нового рынка, его социально-политическое состояние, финансовое положение, возможный сегмент потребителей для вывода товаров и услуг на этот рынок и т.д. Стоит заметить, что ассортимент предлагаемых услуг нашей страны невелик, и он содержится только на сырьевом порядке, что создает проблему нашей экономики для выхода на новые рынки. Не единственной проблемой является отставание нашей экономики от ведущих держав в развитии новых технологий, в развитии перерабатывающей промышленности, в банковском секторе, получается, что Россия еще находится на "зародышевом" этапе по отношению к ведущим державам, и при этом играет не только важную экономическую, но и политическую роль во внешнем мире. Внешнеторговый аспект экономической безопасности Российской Федерации имеет важную особенность.

Проблема экономической безопасности никогда не носила статус существования «сама по себе». Конкретное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий. Особенности нынешней социально-экономической ситуации в Российской Федерации обусловливают специфическое содержание проблемы экономической безопасности. Исследуя состояние экономики Российской Федерации, можно отметить, что возрастает деградация многих, особенно наукоемких отраслей и производств. На фоне спада промышленного производства машин и других производственно-промышленных отраслей экономическая безопасность для национального производства фактически была свернута, и в нынешнее время экономика Российской Федерации претерпевает не лучшее время для поднятия промышленного производства. Угрозы, которые оказывают негативное воздействие на экономическую безопасность государственных организаций Российской Федерации, не имеют полной разработки и стратегии решения этих проблем. Основной задачей государства в целом является разработка и применение решений по устранению угроз. Для этого нужно произвести усовершенствование нормативно-правовой базы, осуществить разработку методов и способов выявления угроз экономической безопасности и внесение ее в список обязательной функции в уставе исполнения государственных организаций, рассмотреть возможность создания отдельных департаментов управления на государственном уровне по каждому аспекту экономической безопасности и включить дополнительные возможные угрозы в подсистему главных аспектов экономической безопасности.

Но для создания таких институтов, и доведения их до совершенства (под совершенством имеется в виду эффективное реагирование на явные и неявные угрозы, применение разработанных методов для предотвращения и восстановления урона полученных от угроз) государственного уровня с нынешней экономической конъюнктурой не является «возможным», и об этом говорит несовершенство образования в Российской Федерации, недофинансирование на НИОКР (имеет важное значение для государственных организаций Российской Федерации, и нужно взять на заметку это значение, как одним из возможных факторов для порождения угроз экономической безопасности государственных организаций Российской Федерации), коррупция среди сотрудников организаций и высших чинов, невозможность быстрого реагирования на изменение конъюнктуры рынка и, конечно, снижение общего уровня преподавания и подготовки в высших и специальных средних учебных заведениях, недостаточное финансирование средней и высшей школы и т.д.

Как известно, Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию, созданную 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-экономических и политических отношений государств-членов. По правилам Всемирной торговой организации, торговля между государствами осуществляется на преференциальном уровне, соответственно таможенный режим смягчен, что может отрицательно

Серия «Экономика и управление» сказаться на наполняемости бюджета, так как таможенные пошлины формируют до 37 % федерального бюджета Российской Федерации.

По своим правилам и принципам ВТО практически запрещает проводить промышленную политику, нацеленную на протекционизм, и, зная положение дел в промышленности Российской Федерации, мы предвидим, что импорт в этом случае по всем направлениям заполонит российский рынок. Будет ли при этом возможность у Российской Федерации вовремя на эту ситуацию отреагировать, или уже имеет место полная сдача своего внутреннего рынка импорту. Пока Российская Федерация является "новоиспеченным" участником в составе ВТО, есть возможность укрепить свою позицию на торговом и финансовом рынке (на примере аграрного рынка США, видно, что он защищен сверхвысокими налогами, а у нас средние импортные пошлины на продовольствие составляют около 18%).

В связи с ликвидацией защитных барьеров России на российский рынок придут новые международные корпорации, усилят свое присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметится значительное снижение рентабельности бизнеса отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности.

