Научная статья на тему 'Государственное стимулирование инновационной деятельности на региональном уровне'

Государственное стимулирование инновационной деятельности на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / INNOVATIVE ACTIVITY / STIMULATING / INNOVATIVE PROCESS / TAX BENEFITS AND SUPPORT MECHANISMS FOR INNOVATION / REGIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Д. В.

В статье обосновывается необходимость разработки мер государственной политики в инновационной сфере, раскрываются методы стимулирования инновационной активности, обобщается зарубежный опыт активизации инновационного процесса, сформулированы предложения по стимулированию инновационной деятельности в регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PROMOTION OF INNOVATION AT REGIONAL LEVEL

The article explains the need to develop public policy in innovation, are disclosed methods of stimulating innovative activity is extended foreign experience in enhancing the innovation process and makes proposals to stimulate innovation in the regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Государственное стимулирование инновационной деятельности на региональном уровне»

деятельности, в игнорировании человеческих ценностей, потребностей и желаний. Рассматриваемая зависимость уровня оппортунизма индивидуумов от внешних по отношению к нему факторов исключает из поля зрения важнейший поведенческий мотив - ценностное и психологическое восприятие субъектом деятельности всей совокупности свойств объективной реальности этого «загадочного» мира труда.

Объективные свойства таких элементов реального процесса труда, как оснащение рабочего места современным оборудованием с широким потенциалом выполнения операций, возможностями полной загрузки работника в течении всего рабочего периода, система организации процесса производства, преломляясь через призму ценностных ориентаций работника, обретают в рамках конкретного трудового процесса разную значимость, ценность для различных по своему совокупному интеллектуальному и духовному потенциалу работников. Следовательно, трудовой процесс, как ядро производственного процесса, является не столько технико-организационной, сколько социальной реальностью, его социальным фоном.(2)

За годы реформирования в сфере труда произошло сужение и обеднение трудовой мотивации, снижение профессионализма и стремлении е к саморазвитию. По данным обследований ВЦИОМа, около 80% работников в России имеют деградированное трудовое сознание, из которого вытеснено многое, что имеет отношение к общественно - полезному труду, профессиональному самосовершенствованию и даже к пониманию необходимости интенсивно работать ради приличного заработка.

Основная причина оппортунистического поведения производственных работников конвейерных процессов швейного производства заключается не в ослаблении системы стимулирования, а в отсутствии возможности предоставления высокопрофессиональным работникам такого объема работ, которые они могут выполнить. Речь идет о несовпадении загруженности рабочих и его профессиональных способностей. Каждый работник должен стимули-

роваться такой реальной совокупностью элементов микромира труда, к которой он физически подготовлен и которая позволит ему самореализоваться, использовать в полной мере все свои способности в сфере трудовой деятельности.

Новая структура формирования процесса из организационно -технологических модулей (3) расширяет взаимодействие элементов, позволяет имитировать результативность влияния и проектировать трудоемкость выработки с учетом раскрытия профессиональных возможностей работника. Создание условий для повышения производительности труда приводит к росту заработной платы и формирует адекватное общественное сознание у всех работников, которые смелее осваивают инновационные технологии и достигают реальных результатов.

По мере того как большие объемы работ (перевыполнение норм выработки у профессионалов достигает 200%) начинают зависеть от личных усилий новаторов, возможно мы приближаемся к новой форме бригадного подряда, основанного на суперсовременных приемах и новой инновационной технологии производства.

Эффективность предприятий все больше определяется способностью быстро реагировать на изменение спроса. Для того чтобы быть конкурентным, нужно пробудить свободу самовыражения интеллектуального ресурса и предпринимательства работников, участвующих в кампании повышения не только заработной платы, но и доходов начисленных на ее объем по итогам года.

Литература:

1. Тейлор Ф.У Научная организация труда. М. 1925.

2. Меликов Е.Х., Соколов Н.В. Исследование факторов регулирования трудовых ресурсов в технологическом процессе. // «Швейная промышленность» 2007. №3.

3. Соколов Н.В., Лебедев С.А., Глазунова Т.В., Соколов Д.А. Формирования технологического процесса через модули объема выработки с учетом уровня профессионального мастерства. // «Швейная промышленность». 2008. №6.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Кузнецов Д.В., к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России

В статье обосновывается необходимость разработки мер государственной политики в инновационной сфере, раскрываются методы стимулирования инновационной активности, обобщается зарубежный опыт активизации инновационного процесса, сформулированы предложения по стимулированию инновационной деятельности в регионах России.

