Научная статья на тему 'Государственное регулирование в переходной экономике: опыт Индии'

Государственное регулирование в переходной экономике: опыт Индии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1048
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ В. / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / INDIA / SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY / ECONOMY / STATE REGULATION / PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маляров Олег Васильевич

Успешный опыт модернизации экономики Индии демонстрирует активную роль государства в процессе экономического роста и заслуживает внимательного изучения с точки зрения возможности его использования для решения задач, стоящих перед Россией. После завоевания политической независимости Индия заимствовала у СССР опыт планирования, адаптировала его к рыночной экономике и сделала стержнем всех мер государственного регулирования, направленного на подчинение стихии рыночных сил целям социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regulation in a Transit Economy: The Experience of India

Successful modernization of the Indian economy reveals an active role played by the state in the process of economic growth and deserves attentive study to try to use it in the solution of problems facing Russia. After winning political independence India borrowed from the USSR its planning practices and adapted them to the market economy making them a pivot of all state regulation measures aimed at the subordination of spontaneous market forces to the goals of socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование в переходной экономике: опыт Индии»

О.В. Маляров

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОПЫТ ИНДИИ

Маляров Олег Васильевич - доктор экономических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН.

При проведении экономической реформы в России был выбран путь «прыжка» в экономику, свойственную сформировавшимся развитым капиталистическим странам - с полной свободой рынка и частного предпринимательства. При этом был полностью проигнорирован опыт главных стран с переходной экономикой - «развивающихся стран» Азии.

В результате магистральным путем к построению «капиталистического рая» стало «устранение государства как субъекта экономических отношений в стране» (Е. Гайдар). Именно этот путь, абсолютно доминирующий и сейчас, стал главной причиной экономических бед России.

Между тем успешный опыт модернизации экономики Индии демонстрирует совершенно иной подход. Именно активная роль государства в экономике обеспечила этой стране ее экономические успехи.

Разумеется, говоря о возможностях использования этого опыта для коррекции и оптимизации социально-экономического курса России, нельзя забывать о громадных различиях социально-экономических структур и при-родно-ресурсной базы двух стран, связанных с этими различиями проблем развития.

Россия не знает тех тяжелых проблем, которые стоят перед Индией. Среди них:

- доставшееся от колониальных времен громадное аграрное перенаселение, возросшее в ходе трехкратного увеличения общей численности населения страны за годы независимости. Невозможность «рассосать» его в ходе модернизации промышленности, базирующейся на современной технике с

низким потенциалом занятости, - база сохранения огромных ареалов бедности;

- истощение водных ресурсов страны, все больше ограничивающее возможность расширения ирригации, жизненно необходимой для развития сельского хозяйства Индии;

- крайняя ограниченность запасов нефти и газа, вынуждающая страну тратить 30-40% импортных расходов на их ввоз из-за рубежа.

И тем более поразительно, что при страшной тяжести этих проблем Индия добилась огромных успехов в преодолении колониальной структуры и модернизации экономики, достижении устойчивых темпов экономического роста. Индия избежала экономического кризиса 1998 г. и нынешнего экономического кризиса.

Опыт Индии заслуживает внимательного изучения с точки зрения возможности его использования для решения задач, стоящих перед Россией.

* * *

Планирование. Ключевое значение для разработки стратегии социально-экономического развития и целенаправленного использования всех мер государственного воздействия на экономику имеет планирование. Оно является необходимым условием модернизации экономики путем осуществления глубоких сдвигов в ее структуре.

После завоевания политической независимости Индия заимствовала у СССР опыт планирования, адаптировала его к рыночной экономике и сделала стержнем всех мер государственного регулирования, направленного на подчинение стихии рыночных сил целям социально-экономического развития. Отметим его главные особенности.

1. Индийское планирование - категория переходного общества, стратегия поэтапной комплексной системной модернизации всей социально-экономической структуры.

Для каждого этапа развития планирование определяет роль рынка и государственного регулирования, государственного и частного секторов, национального и иностранного капитала, крупного и мелкого производства.

