Библиографический список
1. Белянкина Н.Г., Дацюк П.В., Семенова Е.И. Формирование и развитие рынка пивоваренного ячменя. Монография / М.: РАКО. - 2007. - 196 с.
2. Кашукоев М.В., Хоконова М.Б. Эффективность производства зерна ячменя для пивоваренной промышленности // Аграрная наука, 2009. - № 6. - С. 3-5.
3. Кошкарев И.А., Русин Г.М., Малофеев А.В., Осетров Д.В. Совершенствование сбыта зерна в регионах России в современных условиях: Монография / И.А. Кошкарев, Г.М. Русин, А.В. Малофеев, Д.В. Осетров. - Волгоград: ФГОУ ВПО Волгоградская ГСХА, ИПК «Нива», 2010. - 188 с.
4. Отраслевая целевая программа обеспечения устойчивого производства пивоваренного ячменя и солода в Российской Федерации на 2002-2005 годы и на период до 2010 года. - М.: МСХ РФ, 2002.
5. Плахова Г.С. Вопросы финансово-экономического состояния и стимулирования развития пивоварения в России // Пиво и напитки. - 1999. - № 3. - С. 6.
6. Повышение конкурентоспособности отечественного пивоваренного ячменя // Пиво и напитки. - 2008. - С. 33-36.
7. Сергиенко М. А., Христюк В.Г., Узун Л.Н. Интенсификация процессов пивоваренного производства // Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья. - 2008. - № 11. - С. 24-26.
8. Ушачев И.Г. Маркетинг зерна в России. - М.: ВНИИЭСХ, 2009. - С. 76.
9. Хануков Э.Р. Рынок алкогольной продукции России: векторы и концепции развития / Изд. 2-е, дополн. и перераб. -М., 2004. - С. 204.
10. Ясин Е.М. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. Государственный университет Высшая школа экономики. - М., 2003. - С. 81.
A.A. OSIPOV
CONDITION AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF A DOMESTIC SUB COMPLEX OF MANUFACTURE OF BEER AND ITS RAW-MATERIAL BASE
The paper considers approaches to the definition of the products and, in particular, the beer products sub-complex. The paper analyses the changes taking place in the sphere of brewing in different periods after the 1990s major reforms in Russia; suggests ways to develop the beer product sub-complex in Russia.
Key words: product sub-complex, sphere of brewing, the development periods, malt manufacture, brewing barley, state regulation of a brewing subcomplex.
Е.В. СТРИЖОВ, аспирант кафедры прикладных
экономических дисциплин Орловского государственного университета Тея. 8 953 6143727; [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ В ЭКОНОМИКЕ
В статье рассматривается механизм регулирования структурных изменений, обосновывается необходимость формирования и реализации действенной государственной структурной политики, приводятся критерии ее эффективности.
Ключевые слова: государство, регулирование, структурный сдвиг.
Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Сложившаяся рыночная экономика организована на основе саморегуляции хозяйствующих субъектов, а также координации действий участников, осуществляемой государством. Масштабы и методы государственного воздействия на экономику и по сей день являются предметом научных дискуссий.
Еще Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатств народов» выделял следующие способы реализации «политики вмешательства»: ограничение или усиление конкуренции в некоторых промыслах «сравнительно с тем, что было бы при естественных условиях», а также регулирование «свободного перехода труда и капитала от одного промысла к другому и с одного места в другое».
Общепризнано, что государство играет существенную роль в функционировании современной рыночной экономики посредством узаконивания прав собственности, контроля за денежно-кредитными и финансовыми операциями, регулирования доступа к экономической деятельности1.
Тем не менее в 1970-х гг. экономисты Чикагского университета, включая Нобелевского лауреата М. Фридмана, сформулировали тезис о том, что свободные рынки -самый эффективный механизм распределения ресурсов и рисков. Большинство развитых стран в 1970-1980-х гг. либерализовали рынки, что привело к их взрывному росту. Считалось, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным.
Однако согласно мнению ряда ученых и политиков глобальный финансовый кризис второй половины 2000-х гг. показал несостоятельность теории свободных рынков. В частности, Дж. Сорос отмечал: «Фундаменталисты считают, что рынок тяготеет к равновесию и что преследование участниками рынка личных интересов в наибольшей степени отвечает интересам общественным. Это неверно, потому что от кризиса финансовые рынки всегда спасало вмешательство властей»2.
Практически никто из крупных экономистов не смог предсказать краха мировой финансовой системы, они полагали, что финансовая система сработает как стабилизатор и поглотит все отклонения. Именно способность рынка эффективно распределять риски считалась основным достоинством свободного рынка, которое теперь поставлено под вопрос. «Идея, что рынки всегда правы, - безумная идея. Идея невмешательства государства умерла. Идея всемогущих рынков умерла»3, - высказался __________ президент Франции Н. Саркози.
© Е.В. Стрижов
Избавляя общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы.
Рыночный механизм не всегда справляется с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструктуры, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, охрану окружающей среды. Он сам нуждается в совершенствовании и корректировке, в целевой ориентации и функциональной организации со стороны государства, общественных и политических институтов.
Государственное регулирование экономики -деятельность органов власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов. Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели.
В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
- внешнеэкономическое равновесие.
Структура экономики характеризуется неоднородностью, соответствующей иерархией и пропорциями между ее составляющими. Структурный аспект развития проявляется как через посредство количественного роста, так и через определенные качественные изменения в экономике. Такая трактовка структуры экономики применима к исследованию проблематики развития (смены одних структур другими), центром которого являются структурные сдвиги.
