Научная статья на тему 'Государственное регулирование страховой деятельности в зарубежных странах'

Государственное регулирование страховой деятельности в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
816
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филина М.А.

Статья посвящена обзору зарубежной практики государственного регулирования страховой деятельности. Охарактеризовано содержание и инструменты осуществления страхового надзора, указаны возможные направления использования в РФ опыта налогообложения страховой деятельности за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование страховой деятельности в зарубежных странах»

реальных данных часто нет отчетливо выраженных регулярных составляющих, а некоторые наблюдения могут содержать ошибку. В этом случае затруднен процесс выделения регулярных компонент, тем более затруднен процесс построения будущих уровней ряда. Поэтому предлагается прогнозировать банковские пассивы с помощью авторегрессионных моделей. Большинство временных рядов представляют собой элементы, которые последовательно зависят друг от друга, поэтому выбор этого вида моделей понятен.

Автором разрабатываются авторегрессионные модели с полиномиальными трендами для прогнозирования пассивов регионального банка. Такие модели работают не только с информационной базой данного банка, но также будут полезны аналитикам и менеджерам любого банка для анализа ситуации как в настоящий момент, так и в будущем. Это дает возможность повлиять на ситуацию в настоящем, чтобы предотвратить возможную будущую проблему.

Список литературы:

1. Финансовый менеджмент / Под ред. Е.С. Стояновой. - М., 2003. - 656 с.

2. Банковское дело: учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 412 с.

3. Грабовой П.Г., Петрова С.Н., Романова К.Г. и др. Риски в современном мире. - М., 1994. - 237 с.

4. Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 г. №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

5. Банковские риски в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.centryug.ru.

6. Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 70-Т «О типичных банковских рисках».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

© Филина М.А.*

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Статья посвящена обзору зарубежной практики государственного регулирования страховой деятельности. Охарактеризовано содержание и инструменты осуществления страхового надзора, указаны возможные направления использования в РФ опыта налогообложения страховой деятельности за рубежом.

Индустриально развитыми странами накоплен богатый опыт государственного регулирования страхового рынка. Для полноценного развития

* Доцент кафедры «Финансы и страхование», кандидат экономических наук.

страхового рынка РФ, необходимо рассмотреть зарубежный опыт госрегулирования, проанализировать используемые для защиты и развития страхового рынка инструменты.

На европейском уровне межгосударственная система регулирования страхования сочетает саморегулирование и государственное регулирование. Саморегулирование осуществляется международными объединениями страховщиков. Главное из них в Европе - Европейский комитет по страхованию - ЕКС (Comité Europeen des Assurances, CEA), - созданный в 1953 году как консультационный и координационный центр, призванный способствовать развитию страхования в Европе и представлять интересы европейского страхового рынка в международном масштабе.

С целью реализации задач межгосударственной интеграции регулирования страхового рынка в 1993 г. была создана Международная Ассоциация Органов Страхового Надзора (IAIS). В нее вошли США, европейские страны, Россия и др. Деятельность МАСН нацелена на обеспечение глобальной финансовой стабильности за счет улучшения надзора над сферой страхования и перестрахования, разработки стандартов и методов контроля, развития сотрудничества и обмена соответствующей информацией между странами для более эффективного развития национальных рынков. Международная ассоциация находится на начальной стадии оформления своего влияния на развитие мирового страхового рынка и, без сомнения, по мере все большей глобализации страхования и экспансии международных страховых организаций ее востребованность в целях обеспечения защиты интересов потребителей страховых услуг в различных странах мира будет повышаться [2, с. 11].

Формы и методы государственного регулирования страхования делятся на две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные), причем преобладающими для современной страховой системы являются административные методы. Система административного регулирования базируется на нормах страхового законодательства, ее центральное звено - орган страхового надзора. Экономические регуляторы - это меры косвенного воздействия государства на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной системы страны (налогообложение, политику Центрального банка и т.п.).

Центральное место в системе регулирования страхового рынка любой страны занимают органы страхового надзора, которые имеют статус государственных органов исполнительной власти, функционально обособлены и сочетают функции регулирования и контроля страхового рынка. В разных странах органы страхового надзора могут подчиняться или включаться в структуру самых различных ведомств, однако при этом они обладают достаточной степенью самостоятельности в принятии решений. Во многих странах Европы органы страхового надзора институционально обособлены и полностью независимы, в том числе во Франции (комиссия страхового контроля), Германии (федеральное ведомство по надзору за страховой деятельностью) и Швеции (страховой инспекторат). В США во всех штатах

действуют отделы по надзору за страховыми операциями. В Великобритании эти функции возложены на департамент торговли и промышленности, входящий в его состав страховой отдел ведет практическую регулирующую деятельность. В Канаде, как и в России, регулирование страхового рынка производится структурами, подведомственными министерству финансов.

