Научная статья на тему 'Государственное регулирование условий развития предпринимательства в строительном секторе экономики России'

Государственное регулирование условий развития предпринимательства в строительном секторе экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТРОИТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / STATE REGULATION / BUSINESS / BUILDING / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлевский Максим Олегович

В статье анализируются ключевые особенности современного развития предпринимательства в строительном секторе экономики России. На основании обозначенных проблем автором предлагаются перспективные направления совершенствования государственного регулирования предпринимательства в строительном секторе российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of conditions of development businesses in building sector of economy of Russia

In article key features of modern development of business in building sector of economy of Russia are analyzed. On the basis of the designated problems the author offers perspective directions of perfection of state regulation of business

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование условий развития предпринимательства в строительном секторе экономики России»

Яковлевский РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ М.О.

12.8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРОИТЕЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Яковлевский Максим Олегович, аспирант РАНХиГС при Президенте РФ

Контакты автора: zaharova@ur.rags.ru

Аннотация. В статье анализируются ключевые особенности современного развития предпринимательства в строительном секторе экономики России. На основании обозначенных проблем автором предлагаются перспективные направления совершенствования государственного регулирования предпринимательства в строительном секторе российской экономики.

Ключевые слова: государственное регулирование, предпринимательство, строительство, экономика

STATE REGULATION OF CONDITIONS OF DEVELOPMENT BUSINESSES IN BUILDING SECTOR OF ECONOMY OF RUSSIA

Yakovlevskii M.O., the Russian President Academy of National Economy and Public Administration

Annotation: In article key features of modern development of business in building sector of economy of Russia are analyzed. On the basis of the designated problems the author offers perspective directions of perfection of state regulation of business in building sector of the Russian economy.

Keywords: state regulation, business, building,

economy

Ст

Предпринимательство в строительном секторе Российской Федерации в современных условиях наравне с главными факторами производства (средства производства и рабочая сила) имеет и другие ключевые факторы своего развития.

Эти факторы характеризуются: специфичностью конечной продукции строительного сектора экономики; применением различных организационных форм предпринимательства: от микро- предприятий до холдинговых строительных компаний; тесной взаимосвязью и взаимозависимостью со всеми отраслями экономики; высоким мультипликативным эффектом финансирования отрасли; современной тенденцией снижения государственного регулирования и контроля за деятельностью строительных организаций; необходимостью совершенствования земельных отношений, зарождением системы оборота земель, публичных торгов земельных участков; использованием большого количества иностранной рабочей силы.

Именно предпринимательство в строительной сфере формируется в условиях, когда внедряются и пытают-

ся сосуществовать практически взаимоисключающие направления государственного регулирования: снижение уровня государственного регулирования и контроля самого строительного производства и увеличения уровня государственного регулирования и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [1].

Учитывая особенности современного развития предпринимательства в строительном секторе экономики необходимо комплексно проводить совершенствование государственного регулирования по следующим направлениям:

- совершенствование государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса, включая формы и методы их государственной поддержки.

- совершенствование системы земельных отношений в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности в строительном секторе экономики;

- совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности.

- совершенствование государственной миграционной политики в области привлечения и использования иностранной рабочей силы в строительном комплексе России.

- совершенствование налоговой системы в части предоставления льгот в области налогообложения инвестиционной деятельности организаций.

1. Развитие малого и среднего предпринимательства необходимо рассматривать как одну из основных задач развития экономики Российской Федерации.

Ключевая проблема малого и среднего предпринимательства в настоящее время - это спад спроса на продукцию. Ее решение может быть найдено через обеспечение спроса на продукцию (работы, услуги), производимые малыми и средними компаниями через государственный (муниципальный) заказ, заказ естественных монополий и государственных корпораций.

Другая важная задача - формирование доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, связанной с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности. В условиях глобального экономического кризиса проблема расширения доступа малых и средних компаний к финансированию проектов обострилась.

Основной акцент должен быть сделан в сторону поддержки инновационных малых компаний и поддержки компаний, осуществляющих модернизацию производства и экспорт произведенной продукции, при этом сохранить наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы. Среди основных мер поддержки начинающих малых инновационных компаний можно выделить гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях.

Также необходимо предусмотреть предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в т.ч. прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т. п .

Бизнес в законе

5'2011

2. Совершенствование земельных отношений. Существующее нормативно-правовое регулирование правоотношений, связанных с развитием застроенных территорий, не может быть признано экономически привлекательным для инвесторов, а соответствующие положения земельного, гражданского и градостроительного законодательства Российской Федерации требуют корректировки с целью установления четких правовых механизмов, обеспечивающих стимулирование развития жилищного и иного строительства.

В этой связи представляется целесообразным при внесении изменений в законодательство предусмотреть, что для развития застроенных территорий: заказчиками при строительстве (реконструкции) передаваемых в государственную (муниципальную) собственность объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, осуществляемом застройщиком в рамках договора о развитии застроенной территории, выступают органы местного самоуправления;

размещение заказа на строительство (реконструкцию) объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, передаваемых в государственную (муниципальную) собственность, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

финансирование строительства (реконструкции) объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, должно осуществляться застройщиком за счет собственных (привлеченных) средств.