Планирование определяет параметры и темпы развития основных отраслей экономики, социальных условий жизни населения.

2. В индийском планировании сочетаются долгосрочные (на 20-25 лет) прогнозирование и стратегия развития, среднесрочное (пятилетнее) и годовое планирование.

Основную роль играют пятилетние планы. Они определяют параметры экономического развития и экономического роста в стране и постулируют такие макроэкономические показатели как совокупные ресурсы, совокупные

накопления, размеры капиталовложений, рост ВВП и другие более широкие экономические и социальные требования. В них подробно рассматриваются программы развития различных отраслей и секторов экономики, проблемы и трудности их развития, пути их решения и преодоления. Таким образом, пятилетние планы определяют программу капиталовложений и деятельности, которые должны содействовать развитию экономики страны в нужном направлении.

Разработка годового плана связана со сравнительно более детализированным распределением ресурсов между центром и штатами, а также между различными отраслевыми сферами деятельности правительства, особенно же с распределением бюджетных ресурсов - с тем, чтобы сделать годовой план частью годового бюджета. Разработка годового плана также связана с более детальным анализом объектов программ и проектов. Пятилетний план осуществляется через годовые планы.

3. Индийское планирование сочетает директивное планирование в отношении государственного сектора с индикативным планированием в отношении частного сектора. Планируются капиталовложения как государственного, так и частного секторов. Планирование в отношении государственного сектора связано с большей детализацией разработки показателей продукции, капиталовложений и программ. Но даже в частном секторе, если необходимо достигнуть определенных плановых показателей важных с общенациональной точки зрения, правительство использует политические рычаги и стимулы.

4. Индийское планирование учитывает федеральный характер государства. Составляются как общегосударственный план, так и планы развития штатов - в пределах конституционного разделения их полномочий в сфере регулирования экономики. Эти планы затем согласуются и увязываются в рамках Национального плана. В последние годы в процесс планирования, особенно в сфере сельского хозяйства и сельского развития, все больше вовлекаются и нижестоящие органы государственного управления.

5. Индийское планирование опирается на тщательно разработанную институциональную базу.

Главным органом планирования является Плановая комиссия Индии. Это мозговой трест страны по вопросам планирования и развития. Будучи формально консультативным органом правительства, она тем не менее призвана в значительной мере определять политику страны по вопросам, связанным с развитием. Этому способствует состав Плановой комиссии как органа экспертов. В то же время ее председателем является премьер-министр, а в число ее членов входят министр финансов и другие ключевые министры, что повышает ее статус в системе государственного управления,

обеспечивает ей реальное влияние на социально-экономический курс государства.

После составления плана комиссия продолжает следить за его выполнением, докладывать о нем, помогать в необходимых пределах исполнительным органам центра и штатов, давать советы, вносить коррективы и всеми другими способами способствовать тому, чтобы экономическая и финансовая политика соответствовала требованиям плана и его социальные цели и долговременные задачи не упускались из виду ни на одном из этапов.

Важное значение имеют координирующие функции Плановой комиссии. Во-первых, это координирование деятельности различных министерств и ведомств. Во-вторых, Плановая комиссия координирует центральный план и планы штатов. Координирующие функции осуществляются через сам процесс планирования.

Высшим органом, утверждающим пятилетние планы, является Национальный совет развития, состоящий из премьер-министра, министров центрального правительства, главных министров штатов - глав правительств штатов и членов Плановой комиссии.

Разработка пятилетнего плана начинается с подготовки документа, называемого «Approach» - «Подход» (к пятилетнему плану), в котором содержатся макроэкономические параметры, стратегия и цели плана. Подготовленный документ обсуждается в Плановой комиссии и представляется для рассмотрения и утверждения Национальному совету развития. Этот документ также представляется на рассмотрение штатов и министерств центрального правительства. Те и другие подготавливают детальные планы, базирующиеся на параметрах, содержащихся в «Подходе», и обсуждают их с Плановой комиссией.

