Научная статья на тему 'Государственное задание как механизм удовлетворения спроса рынка труда в специалистах среднего звена'

Государственное задание как механизм удовлетворения спроса рынка труда в специалистах среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / STATE ORDER / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SPECIAL COMPETENCES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / СПЕЦИАЛИСТ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / EXPERT OF AN AVERAGE LINK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заиченко Наталья Алексеевна

Модернизация механизмов финансирования организаций бюджетного сектора экономики через институт государственного задания порождает новые задачи и создает новые возможности в части координации действий между рынками труда и «производства» специалистов среднего звена. В сфере специального профессионального образования (СПО) государственное задание (ГЗ) можно рассматривать как институт координации между образовательной организацией и работодателем, шире между рынком образовательных услуг и рынком труда. Сегодня возможности «ГЗ-координатора» между предложением от системы образования и спросом от рынка труда не используются. Одна из причин не определены механизмы (процедуры), позволяющие согласовать деятельность образовательной организации, связанную с формированием государственного задания, и деятельность по решению социально-экономической задачи по удовлетворению спроса рынка труда на тех самых специалистов, которые включены в данное государственное задание. Актуальной задачей в данном контексте является создание алгоритма по согласованию этих действий как механизма по достижению цели. В статье представлены рекомендации по формированию алгоритма взаимодействия между заинтересованными участниками процесса. Выводы основаны на анализе текстов государственных заданий образовательных организаций системы среднего профессионального образования разных регионов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заиченко Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Order as the Mechanism of Satisfaction of Work Market Demand in Experts of an Average Link

Modernization of funding mechanisms for the organizations of the budgetary sector of economy through institute of the state order generates new tasks and creates new opportunities regarding coordination of actions between labor markets and "production" of experts of an average link. In the secondary professional education (SPE) sphere the state order can be considered as coordination institute between the educational organization and the employer, is wider between the market of educational services and a labor market. Today opportunities "State order the coordinator" between the offer from an education system and demand from a labor market aren't used. One of the reasons the mechanisms (procedures), allowing to coordinate the activity of the educational organization connected with formation of the state task, and activities for the solution of a social and economic task for satisfaction of market demand of work on those experts who are included in this state task aren't defined. Actual task in this context is algorithm creation in coordination of these actions, as mechanism on achievement of the purpose. Recommendations about formation of algorithm of interaction are presented in article between the interested participants of process. Conclusions are based on the analysis of texts of the state orders of the educational organizations of system of secondary professional education of different regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Государственное задание как механизм удовлетворения спроса рынка труда в специалистах среднего звена»

Государственное задание как механизм удовлетворения спроса рынка труда в специалистах среднего звена

Заиченко Наталья Алексеевна

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Кафедра институциональной экономики Профессор, заведующий кафедрой Кандидат педагогических наук zanat@mail.ru

РЕФЕРАТ

Модернизация механизмов финансирования организаций бюджетного сектора экономики через институт государственного задания порождает новые задачи и создает новые возможности в части координации действий между рынками труда и «производства» специалистов среднего звена. В сфере специального профессионального образования (СПО) государственное задание (ГЗ) можно рассматривать как институт координации между образовательной организацией и работодателем, шире — между рынком образовательных услуг и рынком труда. Сегодня возможности «ГЗ-координатора» между предложением от системы образования и спросом от рынка труда не используются. Одна из причин — не определены механизмы (процедуры), позволяющие согласовать деятельность образовательной организации, связанную с формированием государственного задания, и деятельность по решению социально-экономической задачи по удовлетворению спроса рынка труда на тех самых специалистов, которые включены в данное государственное задание.

Актуальной задачей в данном контексте является создание алгоритма по согласованию этих действий как механизма по достижению цели. В статье представлены рекомендации по формированию алгоритма взаимодействия между заинтересованными участниками процесса. Выводы основаны на анализе текстов государственных заданий образовательных организаций системы среднего профессионального образования разных регионов Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

государственное задание, компетенции, специальные компетенции, образовательный стандарт, специалист среднего звена

Zaichenko N. A.

