Научная статья на тему 'Государственное устройство и административная реформа в Королевстве Саудовская Аравия'

Государственное устройство и административная реформа в Королевстве Саудовская Аравия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3501
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ADMINISTRATIVE REFORM / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / STATE STRUCTURE / КОРОЛЕВСТВО САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / KINGDOM OF SAUDI ARABIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Румянцев Николай Викторович, Саудаханов Марат Вильданович

Приводится обзор и анализ административной реформы в Королевстве Саудовская Аравия; изучается государственное устройство этой ближневосточной страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State structure and Administrative reform in the Kingdom of Saudi Arabia

In this article we explore the state structure and analyse the administrative reform in the Kingdom of Saudi Arabia.

Текст научной работы на тему «Государственное устройство и административная реформа в Королевстве Саудовская Аравия»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В КОРОЛЕВСТВЕ САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Н.В. РУМЯНЦЕВ

кандидат юридических наук М.В. САУДАХАНОВ

кандидат юридических наук, Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Образования и науки,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин КФ РПА МЮ РФ Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс

E-mail: northen.wind@bk.ru

Аннотация. Приводится обзор и анализ административной реформы в Королевстве Саудовская Аравия; изучается государственное устройство этой ближневосточной страны.

Ключевые слова: административная реформа, государственное устройство, Королевство Саудовская Аравия.

STATE STRUCTURE AND ADMINISTRATIVE REFORM IN THE KINGDOM OF SAUDI ARABIA

N.V. RUMYANTSEV candidate of jurisprudence M.V. SAUDAKHANOV

candidate of jurisprudence, Senior research associate of Research institute of Science and education, associate professor of civil disciplines of KF RPA MU Russian Federation

Annotation. In this article we explore the state structure and analyse the administrative reform in the Kingdom of Saudi Arabia.

Key words: administrative reform, state structure, Kingdom of Saudi Arabia.

Во второй половине двадцатого века во многих странах мира с различным государственно-политическим устройством было проведено большое количество административных реформ. Как правило, посредством реформ предполагалось уменьшить количество и размеры многочисленных государственных структур, передать больше полномочий частному сектору в целях сокращения финансовых расходов, а также прекратить практику двойственности (повторения полномочий) между различными структурами государственного аппарата.

Королевство Саудовская Аравия не является исключением. Попытки проведения административных реформ начались с момента основания государства в марте 1932 г., когда были приняты первые юридические документы, закрепляющие общие принципы государственного устройства и управления страной. Согласно Основам системы власти,

Саудовская Аравия является абсолютной теократической монархией, управляемой сыновьями и внуками короля-основателя Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда. Священный Коран служит конституцией страны, которая управляется на основе исламского законодательства (шариата).

Высшие органы власти включают главу государства и наследного принца; Совет министров; Консультативный совет; Высший совет правосудия. Однако, реальная структура монархической власти в Саудовской Аравии несколько отличается от того, как ее представляют в теории. В значительной степени власть короля опирается на семейство Аль Сауд, состоящее из более чем пяти тысяч человек и составляющее основу монархического строя в стране. Король правит, опираясь на советы ведущих представителей семейства, в частности своих братьев. На такой же основе строятся его отношения

с религиозными лидерами. Столь же важным для стабильности королевства является поддержка знатных семейств, таких, как ас-Судайри и Ибн Джилю-ви, а также религиозного семейства Аль аш-Шейх, являющегося побочной ветвью династии Саудидов. Эти семейства остаются верными клану Аль Сауд на протяжении почти двух столетий1.

Глава государства и религиозный лидер страны (имам) — Служитель двух Священных мечетей и одновременно являющийся премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. Глава государства обладает всей полнотой исполнительной, законодательной и судебной власти. Его полномочия теоретически ограничены только нормами шариата и саудовскими традициями. Король призван поддерживать единство королевской семьи, религиозных лидеров (уле-мов) и прочих элементов саудовского общества2.

Механизм престолонаследия официально закреплен только в 1992 г. Наследник престола назначается при жизни самим королем с последующим одобрением улемов. В соответствии с племенными традициями в Саудовской Аравии не существует четкой системы престолонаследия. Власть обычно переходит к старшему в роду, наиболее соответствующему для выполнения функций правителя. Чтобы обеспечить бесконфликтную смену власти в стране, в начале июня 2000 г. решением короля Фахда и наследного принца Абдаллы был образован Королевский семейный совет, который включает восемнадцать наиболее влиятельных прямых потомков основателя аравийской монархии Ибн Сауда3.

