Научная статья на тему 'Государственное регулирование рынка образовательных услуг в современных условиях'

Государственное регулирование рынка образовательных услуг в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2201
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / УСЛУГИ СРЕДСТВ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ / СУБЪЕКТЫ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / "ПРОВАЛЫ" РЫНКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СЕКТОРЕ / MARKET «FAILURES» / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / EDUCATIONAL SERVICE / SERVICES OF MEDIUM OF KNOWLEDGE TRANSFER / EDUCATIONAL SERVICES MARKET PARTICIPANTS / REGULATION OF MARKET RELATIONS IN EDUCATIONAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Драганчук Людмила Стратоновна

Обосновывается актуальность исследования экономических проблем в сфере образования в условиях его модернизации. Раскрывается сущность понятия «рынок образовательных услуг», выявляется его структура. Рассматриваются различия понятий «образовательная услуга» и «услуга средств передачи знаний». Выявляются особенности «провалов рынка» в сфере оказания образовательных услуг. Определяются направления государственного регулирования рыночных отношений в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF EDUCATIONAL SERVICES MARKET IN CURRENT CONDITIONS

The article proves the need for the study of economic problems in education in the context of its modernization. The content of the concept of «educational services market» is described. The differences between such concepts as «educational service» and «service of medium of knowledge transfer» are examined in the paper. The author explains some features of market «failures» in the provision of educational services and determines the directions of state regulation of market relations in this sphere.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование рынка образовательных услуг в современных условиях»

УДК 330.126:37.014 Л.С. ДРАГАНЧУК

ББК 65.497.4 кандидат экономических наук, доцент

Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета, г. Красноярск

e-mail: [email protected]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Обосновывается актуальность исследования экономических проблем в сфере образования в условиях его модернизации. Раскрывается сущность понятия «рынок образовательных услуг», выявляется его структура. Рассматриваются различия понятий «образовательная услуга» и «услуга средств передачи знаний». Выявляются особенности «провалов рынка» в сфере оказания образовательных услуг. Определяются направления государственного регулирования рыночных отношений в данной сфере.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг; образовательная услуга; услуги средств передачи знаний; субъекты рынка образовательных услуг; «провалы» рынка; регулирование рыночных отношений в образовательном секторе.

L.S. DRAGANCHUK

PhD in Economics, Associate Professor, Institute of Economics, Management and Environmental Studies of Siberian Federal University, Krasnoyarsk e-mail: [email protected]

STATE REGULATION OF EDUCATIONAL SERVICES MARKET IN CURRENT CONDITIONS

The article proves the need for the study of economic problems in education in the context of its modernization. The content of the concept of «educational services market» is described. The differences between such concepts as «educational service» and «service of medium of knowledge transfer» are examined in the paper. The author explains some features of market «failures» in the provision of educational services and determines the directions of state regulation of market relations in this sphere.

Keywords: educational services market; educational service; services of medium of knowledge transfer; educational services market participants; market «failures»; regulation of market relations in educational sector.

Стратегическое значение знаний в информационной экономике выдвигает как одну из приоритетных задачу достижения лидирующих позиций в образовании. Ее решение требует модернизации существующей образовательной системы, которая во многом определяется становлением рынка образовательных услуг.

В экономической литературе понятие «рынок образовательных услуг» рассматривается как вполне сложившееся, обозначающее вид рынка. Однако сегодня ученые далеки от единого понимания сущности рынка, его определения сильно различаются. Используя

методологический подход, в рамках которого рынок рассматривается как аналитическая модель, автор определяет рынок образовательных услуг как механизм взаимодействия различных субъектов по поводу купли-продажи образовательных услуг.

К субъектам рынка образовательных услуг относятся:

- производители (образовательные организации и индивидуальные предприниматели), которые выходят на рынок с дифференцированным предложением;

- потребители (обучающиеся — непосредственные потребители), которые выража-

© Л.С. Драганчук, 2012

ют свои желания покупателям, выходящим на рынок. Желание — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с уровнем культуры и индивидуальностью индивида;

- покупатели (домохозяйства, организации, государство), предъявляющие спрос на рынке.

