Научная статья на тему 'Государственное регулирование рынка труда в современных условиях'

Государственное регулирование рынка труда в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
933
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЭКОНОМИКА / МИГРАЦИЯ / ТРУДОВОЙ ОБМЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамчик Галина Александровна

Статья посвящена вопросам регулирования отечественного рынка труда на современном этапе. По мнению автора, в условиях глобализации экономики большее внимание должно быть уделено выработке стратегии участия в международном трудовом обмене, эффективным способам решения возникающих при этом проблем в рамках государственной миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование рынка труда в современных условиях»

Абрамчик Г.А.

Государственное регулирование рынка труда в современных условиях

Эффективно функционирующий, цивилизованный рынок труда является необходимым условием для успешного экономического развития страны. Начавшееся в последние годы некоторое оживление российской экономики сопровождается заметным сокращением деформаций рынка труда, повышением эффективности занятости. Вместе с тем сохраняются, хотя и в значительно меньших масштабах, такие проблемы, как вынужденная неполная занятость, задолженность по заработной плате, заниженная оплата труда, бедность, в том числе среди работающего населения, теневые формы занятости, скрытая оплата труда, безработица и др.

К основным проблемам в сфере занятости, которые необходимо решать в ближайшие годы, можно отнести следующие:

(1) сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом, обусловленной, в частности, продолжающимся реформированием экономики, в том числе реструктуризацией и модернизацией угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей, которые активизируют высвобождение работников;

(2) старение и сокращение кадрового состава высококвалифицированных рабочих и специалистов традиционных отраслей, а также ослабление роли профессиональнотехнической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве;

(3) недостаточный спрос на рабочую силу на локальных рынках труда в силу несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения;

(4) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;

(5) сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в различных субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях;

(6) низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, беженцев и вынужденных переселенцев и др.);

(7) негативные процессы внутренней трудовой миграции, характеризующейся оттоком населения из районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами;

(8) международная миграция населения, которая становится все более актуальной в современных условиях глобализации мирового хозяйства.

Рынок труда, как известно, отличается по своим механизмам функционирования от других рынков факторов, на нем нет обычного для других рынков равновесия спроса и предложения. В условиях эффективно функционирующего рынка труда предложение всегда превышает спрос. Неравновесие на рынке труда не может быть ликвидировано путем простого снижения или повышения продажных цен. Для такого товара как рабочая сила подобный механизм приведения в соответствие спроса и предложения не работает. Для нормального функционирования рынка труда необходимо значительное участие государства и социальных институтов в механизмах его координации.

Механизм регулирования рынка труда в узком смысле слова представляет собой свод законов, нормативных, коллективно-договорных актов (коллективные

соглашения) и индивидуальные трудовые контракты. В широком контексте

государственное регулирование рынка рабочей силы включает как косвенные экономические методы и инструменты, так и административно-правовые методы. При этом экономические методы косвенного регулирования применяют в сочетании с прямым регулированием занятости на основе законов и государственных программ в области занятости (программ по стимулированию занятости, увеличению числа рабочих мест и заработной платы, по подготовке и переподготовке кадров, по содействию занятости лиц с ограниченными возможностями, социальному страхованию безработных и др.). Подобный комплексный подход позволяет сократить экономические и социальные издержки безработицы.

Прежде всего, участие государства и социальных институтов необходимо для поддержания нормального спроса на труд. Предприниматели, как более «сильная сторона» в условиях избыточного предложения, получают возможность экономить свои расходы, снижая доходы работника ниже уровня его текущего воспроизводства. Это вынуждает работников увеличивать предложение труда, чтобы компенсировать снижение дохода. При этом формируется крайне низкая цена труда, которая делает невозможной замену дешевых рабочих рук более дорогостоящей техникой. Создается порочный круг. Чем ниже цена труда, тем выше предложение, тем и меньше стимулов у предпринимателей замещать труд капиталом, рационализировать использование ресурсов и организацию производства и тем больше спрос на труд. Поэтому завершение формирования рынка труда как части воспроизводственного механизма труда, как правило, совпадает с формированием нормального спроса, который ограничивается за счет ужесточения предложения и стабилизации цены труда.