По конституции, король возглавляет правительство (в нынешней форме существует с 1953 г.) и определяет основные направления его деятельности. Совет министров сочетает в себе как исполнительные, так и законодательные функции. Все его решения, которые должны быть совместимы с нормами шариата, принимаются большинством голосов и подлежат окончательному утверждению королевским декретом. Во главе важнейших министерств обычно стоят представители королевской семьи. Министры помогают королю выполнять его полномочия в соответствии с конституцией и другими законами4.

Законодательного органа нет — король управляет страной посредством указов. С декабря 1993 г.

при монархе действует Консультативный совет (КС, Меджлис аль-Шура), состоящий из ученых, писателей, бизнесменов, видных членов королевской семьи и представляющий собой первый в истории Саудовской Аравии общественный форум. Консультативный совет призван разрабатывать рекомендации правительству по вопросам социально-экономического развития страны, готовить заключения по различным правовым актам и международным соглашениям. Не менее 10 членов Совета имеют право законодательной инициативы. Они могут предложить новый законопроект или дополнения и изменения к действующему законодательству и представить их председателю Совета. Все решения, доклады и рекомендации Совета должны быть представлены непосредственно королю и председателю совета министров для рассмотрения. Если точки зрения двух советов совпадают, решение принимается с согласия короля; если точки зрения не совпадают, король имеет право решить, какой вариант будет принят.

Согласно указу 1993 г., Консультативный совет состоял из 60 членов и председателя, назначаемых королем сроком на 4 года. В июле 1997 г. численность КС возросла до 90 членов, а в мае 2001 г. до 120. С расширением изменился и состав Совета, в 1997 г. в него впервые были включены три представителя от шиитского меньшинства; в 1999 г. на заседаниях КС было разрешено присутствовать женщинам. В последнее время значение Консультативного совета постепенно усиливается5.

Однако, в последнее десятилетие было проведено значительное реформирование административной системы Саудовской Аравии. Надо сказать, что это был не первый опыт административных реформ в Королевстве. Так, во времена правления первого короля Абдель Азиз аль-Сауда было принято решение о создании Комитета по контролю и проведению реформ (ККПР). Одной из задач ККПР было изучение и исследование системы государственной и муниципальной власти как исполнительного органа государства6.

Практически без изменений в своей структуре ККПР действовал до 1956 г., когда дальнейшая работа по исследованию и пересмотру системы государственного управления начала проводиться в

тесном сотрудничестве с Всемирным банком реконструкции и развития.

Следующим значимым этапом в совершенствовании системы административной власти Королевства было создание Высшего Комитета по проведению Административной Реформы (ВКАР) в 1962 г. Главной целью ВКАР была концентрация усилий по совершенствованию организационных структур государственного аппарата, а также упрощению процедур и порядка осуществления их действий7.

Высшим Комитетом были предприняты попытки реорганизовать большинство из государ-

ственных ведомств. Например, во времена правления Короля Абдель Азиз Фахда в период с 1981 по 2001 гг. было принято 79 решений, направленных на реорганизацию и совершенствование структур государственного аппарата, а 9 других его решений меняли систему и правила функционирования отдельных ведомств (см. табл. 1). Однако, предпринятые действия имели один негативный момент, который заключался в том, что реорганизация структур государственного аппарата проводилась индивидуально, в отрыве друг от друга, что в дальнейшем повлекло проблемы во взаимодействии.

Таблица 1

Количество решений и постановлений, принятых ВКАР в период правления Короля Абдель Азиз Фахда (1981—2001 гг.)

Количество принятых решений и постановлений Сфера деятельности, на которую было направлено действие принятых решений и постановлений Процентная доля в общем количестве

79 Совершенствование и реорганизация структур государственного аппарата 71.8%

3 Изменение должностных обязанностей и кадровой политики 2.4%

9 Изменение системы и правил функционирования структур государственного аппарата 8.2%

6 Создание новых ведомств или ликвидация старых 5.5%

6 Установление ежедневного режима работы (часы работы) 5.5%

2 Совершенствование взаимодействий между структурами государственного аппарата 1.8%

1 Финансовые дела и Бюджетная политика 0.9%

2 Административные процедуры 1.8%

2 Иные решения и постановления 1.8%

110 ВСЕГО 100%

В 2000 г. начал свою работу Генеральный Министерский Комитет по проведению Административной Реформы (ГМКАР), цель создания которого заключалась в реструктуризации всей системы государственных ведомств. Это стало первым этапом реформирования8.