В результате этих обсуждений разрабатывается проект детального плана, который представляется Плановой комиссии и Национальному совету развития. Пятилетний план оформляется в виде документа, четко прописывающего цели и детали нового плана, перспективы развития, макроэкономические параметры, основы экономической политики, источники финансирования плана и отраслевые разделы плана.

6. Индийское планирование опирается на широкую статистическую базу. Всеиндийская крупномасштабная статистика охватывает переписи населения (Population Censuses), переписи экономических заведений, кроме земледелия (Economic Censuses), сельскохозяйственные переписи (Agricultural Censuses), переписи скота (Livestock Censuses), общенациональные выборочные обследования, включая ежегодные обследования промышленности (Annual Surveys of Industries), социально-экономические обследования (SocioEconomic Surveys), а также статистику национальных счетов (National Accounts), индексов цен, промышленного производства и т.д. Сбором стати-

стики занимаются также правительства штатов и их статистические организации, министерства и ведомства.

Центральным органом, ответственным за организацию и координацию всей статистической деятельности в соответствии с определенными нормами и стандартами, является Министерство статистики и выполнения программ (Ministry of Statistics and Programme Implementation). Оно имеет два подразделения. Первое, ответственное за статистику, - Национальная статистическая организация (National Statistical Organisation) включает Центральную статистическую службу (Central Statistical Office), Национальную службу выборочных обследований (National Sample Survey Office) и Компьютерный центр (Computer Centre). Второе подразделение (Programme Implementation Wing) занимается отслеживанием и оценкой выполнения социально-экономических программ.

7. Индийское планирование - главный механизм вовлечения индийского научного и экспертного сообщества в процесс принятия решений в области разработки и осуществления социально-экономической политики.

Индийское планирование базируется на тесной связи с наукой. Само планирование - функция ученых и экспертов, а не чиновников. К разработке планов привлекаются многочисленные научные институты; в процесс обсуждения плановых документов вовлекаются широкие круги ученых и экспертов. Как отмечалось выше, это определяется самим составом Плановой комиссии.

Кроме того, для изучения наиболее важных проблем развития и поисков путей их решения правительство или Плановая комиссия создают специальные комиссии или комитеты экспертов, которые составляют и публикуют доклады, содержащие анализ проблем, выводы и рекомендации по их решению. Эти доклады представляются правительству или Плановой комиссии (некоторые выводы и рекомендации встраиваются непосредственно в плановые документы). Авторы докладов, на основании которых принимаются решения, становятся тем самым известными широкой общественности, что повышает степень их ответственности.

Востребованность науки государством через механизм планирования оказала огромное влияние на ее развитие в Индии. В сфере общественных наук это во многом определило тот большой вклад, который внесли индийские экономисты в разработку концепции «экономического развития» как категории переходного общества. Она намного шире понятия «экономический рост», включает в себя поэтапную комплексную трансформацию и модернизацию всей социально-экономической структуры.

8. Индийское планирование имеет важное значение для мобилизации индийской общественности на участие в процессе социально-экономического развития. Публикации Плановой комиссии и их бесплатное размещение в Интернете дают возможность индийскому обществу знакомиться с полными 126

текстами планов - долговременных, среднесрочных и годовых - на всех стадиях их составления и контроля за выполнением. Обнародуются стратегия и прогноз развития страны на 20 лет (обычно несколько сценариев), «подход» к очередному пятилетнему плану (его концепция и основные параметры), полный проект пятилетнего плана, окончательный текст пятилетнего плана, годовой план, среднесрочная оценка выполнения плана. За этим следует огромный шлейф публикаций экономистов, обсуждений, дискуссий и предложений в прессе и на телевидении.

Особое значение столь широкое обсуждение планов имеет для предпринимательского сообщества, так как позволяет им более обоснованно выбирать сферы предпринимательской деятельности, уменьшает степень неопределенности и рисков.