В процессе оказания образовательных услуг, который одновременно является и процессом их потребления, обучающимся (непосредственным потребителям) принадлежит особая роль. Эффективность образовательных услуг во многом зависит от активного включения обучающихся в процесс их оказания, который носит персонифицированный характер. По сути обучающиеся являются сопроизводителями образовательных услуг.

Некоторые авторы рассматривают образовательные услуги, которые оказываются на платной основе, как рыночные, а бесплатные как нерыночные [4; 5; 7]. Однако и бесплатное, и платное образование — стороны одного целого. Процесс купли-продажи образовательных услуг имеет место и в платном, и в бесплатном образовании. Поэтому бесплатные образовательные услуги следует трактовать как разновидность рыночных услуг, а рынок бесплатных образовательных услуг — как сектор рынка образовательных

услуг [9].

В структуре российского рынка образовательных услуг преобладающим остается сектор бесплатных образовательных услуг, которые оказываются потребителям без денежной компенсации. При этом характерной чертой современного развития российского рынка образовательных услуг является устойчивый рост сектора платных образовательных услуг. Так, если в 1998 г. объем платных образовательных услуг составлял 17,1 млрд р. в год, то уже в 2000 г. он вырос в 2,41 раза, а в 2009 г. — в 18,1 раз, что составило 41,5 млрд р. и 310,2 млрд р. в год соответственно [6, с. 17; 8, с. 550].

Основные макроэкономические показатели образовательной деятельности свидетельствуют о неравномерности развития различных секторов рынка образовательных услуг (табл. 1).

В структуре валовой добавленной стоимости, создаваемой в образовательной сфере, наибольшая доля принадлежит

государственным организациям: в 2003 г. она составила 78,7%, в 2008 г. — 81,0%. Нефинансовые корпорации, возмещающие затраты из выручки от реализации (курсы повышения квалификации, тренинги и т.п.), обеспечивали в 2003 г. 15,9% валовой добавленной стоимости, в 2008 г. — 16,3%; домашние хозяйства (частные преподаватели, репетиторство) — 2,7% и 2,3% соответственно, некоммерческие организации — 2,7% и 0,3% соответственно. Следовательно, большая часть создаваемой в российском образовании валовой добавленной стоимости приходится на бесплатные рыночные услуги, финансируемые за счет государственных средств.

Таблица 1

Структура валовой добавленной стоимости

по виду экономической деятельности «Образование» в РФ в 2003—2008 гг., %

Год Государ- Нефи- До- Неком-

ственное нансовые машние мерческие

управление корпорации хозяйства организации

2003 78,7 15,9 2,7 2,7

2005 79,5 16,3 2,9 1,2

2006 78,2 17,6 3,1 1,1

2007 80,0 16,3 3,1 0,6

2008 81,0 16,3 2,3 0,3

Источник: [8, с. 327—328].

Структура доходов по виду экономической деятельности «Образование» в РФ представлена в табл. 2.

Таблица 2

Структура доходов

по виду экономической деятельности «Образование» в РФ в 2003—2009 гг., %

Год Ресурс Использование

валовая оплата чистые валовая

добав- труда налоги прибыль эконо-

ленная наемных на мики и валовые

стои- работни- произ- смешанные

мость ков водство доходы

2003 100 90,3 0,1 9,6

2005 100 88,0 0,1 11,9

2006 100 89,8 0,1 10,1

2007 100 90,0 0,1 9,9

2008 100 90,7 0,1 9,3

2009 100 92,2 0,1 7,7

Источник: [8, с. 331—332].

Как видно из табл. 2, в 2003-2009 гг. в структуре валовой добавленной стоимости произошли следующие изменения:

- выросла доля оплаты труда занятых в сфере образования с 90,3% в 2003 г. до 92,2% в 2009 г.;

- не изменилась доля чистых налогов на производство (0,1%);

- снизилась валовая прибыль экономики и другие смешанные доходы с 9,6% в 2003 г. до 7,7% в 2009 г. Следовательно, экономическая деятельность в сфере образования сокращает свой вклад в валовую прибыль экономики и валовые смешанные доходы.