Конечно, предложение и цена труда не должны быть абсолютно жесткими. Более того, нет такого универсального уровня жесткости предложения и цены труда, которые обеспечивают эффективное функционирование и развитие национальной экономики. Существуют значительные исторические и страновые различия. Так, рост относительной жесткости предложения и цены труда в период после Второй мировой войны был фактором, обеспечивающим успешное развитие некоторых стран. Наоборот, в начале 80-х гг., рост гибкости и глобализации производства потребовал некоторого смягчения этих параметров рынка труда. И, тем не менее, без создания «нормальных границ» предложения и цены труда нормальное функционирование рыночной экономики невозможно, и большую роль в их обеспечении играют государство и социальные институты.

Государство, как правило, фиксирует минимальный уровень заработной платы. Законы о минимальном уровне заработной платы и нормальной продолжительности рабочего дня существуют во многих странах. Они появились вследствие длительной борьбы трудящихся за свои права, и, как правило, фиксируют продолжительность рабочей недели и минимальную месячную зарплату (для работающих полный рабочий день), либо минимальную оплату за один час, как это существует в США. Эти законы ограничивают возможности работодателей увеличивать найм рабочей силы, не изменяя общего фонда заработной платы и минимизировать свои издержки за счет экстенсивного использования рабочих рук. Такую же функцию по стабилизации цены труда и объемов его предложения играют профсоюзы и другие рабочие организации. Особенно активно их участие в регулировании предложения и цены труда проявилось в послевоенное время.

Социальные институты стабилизируют предложение и цену не только ограничением действия рыночных механизмов, но и за счет активного вмешательства в воспроизводство работника. В отличие от всех остальных товаров, рабочая сила не может полностью нормально воспроизводиться только на основе частного дохода, получаемого от продажи фактора труда. Армия безработных - это необходимый для

экономики резерв. Но такой фактор, как труд, не может «храниться» - резервироваться в обычном смысле этого слова.

Для предпринимателя значительный излишек рабочей силы, как правило, слишком расточителен. Для поддержания его в нормальном состоянии требуются значительные затраты, связанные с оплатой его текущих расходов, создание условий для смены места и вида деятельности, повышения квалификации и т. д. Предприниматель покупает труд лишь на срок; свойства рабочей силы - человеческий капитал - неразрывно связаны с самим работником и не могут быть изъяты в случае его увольнения. Уход работника автоматически ведет к утрате предпринимателем всех выгод от вложений в его долговременное развитие и значительным внешним эффектам. Поэтому предприниматель не заинтересован, а работник соответственно не в состоянии полностью оплачивать долговременные расходы по воспроизводству рабочей силы. В такой ситуации объективно часть расходов по оплате труда работника и предоставлении ему части услуг, связанных с поддержанием его рабочей силы в нормальном состоянии, вынуждено брать на себя государство и социальные институты. Среди них наиболее важными являются создание системы социального страхования, оплата части расходов на образование, медицинское обслуживание, покупку жилья и т. д. Все эти затраты не только позволяют поддерживать текущее воспроизводство рабочей силы, но и поддерживают долговременное соответствие спроса и предложения, устойчивость относительной цены труда в долговременной перспективе, обеспечивают эффективную мобильность всех факторов, создают условия для экономического роста и социальной стабильности в экономике.

Институты в рыночной экономике активно вмешиваются и в непосредственное регулирование цены труда. Это происходит за счет установления стандартов национальной цены труда. Под единой национальной ценой труда следует понимать наличие в экономике единых национальных принципов воспроизводства рабочей силы, которые находят отражение в установлении принципов и границ дифференциации и структуре цены труда. В рамках единой цены труда сохраняются значительные различия в оплате труда. Они зависят от характера сложности, условий и престижности работы и т. д.

Для рыночной экономики крайне опасны значительные устойчивые различия в уровне доходов и как следствия в условиях воспроизводства разных групп работников. Они формируют неконкурирующие между собой замкнутые анклавы с обособленными циклами воспроизводства, препятствующими нормальной мобильности труда и других ресурсов. Значительные барьеры между отдельными сегментами рынка труда консервируют его структуру и разрушают нормальное воспроизводство всей экономики. Наиболее опасными формами проявления этих процессов являются: избыточная неэффективная занятость (избыток предложения) в отстающих отраслях, которая чаще всего имеет форму «скрытой безработицы»; резкий избыток спроса (недостаток предложения) в наиболее перспективных отраслях. Такая диспропорциональность рынка труда была характерна для Западной Европы и Японии в 30 - 50-х гг. XX в. Великая депрессия и последствия двух мировых войн удерживали непропорционально высокую численность рабочей силы в наиболее отсталых секторах экономики. Соответственно, крайне низкими были и доходы занятых в этих секторах экономики. К ним относились маленькие фермы, традиционная розничная торговля, ремесленные мастерские. Шансы для перехода в категорию работников с высокой оплатой труда, для занятых на этих предприятиях, были ничтожными из-за низкой территориальной и вертикальной мобильности труда, значительной роли натурального хозяйства и патернализма.

