Научная статья на тему 'Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России: направления и особенности'

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России: направления и особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12342
1247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственное регулирование / внешнеэкономическая деятельность / мировая экономика. / government regulation / trade / the global economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченкова Л.М., Мерцалова А.И.

В статье рассматриваются направления и особенностигосударственного регулирования внешнеэкономической деятельностиРоссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses trends and features of state regulation of foreign trade activities of Russia.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России: направления и особенности»

Территория науки, 2013, № 2

Марченкова Л.М., Мерцалова А.И.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ: НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ

Орловский государственный институт экономики и торговл Воронежский экономико-правовой институт, г. Орел

Ключевые слова: государственное регулирование,

внешнеэкономическая деятельность, мировая экономика.

Аннотация: в статье рассматриваются направления и особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России.

Keywords: government regulation, trade, the global economy.

Abstract: The article discusses trends and features of state regulation of foreign trade activities of Russia.

Интернационализация мировой экономики, расширение границ международного экономического сотрудничества приводит к ускорению интеграционных процессов в мире. В это связи возрастает и роль внешнеэкономической деятельности стран.

К основным видам внешнеэкономической деятельности относятся:

• внешнеторговая деятельность;

• международное разделение труда;

• производственная специализация и кооперация;

• валютные и финансово-кредитные операции;

• отношения, возникающие с международными организациями.

Международное движение товаров, работ, услуг, капиталов,

технологий является существенным фактором экономического развития страны, что приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов в стране. Кроме того, ускоренное развитие мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и требует повышение роли и совершенствования функций государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В это связи возрастает значимость государственной политики в области регулирования внешнеторговых отношений. Экономика стран интенсивно развивается и совершенствуется, что заставляет страны регулярно переоценивать и изменять цели, задачи и способы государственного воздействия на внешнюю торговлю.

144

Территория науки, 2013, № 2

Необходимо заметить, что вопросы стимулирования

экономического развития, осуществления государственной

внешнеторговой политики имеют в настоящее время актуальное и научно-практическое значение.

Государственное регулирование внешнеэкономической

деятельности (ВЭД) осуществляется специальными государственными учреждениями и включает систему мер, законодательного, исполнительного и контролирующего воздействие в целях обеспечения эффективного внешнеэкономического развития, стимулирования развития экспорта и импорта, а также повышения притока иностранного капитала.

Государственное регулирование ВЭД включает следующие составляющие: сущность, конкретные направления, формы и

масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России.

Для обеспечения Государственного регулирования внешнеэкономической деятельности необходима разработка эффективных и гибких программ, способных решать любые проблемы возникающие во ВЭД. Программы государственного регулирования ВЭД предполагает разработку инструментов государственного регулирования. Программы должны удовлетворять условиям применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени совместимости отдельных средств, побочных эффектов их применения, эффективности средств регулирования и достаточности обоснования необходимости их применения. Государственное регулирование ВЭД включает различные направления регулирования деятельности, затрагивает интересы разных стран, изменяет мотивацию внешнеэкономического поведения субъектов. Поэтому разрабатываемые программы должны учитывать, какие группы участников ВЭД выиграют, а какие проиграют от осуществления этих программ, какие новые проблемы могут возникнуть и как они отразятся на социально-экономическом положении страны.

Основными целями регулирования ВЭД России в настоящее время являются:

• Оказание необходимой поддержки отечественным предприятиям для их обеспечения современными машинами, оборудованием, технологиями, минерально-сырьевыми ресурсами;

145

Территория науки, 2013, № 2

• Поддержание и усовершенствование торгово-политического сотрудничества с зарубежными странами; расширение участия России в интеграционных процессах;

• долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должниками России;

• обеспечение эффективной валютной, таможенной,

миграционной и др. защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации.

В России можно выделить следующие направления внешнеторговой политики: ориентация преимущественно на экспорт, ориентация преимущественно на импорта. В настоящее время наиболее эффективным направлением интеграции России в мировую экономику является ориентация на активный рост экспорта.

Используемые государством методы регулирования

внешнеторговой деятельности представлены на рисунке 1.

Тарифные методы регулирования предполагает применение таможенного тарифа и таможенных пошлин. Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к различным товарам, пересекающим таможенную границу страны. Таможенные тарифы можно подразделить на импортные и экспортные. Содержание импортного тарифа - это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

Экспортный таможенный тариф направлен на регулирование экспорта товаров. Экспортный тариф применяют отдельные страны, обладающие особыми природно-климатическими особенностями, природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины, как правило, способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Экспортные пошлины применяются государством в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, а также как средство ограничения вывоза определенных групп товаров.