State Order as the Mechanism of Satisfaction of Work Market Demand in Experts of an Average Link

Zaichenko Natalya Alekseevna

National research university "Higher School of Economics"

Chair of Institutional Economy

Professor, Head of the Chair

PhD in Pedagogic

zanat@mail.ru

ABSTRACT

Modernization of funding mechanisms for the organizations of the budgetary sector of economy through institute of the state order generates new tasks and creates new opportunities regarding coordination of actions between labor markets and "production" of experts of an average link. In the secondary professional education (SPE) sphere the state order can be considered as coordination institute between the educational organization and the employer, is wider — between the market of educational services and a labor market. Today opportunities "State order — the coordinator" between the offer from an education system and demand from a labor market aren't used.

Заиченко Н. А.

о <

< One of the reasons — the mechanisms (procedures), allowing to coordinate the activity of the educational organization connected with formation of the state task, and activities for the solution

q of a social and economic task for satisfaction of market demand of work on those experts who are

i included in this state task aren't defined.

Actual task in this context is algorithm creation in coordination of these actions, as mechanism on achievement of the purpose. Recommendations about formation of algorithm of interaction are presented in article between the interested participants of process. Conclusions are based on the analysis of texts of the state orders of the educational organizations of system of secondary profes-

< sional education of different regions of the Russian Federation.

^

KEYWORDS

state order, competences, special competences, educational standard, expert of an average link

Алгоритм формирования государственного задания и собственно задание должны и могут быть направлены на повышение степени удовлетворенности работодателей в части специальных компетенций выпускников учебных заведений СПО, которые косвенным образом «заложены» в показатели государственного задания. Рассматривая систему среднего профессионального образования как ориентированную не только на интересы рынка труда, но и на интересы образовательных субъектов — студентов (выпускников колледжей), следует учитывать наличие новых возможностей в формировании образовательных и карьерных стратегий студентов. Новые возможности обеспечены новыми образовательными стандартами СПО1, что позволяет встраивать специальные учебные модули, формирующие специфические компетенции выпускников, в базовые учебные планы.

Наглядным примером противоречия между потребностями работодателей в специалистах различного уровня образования и выпуском таких специалистов может служить разница в структуре «потребностей» и «выпуска». По данным РСПП2, структура фактической занятости выпускников во всех отраслях экономики на федеральном уровне представлена следующим образом: НПО — 18,8%; СПО — 27,4%; ВПО — 31,2%; средняя школа — 17,4%; другие — 5,2%, а текущие потребности работодателей в выпускниках различных учебных заведений, полученные на основе аналогичных исследований, таковы: НПО — 20,8%; СПО — 56%; средняя школа — 4%; ВПО — 19,2%3.

Более детальные исследования рынка труда говорят о том, что высокий спрос на специалистов среднего звена имеет свои специфические характеристики и собственную структуру как в разрезе специальностей4, так и в разрезе отдельных специфических компетенций выпускников. В настоящее время эти специфические компетенции выпускники СПО получают в рамках корпоративного обучения или повышения квалификации / переподготовки.

Мы вводим понятие «специальных (специфических) компетенций», предполагая, что структура потребностей работодателей даже в области подготовки по одному

1 Для примера можно рассмотреть ФГОС СПО по специальности 0601010 «Лечебное дело» (Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. № 472: [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/1502 (дата обращения: 26.03.2014)).

2 Российский союз промышленников и предпринимателей: [Электронный ресурс]. URL: http://spb.rspp.ru/ (дата обращения: 12.09.2013).

3 Выступление президента СПП МО А. Г. Лебедева на Областной конференции по вопросам профессионального образования в Мурманской области и развитию социального партнерства учебных заведений и работодателей: [Электронный ресурс]. URL: http://mr.rspp.ru/viewpoint/ view/136 (дата обращения: 26.03.2014).