Избыток предложения труда в низкопроизводительных отраслях производства тормозит развитие не только в них самих, но и в обществе в целом. Низкая

мобильность рабочей силы и невозможность перемещения ресурсов между секторами формируют устойчивое превышение спроса над предложением в развитых секторах производства. Это значительно удорожает стоимость рабочей силы и тормозит нормальное развитие новых отраслей. Кроме того, в обществе активно формируются различные формы неинституциализированных рентных доходов, позволяющих получать большой доход за счет различий в условиях производства. Этот доход, как правило, превосходит размеры экономической прибыли, получаемой в результате простой рационализации производства, и, как следствие, делает невыгодным инвестиции в развитие производства.

Создается ситуация, при которой имеющиеся свободные деньги не могут быть прибыльно вложены в реальный сектор. Как правило, чем больше различий в цене труда, тем ниже мобильность ресурсов и разрыв в условиях производства, тем выше рентные доходы и ниже стимулы к инвестированию в развитие производства. Все эти проблемы в рамках развитых рыночных экономик также решаются с помощью активного государственного и институционального регулирования воспроизводственных процессов на рынке труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования нормально функционирующего рынка труда необходимо активное вмешательство в воспроизводственные и рыночные процессы государства и социальных институтов.

Важнейшим фактором изменения структуры и механизма функционирования рынка труда в последние десятилетия становится международная трудовая миграция, обусловленная усиливающимися процессами глобальной экономической интеграции, совершенствованием транспортных и информационно-коммуникационных технологий. Одной из особенностей современной международной миграции является рост числа стран, импортирующих трудовые ресурсы. Экономически развитые страны преимущественно ориентированы на импорт рабочей силы, а большинство развивающихся стран - на экспорт своих трудовых ресурсов на важнейшие мировые рынки. Ряд стран в связи с ускорившимся процессом глобализации экономики и интеграцией в мировую экономику одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу.

По данным Международной организации по миграции (далее МОТ), за последние 35 лет - с 1965 по 2000 г. - число международных мигрантов на земном шаре удвоилось и достигло 175 млн. человек, или около 3 % мирового населения. В настоящее время в населении мира каждый 35-й человек участвует в международных миграциях [1]. На рубеже веков среди стран с наибольшим числом международных мигрантов первые места занимали США, Россия и Германия. Страны, заинтересованные в развитии своих национальных экономик, способствуют как притоку высококвалифицированных иностранных граждан, так и въезду на время менее квалифицированной рабочей силы для выполнения тяжелой, неквалифицированной, непрестижной и малооплачиваемой работы.

Современная международная трудовая миграция характеризуется следующими основными чертами: быстрым ростом объемов миграции высококвалифицированных специалистов и профессионалов в развитые страны Северной Америки, Европы и Японию и между этими странами; активизацией международных миграций менеджеров и квалифицированных работников в рамках ТНК; увеличением трудовой миграции из бедных стран в более развитые для занятости неквалифицированным трудом в определенных секторах экономики и др.

Процессы глобализации способствуют развитию двух основных форм международной трудовой миграции: 1) миграции высококвалифицированных

специалистов и менеджеров, которые занимают высшую ступень в социальноэкономической структуре работающего населения принимающих стран (специалисты с

ученой степенью, иностранцы, обладающие «уникальными способностями», бизнесмены, творческие работники, талантливые спортсмены и т.д.); 2) миграции низкоквалифицированной рабочей силы, которая в странах-импортерах рабочей силы занимает нижний уровень социально-экономической шкалы занятого населения (низкооплачиваемые, неквалифицированные работники, выполняющие грязные, опасные и изнурительные виды работ, от которых отказывается местное население).

За вторую половину ХХ в. природа и структура межстрановых перемещений претерпели значительные изменения. Суть этих изменений заключается как в количественном увеличении потоков, так и в качественных сдвигах. В настоящее время в миграционный трудовой обмен вовлечены практически все страны. В миграционной теории и практике принята классификация стран на принимающие, страны выезда и транзита. Традиционные роли отдельных стран в международной миграции меняются. Обследование МОТ миграционной ситуации в 152 странах мира показало, что с 1970 г. по 2000 г. число стран-импортеров возросло с 39 до 67, стран-поставщиков труда - с 29 до 55, число стран со смешанным миграционным статусом увеличилось с 4 до 15 [2, с. 7].