Многие страны проводят время от времени подобные организационные изменения в структурах государственного аппарата. Власти Саудовской Аравии также чувствовали назревшую необходимость подобных изменений, поскольку с начала 60-х годов прошлого века радикальных структурных модификаций проведено не было.

Начиная с 1962 г., с момента создания ВКАР, существующая система органов государственной власти переросла в весьма запутанную структуру,

где полномочия нескольких не имеющих отношения друг к другу ведомств могли дублироваться. К примеру, агентство по археологии оказалось в подчинении Министерства образования, а ряд агентств, деятельность которых косвенно касается вопросов культуры, подчинялись Министерству культуры, хотя цели деятельности указанных ведомств существенно различаются9.

Этот ряд можно продолжить. Так, в Агентстве национальной безопасности, в Министерстве обороны и авиации, а также в Королевском комитете по развитию городов Эль-Джубайль и Янбу созданы Департаменты культуры и образования, которые по природе своей деятельности должны находиться в структуре Министерства образования. И подобных примеров множество.

В настоящее время в мире существуют такие популярные явления как глобализация, Интернет, потребительская удовлетворенность10, сокращение расходов на нужды государственного аппарата, проведение в жизнь планов правительства путем установления большего количества норм для частного сектора. Все вышеперечисленное воодушевило власти Саудовской Аравии начать реструктуризацию системы органов государственной власти, придать ей современный характер, нацелить ее, в том числе, и на коммерческую деятельность, а также позволить приватизировать полностью или частично некоторые из государственных структур.

На деле уже достигнуты некоторые результаты такой деятельности, например, приватизация национального оператора связи Сауди Телеком (Saudi Telecom) и передача системы гражданской авиации Независимому Генеральному Агентству (НГА). В целях уменьшения зависимости королевства от нефти и увеличения занятости стремительно растущего саудовского населения, в последние годы стремительно развивается частный сектор. Основными приоритетами правительства Саудовской Аравии в ближайшей перспективе является выделение дополнительных средств на развитие водной инфраструктуры и образования, поскольку нехватка воды и быстрый прирост населения не позволяют стране полностью обеспечивать себя сельскохозяйственными продуктами.

В соответствии с декретом № 7/Б/6629 от 31 августа 1999 г. был создан Генеральный Министерский Комитет по проведению Административной Реформы во главе с Его Королевским Величеством Принцем Султаном бин Абдель Азиз Аль Саудом, который одновременно являлся Вторым заместителем Премьер-министра и Министром обороны и авиации. Основными задачами ГМКАР стали планирование и дальнейшая реализация национального проекта по реструктуризации системы органов государственной власти, изучение структур гражданского общества, а также сопоставление размеров организаций и компаний Саудовской Аравии по отношению к количеству работающих в них специалистов.

В силу значительности и многосложности этого проекта возникла необходимость в создании Министерского Подкомитета в рамках ГМКАР, в обязан-

ности которого входило бы осуществление общего контроля над реализацией проекта вплоть до его завершения. Также была создана Комиссия по подготовке к проведению административной реформы (Подготовительная Комиссия), в задачи которой вошло составление планов и этапов реформирования, подготовка предложений и рекомендаций, а также представление в Министерский Подкомитет отчетов, содержащих общую информацию о ходе проводимых работ.

Таким образом, Генеральному Министерскому Комитету по проведению Административной Реформы был дан срок в три года для завершения проекта, начиная с 27 сентября 2000 г.11. Систему органов государственной власти предполагалось разделить на двадцать одну отрасль в течение четырех определенных заранее временных этапа, каждый из которых включал в себя несколько подэтапов (см. табл. 2).

Одной их главных обязанностей руководителя Подготовительной Комиссии было формирование Рабочей исследовательской группы для изучения каждой из реорганизуемых отраслей. Рабочая группа практически полностью была составлена из экспертов Института Государственного и Муниципального Управления (ИГМУ) — специалистов по формированию организационных структур, а также кадровой и финансовой политике. В состав Рабочей группы, в том числе, вошли сотрудники Министерства гражданской службы, Министерства финансов, а также сотрудники соответствующих реорганизуемых ведомств. Руководитель рабочей группы был назначен из числа специалистов ИГМУ.