Таким образом, ключевую роль в индийском опыте играет социально-экономическое планирование и его осуществление органом экспертов (а не чиновников), не подчиненным какому-либо министерству и ведомству, но возглавляемым руководителем государства.

Бюджетная политика. Ключевое значение в бюджетной политике придается обеспечению необходимых капиталовложений для экономического развития.

Это определяет отношение к бюджетному дефициту. По словам бывшего управляющего Резервным банком Индии (центральным банком страны) «нельзя распинать экономику на кресте сокращения бюджетного дефицита». Признавая необходимость сокращения дефицита текущего бюджета, правительство страны твердо заявляет, что не будет сокращать необходимые капиталовложения во имя сокращения бюджетного дефицита.

В Индии не только не используют «трехлетний» или какой-либо другой многолетний бюджет (не позволяющий своевременно реагировать на изменения ситуации в стране и в мире, заставляющий постоянно «латать» бюджет и консервирующий неэффективные статьи в нем), но, напротив, перешли к составлению бюджета с нулевой базой. При таком подходе статьи очередного бюджета не являются экстраполяцией предшествующего, а анализируются с точки зрения их эффективности в данный период и выстраиваются в систему приоритетов.

Политика в отношении денежного рынка и рынка капиталовложений. В Индии государство активно регулирует направления осуществляемых коммерческими банками финансовых потоков. Во-первых, определяя норму ликвидности, оно вынуждает банки вкладывать определенную часть средств в низкодоходные государственные облигации, мобилизуя ресурсы для государственных капиталовложений. Во-вторых, оно устанавливает долю банковских кредитов, которые должны направляться для финансирования определенных «приоритетных» секторов экономики.

Для кредитования сельского хозяйства (одного из таких приоритетных секторов), кроме того, используется трехступенчатая государственно-кооперативная система кредита.

В качестве главного источника долгосрочного финансирования приоритетных секторов экономики используется не рынок ценных бумаг (что на практике ведет преимущественно к крупномасштабным биржевым спекуляциям), а созданные в годы независимости государственные организации долгосрочного финансирования.

Политика в отношении иностранного капитала. Признавая важность привлечения иностранных инвестиций (прежде всего как стимулятора развития передовых технологий) в Индии исходят из того, что иностранные инвестиции не могут стать главным источником капиталовложений; роль последнего отводится внутренним сбережениям. Иностранные инвестиции тщательно регулируются, чтобы направить их прежде всего в приоритетные сферы экономики, требующие высоких технологий, предотвратить приток спекулятивного капитала и установление иностранного контроля над отраслями и производствами.

Политика в отношении государственных предприятий. В Индии государственный сектор стал главным механизмом преодоления колониальной отраслевой и территориальной структуры экономики. Он взял на себя выполнение тех задач, которые не хотел или не мог реализовать национальный частный капитал, стал главной опорой общего развития экономики, в том числе ее частного сектора. По мере укрепления национального частного капитала и расширения частного сектора он все больше концентрировался на развитии производственной и финансовой инфраструктуры.

Происходившая в ходе экономической реформы частичная продажа акций государственных предприятий (при сохранении контрольного пакета акций в руках государства), наряду с предоставлением последним большей автономии, ставила своей целью не переход их в частный сектор, а адаптацию к рыночной экономике, укрепление их финансовой базы и повышение эффективности. Расширение частного сектора происходит не путем приватизации государственных предприятий (что само по себе не создает новые мощности), а путем создания новых мощностей в частном секторе при поддержке государства.

Сбыт сельскохозяйственной продукции. В Индии поддержка сельского хозяйства на рынке сбыта осуществляется целым комплексом мер. Во-первых, это жесткий импортный протекционизм, проявлявшийся в практически полном запрете импорта сельскохозяйственной продукции. Протекционистская защита сельского хозяйства сохранилась и в годы реформы, хотя она осуществляется более гибкими методами.