Рынок образовательных услуг, являясь конкурентным рынком, имеет как свои достоинства, так и недостатки, поскольку не всегда может полноценно выполнять свои функции, что требует вмешательства государства. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: монополия, несовершенная (ассиметричная) информация, внешние эффекты, общественные блага.

Монополия. Существующий в настоящее время рынок образовательных услуг можно охарактеризовать как локальный рынок, имеющий нередко монопольный характер, что приводит к неоптимальному использованию ресурсов и вызывает необходимость регулирования.

Монопольный характер рынка образовательных услуг может возникнуть в ряде случаев:

1. Каждая образовательная организация расположена в конкретном месте, где образовательные услуги, не поддающиеся транспортировке, в большинстве случаев могут реализовываться лишь тем потребителям, которые находятся в данном месте и в непосредственном контакте с производителем, что неизбежно порождает те или иные формы монополии. Степень монополизации локального рынка зависит от ограниченности как спроса, так и предложения, а следовательно, и доступности образовательных услуг, которая до настоящего времени сохраняется в России низкой в силу высоких транспортных издержек и медленно растущей территориальной мобильности населения.

2. Размещение образовательных услуг в конкретном населенном пункте, районе города обеспечивает дополнительное преимущество и позволяет получить «ренту местоположения» за счет концентрации в данном

месте квалифицированных кадров, наличия развитой инфраструктуры, коммуникационных каналов, современных маркетинговых технологий, что вызывает монопольный эффект местоположения.

3. Большое разнообразие предложений образовательных услуг со стороны производителей может создавать собственный локальный рынок, имеющий монопольный характер. Образовательные организации предлагают разные наборы услуг, которые имеют реальные различия. Бессмысленно говорить о конкуренции «на рынке продукции» между образовательными организациями, поскольку они производят разных специалистов [2].

4. На локальном рынке образовательных услуг взаимодействуют субъекты как со стороны спроса, так и со стороны предложения. В то же время преобладание на определенной территории одного субъекта рынка — производителя, возмещающего затраты из государственного бюджета, приводит к модификации локальных рыночных структур и к их монополизации.

Ряд авторов, исследующих проблемы современного образования, считают, что с развитием дистанционных форм обучения рынок образовательных услуг постепенно теряет монопольный характер [1, с. 88].

Прежде всего заметим, что необходимо различать такие понятия, как «образовательные услуги» и «услуги средств передачи знаний». Образовательные услуги создаются «живым трудом» преподавателей. В процессе образовательной деятельности наряду с образовательными услугами используются различные средства передачи знаний в форме учебников, учебных пособий, программ, дистанционных методов и т.п., которые находятся на электронных и бумажных носителях. Они вносят свой вклад в процесс образовательного производства не в форме вещи, а как услуги, которые они предоставляют. «По мере развития ИК-технологий, особенно в режиме дистанционного образования, «живой труд» преподавателя все в большей мере заменяется «овеществленным трудом», воплощенным в учебно-методических комплексах» [3, с. 50]. При этом образовательные услуги не теряют своих свойств, хотя существенно изменяется содержание образовательно-

го процесса. К тому же образовательные услуги и дистанционные технологии реализуются на двух разных типах рынков — на рынке образовательных услуг и на рынке услуг средств передачи знаний. В условиях, когда последний расширяется, рынок образовательных услуг не утрачивает своего монопольного характера.

Несовершенная (ассиметричная) информация. Процесс принятия решения потребителем о качестве и объеме покупки образовательных услуг тесно связан с информационными характеристиками. Заинтересовавшийся образовательной услугой потребитель занимается активным поиском информации. Однако рыночные сделки нередко совершаются в условиях, когда одна из сторон располагает важной информацией, а другая — нет. Эта ситуация характеризуется как информационная асимметрия. Она имеет место в значительной степени на рынках доверительных благ, достоверные сведения о которых становятся доступными обычно лишь спустя значительное время после их потребления. Образовательная услуга представляет собой типичное доверительное благо с отсроченным периодом проверки на доверие, который не вполне определен.

