Муравьева А.А.
Государственное регулирование рынка труда // Вестник Самарского государственного университета. 246 2015. № 2 (124). С. 246-249
- УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ -
УДК 330
А.А. Муравьева* ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
В статье обосновываются различные аспекты государственного регулирования рынка труда. Государственное регулирование рассматривается как многоуровневый процесс, состоящий из макроуровня, регионального уровня и микроуровня. Описывается применение инструментов государственного регулирования в странах с развитой экономикой.
Ключевые слова: государственное регулирование рынка труда, механизм равновесия, макроуровень, микроуровень, региональный уровень, государственное планирование, финансовое планирование, политика «согласования действий», кредитно-денежная политика, государство, регион, работодатели, работники.
Государственное регулирование рынка труда (ГРРТ) можно изобразить в виде многообразной системы мер и мероприятий, которая охватывает не только сферу занятости, но и совокупность элементов экономической системы общества.
ГРРТ для более эффективного функционирования предусматривает претворение в жизнь общеэкономических методов, инструментов и законов, оказывающих большое воздействие на уровень занятости, плюс ко всему предлагает раскрыть решения, которые принимаются на разных уровнях и направлены на стабилизацию госрегулирования. ГРРТ следует понимать как своеобразную совокупность различных функций управления, осуществляющихся государственными органами власти для того, чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке труда.
ГРРТ можно рассматривать как некую подсистему, в которой выражен общий механизм регулирования экономической системы в целом, его можно назвать своего рода «механизмом равновесия» [5]. Государство с большой инициативой влияет как на рынок труда, так и на работу всех рынков, а также на экономическую систему в целом. Государство — это центральный регулятор на российском рынке труда, который определяет правила по регулированию взаимоотношений работников и работодателей и их функционированию. Механизм ГРРТ должен представлять собой прозрачную и открытую систему, которая обусловлена объектами, субъектами и типом взаимосвязей, которые существуют между ними.[1]
* © Муравьева А. А., 2015
Муравьева Анна Алексеевна ([email protected]), студент факультета экономики и управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
ГРРТ целенаправленно рассматривается как многоуровневый процесс. Данный процесс является трехуровневым: он включает в себя макроуровень (МакУ), региональный уровень (РУ) и микроуровень (МикУ).
На МакУ решаются такие задачи, как:
1. Согласования инвестиционной, внешнеэкономической, финансово-кредитной и структурной политики с системой целей ГРРТ.
2. Согласование целей ГРРТ с демографической, миграционной и социальной политикой.
3. Поддержка незанятого населения, политика трудоустройства.
ГРРТ осуществляется в этих же направлениях и на РУ. Таким образом, органы законодательной и исполнительной ветвей власти выступают в качестве субъектов регулирования в регионах. На общегосударственном уровне список составляющих ГРРТ элементов намного лучше, чем на РУ. Часть ГРРТ осуществляется принципиально властями федерального уровня: например, демографическая политика. Также на федеральном уровне регулируются аспекты внешнеэкономической политики. Большое внимание на данном уровне отводится регулированию финансово-кредитной политики.
Регионы должны регулировать доходы населения, трансфертные платежи, миграционные процессы, демографическое качество населения (смертность трудоспособного населения, заболевание, пьянство и т.д.), уровень предложения рабочей силы в регионе, и, в конечном счете, уровень жизни населения. Как в рамках своей компетенции, так и в возможности соответствующих бюджетных и небюджетных фондов, ГРРТ должно включаться в число основных приоритетов региона [3].
Плюс ко всему на РУ возможно осуществления различного ряда программ жилищного строительства, транспортного строительства, поддержание производства, госзакупки продукции предприятий для нужд транспорта, экологических и социальных нужд, развитие приоритетных отраслей и предоставление средств (дотации, налоговые льготы, кредиты) на реализацию развития. Поддержка фермерства, индивидуального бизнеса и малого бизнеса на общегосударственном уровне менее эффективна, чем на РУ.
Политика соцподдержки безработных людей и трудоустройства имеет одинаковые задачи, как на региональном, так и на федеральном уровне.
Роль регионов намного шире, чем роль центральных органов власти в соответствии с тем, что благодаря региональным фондам занятости, в состав которых входит около 80% от сумм, которые вносят работодатели как обязательное страхование, задачи данного блока в большинстве своем выполняют региональные органы по труду.