146

Территория науки, 2013, № 2

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТАРИФНЫЕ НЕ ТАРИФНЫЕ

система таможенных пошлин, применяемых в данном государстве прямые (количественные) * квотирование / контингентирование * лицензирование * добровольное ограничение экспорта * антидемпинговые пошлины * компенсационные пошлины и сборы косвенные (не количественные)

скрытые ♦ стандарты (технические; санитарные; ветеринарные) ♦ администр. и таможенные формальности финансовые ♦ импортные депозиты ♦ субсидирование экспорта ♦ кредитование экспорта

V

паратарифные

• таможенные сборы

• внутренние налоги и сборы (НДС)

• декретированная таможенная оценка

Рисунок 1 - Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф предполагает использование ставок таможенных пошлин способствующих повышению цены товара. Таможенные пошилины применяются в целях защиты национальных производителей от более дешевых и качественных иностранных поставщиков товара. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза. Размер применяемых таможенных ставок с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий утверждается постановлениями правительства РФ.

Для регулирования внешнеторговой деятельности используют разный уровень таможенных пошлин, который применяется в отношении отдельных групп стран, кроме того используют лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями

147

Территория науки, 2013, № 2

таможенного законодательства. Тарифы могут пересматриваться по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, а также на основе предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.

Выделяют следующие виды таможенных пошлин:

• адвалорные таможенные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

• специфические таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

• комбинированные таможенные пошлины, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

• специальные таможенные пошлины, применяются для защиты отечественных производителей подобных или непосредственно конкурирующих товаров; кроме того они используются в ответ на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств;

• антидемпинговые таможенные пошлины, применяются для предотвращения ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

• компенсационные таможенные пошлины, применяются в ответ на субсидирование экспорта в других странах и выравнивание условий торговли

• сезонные таможенные пошлины, устанавливаются правительством в целях регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (в период действия сезонных пошлин);

• особые виды пошлин, применяются в результате расследования, проводимого в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управления.

На все товары, ввозимые, на таможенную территорию Российской Федерации определяется таможенная стоимость, которая декларируется при перемещении товара через границу России. За правильностью определения таможенной стоимости, Таможенный орган РФ осуществляет контроль, устанавливает порядок и условия

148

Территория науки, 2013, № 2

заявления таможенной стоимости ввозимых товаров.

Существуют различные способы осуществления таможенной стоимости товара: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; путем сложения стоимости; с использованием резервного метода.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности представляют собой следующие меры: квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль, налоги на экспортноимпортные операции, субсидии, административные барьеры.

Административные и экономические меры ограничительно запретительного и контрольного характера, препятствующих ввозу иностранных товаров на внутренний рынок с целью ограничения, касающихся потребительских свойств товаров, продаваемых на национальном рынке, а также условий их производит и реализации, например, технические стандарты, «унитарные нормы, требования к упаковке и т.п.

Регулирование иностранных инвестиций, также является важнейшим направлением внешнеэкономических отношений. В настоящее время процессы международного движения капитала охватывают все большее число стран. При этом большинство стран мирового хозяйства одновременно выступают экспортерами и импортерами капитала.

В настоящее время в процессах межгосударственного движения капиталов имеется устойчивая тенденция к ежегодному росту. Необходимо отметить, что во многих странах мира наблюдается опережение динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики.

На процесс международного движения капитала государство может воздействовать следующим образом:

• создание определенной системы, направленной на привлечение стимулирование и контроль за осуществлением иностранных инвестиций в национальную экономику.

• создание институциональных структур и комплекс реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

Несмотря на то, что либерализация мировой экономики способствует повышению степени открытости экономик, в тоже время все страны осуществляют жесткий контроль за движением иностранных инвестиций, поскольку импорт капитала означает

149

Территория науки, 2013, № 2

привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику. В свою очередь иностранные инвестиции расширяют возможности накопления капитала в стране и улучшают условия ее экономического роста. Однако, если не осуществлять регулирование иностранных инвестиций , то их чрезмерные объемы и не контролируемое вливание может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, а также, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на создание благоприятных условия для привлечения иностранного капитала в страну.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться льготный режим, а также налоговые льготы, изменение налоговых ставок, налоговые каникулы; получение займов и кредитов; выделение средств на подготовку и переподготовку кадров; улучшение инвестиционного климата; создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

В целом систему мер государственного регулирования можно представить на Рисунке 2.