Ключевые слова: инновационная активность, стимулирование, инновационный процесс, налоговые льготы, механизмы поддержки инноваций, региональные программы.

STATE PROMOTION OF INNOVATION AT REGIONAL LEVEL

Kuznetsov D., Ph.D., Assoc., assistant professor of management and marketing of the State Academy of Training and retraining of personnel

for the construction of housing and communal complex of Russia

The article explains the need to develop public policy in innovation, are disclosed methods of stimulating innovative activity is extended foreign experience in enhancing the innovation process and makes proposals to stimulate innovation in the regions of Russia.

Keywords: innovative activity, stimulating, innovative process, tax benefits and support mechanisms for innovation, regional programs.

Сложившаяся институциональная структура российской науки, разрывы междисциплинарных связей и последовательных стадий исследований и разработок, неразвитость механизмов коммерциализации научно-технических результатов препятствуют устойчивому прогрессу в научных исследованиях, эффективному использованию научно-технических достижений для удовлетворения потребностей экономики и общества, улучшения перспектив повышения национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции,

В современных условиях основные меры государственной политики в инновационной сфере должны быть направлены на формирование адекватной среды для развития научной и научно-технической деятельности, включая: реструктуризацию сети организаций государственного сектора науки; поддержку фундаментальных исследований и передовых научных школ; обеспечение воспроизводства их кадрового потенциала и приборной базы; содей-

ствие международному научно-техническому сотрудничеству, привлечению иностранных партнеров и инвесторов к выполнению национальных научно-технологических программ.

Для реализации мероприятий, стимулирующих инновационную активность в стране, необходимо сконцентрировать финансовые, кадровые и материально-технические ресурсы на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в интересах формирования высокоэффективной инновационной системы, как на национальном, так и на региональном уровнях.

Как представляется, что из широкого арсенала форм и методов поддержки предприятий, инвесторов и финансовых структур, вкладывающих средства в развитие инновационного потенциала, наработанных мировой практикой, необходимо выбрать наиболее адекватные нынешней ситуации и российской специфике.

Подчеркнем, что в Российской Федерации отдельные виды льгот были сформированы на начальном этапе рыночных реформ,

в условиях быстро сокращающегося бюджетного финансирования. Они предоставлялись научным организациям без учета конкурентоспособности их научно-технической продукции и возможности ее внедрения в производство. Наиболее распространенными методами были: налоговое стимулирование, стимулирование через амортизационную политику (не как части налоговой политики, а как самостоятельный механизм), прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции1.

Однако постепенно, по мере приобретения научными организациями необходимого опыта функционирования в условиях российского рынка, налоговая политика себя исчерпала, обозначилась тенденция неудовлетворенности этими льготами. Например, часть научных организаций, имеющих в своем распоряжении опытнопроизводственную базу, могла бы организовать на этой базе производство по собственным разработкам, постепенно трансформируясь в наукоемкие фирмы. Однако установленное законом соотношение удельных весов основной научно-технической и не основной деятельности сразу сыграло бы против них - они перестали бы быть научной организацией и автоматически лишились бы льгот, поскольку для промышленности аналогичных льгот нет.

Исключением в этом отношении является установленный первой частью Налогового кодекса инвестиционный кредит2, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу, с последующей поэтапной уплате суммы кредита и начисленных процентов. Основанием для получения инвестиционного налогового кредита являются:

- проведение НИОКР или технологического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения;

- осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

- выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Наверное, это единственный случай реального стимулирования инновационного процесса в российском законодательстве. К сожалению, на практике нет достаточного количества примеров его использования. Однако главное состоит в том, что имеющиеся льготы не стимулировали ни инновационную деятельность в отраслях экономики в целом, ни заинтересованность в применении отечественных научно-технических новаций в частности, ни приток капиталов в науку, ни осуществление научной деятельности в организациях.

По нашему мнению, система стимулирования инновационной деятельности должна способствовать решению двуединой задачи государства в области экономики: общей активизации применения инноваций, обеспечению структурной перестройки и повышению конкурентоспособности реальных секторов экономики.

Как представляется, в Российской Федерации недостаточно обобщен зарубежный опыт стимулирования инновационного процесса, хотя периодически соответствующие семинары проводятся, например, при организации TASIS по проекту Fin Rus 9804 Евросоюза «Инновационные центры и наукограды», где обсуждались проблемы выбора целесообразных путей стимулирования инновационной деятельности в России.