Задачами данного блока на РУ являются: повышение эффективности систем подготовки и переподготовки рабочих, обеспечение доступности информации, обеспечение приспособленными для работы помещениями, эффективность трудоустройства, повышение эффективности регистрации и поддержки безработных людей, вынужденных переселенцев и беженцев, а также граждан относящихся группам с ограниченной трудоспособностью: женщины, подростки, молодежи и длительно безработные. Также на региональном уровне решаются вопросы, связанные с организацией общественных работ.
На МикУ ГРРТ включает: законодательное регулирование, нормативное регулирование, налоговое и финансовое стимулирование поведения на рынке труда организаций, предприятий, индивидуальных зарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.
Подготовка и переподготовка кадров, развитие системы отбора персонала и управление персоналом — все это осуществляется на предприятиях. Рыночная конку-
248
Муравьева А.А.
рентоспособность предприятий и их занятость не только в стране, но и регионе определяется правильным и успешным решением предприятиями задач, связанных с управлением персоналом. Исходя из выше сказанного, мы можем понять, что сохранение рабочих мест, а также создание новых, увеличение количества сотрудников, которые имеют неполный рабочий график, и отправка некоторых работников в отпуск по инициативе администрации происходит именно на предприятиях.
Главные функции по увеличению рабочей силы выполняются в домохозяйстве. Сумма всех предложений труда на уровне страны и региона значительно обуславливается уровнем благосостояния семей.
Потребительской ячейкой общества в последние десятилетия в нашей стране представляется домохозяйство, частично восстановившее свои производственные функции. Вместе с предприятиями, рабочие места могут создавать также фермерские и иные предпринимательские домохозяйства. Помимо всего этого, в число приоритетов ГРРТ входит поддержание экономической активности домохозяйств [2].
Генеральное направление ГРРТ в стране можно рассматривать как поддержку в период кризиса и источник создания вакансий в послекризисное время. Финансирование данных государственных программ должно производиться из собственных средств предприятия, а также за счет кредитных ресурсов и из государственных бюджетов разных уровней, но не из фондов занятости [4].
Перейдем к Инструментам государственного регулирования. В различных странах с развитой экономикой применяются инструменты ГРРТ. К ним относятся следующие инструменты. Во-первых, необходимо упомянуть об обширном распространении общего государственного планирования с применением целевых установок. Общее планирование создает фундамент долгосрочной экономической политики и охватывает множество важных показателей: динамику цен, национальный доход, внешнюю деятельность экономики и т.д. Этот инструмент способствует наиболее динамичному развитию хозяйства рынка. Несомненно, стоит упомянуть то, что теоретические выводы неокейнсианцев дают основу современной системе национальных счетов. Следующим инструментом ГРРТ является, среднесрочное финансовое планирование. В качестве главного инструмента системы госрегулирования рыночных отношений этот механизм использует государственный бюджет. Еще одним инструментом выступает политика «согласования действий». Главная цель такой политики — достижение функционирования и согласованности интересов государства, работодателей и работников. При всем этом происходит согласование заработной платы и размера прибыли, учитывание общих потребностей рыночной экономики страны. И наконец, активное использование упомянутого инструмента государственного регулирования как кредитно-денежная политика.
В России экономическая политика целенаправленно стремится к уменьшению дефицита государственного бюджета, сокращая государственные расходы, а также стабилизирует шаткое положение таких граждан, которые работают на организациях, чья деятельность связана с государством, представляющим себя крупнейшим заказчиком и работодателем.
Поддержание спроса на труд, расходы на подготовку трудовых ресурсов и обучение кадров требует много затрат бюджетных средств. Гораздо меньше затрат уходит на организационный аспект рынка труда.
Службы трудоустройства — это одно из главных направлений организационной деятельности государства. Занятость населения и безработица, прежде всего, имеют прямую зависимость от состояния экономической конъюнктуры, которая определяет загрузку производственных мощностей и инвестиционную активность [2].
Государство в России выступает в качестве крупного работодателя. Отраслевая
структура госсектора во многом схожа с частным, является его дополнением и стремится выполнять общественно-необходимые функции, которые по каким-либо причинам не могут являться объектами приложения частного капитала. Нужно заметить, что занятость в государстве не служит гарантией от безработицы.
Библиографический список
1. Алонкина Л. И. Государственное регулирование занятости населения // Вестник Московского университета МВД РФ. 2007. № 6. 141-144 с.
2. Кураков Л.П. Экономическая теория: учебное пособие. 4-е изд. М., 2005. 256 с.
3. Некрестьянова С.Я. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 7. 65-75 с.
4. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения: учебное пособие. Челябинск, 1994. 91с.