4 Более 250 специальностей и соответствующих образовательных стандартов включено в Классификатор специальностей среднего профессионального образования: [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.11/index.php (дата обращения: 26.03.2014).

направлению или специальности неоднородна. Так, например, в области подготов- 2 ки среднего медицинского персонала потребность в некоторых специалистах носит | штучный характер (для работы в физиотерапевтическом или функциональном ка- о бинете), но проблема подготовки медицинских сестер для работы в отделениях о психиатрического и наркологического профиля в настоящее время стоит наиболее т остро и масштабы спроса на данную специальную (специфическую) компетентность х высока. н-

Под «специальными (специфическими) компетенциями» будем понимать группу «с взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечива- т ющих выполнение профессиональной задачи, специфицированной на определенный (конкретный) запрос работодателя.

Проблема «недокомпетентности» выпускников СПО сегодня решается довольно однотипно: недостаток профессиональных навыков для занятия вакансии по дефицитному профилю компенсируется через дополнительное образование, что увеличивает финансовые и временные издержки на подготовку специалистов.

У большинства образовательных организаций системы СПО сложились собственные правила реализации клиентоориентированных образовательных программ, направленных на запросы работодателей и способствующих формированию дополнительных, специальных знаний и навыков выпускников, их готовности сразу после выпуска без дополнительного «доучивания» выполнять соответствующие функции, требуемые работодателем. Новые образовательные стандарты СПО позволяют «легитимизировать» данный институт: около 30% от общего учебного времени на реализацию образовательной программы СПО выделено на дисциплины, которые самостоятельно определяет образовательная организация, с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей. Таким образом, конкретизация конечных результатов обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта должна определяться содержанием образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

Проблему можно сформулировать следующим образом: работодатели заявляют о высоком уровне заинтересованности в получении будущими специалистами специфических компетенций для выполнения определенных функций на рабочем месте. Однако на настоящий период времени не созданы организационно-экономические условия, способствующие удовлетворению этого запроса и решению задачи по формированию необходимых компетенций при реализации программ подготовки специалиста. В результате остаются не использованными эти 30% свободы ни образовательной организацией, ни работодателем.

Наблюдается противоречие: с одной стороны, модернизация образовательных стандартов СПО позволяет включать в образовательные программы дисциплины и/ или учебные модули (как комплекс дисциплин), реализация которых способствует формированию специальных компетенций выпускников, востребованных на рынке труда, с другой стороны, модернизация финансово-экономических условий формирования бюджета образовательной организации в формате государственного задания не учитывает необходимость выделения ресурсов для реализации таких учебных модулей и не предлагает соответствующих переговорных процедур между производителем услуги и ее потребителем.

Наличие определенной формализованной процедуры, т. е. алгоритма формирования государственного задания для образовательных организаций СПО и модели государственного задания, учитывающего запросы работодателя (рынка труда в целом), позволит:

• исполнительным органам власти (учредителям) планировать подготовку специалистов по запросу работодателей и прогнозировать их потребности;

2 • оптимизировать использование государственных финансовых ресурсов, выде-^ ляемых в форме субсидий для подготовки специалистов СПО; о • высвободить время молодого специалиста, который сразу после завершения о обучения на базовом уровне может быть включен в «портфель» спроса на рын-го ке труда, не нуждаясь в дополнительном обучении и профессиональной пере-х подготовке за счет работодателя;

н- • создать условия для подготовки специалистов, квалификация и компетентность < которых адекватны спросу на рынке труда через встраивание специальных учебно ных модулей в базовый процесс формирования профессиональных программ.

Следует отметить относительную достаточность нормативно-правовой базы в контексте решения проблемы на федеральном уровне. В качестве стартового документа можно определить Концепцию реструктуризации отраслей бюджетной сферы1, где одним из центральных принципов расходования бюджетных средств определен принцип «бюджетирования, ориентированного на результат» (БОР), затем, в 2007 г., введение в Бюджетный кодекс РФ ст. 69.22 «Государственное (муниципальное) задание», в соответствии с положениями которой государственное (муниципальное) задание формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией). Логичным следствием данных нормативных актов стала разработка новых экономических механизмов, обозначенных в № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в 2010 г.