Функционирование рыночной экономики неразрывно связано с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.
Вообще любое изменение в экономической системе носит структурный характер, т. к. нет материи вне систем, а значит, не может быть внеструктур-ных изменений. Другое дело, что не все сдвиги приводят к существенным изменениям в экономике.
Подобная всеобщность структурных изменений приводит к тому, что структурные сдвиги в экономике как самостоятельная категория остались недостаточно изученными. В основном они рассматриваются наряду с другими экономическими явлениями и процессами. Существует определенная путаница между понятиями структурных изменений и структурных сдвигов. Зачастую данные слова употребляются в качестве синонимов.
По нашему мнению, именно понятие сдвигов в наибольшей степени отражает характер протекающих в экономических структурах трансформационных процессов. Профессор Л. А. Беркович определяет структурные сдвиги как «изменение пропорций экономической системы, происходящее под воздействием всех структурообразующих факторов»4.
Под структурным сдвигом мы понимаем всякое существенное изменение внутреннего строения системы, взаимосвязей между ее элементами, законов данных взаимосвязей, приводящее к изменению основных (интегральных) системных качеств.
Таким образом, структурные сдвиги в экономике проявляются в форме изменения положения элементов, долей, пропорций и количественных характеристик экономической системы. Содержанием же структурных сдвигов является, по нашему мнению, изменение межструктурных и межси-стемных связей, а также основных характеристик (системных качеств) экономической системы.
В свою очередь, интегральные свойства системы выражаются в тех или иных количественных показателях: долях, весах и пропорциях, характеризующих положение элементов. Так, видный экономист Л.С. Казинец отмечает, что любые структурные сдвиги можно измерить, рассматривая динамику изменения удельного веса и доли соответствующего структурного элемента или показателя во времени5. Диапазон этих изменений чрезвычайно высок.
На наш взгляд, возможно существенно конкретизировать понятие структурного сдвига в экономике. Дело в том, что в основе всякого сдвига в экономической структуре лежит сдвиг в системе интересов и потребностей хозяйствующего субъекта либо их групп (государства, корпораций, предприятия или отдельного индивида), а сами сдвиги предстают в виде макро-, мезо-, микро- и наносдвигов соответственно. Экономические интересы представляют собой побудительные мотивы действий людей для обеспечения объективно необходимых условий жизни и осоз-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
наются в виде материальных потребностей. Они проявляют себя как движущая сила действий индивидов. Различные интересы и потребности членов общества внутренне связаны между собой, они выливаются в интересы и потребности трудовых коллективов, социальных групп, классов и представляют собой одну целостную систему.
Таким образом, элементарной клеточкой всякого структурного сдвига в экономике является наносдвиг, т.е. сдвиг в экономических интересах и потребностях индивида.
Деятельность государства и его властных органов, связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики, называется структурной политикой. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.
Свое воздействие на пропорции национальной экономики государство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство рыночных категорий, рычагов и инструментов. Содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т.е. конкретными видами пропорций, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.
Пропорции национального хозяйства группируются следующим образом: общеэкономические (макроэкономические), отраслевые и региональные (мезоэкономические), внутриотраслевые и
внутрипроизводственные (микроэкономические), межгосударственные, международные (мегаэконо-мические). Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.
Ключевую роль в организации национального хозяйства играют общеэкономические пропорции: спроса и предложения товаров, производства товаров и производства услуг, производства средств производства и предметов потребления, соотношение фондов возмещения, потребления и накопления, пропорции между отраслевыми и региональными комплексами.
На данный момент в нашей стране сформировалась многоукладная экономика, в этих условиях особое значение имеют соотношения и связи между двумя крупными секторами национального хо -зяйства - государственным и частным.
Деятельность государства по регулированию структуры национального хозяйства подразделяется на внешнюю и внутреннюю, по основательности решаемых проблем - на стратегическую и тактическую.
Стратегия - долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных задач. Тактика -совокупность приемов и методов, с помощью кото -рых решаются стратегические замыслы и задачи.
Высшей целью структурной политики является обеспечение сбалансированности экономики, поддержание таких пропорций, при которых достигается наиболее устойчивое развитие народного хозяйства при органичном его включении в мирохозяйственные связи. Объективным критерием сбалансированности народного хозяйства и эффективности структурной политики является рост валового внутреннего продукта и национального дохода.
Примечания
1 Э.Б. Аткинсон, Дж. Э. Стиглиц. Лекции по экономической теории государственного сектора. Пер. с англ., под ред. Л.Л. Любимова. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - 832 с. - С. 23.
2 По данным сайта http://flntimes.km.ru/
3 Из речи Н. Саркози на экстренном саммите глав Евросоюза в октябре 2008 года.
4 Беркович Л.А. Взаимосвязь процессов интенсификации производства и структурных сдвигов в экономике. -Новосибирск, 1989. - С. 12-13.
5 Казинец Л. С. Измерение структурных сдвигов в экономике. - М., 1969. - С. 34.
E.V. STRIZHOV
STATE REGULATION OF STRUCTURAL SHIFTS IN ECONOMY
In article the mechanism of regulation of structural changes is considered, necessity of formation and realization of an effective state structural policy is proved, criteria of its efficiency are resulted.
Key words: the state, regulation, structural shift.