Представляется важным рассмотреть роль и место Рабочей группы, Подготовительной комиссии, Министерского Подкомитета и ГМКАР в реализации проекта реструктуризации органов государственной власти.

Рабочая группа.

В задачи Рабочей группы вошли проведение собраний для подготовки плана проекта, определение главной и сопутствующих целей, построение методологии реализации проекта, а также определение стран, имеющих положительный опыт реформирования системы органов государственной власти, с целью их дальнейшего посещения и приобретения опыта подобных реструктуризаций.

Таблица 2

Проект реструктуризации органов государственной власти

Этап Отрасль Дата начала Дата завершения Продолжительность

1 1. Пенсионное и социальное страхование 2. Социальное развитие 28 сентября 2000 г. 25 марта 2001 г. 6 месяцев

3. Людские ресурсы 4. Иностранные дела 5. По делам Ислама 28 сентября 2000 г. 17 сентября 2001 г. 12 месяцев

2 1. Строительство и жилищная политика 26 марта 2001 г. 17 сентября 2001 г. 6 месяцев

2. Транспорт и коммуникации 3. Наука и научные исследования 4. Муниципальные службы 5. Культура и молодежь 26 марта 2001 г. 14 марта 2002 г. 12 месяцев

3 1. Здравоохранение 2. Образование, обучение и переподготовка12 3. Экономика, финансы и бюджетная политика 4. Сельское хозяйство, окружающая среда и водные ресурсы 5. Административно-территориальное устройство 15 марта 2002 г. 28 августа 2003 г. 18 месяцев

4 1. Службы мониторинга 2. Расследование преступлений и борьба с ними 3. Королевские суды 4. Политика расходования средств 18 сентября 2002 г. 28 августа 2003 г. 12 месяцев

Подготовленный план проекта представлялся Подготовительная Комиссия определяла дату на рассмотрение в планово-ревизионное управле- собрания и приглашала членов Рабочей группы,

ние, которое его проверяло и имело право внесения своих поправок и рекомендаций. Рабочая группа учитывала полученные замечания, вносила соответствующие коррективы и повторно направляла план проекта в планово-ревизионное управление, предоставляя при этом отчет о проделанной работе. Затем план передавался в Подготовительную Комиссию, где в присутствии руководителя Рабочей группы проект как минимум два раза проверяли перед утверждением.

Подготовительная Комиссия.

Подготовительную Комиссию возглавил директор Института Государственного и Муниципального Управления. Помимо него в руководящий состав Комиссии вошли Заместитель министра гражданской службы, Генеральный секретарь Совета по развитию людских ресурсов, Директор организационного комитета при министерстве финансов и Генеральный секретарь ГМКАР. Собрание Комиссии проходило восемь раз в месяц.

отвечающих за ту или иную отрасль, например, за образование. Руководитель Рабочей группы представлял отчет о ходе выполнения работ, после чего глава Подготовительной Комиссии и ее члены могли внести свои замечания и рекомендации. Рабочая группа изучала указанные замечания, принимала соответствующие меры по их устранению и на последующих собраниях Подготовительной Комиссии отчитывалась по проделанной работе либо по части работ.

Затем от имени Подготовительной Комиссии Рабочей группе необходимо было подготовить обширный доклад о ходе реализации проекта и направить два черновых варианта доклада на рассмотрение в Министерский Подкомитет ГМКАР.

Министерский Подкомитет ГМКАР.

Министерский Подкомитет ГМКАР возглавил Министр гражданской службы. Также в состав Подкомитета вошли Министр экономического развития и планирования, Министр труда и социального раз-

вития, Министр финансов и еще два государственных министра.

Руководитель Подготовительной Комиссии представлял проект реструктуризации каждой отрасли в отдельности на рассмотрение членам Министерского Подкомитета. Члены Подкомитета могли внести свои предложения и рекомендации, после чего глава Подготовительной Комиссии направлял проект руководителю Рабочей группы на доработку. При этом Подкомитет должен был определить дату следующего собрания, на котором глава Подготовительной Комиссии отчитывался о принятых мерах и выполненной работе.

В дальнейшем Подкомитет не менее чем на трех собраниях заслушивал отчеты по каждой из отраслей в отдельности, после чего давал так называемые «генеральные рекомендации» по каждой отрасли или группе отраслей и направлял указанные рекомендации в ГМКАР.

Генеральный Министерский Комитет по проведению Административной Реформы (ГМКАР).