На региональном уровне происходила дальнейшая «подзаконная» конкретизация, выраженная в соответствующих нормативных актах. В результате рамочный формат государственного задания должен был бы специфицироваться на конкретное бюджетное или автономное учреждение с соответствующим набором государственных услуг и работ и показателей качества.

Можно выделить пять основных этапов реализации механизма финансирования бюджетных учреждений на основе государственного задания3: формирование; утверждение государственного задания; составление отчета об исполнении ГЗ; осуществление контроля за его исполнением; корректировка ГЗ на следующий финансовый период с учетом замечаний к предыдущему. В ходе анализа нормативно-правовых актов 52 субъектов РФ выявлено, что по состоянию на начало 2011 г. в регионах действовали нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы: формирования ГЗ — в 100% регионов, финансирования ГЗ — в 95%, утверждения формы ГЗ — в 90% регионов, утверждения формы отчета об исполнении ГЗ — в 35% регионов, общих подходов к контролю за исполнением ГЗ и утверждения критериев контроля качества за исполнением — в 10% регионов.

Мы сконцентрировали свое внимание на государственных заданиях, утвержденных в 2011, 2012 гг. для учреждений среднего профессионального образования, размещенных в открытом доступе в интернете4. Проанализировано 37 текстов

1 О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: Постановление от 22 мая 2004 г. № 249 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2004 г. № 838).

2 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон № 63-ФЗ от 26 апреля 2007 г.

3 По материалам статьи: Чалая Ю. Ю. Подходы к формированию государственных (муниципальных) заданий / Фонд «Институт экономики города» (URL: UrbanEconomics.ru).

4 В приложении к данной статье дан перечень учреждений, по которым проведен анализ государственных заданий в контексте статьи.

государственных заданий для учреждений СПО из различных регионов РФ, из них 2 25 текстов государственных заданий учреждений одного профиля (медицинского). | Массив учреждений одного профиля взят для «чистоты анализа» на проверку сте- о пени «специфичности» (индивидуальности) государственных заданий. о

Модель дня такова: государственное задание формируется главными распоря- т дителями бюджетных средств (ГРБС) субъекта РФ на 1 финансовый год (или на х 3 года при среднесрочном планировании) для каждого подведомственного учреж- н дения по каждой оказываемой данным учреждением услуге из числа включенных «с в перечень государственных услуг. При этом базовым основанием для формиро- т вания государственного задания для образовательного учреждения должно быть обеспечение условий со стороны государства для предоставления качественных образовательных услуг.

Сегодняшняя практика формирования государственных заданий основана на «удовлетворении» по признаку «выполнение плана приема», а не удовлетворении рынка труда по показателям качества и структуры выпуска специалистов. Для формирования ГЗ учреждения представляют ГРБС: информацию о категориях лиц, являющихся потребителями государственных услуг, в том числе с указанием возмездной или безвозмездной основы; показатели, характеризующие качество и объем (состав) оказываемых услуг согласно требованиям к качеству государственных услуг (стандарту), планируемые объемы оказания государственной услуги в натуральном и стоимостном выражении на плановый период; план по доходам и расходам на оказание услуг, предоставляемых на возмездной основе. Данные положения являются базовыми и отвечают на три основных вопроса: кто, для кого и на основе какой информации формирует государственное задание.

