10. Выдрин A.C., Виленкин М.В. Закон о праве застройки. - М.: Книгоиздательство «Школа», 1913.
11. ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» по состоянию на 7 апреля 2010 г.] // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3594.
12. Копылов A.B. Ограниченные вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве: дис. ... канд. юрид. наук / A.B. Копылов. - М., 1998. // Электронный каталог РГБ: каталог диссертаций.
13. Брауде И.Л. Право на строение и сделки по строениям. / И.Л. Брауде. - М.: Госуд. изд-воюридич. литер., 1950.
14. Мелихова A.B. Право застройки по законодательству Эстонской Республики / A.B. Мелихова // Электронный каталог РГБ: каталог диссертаций. - М., 2007.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
© Ким Е.В.*
Хабаровская государственная академия экономики и права, г. Хабаровск
Статья посвящена новым положениям законодательства о торговой деятельности в Российской Федерации, вступившим в силу с 01 февраля 2010 г. и отдельным положениям, подлежащим применению с 01 июля 2010 г. Представлен анализ регулирования торговой деятельности как сферы комплексного правового регулирования на современном этапе.
Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рын-
* Доцент кафедры Права, кандидат юридических наук, доцент.
ках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции, ее хранения, перевозки, реализации и утилизации.
С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон), который регулирует отношения, связанные с поставками продовольственных товаров (отдельные положения распространяются также на отношения по поставке непродовольственных товаров) и требует, чтобы ранее заключенные договоры поставки таких товаров были приведены в соответствие с ним до 30 июля 2010 года. В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона его положения не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением: 1) внешнеторговой деятельности; 2) торговли на товарных биржах; 3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках; 4) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.
Государственное регулирование торговой деятельности осуществляет -ся посредством:
1. установления требований к ее организации и осуществлению;
2. антимонопольного регулирования в этой области;
3. информационного обеспечения в этой области;
4. государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.
Применение иных методов государственного регулирования торговой деятельности не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Закон дает определения торговой деятельности, оптовой и розничной торговли, торгового объекта, стационарного торгового объект, нестационарного торгового объекта, площади торгового объекта, торговой сети, продовольственных товаров. Вводится торговый реестр, содержащий сведения о субъектах торговой деятельности и состоянии торговли на территории субъекта РФ. Анализ Закона показывает, что он прежде всего направлен на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных торговых сетей, а также содержит довольно жесткие нормы антимонопольного регулирования торговой деятельности. Помимо этого, одной из важнейших целей Закона является решение проблемы обеспечения баланса интересов торговых сетей и предприятий-поставщиков, развитие конкуренции и недопущение злоупотреблений в сфере розничной торговли [2].
На торговые сети и поставщиков продовольственных товаров в них возложена обязанность обеспечить доступ к информации об условиях отбора контрагентов для заключения соответствующих договоров поставки и о существенных условиях таких договоров.
При заключении договора поставки продовольственных товаров разрешается единственное вознаграждение покупателю от поставщика - за количество приобретенного товара. Размер вознаграждения не может превышать 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров, включается в цену договора, но не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Иные вознаграждения, в том числе за исполнение условий либо изменение договора, не допускаются.
Закон (ст. 9) регламентировал предельный срок оплаты при отсрочке оплаты по договору поставки продовольственных товаров (в том числе торговым сетям): за такие товары с годностью менее 10 дней - не позднее 10 рабочих дней со дня приемки; с годностью от 10 до 30 дней включительно -не позднее 30 календарных дней со дня приемки; с годностью свыше 30 дней (и за алкогольную продукцию, произведенную в РФ) - не позднее 45 календарных дней со дня приемки. В пп. 10-12 ст. 9 Закона закреплены три важнейших для поставщика продовольственных товаров правила:
- в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора;
- услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг;
- включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, не допускаются.
Формально сети лишены права навязывать свои маркетинговые услуги поставщикам продовольственных товаров, однако не запрещено оформлять такие отношения отдельными договорами, что, несомненно, и будет делаться в добровольно-принудительном порядке [5].