Принц Султан бин Абдель Азиз, который одновременно являлся Вторым заместителем премьер-министра Саудовской Аравии, Министром обороны и авиации, а также Генеральным Ревизором Королевства, возглавил Государственный Министерский Комитет по проведению Административной Реформы. В состав ГМКАР вошли также первые лица государства: Министр внутренних дел, Министр финансов, Министр гражданской службы, Министр планирования, Министр труда и социального развития, Министр водных ресурсов и электрификации, Министр экономического развития и планирования, Директор Института государственного и муниципального управления, Глава экспертного агентства при Совете министров и еще три государственных министра.

ГМКАР проводил собрания 3—4 раза в год, на которых выступал руководитель этого Комитета и представлял на обсуждение рекомендации по реструктуризации отдельно взятой отрасли или группы отраслей. Члены ГМКАР были вправе одобрить представленные рекомендации, равно как и отклонить их, отправив на дальнейшую доработку в Министерский Подкомитет, где уже по отлаженной схеме принимались меры по устранению замечаний.

После устранения замечаний и одобрения ГМКАР, Король Саудовской Аравии издавал соответствующий декрет, касающийся той или иной от-расли13.

Важно отметить, что из-за изменения структуры Совета Министров Королевства в ходе реализации проекта возникла необходимость нового реформирования ряда отраслей. Королевский Декрет от 1 мая 2003 г. определил рамки и порядок внесения соответствующих изменений.

К наиболее важным структурным изменениям за трехлетний период реформирования можно от-нести14 следующие:

Финансово-экономический сектор.

1. Ликвидация Министерства промышленности и электрификации.

2. Передача полномочий ликвидированного министерства по электрификации Министерству водных ресурсов, которое в дальнейшем получило название «Министерство водных ресурсов и электрификации».

3. Передача полномочий ликвидированного министерства, связанных с развитием промышленности, Министерству торговли, которое в дальнейшем получило название «Министерство торговли и промышленности».

4. Переход полномочий по экономическому развитию от Министерства финансов и национальной экономики Министерству планирования, которое в дальнейшем получило название «Министерство экономического планирования и развития». Таким образом, Министерство финансов и национальной экономики преобразовалось в Министерство финансов.

Сектор жилищно-строительного хозяйства.

1. Ликвидация Министерства строительства и жилищной политики, а также передача ряда имевшихся полномочий Министерству по развитию муниципалитетов и деревень.

2. Передача полномочий в сфере жилищной политики Министерству труда и социального развития.

3. Передача полномочий по разработке стратегии развития жилищного хозяйства Министерству экономического планирования и развития.

4. Продление деятельности и работы по своему направлению Королевского фонда недвижимости.

Сектор образования.

1. Изменение прежнего названия «Министерство знаний» на «Министерство образования», а также введение двух должностей: «Заместитель Министра по развитию образования для мальчиков» и «Заместитель Министра по развитию образования для девочек».

2. Передача всех полномочий, касающихся развития образования, от Президиума Агентства национальной безопасности, Министерства обороны и авиации, Генерального Ревизора Королевства, а также Королевского комитета по развитию городов Эль-Джубайль и Янбу Министерству образования с целью унификации ответственности в рамках одного ведомства.

3. Предоставление двух бюджетов Министерству образования, из которых один предназначен для развития образования мальчиков, а другой — для развития образования девочек.

4. Расширение полномочий университетов и придание им большей независимости в принятии решений, а также наделение более широким спектром властных полномочий Советов университетов, Советов колледжей и ректоров университетов.

Сектор связи и информационных технологий.

1. Преобразование Министерства телекоммуникаций и почтово-телеграфных связей в «Министерство связей и информационных технологий».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Передача ряда полномочий по надзору за сферой информационных технологий Агентству связи, которое в дальнейшем получило название «Агентство связи и информационных технологий».

Сектор транспорта.

1. Преобразование Министерства транспортных средств в «Министерство транспорта и транспортных перевозок».

2. Министр транспорта и транспортных перевозок одновременно назначается главой Генерального Совета по созданию морских портов.

Сектор культуры, средств массовой информации и молодежной политики.

1. Преобразование Министерства средств массовой информации в «Министерство культуры и средств массовой информации» и создание при нем Агентства по культуре, а также:

ф прикрепление Культурного центра Короля Фахда, Дирекции по развитию гуманитар-

ных наук, Арабского сообщества культуры и искусств, Генеральной дирекции по развитию культурной деятельности, а также Артистических клубов к Генеральному Президиуму по молодежной политике;

ф прикрепление Генеральной дирекции по развитию библиотек, а также Дирекции по культурным взаимоотношениям к Агентству по культурным делам при Министерстве образования;

ф прикрепление Агентства арабской периодической печати к Министерству высшего образования.