Будучи членом ВТО Российская Федерация имеет и преимущества, и, возможно, при правильном использовании их можно будет зарекомендовать себя как вполне конкурентоспособную страну. Появится возможность выхода на новые рынки, а для этого необходимо формирование и усовершенствование экономической безопасности, а также внесения (как говорилось выше) в уставы организаций пункты по экономической безопасности.

Велика угроза от недобросовестной конкуренции по отношению к российской экономике. Важным объектом для исследования экономической безопасности государственных организаций Российской Федерации от недобросовестной конкуренции является рынок вооружения, основную деятельность которого и доход в государственный бюджет Российской Федерации обеспечивает такая организация, как ОАО "Рособоронэкспорт".

Как было изложено выше, недобросовестная конкуренция несет огромную угрозу экономике страны, ее экономической и финансовой стабильности. Будучи правовым государством, Российская Федерация стремится к усовершенствованию своей законодательной базы как в торговой, так и в финансовой сфере. Определения недобросовестной конкуренции содержатся в следующих Федеральных законах: « О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.1999 №117-ФЗ, «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1.

Здесь недобросовестная конкуренция определяется как действия, противоречащие положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, наносящие убытки либо ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов.

Государственные организации имеют особый статус в сфере финансово-торговых отношений между иностранными государствами. Так как Российская Федерация пытается удерживать свою позицию как надежного партнера, то «лицо» надежности, добросовестности и эффективности государственных организаций дает партнерам понятие о слаженной систематизации действий управления и функционирования экономических систем государственных организаций. Участие государственных организаций на мировой арене вызывает жесткую конкуренцию между государствами, каждое государство пытается удерживать свою позицию на высшем уровне. Укрепление процесса работы экономической безопасности является важным аспектом репутации государственных организаций и самого государства в целом. Недобросовестная конкуренция несет за собой ущерб национальной безопасности государства, падение репутации государства, что в свою очередь приводит к уменьшению государственных заказов других стран. Пресечение недобросовестной конкуренции имеет

высокую актуальность для Российской Федерации, основной задачей которой является преждевременное реагирование на возникновение угрозы экономической безопасности государственных организаций, разработка методов для пресечения недобросовестной конкуренции и слаженность применения этих разработанных методов.

Серьезное проявление недобросовестной конкуренции участников торговых отношений наблюдается в военно-техническом сотрудничестве. Военно-техническое сотрудничество - это особый вид деятельности в области международных отношений, основным принципом которого является обеспечение государственной монополии в этой области. Для России ужесточение конкуренции, в том числе и недобросовестной, усугубляется, оборачивается потерей восточноевропейских рынков (переходом ряда стран в НАТО).

Ещё одним из примеров недобросовестного военно-технического сотрудничества России служит утечка информации и копирование оружия. Не раз наблюдались схожие модели российской военной продукции с китайскими производителями (самолеты, вертолеты и т.п.). Практика показывает, что, закупая несколько моделей той или иной военной техники РФ, партнеры их разбирают и на основе этого производят свою продукцию. Таким образом, недобросовестная конкуренция в области военно-технического сотрудничества РФ имеет определенно внешний и внутренний аспекты, которые нередко переплетаются. Например, ряд иностранных предприятий действуют через российских партнеров, посредников, бывших граждан СССР, работавших в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Весьма разнообразны нарушения со стороны предприятий и организаций стран Восточной Европы - бывших участников Варшавского договора. За период военно-технического сотрудничества с середины 50-х до 90-х годов странам Восточной Европы было передано около 2300 лицензий и комплектов технической документации на производство продукции военного назначения (ПВН). Все указанные лицензии передавались странами в соответствии с межправительственными соглашениями, протоколами и обменными письмами, а также лицензионными договорами, заключенными на их основе. Произведенная в восточноевропейских странах лицензионная спецпродукция направлялась на экспорт в третьи страны с выплатой советской стороне соответствующего лицензионного вознаграждения в размере определенного процента от объёма поставок. Однако за последнее десятилетие такие поставки осуществляются без согласования с российской стороны и без выплаты лицензионного вознаграждения. И эта проблема была всегда актуальна для нашего государства. В настоящее время актуальность ее сохранилась. К сожалению, до сих пор нет единого подхода к пресечению таких действий со стороны наших партнеров, и это не единственной проблемой экономической безопасности. В большинстве случаев страны Восточной Европы составляют конкуренцию российским спецэкспортерам благодаря поставкам вооружения и военной техники советского и российского производства по демпинговым ценам. Взаимодействуя с органами государственной власти в своей деятельности, государственные организации используют различные способы борьбы с недобросовестной конкуренцией: судебный, административный и способ самозащиты. В соответствии с п. 2 ст. 45 Конституции РФ в России допускается защита прав всеми способами, не запрещенными законом. Создание союза предпринимателей положительно влияет на борьбу с недобросовестной конкуренцией.