С начала до середины 80-х годов общая научно-экономическая оценка налоговых мер по стимулированию НИОКР была скорее скептической. Между тем новые исследования привели к более оптимистической оценке подобного рода мер. Эти исследования показывают, что налоговые меры в той форме, которая была применена в США, Канаде или Австралии, оказали довольно сильный стимулирующий эффект, и предприятия отреагировали на уменьшение цены НИОКР увеличением затрат на них. Например, в США оказалось, что сколько государство недополучило средств в виде

налогов, которыми можно было бы финансировать подобного рода деятельность, примерно столько же фирмы вложили дополнительных средств на проведение НИОКР3.

Анализ затрат и прибыли сравнительно молодой австралийской системы стимулирования также показывает позитивный баланс. С учетом этих результатов представляется интересным детально проанализировать механизмы, применяемые в различных странах.

Наиболее часто применяемой в мире формой особого налогообложения затрат на НИОКР является налоговый кредит, при котором или процент затрат фирмы на НИОКР, или процент дополнительно (например, по сравнению с прошлым годом) затраченных средств на НИОКР могут непосредственно вычитаться из задолженности фирмы по налогу.

Необходимо отметить, что в 1999 г. во Франции принят закон об инновациях. Он предполагает привлечение исследователей для создания предприятий на конкурсной основе. Предусмотрено бюджетное финансирование 550 проектов в областях биотехнологии, информатике, охраны окружающей среды; на каждый проект может быть выделено до 200 млн. франков. В целях продвижения проектов существует программа развития инкубаторов. Запланирован 31 инкубатор, 10 из них уже существует. В инкубаторах малые фирмы, по сути, безвозмездно получают в пользование помещения, оборудование на 2-3 года, в течение которых проект должен быть отработан4.

В Бельгии инновационный процесс стимулируется так называемой кластерной политикой: своего рода единение институтов и предприятий. При этом в процесс трансферта технологий вовлекаются и ученые и студенты. Малым предприятиям, участвующим в инновационном процессе, по федеральному закону налог может снижаться на 110%. Во Фландрии существует закон об инвестициях, согласно которому бюджетные средства для трансферта технологий привлекаются через университеты и НИИ. Из научно-технического бюджета до 150 млн. евро предусматриваются на продвижение результатов в промышленность. Стимулами инновациям в компаниях являются и беспроцентные кредиты, и субсидии, размер которых может достигать 25% стоимости.

О формах и методах стимулирования инноваций можно судить по центру биотехнологии (Flamanders Interuniversity Institute for Biotechnology - VIB), который создан в 1995 г. Это своего рода виртуальный университет. Он объединяет 4 департамента, 4 университета. Управляется советом директоров из представителей университетов, 4 представителей промышленности, 3 - от правительства. VIB курирует фундаментальные исследования, трансферт технологий, общественные программы. Трансфертом технологий в VIB занимаются 10 человек: 3 эксперта, 1 патентовед, 1 лицензиат, 1 директор, 3 секретаря. 50% прибыли от реализации продукции поступает в университет, который реализовал свою разработку через VIB, а 50% - в VIB на развитие процесса трансферта. Суммарный бюджет VIB - около 30 млн. евро, в том числе около 20 млн. евро -от реализации продукции.

Составной частью VIB является BIO - Incubator. Его основная задача - ускорить образование и стимулировать деятельность компаний, для чего им предоставляются на льготных условиях на 3 года помещения. В рамках общественных программ VIB информирует общество о достижениях науки и технологий в области биологии, создает обучающие программы для вузов, предоставляет оборудование в пользование школам и вузам, спонсирует издательство книг.

Прошедший в 2008 г. семинар в Люксембурге дал возможность представить систему поддержки инновационной деятельности со стороны Европейского Союза. За счет инновационной деятельности поставлена задача к 2010 г. Европейский Союз вывести на уровень самой передовой экономики. Это должно быть достигнуто за счет поощрения предпринимательства, продвижения инноваций, получения результатов от внедрения передовых технологий, разработки отраслевых программ. ЕС стремится к тому, чтобы улучшить взаимодействие инновационных политик в странах ЕС, в том чис-

1 Кулагин А.С., Леонтьев Л.И. О стимулировании инновационной деятельности // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2002. - № 1(10).

2 Красноперова О.А. Налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит // Гражданин и право. - 2000. - № 5.

3 Денисов Г.А. Механизм государственного стимулирования научно-технического прогресса в развитых странах// Промышленное строительство. - 1999. - № 4.

4 Денисов Г.А. Механизм государственного стимулирования научно-технического прогресса в развитых странах// Промышленное строительство. - 1999. - № 4.