2. Преобразование Агентства радио и телевидения, а также Агентства печати Саудовской Аравии в две самостоятельные организации, руководители которых назначаются Министром культуры и средств массовой информации.

3. Ликвидация Высшего совета по развитию науки, искусств и литературы, Высшего совета по молодежной политике, а также Высшего совета по развитию средств массовой информации в связи с достижением поставленных перед данными ведомствами задач.

4. Прикрепление созданного при Министерстве образования Агентства археологии к Генеральному агентству туризма, призванному обеспечить развитие археологии.

5. Оставление сферы развития спорта в компетенции Генерального Президиума по молодежной политике.

Сектор развития муниципалитетов. В соответствии с королевским указом 1993 г. Саудовская Аравия была разделена на тринадцать провинций (эмиратов). Указом 1994 г. провинции, в свою очередь, были поделены на сто три округа. Власть в провинциях принадлежит губернаторам (эмирам), назначаемых королем. Во главе наиболее важных городов, таких, как Эр-Рияд, Мекка и Медина, стоят губернаторы, принадлежащие к королевской семье. Местные дела находятся в ведении Советов провинций, члены которых назначаются королем из представителей наиболее знатных се-мейств15.

В 1995 г. власти Королевства издали закон о муниципальных выборах, однако выборные муниципалитеты так и не были сформированы.

Таким образом, в виду давно назревшей необходимости проведения реформы местных органов власти Совет Министров Королевства Саудовская Аравия 14 октября 2003 г. одобрил предложения Генерального Министерского Комитета по проведению Административной реформы по реформированию муниципальных образований16. Суть реформирования состояла в том, чтобы впервые в истории Королевства расширить участие граждан в управлении делами на местном уровне путем участия в выборах и избрании половины членов Совета муниципального образования17.

Сектор гражданской авиации.

На основании полученных предложений от ГМКАР, посвященных реорганизации сектора гражданской авиации, Советом Министров был издан соответствующий декрет от 10 марта 2004 г.18. В соответствии с этим документом учреждено финансово и административно независимое Генеральное агентство гражданской авиации, действующее в соответствии с рыночными стандартами торговли, а также имеющее право оставлять полученную прибыль и распоряжаться ей. В связи с этим все операционные и иные расходы, лежащие на плечах государственного бюджета, будут ежегодно сокращаться до тех пор, пока структура не выйдет на уровень самоокупаемости и самофинансирования.

Технические комитеты.

По инициативе главы Подготовительного Комитета в июне 2003 г. было сформировано четыре временных технических комитета, в обязанности которых вошло перераспределение штатных должностей, специалистов, оборудования и иного имущества уже ликвидированных ведомств и передача их соответствующим структурным подразделениям, созданным в ходе реформирования системы органов государственной власти.

Каждый из учрежденных технических комитетов был создан для работы по конкретному направлению. Координатором всей деятельности рассматриваемых комитетов был назначен представитель генерального секретариата ГМКАР, а членами этих комитетов стали представители Министерства гражданской службы, Министерства финансов, Министерства экономического планирования и развития и иных государственных ведомств.

В течение полутора месяцев техническим комитетам предстояло завершить все намеченные дела. Справившись с поставленными задачами, от имени координатора деятельности комитетов был составлен отчет о проделанной работе, в котором также содержались предложения по перераспределению и передаче штатных должностей, специалистов, оборудования и иного имущества во вновь созданные государственные ведомства. Данная работа была крайне важна для формирования бюджета Королевства на 2004 г.

Электронное Правительство. Правительство Саудовской Аравии придает большое значение внедрению системы электронного правительства, а также новейших информационных технологий во все государственные ведомства. Например, Его Королевское Величество Принц Абдулла бин Абдель Азиз дал соответствующее указание Компьютерному Сообществу Саудовской Аравии разработать национальный план развития информационных технологий19. В соответствии с этим указанием Сообществом были разработаны два плана развития информационных технологий: краткосрочный и долгосрочный.

Надо сказать, что Компьютерное Сообщество получило поддержку и помощь в разработке планов от более чем ста экспертов из различных научных отраслей, правительства Королевства, частных лиц, а также около тысячи специалистов из пятнадцати ведущих мастерских, занимающихся исследованиями в области информационных технологий20.