Во-вторых, проводятся «поддерживающие» государственные закупки, цены которых объявляются в начале сельскохозяйственного сезона, гарантируя крестьянам определенный минимум рентабельности в случае падения рыночных цен ниже этого уровня. В целях осуществления таких закупок были созданы государственные корпорации для основных видов сельскохозяйственной продукции. Государственные закупки используются также для создания «буферных» запасов сельскохозяйственной продукции; они служат базой для товарных интервенций государства на свободном рынке в целях стабилизации желательных рыночных цен. Наконец, эти закупки используются для нормированного обеспечения населения (прежде всего его беднейших слоев) продуктами питания по субсидируемым ценам через систему общественного распределения товаров первой необходимости.

В-третьих, поддержка сельского хозяйства на рынке сбыта осуществляется через государственно-кооперативную систему сбытовых и перерабатывающих кооперативов, членами которых являются крестьяне - производители сельскохозяйственной продукции.

Политика в отношении «малого бизнеса». Главной социальной целью развития «малого бизнеса» является не расширение «среднего класса», а уменьшение бедности путем расширения занятости. Во главу угла был поставлен не «малый бизнес» как средоточие «среднего класса», а «мелкая промышленность» как важный составной элемент развития промышленности, роста занятости и экспорта. Главной формой содействия ее развитию стало не устранение государственного регулирования, а напротив, активное участие государства в развитии мелкой промышленности путем обеспечения ее кредитами, производственной инфраструктурой, дефицитным сырьем, современными средствами производства, содействия сбыту ее продукции и т.п.

Внешнеэкономический курс. В Индии основной задачей экспортной политики было устранение колониального характера экспорта и увеличение в экспорте доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

В результате общей модернизации экономики за годы независимости структура экспорта существенно изменилась: резко упала доля традиционных для колониальной Индии экспортных товаров (чая, специй, табака, орехов кэшью, хлопка-сырца, хлопчатобумажных и джутовых изделий, изделий из койры, слюды) - с 61,5% в 1960/61 фин. г. до 6,4% в 2004/05 фин. г., возросла доля готовых изделий - соответственно с 45,3 до 73,7%; среди готовых изделий резко возросла доля продукции машиностроения и химической промышленности - соответственно с 1,8 до 32,1%.

Первостепенное внимание, которое индийское правительство уделяет развитию информационных услуг, прежде всего программированию, привело к тому, что в XXI в. главным изменением стал стремительный рост экспорта

информационных услуг. Общие экспортные поступления этой сферы возросли с 7,7 млрд. долл. в 2001/02 фин. г. до 31,3 млрд. долл. в 2006/07 фин. г., или более чем в 4 раза (среднегодовой темп прироста - 32,4%). В результате доля Индии на мировом рынке информационных технологий, получаемых из зарубежных источников, составила 65%, а на рынке услуг, связанных с информационными технологиями, - 46%.

* * *

После завоевания политической независимости в 1947 г. Индия избрала модель импортозамещающей структурной модернизации экономики с опорой на государственный сектор и государственное регулирование экономики, направленное на подчинение стихии рынка (консервировавшей колониальные черты экономики) целям социально-экономического развития.

В результате реализации этой модели за период с 1950/51 фин. г. (год, предшествовавший началу планирования) по 1991/92 фин. г. общая доля государственного сектора в воспроизводимом национальном богатстве (материальных активах) страны возросла с 15 до 38%, а в чистом внутреннем продукте - с 3 до 19%. Его доля в общей занятости в «организованном» секторе экономики (несельскохозяйственные предприятия и заведения с числом занятых не менее десяти) увеличилась за этот период с 35 до 61%.

Государственный сектор занял не только монопольное или абсолютно доминирующее положение в сфере производственной и финансовой инфраструктуры (железнодорожный и воздушный транспорт, связь, электроэнергетика, кредитно-финансовая сфера) и оборонной промышленности, но также сильные позиции в целом ряде отраслей тяжелой промышленности. Так, в 1986/87 фин. г. на его долю приходилось 100% добычи нефти, выплавки меди и свинца, 98 - добычи угля, 87 - производства цинка, 75 - выплавки стали, 46 - производства азотных удобрений, 38 - выплавки алюминия, 34% производства фосфорных удобрений.