ле сократить разрыв между северными и южными регионами, унифицировать нормативные рамки в области поощрения инноваций, поощрять создание новых компаний, упростить процедуру их создания, создать позитивную фискальную политику для новых компаний и венчурного капитала. Бюджет инновационной программы ЕС 363 млн. евро на 4 года. За счет этих средств изучается опыт и создается информационная программа инновационной системы Cordis, созданы 86 инновационных Relay Centres, занимающиеся трансфертом технологии на европейском уровне (в Германии и Франции по 7-8 центров)5.

Проведенный анализ позволяет сформулировать предложения по стимулированию инновационного процесса в регионах России. Как представляется, мероприятия по активизации инновационной деятельности можно разделить на два основных блока. Первый блок включает в себя комплекс мер прорывного характера. Это должны быть меры достаточно неординарные и мощные, именно они призваны направить поток инвестиций на реализацию научных разработок в регионах России.

Второй блок мер включает в себя разработку комплекса мероприятий организационного, правового, экономического характера, которые образуют основу программы развития региональной инновационной деятельности.

Мы полагаем, что к мерам первоочередного, прорывного характера можно отнести принятие закона, в соответствии с которым средства, вкладываемые в реализацию новых технологий, законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не подлежат декларированию в течение ряда лет в зависимости от объема инвестиций6. Его основная цель - концентрация усилий на привлечении негосударственных средств. Государство уже оплатило производство научного продукта, и теперь оно может рассчитывать на участие частного каптала. Однако в настоящее время частные инвесторы не спешат вкладывать свои средства в инновации по причине высоких рисков, отсутствия заинтересованности, нестабильной финансово-экономической ситуации в стране и мире.

Необходимо отметить, что среди действующих региональных механизмов стимулирования инновационной деятельности наиболее полно подтвердили свою эффективность следующие программные документы:

- городская целевая комплексная программа создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг.;

- программа инновационно-технологического развития промышленности Санкт-Петербурга на 2009-2011 гг.;

- республиканская целевая инновационная программа республики Башкортостан на 2008-2010 годы;

- областная целевая программа «Развитие инновационной инфраструктуры Брянской области» (2007-2010 годы);

- региональные целевые программы развития инновационной деятельности, принятые в Удмуртской республике (на 2005-2009 гг.), республике Тыва (на 2009-2010 гг.), Пензенской области (на 2009-2013 гг.), Томской области (на 2009-2010 гг.), Челябинской области (на 2008-2010 гг.), Воронежской области (на 2009-2012 гг.), Самарской области (на 2008-2015 гг.), Кемеровской области (на 20082011 гг.), Магаданской области (на 2009-2011 гг.), в Ямало-Ненецком автономном округе (ведомственная ЦП на 2009-2011 гг.);

На наш взгляд, интересен опыт активизации инновационной активности, реализуемый на муниципальном уровне с помощью:

- городской целевой программы «Развитие инновационно-инвестиционной деятельности и взаимодействие мэрии города Новосибирска с научно-промышленным комплексом по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска» на 20092011 годы;

- целевой инновационной программы муниципального образования «город Томск» на 2009-2011 годы;

- муниципальной целевой программы «О поддержке и развитии научно-технической и инновационной деятельности в г. Орске на 2007-2009 годы»;

- муниципальной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске» на 2009-2012 годы.

Наряду с прямым финансированием и налоговыми методами стимулирования инновационной деятельности в регионах следует расширить применение и других самых разнообразных форм поддержки субъектов инновационной деятельности.

В настоящее время важная роль в поддержке инновационного бизнеса отводится региональным и муниципальным органам властям, которые в связи с близостью к субъектам хозяйствования, расположенным на соответствующей территории, способны наиболее эффективно управлять, проводить текущий мониторинг, контролировать их деятельность и оценивать их вклад в социально-экономическое развитие региона.

В заключение отметим, что главная роль государства должна состоять в устранении препятствий повышения инновационной активности, активном использовании конкурентных преимуществ страны, связанных с ее интеллектуальным потенциалом, что требует формирования на государственном уровне благоприятных условий поддержки инноваций и развития высоких технологий, разработки и реализации комплекса правовых и организационно-экономических мер, направленных на стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг, более широкое внедрение в производство наукоёмких технологий.

5 Годик Э. Как прорастить семена инноваций // Стратегия и конкурентоспособность. - 2008. - № 4 (28). - С. 25-27.

6 Войт А.О. Стимулирование инновационной деятельности в регионе // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 8. - С. 60-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.