5. Кульман А. Экономические механизмы: учебник для вузов. М., 2000. 118 с.
References
1. Alonkina L.I. State regulation of employment. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD RF [Vestnik of Moscow University of the Interior Ministry], 2007, no. 6, pp. 141-144 [in Russian].
2. Kurakov L.P. Economic Theory. Workbook, 4th ed. M., 2005, 256 p. [in Russian].
3. Nekrestyanova S.Ya. The role of state in the establishment and further development of labor market on national and regional levels. Kadrovik. Kadrovyi menedzhment [HR Manager. Personnel Management], 2008, no. 7, pp. 65-75 [in Russian].
4. Kuznetsova L.A., Nesterenko I.Yu., Mel'nikova A.P. Labor market and employment. Workbook. Chelyabinsk, 1994, 91 p. [in Russian].
5. Kuhlman A. Economic mechanisms: college textbook. M., 2000, 118 p. [in Russian].
A.A. Muravjeva*
STATE REGULATION OF LABOR MARKET
In the article various aspects of state regulation of labor market are substantiated. State regulation is viewed as a multi-level process consisting of a macro-level, regional level and micro-level. There is a description of the use of instruments of state regulation in the countries with advanced economies.
Key words: state regulation of labor market, mechanism of equilibrium, macro level, micro-level, regional level, state planning, financial planning, policy of coordination of actions, monetary policy, state, region, employers, employees.
Статья поступила в редакцию 28/XII/2014.
The article received 28/XII/2014.
* Muravjeva Anna Alekseevna ([email protected]), student, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.
Оловянишников А.Г., Рябыкин М.А.
Повышение производительности труда как необходимое условие конкурентоспособности российской 250 экономики // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 250— 255
УДК 331.101.6
А.Г. Оловянишников, М.А. Рябыкин*
ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассматриваются причины замедления темпов роста российской экономики и основные тенденции в изменении ее структуры. Сравнивается уровень производительности труда России с различными странами, как в целом, так и по одним и тем же отраслям. Анализируется отставание объемов производства по ряду направлений обрабатывающей промышленности, дается оценка причин низкого показателя инвестирования в основные фонды. Предложены основные направления повышения производительности труда, которые должны способствовать повышению конкурентоспособности российского производства на мировом рынке и обеспечить рост благосостояния населения.
Ключевые слова: производительность труда, госсектор, добавленная стоимость, инвестиции, конкурентоспособность.
В настоящее время в прессе, а также среди экономистов и чиновников идет активное обсуждение динамики основных экономических показателей российской экономики. Идут споры о том, что происходит в настоящий момент, находимся мы в стагнации или рецессии. В 2013 г. темпы роста экономики сократились более чем в два раза (3,4% в 2012 и 1,6% прогноз 2013 г.), а в третьем квартале экономика не росла. Более того, аналитики АФК Система прогнозируют в 2014 г. отрицательное значение прироста ВВП -1%.
Основная причина, по их мнению, кроется в отсутствии значительных инвестиций в новый капитал. Во многом рост прошедших 10 лет был связан с загрузкой свободных производственных мощностей и восстановлением промышленности после резкого провала в 90-е. Однако этот потенциал практически исчерпан и нужны новые точки роста. Текущий спад в инвестициях означает сокращение в «капиталосоздающих» секторах (строительстве, металлургии, машиностроении), которые следом потянут вниз строительные материалы и грузоперевозки. Спад в обрабатывающей промышленности тянет энергетику вниз и к концу года промышленное производство целиком уйдет в минус (-1,5% июль 2013/2012).
Какие существенные перемены в экономике мы наблюдаем в эпоху президентства В. Путина? Хотел бы обратить внимание на значительный рост госсектора. По данным МЭР, если в 2000 г. он составлял менее 25% ВВП, то в 2006 г. уже 38%, а по состоянию на конец 2012 г. достиг 50% ВВП (общемировая практика 30%), доля численности работников госсектора составляет более 25% от экономически активного населения [1]. По данным исследования аналитиков банка BNP Paribas, в ключевой для страны отрасли — нефтедобыче — госкомпаниям принадлежит 40—
* © Оловянишников А.Г., Рябыкин М.А., 2015
Оловянишников Александр Геннадьевич ([email protected]), кафедра системного менеджмента и экономики предпринимательства, Томский государственный университет, 634029, Российская Федерация, г. Томск, ул. Герцена 12.
Рябыкин Максим Александрович ([email protected]), кафедра менеджмента, Томский политехнический университет, 634034, Российская Федерация, г. Томск, ул. Белинского, 55.