В результате осуществления этой модели был в значительной мере преодолен колониальный дуализм индийской экономики, и она стала более интегрированной. Разрыв между крупным капиталистическим сектором, с одной стороны, и мелкой промышленностью и сельским хозяйством - с другой, был существенно уменьшен, экономические и технологические связи между ними возросли. Были созданы отсутствующие звенья общественного воспроизводства и диверсифицированная структура экономики, резко ускорились темпы экономического развития.

Доля внутренних сбережений в ВВП увеличилась с 9% в 1950/51 фин. г. до 23% в 1990/91 фин. г., а доля внутренних капиталовложений в ВВП - с 9 до 26% соответственно.

Если в период 1900/01-1950/51 фин. гг. (50 лет, предшествовавших завоеванию политической независимости и принятию Первого пятилетнего плана) среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли лишь 1,2%, сельскохозяйственной продукции - 0,3% и промышленной продукции - 2,0%, то в 1951/52-1994/95 фин. гг. они возросли соответственно до 4,1%, 2,9 и 6,2%.

Существенно изменилась отраслевая структура экономики. Доля обрабатывающей промышленности, электроэнергетики, строительства в ВВП удвоилась - с 15% в 1950/51 фин. г. до 30% в 1995/96 фин. г. В результате была построена промышленная база развития экономики. Ее зависимость от зарубежной индустриальной и научно-технической базы была значительно уменьшена.

Была обеспечена высокая степень экономической самостоятельности. Измеряемая отношением экспортных поступлений к стоимости импорта, она достигла в Индии 85% в 1993/94 фин. г. При этом качественно изменилась структура экспорта - резко увеличилась доля готовой промышленной продукции.

Ускорение экономического развития сопровождалось повышением жизненного уровня населения. За период с 1951 по 1991 г. национальный доход на душу населения в Индии (в ценах 1980/81 фин. г.) удвоился - с 1127 рупий до 2222 рупий; уровень смертности (на 1 тыс. человек) снизился с 27,4 до 9,8; уровень детской смертности - со 146 до 80; процент грамотности поднялся с 18,3 до 52,2%; ожидаемая продолжительность жизни - с 32,1 года до 59,4 лет. Только за период с 1973/74 фин. г. по 1989/90 фин. г. доля населения за чертой бедности уменьшилась с 54,9 до 34,3%.

С завершением основного этапа импортозамещения, Индия перешла к экспорториентированной модели развития. Этот переход, начавшийся в середине 80-х годов, официально оформился с провозглашением экономической реформы 1991 г. Реформа предусматривает расширение свободы рынка, крупного частного предпринимательства, открытости экономики.

Индийская экономическая реформа началась практически одновременно с российской экономической реформой и имела аналогичную направленность. Однако она имела и существенные отличия, связанные с определением роли государства в экономике.

Хотя экономика Индии и раньше была в основном рыночной и ей, казалось бы, было легче «устранить государство» как субъект экономических отношений в стране, она не пошла на демонтаж системы государственного сектора государственного регулирования, созданной после завоевания политической независимости.

Как уже отмечалось, было сохранено планирование в качестве главного механизма разработки стратегии социально-экономического развития и базы использования всех мер государственного регулирования экономики.

Было продолжено развитие государственного сектора, прежде всего в сфере материальной и финансовой инфраструктуры. Как отмечалось выше, продажа акций ряда государственных предприятий осуществлялась при сохранении контрольного пакета в руках государства и ставила целью не переход этих предприятий в частный сектор, а, наряду с предоставлением им большей автономии, - приспособление их к рыночной среде и к большей открытости экономики для повышения их конкурентоспособности и эффективности. Расширение частного сектора происходило не за счет передачи ему государственных предприятий (что само по себе не дает прироста мощностей), а через оказание государственной поддержки созданию и росту новых мощностей.