Необходимо рассмотреть целесообразность упрощенного порядка государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на построенные (реконструированные) инвесторами объекты транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерные сети, переданные (передаваемые) безвозмездно в государственную или муниципальную собственность.

Меры, направленные на совершенствование законодательства, регламентирующего отношения по вопросам развития застроенных территорий, предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности незастроенных земельных участков, позволят создать экономически выгодные условия для осуществления жилищного и иного строительства.

3. Совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности. Реализация приоритетных задач в области промышленного и жилищного строительства неразрывно связана с развитием конкуренции на строительном рынке, снижением издержек, повышением качества строительных работ, обеспечением безопасности возводимых зданий и сооружений.

Одним из важнейших путей достижения указанных целей стал отказ от лицензирования строительной деятельности и переход к саморегулированию.

Необходимость введения института саморегулирования в строительной отрасли была вызвана нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных ухудшающимся качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг.

В реформе нуждаются также институты ответственности за вред, причиненный в результате некачественных инженерных изысканий, проектирования и строительства в целях обеспечения заинтересованности участников данного процесса в безопасности и качественном выполнении строительных работ.

4. Совершенствование государственной миграционной политики. Одной из немаловажных особенностей предпринимательской деятельности в строительном секторе экономики России является тот факт, что в этой отрасли используется иностранная рабочая сила как из стран дальнего зарубежья, так и из стран СНГ.

Согласно статистическим данным, доля иностранных рабочих в строительном секторе составляет 28,9% от общей численности работников в строительных организациях, или 39,4% от общей численности иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации. Доля иностранных работников из стран дальнего зарубежья соответственно составляет: 6,9% от общей численности работников в строительных организациях; 9,4% от общей численности иностранных работников в России [3].

В настоящее время позиция руководства федерального и регионального уровней Российской Федерации свидетельствует о серьезной озабоченности и намерениях кардинально решать проблемы миграционной политики, влияющих на экономическую, социальнополитическую и гуманитарную ситуацию в основных регионах Российской Федерации.

Комплексное решение проблем регулирования миграционных процессов в контексте обеспечения экономической безопасности возможно двумя направлениями. Помимо создания федеральной и действительно законопослушной системы регистрации и легализации потока трудовых мигрантов необходимо выработать четкие экономические формулы и правила взаимодействия государственных органов и хозяйствующих субъектов Российской Федерации с регулируемым потоком мигрантов.

5. Урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей.

Необходимо отметить, что возможность правомерного возложения обязанности на застройщиков по строительству (реконструкции) объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, с целью их последующей безвозмездной передачи в государственную (муниципальную) собственность законодательно закреплена только в рамках правоотношений, устанавливаемых между органами местного самоуправления и застройщиками по вопросу развития застроенных территорий и только в рамках соответствующего договора, заключаемого в соответствии со статьей 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом Градостроительным кодексом Российской Федерации определен перечень допустимых при заключении договора развития застроенной территории обременений инвесторов и установлен запрет на установление любых иных условий договора, влекущих за собой дополнительные расходы лица, заключившего договор с органом местного самоуправления [2].

В заключение необходимо отметить, в современных условиях требуется создание не только энергичных мер по поддержке и сохранению строительного комплекса, но и проведение активных реформ в отраслях,

Яковлевский РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ М.О.

направленных, прежде всего, на развитие предпринимательства, конкуренции, снижение издержек и, как следствие, повышение качества и доступности жилья.

Переход к саморегулированию - одна из фундаментальных реформ в данном направлении. Совершенствование государственного регулирования предпринимательства в строительном секторе экономики - важный механизм формирования в нашей стране гражданского общества, повышения социальной ответственности бизнеса, борьбы с коррупцией, развития государственно-частного партнерства на взаимовыгодной основе в интересах решения стратегических задач, стоящих перед Россией.

Список литературы:

1. Асаул А.Н., Кощеев В.А. Государственное предпринимательство в строительстве. - М.: АНО «ИПЭВ», 2009.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2010.

3. Строительство в России. 2010. Статистический сборник. Росстат России. Раздел 9. - М., 2011.

References:

1. Asaul A.N., Koshcheev V. A. The state business in building. - М., 2009.

2. The town-planning code of the Russian Federation. - М., 2010.

3. Building in Russia. 2010. The statistical collection. Rosstat of the Russia. Section 9. - М, 2011.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Яковлевского М.О. Государственное регулирование условий развития предпринимательства в строительном секторе экономики России

В настоящее время создание мер по поддержке и сохранению строительного комплекса, проведение активных реформ в отраслях, направленных, прежде всего, на развитие предпринимательства, конкуренции, снижение издержек и, как следствие, повышение качества и доступности жилья, а также разработка перспективных направлений совершенствования государственного регулирования предпринимательства в строительном секторе российской экономики является актуальной и востребованной проблемой.

Заслуживает положительной оценки анализ автором ключевых факторов современного развития предпринимательства в строительном секторе экономики России и представление на основе данного анализа предложений по его совершенствованию.

Актуальность рассматриваемых проблем, концептуальный подход, научный стиль изложения материала позволяют рекомендовать статью к публикации.

Доцент кафедры экономики и государственного

регулирования рыночного хозяйства РАГС

при Президенте РФ

к.э.н. Л. А. Веллем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.