Требования к качеству государственной услуги состоят из требований к процессу (технологии) оказания услуги (образовательные стандарты/программы, административные регламенты и т.д.); условиям ее оказания (квалификация кадрового состава, помещения, оборудование и т. д.); оценки результатов. Используемые показатели качества1, как правило, не ориентированы на работодателя и представлены (по совокупности анализируемых текстов) такими относительными показателями, как:

• процент выпускников, обучающихся по специальностям СПО образовательного учреждения, продолживших обучение и/или трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) (без учета выпускников, призванных на военную службу);

• удельный вес выпускников, получивших диплом с отличием, в общей численности выпускников образовательного учреждения;

• доля в общей численности учащихся, обучающихся в отчетном периоде на «хорошо» и «отлично»;

• обеспеченность студентов, обучающихся в учреждении, питанием (фактическое число посадочных мест в предприятии общественного питания учреждения /

1 Вывод сделан на основании анализа 37 текстов государственных заданий учреждений СПО разных регионов РФ (Москва, М урманск, Саратов, Калининград, Карелия, Санкт-Петербург, Липецк, Казань, Уфа, Томск, Курск, Иваново, Амурская область, Новосибирск и пр.), находящи хся в открытом доступе. Анализ по медицинским учреждениям (25 единиц) проведен слушателем Президентской программы (Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Профессиональная переподготовка), реализуемой в НИУ ВШЭ СПб в 2011 г. У. Б. Курбатовой (научным руководителем выступала автор данной статьи).

Анализ 56 сайтов учреждений СПО в Санкт-Петербурге показал, что ни одно из учреждений на период ноября 2012 г. не размещает тексты утвержденных государственных заданий в открытом доступе.

2 число посадочных мест в предприятиях общественного питания по норме (на

1000 студентов — 200 мест)); о • процент потребителей, удовлетворенных качеством и доступностью услуги; о • процент обоснованных жалоб потребителей, по которым приняты меры; го • уровень укомплектованности кадрами; х • число предписаний от надзорных органов;

н- • соответствие действий должностных лиц требованиям устава и локальных актов < учреждения;

т • выполнение плана приема по специальностям СПО;

• доля преподавателей с высшим образованием, работающих в данном учреждении на основной работе;

• доля преподавателей спецдисциплин, имеющих профильное образование;

• количество компьютеров на 100 обучающихся;

• обеспеченность студентов общежитиями.

Расчет итоговой оценки выполнения государственного задания также не учитывает присутствия работодателя как ключевого оценщика и проводится в четыре

этапа:

1-й этап — оценка выполнения государственного задания по критерию «полнота и эффективность использования бюджетных средств»;

2-й этап — оценка по критерию «количество потребителей государственных услуг»;

3-й этап — оценка по критерию «качество оказания государственных услуг»;

4-й этап — определение итоговой оценки выполнения государственного задания. Анализ текстов государственных заданий 40 учреждений СПО разных регионов

позволяет сделать некоторые предварительные выводы.

1. В большинстве регионов РФ отправной точкой формирования государственного задания являются не запросы работодателя на подготовку конкретного специалиста СПО, а контрольные цифры плана приема, что нивелирует усилия государства по повышению эффективности использования бюджетных средств на образовательную деятельность, ориентированную на результат.

2. Тексты государственных заданий, как правило, не включают измеряемые показатели качества реализации ГЗ, что является наиболее узким местом. Вероятнее всего, это связано со сложностью определения критериев качества, так как качество услуг неустойчиво и в правовых актах закрепляются либо формальные критерии определения качества, либо употребляются юридические конструкции, непрозрачные для потребителя услуги.

3. При определении финансового обеспечения государственного задания для многих учреждений ориентиром является лимит бюджетного финансирования ГРБС. Расчет нормативов расходов ведется методом «от минимально достигнутого» базового уровня и не учитывает возможности разворачивания образовательных программ в сторону работодателя с необходимостью дополнительного ресурсного обеспечения.

4. На региональном уровне (в открытом доступе) отсутствует методический инструментарий (методики контроля), обеспечивающий контроль за выполнением государственного задания в части качества его выполнения и механизмы взаимодействия учредителя и учреждения в случае его «некачественного» выполнения.

5. Наблюдается эффект асимметрии информации во взаимоотношениях между производителем образовательного продукта в виде выпускников учреждений СПО и потребителей-работодателей, выражающийся в дефиците информации у работодателя о своей роли и своих правах на формирование заявки на специалистов с определенными компетенциями.