В России до середины 1980-х гг. в силу идеологических, военных, экономических и политических причин и в связи визовыми и прочими ограничениями международная миграция была малозаметным явлением. Миграционные перемещения иностранцев в страну и соотечественников за рубеж строго регламентировались и носили исключительный характер.

Однако за последние 10-15 лет Российская Федерация превратилась в активного участника мировых миграционных процессов, выступая одновременно как страна выезда, въезда и транзита мигрантов. Геополитическое положение страны свидетельствует о том, что Россия сохранит этот сложный миграционный статус на долгое время.

Официальная статистка трудовой миграции говорит о том, что поток въезжающих сегодня в страну почти в 10 раз превышает поток выезжающих. В 2002 г. в Россию приехали из-за рубежа около 360 тыс. иностранных работников, а выехало почти 50 тыс. Однако реальные потоки и в ту, и в другую сторону в десятки раз больше. Наиболее крупными экспортерами иностранной рабочей силы в настоящее время являются Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский, Приморский, Хабаровский края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Основными сферами применения труда иностранных граждан являются строительство, сельское и лесное хозяйство, рынки, свалки, бензоколонки и другие непрестижные объекты городской инфраструктуры. Женщины-мигранты сосредоточены в сфере общественных и домашних услуг, торговле, индустрии развлечений, как правило, тесно связанной с теневым секс-бизнесом. Труд мигрантов прочно срастается с теневой экономикой, дешевая рабочая сила активно используется недобросовестными предпринимателями, теневым и криминальным бизнесом. Это приводит к массовым нарушениям прав мигрантов, незаконной трудовой эксплуатации, ухудшению криминогенной обстановки в принимающих регионах. Чтобы эти процессы не вышли из-под контроля, необходимы существенные сдвиги в механизмах управления миграционными потоками со стороны государства и правительства.

В этих условиях многократно возрастает роль государства, основная задача которого состоит в том, чтобы создать соответствующее правовое обеспечение трудовой миграции. Государством должна быть сформирована единая миграционная политика, направленная на стимулирование миграции извне и рациональное распределение миграционных потоков по регионам страны. Одновременно необходимо обеспечить приоритетное право российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. Большое внимание следует уделять защите национального рынка труда от

неконтролируемого притока трудящихся-мигрантов, борьбе с нелегальной миграцией. При этом государство должно быть заинтересовано в том, чтобы помочь тем нелегальным мигрантам, которые уже проживают на территории России и не связаны с криминальным бизнесом, легализовать свою деятельность, вложить свой труд и капиталы в российскую экономику. Важной задачей государства в сфере использования иностранной рабочей силы на территории страны является создание гарантий правовой и социальной защиты мигрантов, обеспечение для всех категорий трудящихся равных условий труда и оплаты.

Миграционная политика России должна иметь на международном уровне три основных направления: во-первых, регулирование внешней трудовой миграции; во-вторых, прием в соответствии с международными обязательствами беженцев и вынужденных переселенцев и, в-третьих, противодействие нелегальной миграции.

Важное место в осуществлении мер по оптимизации участия России в международном трудовом обмене в условиях глобализации экономического развития занимают вопросы регулирования временной трудовой миграции. Основная задача миграционной политики в этой области - расширение легитимного пространства трудовой миграции на выезд и на въезд. В области трудовой миграции на выезд требуется активная поддержка легально действующих фирм по трудоустройству российских граждан за рубежом, обеспечение их легальными рычагами получения рабочих виз, для чего необходима целенаправленная деятельность по заключению новых и активизации уже имеющихся межгосударственных соглашений по трудовой миграции, активный переговорный процесс с принимающими государствами по защите прав российских мигрантов.

Важнейшие тенденции в области внешней миграции в Российской Федерации имеют много общих черт с другими, менее развитыми странами. Вместе с тем в последнее время стало ясно, что в условиях глобализации экономики большее внимание должно быть уделено выработке стратегии участия в международном трудовом обмене, эффективным способам решения возникающих при этом проблем в рамках государственной миграционной политики.

Список литературы

[1] Migration Policy Issues // Internationai Organization for Migration. №. 2. 2003.

[2] Трудовой мир. Глобализация и трудящиеся-мигранты. Издание МОТ. № 2. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.