Продолжается государственное регулирование форм и отраслевых сфер иностранных инвестиций, хотя и более гибкими, стимулирующими методами.

Все это определило различные результаты экономической реформы в России и Индии (см.: Приложение).

К концу 2007/08 фин. г. доля внутренних сбережений в ВВП поднялась до 37,7%, а внутренних капиталовложений - до 39,1%. За период с 1951 по 2001 г., при росте населения с 361 млн. до 1029 млн., уровень грамотности поднялся с 18 до 65%. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 32 лет в 1951 г. до 64 лет - в 2006 г.

* * *

Изучение опыта Индии в области управления экономикой и возможностей его использования в России может сыграть важную роль в коррекции социально-экономического курса России.

Существенную роль в этом может сыграть также устранение перекосов в географической направленности российских внешнеэкономических связей посредством расширения и углубления сотрудничества с традиционными партнерами в Азии. Оптимизация структуры российского экспорта и экономики в целом будет облегчена, если Россия поддержит предпринимаемые Индией усилия по созданию региональной экономической организации, охватывающей весь континент Азия, и будет активно сотрудничать с ней в строительстве необходимой для этого общей инфраструктуры.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ГОДОВЫЕ ТЕМПЫ ПРИРОСТА (СНИЖЕНИЯ) ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОССИИ И ИНДИИ В ГОДЫ РЕФОРМ, % К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ

Годы ВВП Промышленная продукция Сельскохозяйственная продукция Капиталовложения

Россия Индия Россия Индия Россия Индия Россия Индия

1992 (1992/93) -13,9 5,4 -18,0 2,3 -9,4 5,4 -39,7 6,2

1993 (1993/94) -9,3 5,7 -14,1 6,0 -4,4 3,9 -11,6 3,5

1994 (1994/95) -12,8 6,4 -20,9 9,1 -12,0 5,3 -24,0 11,8

1995 (1995/96) -4,2 7,3 -3,3 13,0 -8,0 -0,3 -10,6 19,3

1996 (1996/97) -3,2 8,0 -5,0 6,1 -7,0 8,8 -18,0 1,5

1997 (1997/98) -3,6 4,3 -1,9 6,7 0,1 -1,5 -5,0 2,1

1998 (1998/99) -4,9 6,7 -5,0 4,1 -15,8 5,9 -12,0 4,1

1999 (1999/00) 6,4 6,4 11,0 6,7 -4,8 0,6 5,3 9,3

2000 (2000/01) 10,0 4,4 8,7 5,0 7,7 0,1 17,4 4,1

2001 (2001/02) 5,1 5,8 2,9 2,7 7,5 5,9 10,0 4,3

2002 (2002/03) 4,7 3,8 3,1 5,7 1,5 -5,9 2,8 6,6

2003 (2003/04) 7,3 8,5 8,9 7,0 1,3 21,7 12,5 13,7

2004 (2004/05) 7,2 7,5 8,3 8,4 3,0 -3,1 13,7 18,9

2005 (2005/06) 6,4 9,5 4,0 8,2 2,3 8,1 10,9 15,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006 (2006/07) 7,4 9,7 3,9 11,6 3,6 2,9 13,7 14,3

2007 (2007/08) 8,1 9,0 6,3 8,5 3,3 3,2 21,1 15,2

2008 (2008/09) 5,6 6,7 2,1 2,8 10,8 9,1 4,0

2009 (2009/10) -7,9 7,2 -17

2008 г. в %

к 1990 г. (2007/08 г. в % к 1990/91 г.) 107,5 288,8 88,2 292,5 68,0 139,6 62,7 401,7

* Валовые вложения в основной капитал.

Источники: Российский статистический ежегодник. Росстат. - М.; Economic Survey. Government of India. Annual. New Delhi.

В Индии статистический учет ведется не за календарный год (как в России), а финансовый, который начинается 1 апреля текущего года и заканчивается 31 марта следующего. Финансовые годы указаны в скобках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.