Необходима прозрачная и простая процедура формирования государственного

задания, включающая взаимодействия образовательных учреждений, работодателей

и учредителей. Оптимизация механизма формирования государственного задания, 2 учитывающего потребности работодателя, т. е. спецификация государственного за- | дания «на работодателя», повысит степень удовлетворенности рынка труда в специ- о алистах профессиональных образовательных учреждений и мотивацию выпускников о учреждений СПО на получение специальных умений и навыков, необходимых для т формирования новых компетенций. х

Алгоритм взаимодействия спроса и предложения на специалистов СПО в фор- н мате государственного задания можно описать так: «с

• подача первичной проектной заявки от работодателя или от учреждения учре- т дителю образовательной организации СПО (в соответствующий орган исполнительной власти) на подготовку конкретных специалистов для работы на конкретном предприятии (учреждении) в определенном учебном заведении;

• формирование учредителем государственного задания на подготовку соответствующего специалиста с участием будущих работодателей;

• выделение данному учебному заведению государственной субсидии на подготовку специалистов в соответствии с государственным заданием с указанием количества выпускников с базовыми и специальными компетенциями, т. е. по специальности и специализации;

• заключение договора с абитуриентом на обучение на бюджетной основе, предусматривающего наличие условия, по которому по завершении обучения выпускник обязан отработать у «заявителя» период времени, равный сумме средств, затраченных на его обучение.

В действительности не разработаны ни нормативная документация, ни алгоритмы работы с работодателями в контексте решения данной задачи.

При определении потребности рынка труда в специалистах СПО возможна реализация как минимум трех схем формирования государственного задания.

1. ГРБС проводит анализ потребностей работодателей по соответствующему направлению подготовки, выявляет количественные показатели спроса и распределяет объемы государственного задания по подготовке специалистов между подведомственными образовательными учреждениями СПО, исходя из их ресурсных возможностей.

2. Работодатели самостоятельно определяют свои кадровые потребности в специалистах СПО, подают заявку на подготовку соответствующих специалистов в ГРБС. На основе этих данных и формируется государственное задание, которое затем распределяется между образовательными организациями соответствующего ведомства.

3. Образовательные организации СПО совместно с работодателями проектируют государственное задание и подают его в заявительном порядке в ГРБС. В третьем варианте предусматриваются переговоры работодателя и образовательной организации о ресурсных возможностях обеих сторон по подготовке определенного количества специалистов со специальными компетенциями: учебные программы и модули, педагогические кадры с одной стороны и производственные (лабораторные) мощности, средства, материалы и прочее, с другой стороны. Далее ГРБС рассматривает эту заявку и на ее основе формирует государственное задание.

Принципиальное отличие третьей условной схемы от первых двух состоит в том, что ГЗ формируется «снизу» — от работодателя и образовательной организации — исполнителя задания. По данной схеме государственное задание должно оформляться на основе трехстороннего соглашения: учредитель (государство) — работодатель — образовательная организация.

При любой из предложенных схем формирования государственных заданий информационные «роли» участников определены:

2 • работодатели формируют «портфель спроса» о кадровых потребностях на специалистов СПО как с общими, так и со специальными компетенциями на год и о прогноз на 3 года и размещают данную информацию на профильной странице о своего сайта и/или на портале исполнительного органа власти, выполняющего го функции «генерального координатора» рынка трудовых ресурсов; х • образовательная организация СПО, используя информацию сайта (портала), стратегирует свою деятельность в части контрольных цифр приема в перспек-< тиве на 3 года; анализирует ресурсные возможности и риски (при возможном т сокращении спроса на специалистов по определенным специальностям) при подготовке специалистов разных специализаций на базе лицензированных образовательных программ; формирует индивидуальные образовательные маршруты студентов на основе спроса работодателя на специфические компетенции специалистов и желания самого студента (выпускника) на прохождение обучения по данным специализациям и готовности трудоустроиться по выбранной специализации;