Ключевую роль играют методы предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции.

Механизм предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции включает в себя следующие основные элементы:

• прогнозирование возможных угроз появления недобросовестной конкуренции;

• ликвидация последствий от непредотвращенного ущерба от недобросовестной конкуренции;

• внедрение в сети Интернет электронной разведки по выявлению недобросовестной конкуренции;

• осуществление финансовой разведки (по назначенным периодам и интервалам);

• контроль над выполнением хода работы сотрудников организаций.

Проблемы экономической безопасности государственных организаций Российской Федерации в сфере военно-технического сотрудничества являются проблемами государственного уровня. Ведь своевременное предупреждение тех или иных угроз со стороны недобросовестной конкуренции должно служить свидетельством для иностранных заказчиков, партнеров, конкурентов, что в Российской Федерации существует строгая государственная регламентация, которая выполняется в строгом соответствии с состоянием дел.

Выводы

Угрозы экономической безопасности не решатся сами собой. Необходимо будет принять меры по улучшению работ в организации, так как пробелы, несерьёзное отношение к возможным угрозам дают начало возникновения сбоя нормального функционирования экономики организаций, которые, в конечном счете, могут стать серьёзными или даже губительными не только для отдельных организаций, но и для всего нашего государства.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание.- М.: Юрид. лит., 2011.

2. Закон РФ от 22 марта 1991г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 июня 1999 г. -№ 26. - Ст. 3174.

4. Богомолов В.А. Экономическая безопасность.-М.:ЮНИТИ-ДИАНА,2012.

5. Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. Всемирная торговая организация и российские интересы. -М.: Магистр, 2009.

6. Научно-практическая конференция ОАО «Рособоронэкспорт» «Актуальные вопросы предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами», г. Москва, 2005.

Проблема кадровой политики в РФ и её последствия

д.э.н. проф. Чевычелов В.А., Нестерова К.И.

Университет машиностроения

Аннотация. В статье рассматривается проблема нехватки квалифицированных кадров. Угрозы и возможные последствия, которые может нести нынешняя сложившаяся ситуация на заводах, предприятиях, крупных организациях и т.д. В кратком изложении рассматривается рынок в рамках ВТО как один из важнейших аспектов международного сотрудничества; проявление одной из возможных ситуаций, которая может повлиять на развитие экономики РФ.

Ключевые слова: подготовка квалифицированных кадров, Всемирная торговая организация, высококвалифицированные работники, заводы и предприятия.

В нынешнее время в городах России существует достаточно серьёзная проблема нехватки высококвалифицированных кадров. Региональный рынок труда нуждается в новых ресурсах. Данная ситуация берёт своё начало из системы высшего профильного образования нашего государства. У студентов не существует основополагающей практики, где они должны получать основные знания и использовать их в работе. Сейчас, чтобы пройти профессиональную практику, многие вузы не направляют, а отпускают учеников в так называемое «лёгкое плаванье», что в итоге приводит к тому, что кто-то проходит практику по знакомству или же вообще её не проходит и приносит мнимые документы об её прохождении. Возникает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.