Правовые основы регулирования страхования закладываются, как правило, в федеральных законах о страховании и / или об организации страхового надзора. Во Франции все правовое регулирование страхования сосредоточено в Страховом кодексе 1976 г., регламентирующем все стороны организации страхового рынка и его регулирования. США, напротив, вообще не имеют федеральных законов о страховании и страховом надзоре.

Законом регламентируются правовой статус органа надзора, его основные задачи, функции и права, структура центральных органов и территориальных подразделений. В пределах установленной компетенции органы страхового надзора обязаны осуществлять регулирование единого национального страхового рынка путем установления общих требований по регистрации и лицензированию, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, ведения методологических разработок в области страхования и т.п. В современных условиях, особенно в странах ЕС, органы страхового надзора отдают приоритет изучению финансовой устойчивости. Раньше большее внимание уделялось допуску страховщиков на рынок, такая практика сохранилась в странах с переходной экономикой и по сей день [1, с. 23].

Органы страхового надзора - главный, но далеко не единственный субъект государственного регулирования страхового рынка. В регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы (налоговые, антимонопольные, Центральный банк).

Что касается косвенного воздействия государства на страховой бизнес, то на основе опыта налоговых систем ряда ведущих зарубежных стран в аспекте прямого налогообложения прибыли страховых организаций, можно сделать следующие рекомендации, направленные на совершенствование отечественного регулирования налогообложения страховой деятельности:

Во-первых, необходимым является реформирование действующей в России нормативно-правовой базы налога на прибыль, в частности, введение в главу о налоге на прибыль Налоговом кодексе РФ специального блока норм (подобного существующему в налоговом законодательстве США), касающихся исключительно обложения компаний, занимающихся страхованием жизни. Это позволит сформировать прозрачный и эффективный механизм налогового регулирования данного вида страхования в России.

Во-вторых, для стимулирования притока финансового капитала в отрасль, повышения конкурентоспособности и улучшения качества страховых услуг, необходимо введение режима льготного налогообложения прибыли малых страховых организаций. В частности, одной из мер должно

стать введение прогрессивной ставки, которая бы возрастала по мере увеличения оборотов страховых организаций. Также целесообразно закрепление в налоговом регулировании, по аналогии с законодательством США, возможности для малых страховых организаций получения специального налогового кредита.

В-третьих, необходимой предпосылкой укрепления отечественного страхового рынка является дальнейшее снижение эффективной налоговой ставки налога на прибыль в отношении страховых организаций. С одной стороны, применение 15 % ставки налога на прибыль в отношении пяти крупнейших страховых организаций РФ (определенных в соответствии с рейтингом агентства «Эксперт РА») привело бы к незначительному уменьшению платежей в бюджет. Однако уменьшение налогового бремени позволило бы добиться подъема на российском страховом рынке и увеличить конкурентоспособность отечественных страховых компаний [3, с. 56].

Большой интерес представляет опыт зарубежных стран в части обложения страховой премии. Эффективная ставка налога должна составлять менее 5 % от валовой страховой премии, уплаченной по договорам страхования в текущем налоговом периоде. В совокупности со сниженной ставкой налога на прибыль суммарное налоговое бремя отечественных страховщиков не увеличится в значительной степени. Это позволит избежать снижения эффективности налогообложения, однако распределение его во времени и локализация налоговой нагрузки по месту осуществления страховой деятельности будут способствовать эффективному развитию страхования в стране, и особенно в регионах.

Полноценное налоговое регулирование деятельности отечественных страховых организаций через обложение налогом страховой премии не возможно без установления соответствующих налоговых льгот для социальных и экономически значимых видов страхования. Необходимо введение льготного налогообложения с применением более низкой ставки в отношении некоторых видов добровольного социального страхования, в частности добровольного медицинского страхования и страхования жилья по договорам ипотеки, реализуемой в рамках приоритетного национального проекта «Доступное комфортное жильё - гражданам России».

Список литературы:

1. Благутин Д.Ю. Налогообложение и развитие страхового рынка Франции // Страховое право. - 2010. - № 3. - С. 22-27.

2. Крылова М.М. Государственное регулирование страхования: международная практика // Страховое дело. - 2011. - № 1. - С. 10-12.

3. Чудинов С.А. Налогообложение страховой деятельности в ведущих странах Европейского союза // Страховое дело. - 2010. - № 5, № 6 (продолжение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.