• государство в лице исполнительных органов власти (главного распорядителя бюджетных средств) обеспечивает правовую основу по процедуре формирования государственного задания, информационную прозрачность и достаточность для формирования государственного задания и контроля за качеством его исполнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность заявленной в статье темы имеет солидный стаж — не менее 8 лет, если вести отсчет от 2004 г. — повсеместной ориентации на бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Сентябрь 2013 г. вместе с новым законом об образовании1 «освежает» актуальность новым потенциалом системы СПО: заявленной законодательно общедоступностью2 среднего профессионального образования и включением в систему среднего профессионального образования подготовки по части профессий для наукоемких производств и технологий, которые до настоящего времени требовали начального профессионального образования. С учетом этого СПО будет включать в себя две образовательные программы: 1) подготовка квалифицированных рабочих; 2) подготовка специалистов среднего звена. Это в свою очередь позволит расширить «образовательные» возможности граждан, прошедших обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, и кадровые возможности работодателей в том случае, если государственное задание на подготовку таких специалистов и рабочих будет сформировано с учетом запросов работодателей и при их непосредственном стартовом участии.

Приложение

Перечень сайтов организаций СПО, на которых размещены тексты государственных заданий, использованных для анализа

1. М1р://пу1-северодвинск.рф/?радв=61 — государственное задание ГОУ НПО Архангельской области «Профессиональное училище № 1».

1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу с 1 сентября 2013 года. (Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, если иное не предусмотрено.)

2 Принцип относительной общедоступности среднего профессионального образования повышает статус результатов итоговых аттестаций основного и среднего общего образования в случае превышения спроса со стороны абитуриентов на определенные специальности над предложением (контрольными цифрами приема).

2. www.eao.ru/state/UPR/ZKH/mchs.doc — государственное задание областного ГБОУ ДПО < «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и по- s жарной безопасности Еврейской автономной области». q

3. www.elmedkol.narod.ru/dokum/otchet_o_gossakase.doc — государственное задание Елецкого медицинского колледжа. 2

4. http://minobr-altai.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=747:-l-r-2011-2012-2013-&catid=46:2009-11-09-05-50-28&Itemid=74 — государственное задание ГОУ СПО РА ^ «Горно-Алтайский педагогический колледж». н-

5. http://toccii.ru/o-kolledzhe/normativno-pravovaya-baza.html — государственное задание < Тульского областного колледжа культуры и искусства. ^

6. http://www.obramur.ru/ — государственные задания ГОУ СПО Амурской области: Амурский медицинский колледж, Благовещенский торгово-экономический колледж, Благовещенский политехнический колледж, Благовещенский техникум физической культуры, Райчихинский индустриальный техникум.

7. http://collegevalday.ru/goszadanie2012.html — государственное задание областного автономного ОУ СПО «Колледж сервиса и управления».

8. http://www.ombt.ru/about/ — государственное задание для бюджетного образовательного учреждения СПО Омской области «Омский библиотечный техникум».

9. http://www.stec-komi.ru/result/gov-task — государственное задание Сыктывкарского торгово-экономического колледжа.

10. www.admlr.lipetsk.ru/rus/usl/goszadanie.php — государственное задание Липецкого медицинского колледжа.

11. http://cult.tambov.gov.ru/files/POKAZATELI/Goszadanie_2012/9_Gosudarstvennoe_zadanie_ TKI.pdf — государственное задание Тамбовского колледжа искусств.

12. www.depzdrav.tver.ru/TGS/.. ./home... колледж. ../мед_колледж. doc — государственное задание Тверского колледжа.

13. medkoll.ru/index.php?option=com_content&view=article — государственное задание Сыз-ранского медицинского колледжа.

14. http://www.irbitgc.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=244:—2011&catid=29:o-nas&Itemid=67 — государственное задание Ирбитского гуманитарного колледжа.