Национальный план долгосрочного развития информационных технологий, рассчитанный на двадцать лет (с 2005 по 2025 гг.), нацелен на достижение ряда первостепенных задач, из которых можно выделить следующие:

V- повышение продуктивности работ во всех отраслях;

ф распространение информации о правительственных, коммерческих, социальных услугах и услугах по охране здоровья посредством компьютерных сетей;

развитие автоматизированных услуг населению посредством заполнения простой формы заявления;

построение сильной и конкурентоспособной индустрии информационных технологий как

внутри государства, так и на международной арене, а также создание базы для постоянного извлечения прибыли от деятельности данной отрасли;

идеальное применение информационных технологий в образовании и обучении на всех его стадиях.

Краткосрочный план развития был рассчитан на пять лет (с 2005 по 2010 гг.) и составлен на основе долгосрочного. Пятилетний план включил в себя двадцать шесть конкретно определенных целей, шестьдесят семь организационных стратегий, тридцать четыре программы, а также пятьдесят структурных процессов. В качестве наиболее важных моментов пятилетнего плана развития информационных технологий можно выделить: ф оказание финансовой и кадровой поддержки в ходе реализации проекта развития информационных технологий в государственном секторе;

распространение и применение информационных технологий в государственном секторе; ф повышение уровня взаимодействия между государственными ведомствами; разработка методов и стандартов качества информационных технологий; ф развитие и полноценное использование системы электронного правительства. Компьютерное Сообщество Саудовской Аравии 1 декабря 2003 г. передало проект Национального плана развития информационных технологий на утверждение Совету Министров Королевства21.

Руководитель рабочей группы по внедрению системы электронного правительства отметил: «Создание Министерства связей и информационных технологий сделало это министерство ответственным за реализацию Национального плана и программ, принятых в обеспечение этого плана»22.

На основе сказанного можно сделать вывод о том, что государство глубоко заинтересовано в развитии информационных технологий, включая систему электронного правительства. Об этом говорит принятый Королевством долгосрочный Национальный план развития, в рамки которого включен и краткосрочный план.

Однако, на пути внедрения системы электронного правительства существует целый ряд

препятствий, среди которых ограниченное использование Интернета населением Королевства. Доктор Халид бин Абдель Азиз Аль-Гонаим отмечает: «Нет никакого смысла в создании системы электронного правительства для пяти процентов населения». Он предложил создать специализированные центры, в которых сотрудники государственных ведомств обучали бы и ознакамливали широкую общественность с системой электронного правительства23.

Однако, несмотря на имевшиеся трудности, государство приложило большие усилия для обучения населения обращению и использованию системы электронного правительства.

Например, уже через полтора года после внедрения системы электронного правительства несколько государственных ведомств полностью перешли на работу в рамках этой системы: Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство Хаджа, Министерство финансов, кредитно-денежные учреждения, Национальная служба по выдаче паспортов, Институт государственного и муниципального управления, а также налажена работа по выдаче электронных виз, открыта система электронных платежей, выстроено взаимодействие между банками Королевства и указанными выше государственными ведом-

24

ствами.

Ведомства, которые первыми внедрили систему электронного правительства в свою деятельность, стали показывать существенно лучшие результаты в работе, нежели до внедрения этой системы.

Генеральный директор Института государственного и муниципального управления издал распоряжение о создании Комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность Института. Руководителем Комиссии был назначен заместитель генерального директора Института25. Основными задачами созданной Комиссии стали:

разработка стратегии по обновлению информационных технологий Института путем проведения соответствующих исследований в сфере новейших технологий для уяснения того, насколько глубоко можно применять эти технологии в деятельности Института; ф разработка единых стандартов использования аппаратного и программного обеспечения, а

также внутренней компьютерной сети для улучшения условий работы;

разработка ежегодных планов и проектов по развитию информационных технологий Института;

изучение отчетов ведомств, связанных с Институтом, по их достижениям от использования информационных технологий в своей деятельности;

изучение спроса на продуктивные и технологичные информационные системы, а также изучение применимости и совместимости тех или иных информационных технологий к деятельности Института.

Деятельность Института государственного и муниципального управления была разделена на 10 направлений, в том числе: обучение, исследования, консультации, документоведение, библиотечное дело, административное и финансовое управление и т.д. Также Институтом была сформирована небольшая рабочая группа, в задачи которой вошла автоматизация процессов, ранее обеспечивавшихся физическим трудом.

