ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Трофимов А.В.*, Татарников Е.В.Ф, Баранчугова И.Г.*, Ботенёв А.В.*
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск
Статья посвящена вопросу государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены основные цели и меры государственной политики, способствующие экономическому росту страны.
Государственное регулирование - это формирование соответствующей приоритетам и интересам развития общества государственной политики на основе использования инструментария экономико-правового механизма экономической деятельности с целью достижения сбалансированного развития хозяйственной системы (в том числе отрасли, региона, хозяйствующего субъекта, государства) в условиях неспособности достижения автоматизма разрешения складывающихся проблем на основе рыночной системы хозяйствования.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках, направленных на качественное совершенствование экспортного потенциала, устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса и хозяйственной безопасности в национальном масштабе.
Целями государственного регулирования ВЭД являются:
- формирование благоприятного правового климата для корректной -в рамках действующего законодательства и международных договоренностей - деятельности национальных хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;
- создание условий экономического стимулирования осуществления внешнеторговых операций, в первую очередь как источника поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным согласно экономической концепции хозяйственного развития страны направлениям;
* Кафедра Автомобильного транспорта.
* Кафедра Автомобильного транспорта. " Кафедра Мировой экономики.
* Кафедра Автомобильного транспорта.
- обеспечение условий эффективной внешнеэкономической деятельности как для каждого хозяйствующего субъекта, так и с позиций государственного развития, используя для этого разнообразные рычаги воздействия на осуществление различных форм экономического и административного контроля, создание соответствующей вспомогательной для бизнеса инфраструктуры - информационной, консультационной и т.д., содействие в подготовке и переподготовке кадров по всему спектру специализированных направлений ВЭД и др.;
- координация участия страны в условиях глобализации мирового хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выход ее на новые рынки, в первую очередь с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциала страны;
- совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности путем повышения удельного веса в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе), машино-технической продукции, разрабатываемой на базе новейших достижений науки и техники, патентов, лицензий, при последовательном курсе на снижение поставок необработанного сырья, природных ископаемых и вынужденного импорта отходов от переработки поставленного ранее радиоактивного сырья;
- регулирование торговых отношений на межстрановом и региональном уровнях, содействие отечественным экспортерам за рубежом и их защита, оказание им различного рода информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами, контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;
- регулирование платежного баланса страны в части операций, относимых к внешнеэкономической деятельности, и своевременного погашения внешней задолженности при жестком контроле за сохранением потенциала национального самостоятельного, независимого от иностранных кредиторов развития экономики;
- формирование имиджа страны и ее отдельных регионов во внешнеэкономической деятельности как добросовестного, действующего в рамках правовых норм и международных договоренностей государства, соблюдающего действующее законодательство при регулировании внешнеэкономической деятельности национальных и зарубежных партнеров на своей территории и других международных норм и правил зарубежных государств на их территории, пресекающего любого рода контрабандные или связанные с отмыванием «грязных» денег операции.
Разработанные на 1991-1997 гг. принципы построения системы государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность сохраняются и по настоящее время, хотя жизнь вносит некоторые коррективы непосред-
ственно в модель управления ВЭД. Приоритетным направлением является отказ от преимущественного использования административно-управленческих методов с постепенным усилением результативности мер экономического характера. Государство сохраняет за собой функции контроля и регулирования экспортно-импортной деятельности. Внешняя торговля представляет собой основное звено во внешнеэкономической деятельности. С одной стороны, она активно участвует в формировании национального дохода, с другой - представляет собой сферу сопряжения интересов и требований (в том числе государственных стандартов разных стран) и нахождения взаимовыгодного партнерства участвующих в операциях купли-продажи (практически все контракты во внешней торговле можно привести к базовой форме - купле-продаже товаров, услуг или промышленной собственности) контрагентов. Специфика внешней торговли заключается в том, что она является продолжением воспроизводственного цикла в его звене «реализация», но за пределами национальной таможенной границы. В настоящее время в России сложилась ситуация, когда внешнеторговая деятельность представляет собой единственно стабильную платежеспособную сферу. Превалирование в структуре экспорта сырьевой группы товаров (нерациональная структура экспорта) обусловлено тем, что это единственно возможный стабильный и в то же время требующий наименьшего количества затрат и усилий со стороны экспортеров источник поступления валютной выручки, так необходимой в условиях роста внешней и внутренней задолженности государства.
Мерами нетарифного регулирования в России являются:
- сокращение перечня товаров, экспорт которых квотируется;
- перераспределение квот на основе конкурсной продажи;
- создание торгового реестра России (как это имеет место в развитых странах - заявительная регистрация участников ВЭД);
- сертифицирование экспорта и импорта (к примеру, при экспорте необходим как сертификат происхождения товара, так и экспортный сертификат);
- любого рода проверки безопасности ввоза товаров (фумигация, санэпидконтроль, дезактивация и пр.);
- распространение на импорт внутренних фисков: НДС, акцизы и другие пошлины и сборы (в том числе и введенный налог с продаж);
- использование механизма антидемпинговых и компенсационных пошлин.
К мерам тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России относятся:
- введение в практику использования импортного тарифа как единственного средства регулирования импортных операций;
- разработка государственных программ по НИР и НИОКР, в том числе с расчетом на экспортную ориентацию;
- дотации и субсидии в инфраструктуру, в том числе приоритетно определенных отраслей экономики;
- упрощение порядка взимания экспортных пошлин, сборов и тарифов при импорте, в том числе привлечение коммерческих банков к авансированному кредитованию подлежащих уплате средств;
- постепенное сближение уровня внутренних цен и цен мировых товарных рынков; однако это обстоятельство зависит не столько от внешней торговли, сколько от производства, так как цены диктуются в первую очередь реальными издержками;
- возможность использования со стороны государства прямого субсидирования или дотирования жизненно важного для страны импорта;
- валютное регулирование: контроль за поступлением валютной выручки, наличие обязательной гарантии банка экспортера при экспортных операциях, обязательная продажа на валютной бирже 75 %-й валютной выручки, ограниченная конвертируемость национальной валюты (внутри страны);
- привлечение иностранных инвестиций, преимущественно прямых и производственной направленности, путем организации международных торгов и конкурсов, формирование правового поля защиты, гарантий и поддержки зарубежных инвестиций на территории России, расширение участия в соответствующих финансовых и государственно-страховых зарубежных компаниях.
Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок). Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.
Список литературы:
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юристъ, 2009. - 367 с.
2. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2009. - 208 с.
3. Смитиенко Б.М., Поспелова В.К. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Академия, 2006. - 304 с.