15. http://ik-ptz.ru/about/4550/ — государственное задание ГАОУ СПО Республики Карелия «Индустриальный колледж».

16. minzdrav.rkomi.ru/content/5309/Свод_отчет_2010_1 .xls — государственное задание Сыктывкарского медицинского колледжа.

17. http://www.etk22.ru/index.php/state-job — государственное задание экономико-технологического колледжа № 22 г. Москвы.

18. www.tmc-tlt.ru/?page_id=376 — государственное задание Тольяттинского медицинского колледжа.

19. http://mincult.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_85872.pdf — государственное задание ГАОУ СПО «Набережночелнинский колледж искусств».

20. http://mincult.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_85866.pdf — государственное задание ГАОУ СПО РТ «Казанский музыкальный колледж им. И. В. Аухадеева».

21. http://www.kultura.eduhmao.ru/info/2/8908 — государственное задание БОУ СПО «Сургутский художественно-промышленный колледж».

22. minzdrav.admsakhalin.ru/uploads/norm-baza/.../prof_obrazovanie.rtf — государственное задание Сахалинского медицинского колледжа.

23. http://sautokol.gorod67.ru/documents/files/goszadanie_2012.pdf — государственное задание ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж им. Е. Г. Трубицына».

24. http://rudocs.exdat.com/docs/index-506502.html — государственное задание ГАОУ СПО Республики Карелия «Северный колледж».

25. http://minobr.astrobl.ru/sites/minobr.astrobl.ru/files/gz_astrahanskiy_kolledzh_vychislitelnoy_ tehniki.pdf — государственное задание ГБОУ СПО Астраханской области «Астраханский колледж вычислительной техники».

26. http://do.znate.ru/docs/index-37683.html — государственное задание ОГОУ СПО «Ахтубинский губернский колледж».

27. http://kgtek-elista.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=3&id=37&Itemid=4 — государственное задание ФГОУ СПО «Калмыцкий государственный технолого-экономи-ческий колледж».

28. http://new.oink. ru/index. php?option=com_content&view=article&id=335&Itemid=119 — государственное задание ГБОУ СПО «Орский индустриальный колледж».

< 29. 1!Пр://вгэкспо.рф/1пс1вх/дозис1агзЫвппув_Еас1апца/0-64 — государственное задание ГОУ

СПО «Воркутинский горно-экономический колледж». 0 30. М1р://Ш1а1вк.ги/ка!впс1т.Мт1 — государственное задание ГОУ СПО Тульской области ^ «Тульский экономический колледж».

2 31. http://miпobr.gov-murmaп.ru/opвпcms/вxport/sitвs/miпobr/.coпtвпt/docs/gos_zad/28.pdf —

государственное задание ГБОУ МО СПО «Мончегорский политехнический колледж». ^ 32. http://moki.ru/documвпts.html — государственное задание ГАОУ СПО Московской области «Московский областной колледж искусств».

< 33. http://www.obramur.ru/admiпistrativпaya-rвforma/gosudarstvвппyв-zadaпiya — государствен-ш ное задание ГОАУ СПО Амурской области «Амурский педагогический колледж» на 2011 год.

34. http://www.zпamвпskol.ru/pagв47 — государственное задание БУ СПО ХМАО «Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского».

35. http://пpвkspo.ru/abituriвпtu/plaп-пabora — государственное задание ГБОУ СПО НСО «Новосибирский промышленно-экономический колледж».

36. http://www.yamalfiп.ru/iпdвx.php?optioп=com_coпtвпt&viвw=articlв&id=414:--l--r-2012-&catid=57:2012-06-23-06-39-10&Itвmid=60 — государственное задание ГОУ СПО «Ямальский многопрофильный колледж».

37. http://пc.oпвgo.ru/iпdвx.php?optioп=com_coпtвпt&viвw=catвgory&layout=blog&id=79&Itв mid=415 — государственное задание ГАОУ СПО Республики Карелия «Северный колледж».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.