Одной из важнейших новелл Федерального Закона является возможность введения государственного регулирования цен при осуществлении
торговой деятельности. По общему правилу исполнение договора купли-продажи оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Фактически это означает, что стороны договора купли-продажи могут установить любую цену договора, главное, чтобы она устраивала и продавца, и покупателя, т.е. в общем случае применяются свободные цены и тарифы. В отношении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости по перечню, определяемому Правительством РФ, предусмотрены возможность для Правительства РФ устанавливать на них на срок не более 90 календарных дней предельно допустимые розничные цены в субъекте РФ при росте в нем цен на них на 30 и более процентов в течение 30 календарных дней подряд и запрет выплаты вознаграждения за них покупателю поставщиком.
Определено, что в договор поставки продовольственных товаров не могут включаться условия об оказании их покупателем услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг. Такие услуги должны оказываться на основании договоров возмездного оказания этих услуг.
В порядке антимонопольного регулирования Федеральный закон запрещает торговым сетям продовольственных товаров и их поставщикам:
- создавать дискриминационные условия;
- навязывать контрагенту определенные условия договора: о запрете заключать договоры с другими хозяйствующими субъектами; об ответственности за неисполнение более благоприятных по сравнению с другими хозяйствующим субъектами условий поставки; о раскрытии информации о договорах с другими хозяйствующими субъектами; о внесении платы за право поставок в торговую сеть и ее торговые объекты; о внесении платы за изменение ассортимента товаров; о наиболее благоприятной цене поставки товаров; о возмещении поставщиком убытков при повреждении товаров после перехода права собственности на них; о возмещении затрат, не связанных с исполнением договора поставки и продажей партии товаров; о возврате нереализованных товаров; иные аналогичные по существу условия;
- осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
Федеральным законом вводится запрет на приобретение и аренду дополнительной (в том числе новой) площади торговых объектов торговыми сетями, осуществляющими торговлю продовольственными товарами, при превышении ими доли 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров (в денежном выражении) за предыдущий финансовый год в границах отдельного субъекта РФ, муниципального района, городского округа. Для муниципальных районов и городских округов это ограничение применяется с 1 июля 2010 года. Таким образом, С 1 февраля
2010 г. розничные торговые сети, чья рыночная доля в субъектах Федерации превышает 25 %, не смогут открывать новые магазины в этих субъектах, ас 1 июля 2010 года это условие распространится также и на муниципальные районы и городские округа. Исходя из приведенного выше определения торговые сети (ритейлеры) теряют возможность обходить этот запрет при помощи заключения договора коммерческой концессии.
Дополнительно к существующим в законодательстве антимонопольным нормам Федеральным законом систематизируются и расширяются запреты органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления регулировать торговую деятельность путем введения незаконных предписаний, требований, ограничений, запрещений, предусматривая право принятия региональных и муниципальных программ развития торговли, введение нормативов минимальной обеспеченности населения торговой площадью, иные меры по развитию торговой деятельности.
Таким образом, характер новых положений законодательства о государственном регулировании торговой деятельности проявляется в следующем:
- с целью стимулирования формирования рыночной системы реализации продовольственных товаров на товарном рынке Российской Федерации предусмотрены правила заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров, которые, по существу, отступают от принципа свободы договора;
- существенно ограничены правомочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск № 5077 от 30.12.2009 г.
2. Гришаев С.П. Комментарий к закону об основах государственного регулирования торговой деятельности // Подготовлен для системы Кон-сультантП люс.
3. Денисова М.О. Государственное регулирование в сфере торговли // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - № 1.
4. Законодательные правила государственного регулирования торговой деятельности в России // Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Корпоративная практика. Слияния и поглощения. Информационное письмо № 103 // Подготовлено для системы КонсультантПлюс.
5. Климова М.А. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. - 2010. - № 3.