К примеру, Институтом была автоматизирована деятельность по систематизации и обработке данных кандидатов, претендующих на замещение тех или иных вакантных должностей. Вскоре многие государственные ведомства также стали использовать автоматизированную систему отбора кандидатов перед принятием на работу, что в значительной степени упорядочило и упростило деятельность данных ведомств26.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что административная реформа в Саудовской Аравии, прошедшая в четыре этапа и основанная на научном подходе, имела всесторонний характер. Государственные расходы были сокращены путем структурирования органов государственной власти и выделения двадцати одной самостоятельной отрасли. Большинство из государственных ведомств внедрили систему электронного правительства, в то время как остальные ведомства используют данную систему частично. Тем не менее, работа по развитию и внедрению информационных технологий во всех сферах общественных отношений продолжается довольно успешно, чему в значительной степени способствует действующий

долгосрочный Национальный план по развитию информационных технологий, рассчитанный до 2025 г.

1 David E. Long. The Kingdom of Saudi Arabia. University Press of Florida, 1997.

2 FosterL.M. Saudi Arabia (Enchantment of the World). School & Library Binding, 1993.

3 Honeyman S. Saudi Arabia (Country Fact Files). Library Binding, 1995.

4 Mulloy M. Saudi Arabia (Major World Nations). Library Binding, 1998.

5 Jerichow A. The Saudi File: People, Power, Politics. 1998.

6 AbdulRahman Al-AbdulKader. «Public Administration in the Kingdom: the realty and the obstacles» — Riyadh: 2003. SSOA. P. 1.

7 AbdulRahman Al-Shegawi. «The re-structure of Governmental System in the Kingdom during 20 years of the Custodian of the Two Holy Mosques from 1981 to 2000» — Riyadh: IPA. 2000. P. 1.

8 The Decree of the Council of Ministers Number 7/B/6629 dated 18/8/1999.

9 Okaz newspaper. «The re-distribution of Government employees before the end of the budget year» — Oct. 4th 2003. Issue № 13552. P. 7.

10 Испытываемая потребителем уверенность, что производитель (продавец) полностью оправдал его ожидания относительно товара и качества обслуживания.

11 The General Secretariat of GMCAR. An orientation Directory issued from the general secretariat of the GMCAR with the title of :The project of re-organization of Administrative Organization of Government Agencies (Riyadh: 2001. IPA) P. 6.

12 В ходе реализации проекта сфера Образования была выделена в отдельную отрасль. Таким образом, появилась новая отрасль — Обучение и Переподготовка кадров, реализация которой была перенесена на четвертый этап.

13 Okaz newspaper. «HRH the second deputy Prime Minister heads the GMCAR» — March 8th 2004 — Issue № 13718. P. 3.

14 Al Eqtesadiah Newspaper. May 1st 2003. Issue № 3489. P. 15.

15 Fandy M. Saudi Arabia and the Politics of Dissent. 1999.

16 Okaz newspaper. Oct.14th 2003. Issue № 13562. P. 3.

17 Al Shark Al Awsat Newspaper. «The Saudi Shura Council Member in London: The Municipality elections will be carried on Oct. 2004» — March 13th 2004. Issue № 9237. P. 31.

18 Al-Madina Newspaper. March 6th 2004. Issue № 14930. P. 1.

19 The Royal Decree number 7/B/16838 dated 05/03/2001.

20 The National plan for information technology. «The vision to build an informative society, a rough copy of the project of the national plan of information technology» — Riyadh: December

2003. The Soceity of Saudi Computers. P. 1.

21 Bassam AbdulAziz Al-Hammadi. «The E-Government in the Kingdom, the plans, the initiatives» — Riyadh: March 16th

2004. P. 9.

22 Al-Eqtesadiah Newspaper. «The E-Government Project is providing investment opportunities» — March 31st 2004. Issue № 3824. P. 24.

23 Khalid Bin AbdulAziz Al-Ghonaim. «The world has said goodbye tj the monopoly computer programs for ever» — AlYamama Journal. December 6th 2003. P. 5.

24 The National Plan for Information Technology, extre (2). The local real life of information technology. P. 143.

25 Decision number (1973) 19/12/2002.

26 AlWatan Newspaper. «The application of electronic selection of candidates of government employees and raising the capacity from 15000 to 22000 next year» — March 8th 2004. Issue № 1256. P. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.