Следующим направлением государственного воздействия является регулирование процесса вывоза капитала за рубеж. Выделяют следующие виды вывоза капитала: прямые и портфельные инвестиции, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах.

Причинами вывоза капитала может быть не только увеличение прибыли, но и для сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. Таким образом, происходит "утечка" капитала за границу, причиной которой является отсутствие благоприятного инвестиционного климата. На формирование благоприятного инвестиционного климата оказывает влияние политическая обстановка в стране, инфляция, безработица, налоги и т.д. Кроме того, капитал может вывозиться за границу как официально, так и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.

150

Территория науки, 2013, № 2

Рисунок 2- государственное регулирование иностранных инвестиций

Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. Экономисты выделяют следующие разновидности незаконного перемещения капитала из страны:

1) вывоз капиталов из России полученных в результате незаконного предпринимательства;

2) вывоз из России капиталов, полученных в результате законной экономической деятельности, но незаконным способом;

3) вывоз из России капиталов, полученных в результате преступного незаконного предпринимательства;

Законное движение капиталов за пределы России имеет место, когда капитал получен в результате законной деятельности, а также осуществляется законный вывоз его за границу. К законному

151

Территория науки, 2013, № 2

движению капитала можно отнести: инвестирование российских капиталов в экономику других стран, внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемую в полном соответствии с российским законодательством, и др.

В настоящее время в России проводятся мероприятия направленные на повышения инвестиционной привлекательности страны, а также на улучшение инвестиционного климата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом внешнеэкономическая деятельность имеет следующие важные моменты, связанные с изменением процессов государственного регулирования основных форм

внешнеэкономических отношений. В последние годы таможенный тариф России неоднократно изменялся, он становился небольшим и протекционистским для отдельных товаров. Таможенные пошлины в настоящее время весьма дифференцированы, с целью поощрения вывоза товаров, производство которых собирались развивать, и сдерживания ввоза товаров, производство которых в стране может быть эффективным.

В настоящее таможенное регулирование подвергается большим изменениям, с целью обеспечения более эффективного управления внешнеэкономическими процессами. Правительство сократило количество таможенных пошлин, которые назначаются не на отдельные товары, а на крупные товарные группы.

Развитые страны, являющиеся членами ВТО, имеют достаточно низкий средний уровень таможенного обложения, поэтому после вступления России в ВТО произошло снижение таможенных пошлин.

В этих условиях необходимо разработать комплекс мер, связанных с нетарифным регулированием. Поскольку мировая практика показывает, что при снижении таможенных пошлин, страны пытаются их заменить применением различного рода нетарифных барьеров.

Исходя из вышесказанного, можно выделить важнейшие на наш взгляд проблемы внешнеэкономической деятельности. К ним относятся:

• усовершенствование законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;

• создание наиболее эффективных программ развития экспорта товаров;

• совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью в стране;

152

Территория науки, 2013, № 2

• организация эффективной межгосударственной банковской деятельности для обеспечения кредитования и страхования экспорта продукции;

• создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортноимпортных перевозок;

• совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей;

• осуществления эффективного и современного контроля за качеством и безопасностью товаров, поступающих в Россию.

Список литературы

1. Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы: [Текст]. / Л. Абалкин // Вопросы экономики. 2011. №7. С.13-29.

2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон: [принят Гос. Думой 25 февр. 1999г.; с изм. и доп. от 2 янв. 2000г. 22 авг.2004 г. ] //СЗ РФ. - 1999. - №9. - Ст. 1096.

3. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 9 июля 1999г.; с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 дек. 2003 г.]// СЗ РФ. - 1999. - №28. - Ст. 3493.

4. Прямые иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. -Режим доступа: -http://ru.wikipedia.org

5. Привлечение иностранных инвестиций в Россию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.investments2.ru.

6. Рудакова, О.В. Россия: уровень экономического развития и участия в мировом хозяйстве [Текст]. / Международная научнопрактическая Интернет-конференция (Орел, 17 октября 2011г.): Россия в системе мирохозяйственных отношений / под ред. Рудаковой О.В. -Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2011.- С. 6-14.

Назарова Г.Н., Самохина Т.А.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ ФИРМЫ

Воронежский экономико - правовой институт

Ключевые слова: стратегии маркетинга, информационные

технологии, маркетинговые инструменты.

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.