Внешние эффекты. Образовательные услуги имеют или могут иметь положительный внешний эффект, что и заставляет государство принимать участие в финансировании образовательной сферы, брать на себя оплату полностью или частично их предоставления населению, законодательно регламентировать субъектов рынка образовательных услуг и осуществлять их контроль.

Общественные блага. Образовательные услуги относятся к числу частных благ, а не общественных, так как их потребление может сопровождаться конкурентностью и исключаемостью из этого процесса отдельных субъектов. Поэтому источник несовершенства рынка — «общественные блага» на рынке образовательных услуг — отсутствует.

Можно ли исправить несостоятельность рынка? Многие исследователи считают, что в общем случае несостоятельность рынка

трудно исправить без вмешательства в рыночный механизм.

Государственное воздействие на рыночные процессы для поддержания деятельности образовательных организаций и повышения благосостояния субъектов предполагает осуществление ряда мер и действий. К числу наиболее значимых можно отнести следующие:

- формирование государственного заказа на подготовку специалистов высокой квалификации с учетом перспективных потребностей формирующейся информационной экономики;

- создание системы непрерывного образования. Обучение в течение всей жизни позволяет сохранять конкурентоспособность при изменениях в сфере деятельности, а также повышать мобильность в смене рода занятий;

- разработку долгосрочных прогнозов изменения потребностей в образовательных услугах как основы для формирования стратегических программ социально-экономического развития;

- широкое применение маркетинговых инструментов с целью стимулирования спроса на образовательные услуги;

- создание национальных образовательных порталов с предоставлением полной информации о деятельности и ресурсах образовательных организаций;

- совершенствование существующей системы финансирования с целью более гибкого сочетания источников ресурсного обеспечения образования;

- расширение активности государства в обеспечении эффективного взаимодействия субъектов спроса и предложения образовательного рынка.

В целом проведенный анализ современного рынка образовательных услуг позволяет более обоснованно определять инструменты и степень вмешательства государства в рыночный механизм образовательной сферы, что будет способствовать более успешному решению проблем модернизации и развития рыночных отношений в образовательном секторе.

Список использованной литературы

1. Баженова В. С. Непрерывное образование в условиях трансформации экономической системы. М., 2000.

2. Гребнев Л.С. Рынок, услуги и образование: между экономикой и правом // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 40-49.

3. Гребнев Л.С. Образование: рынок «медвежьих» услуг // Мир России. 2005. № 2. С. 41—96.

4. Ильинский И. Об экономической природе современного отечественного образования // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 39—52.

5. Колесов В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 3—8.

6. Образование в Российской Федерации: 2007: стат. ежегодник. М., 2007.

7. Попов Е. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. 1992. № 2. С. 43—49.

8. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. М., 2010.

9. Рубин Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 50—64.

Referenses

1. Bazhenova V.S. Nepreryvnoe obrazovanie v usloviyakh transformatsii ekonomicheskoi sistemy. M., 2000.

2. Grebnev L.S. Rynok, uslugi i obrazovanie: mezhdu ekonomikoi i pravom // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 5. S. 40-49.

3. Grebnev L. S. Obrazovanie: rynok «medvezh'ikh» uslug // Mir Rossii. 2005. № 2. S. 41-96.

4. Il'inskii I. Ob ekonomicheskoi prirode sovremennogo otechestvennogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

v Rossii. 2004. № 9. S. 39-52.

5. Kolesov V. Rynok obrazovatel'nykh uslug i tsennosti obrazovaniya (Mezhdu VTO i Bolonskim protsessom) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 2. S. 3-8.

6. Obrazovanie v Rossiiskoi Federatsii: 2007: stat. ezhegodnik. M., 2007.

7. Popov E. Uslugi obrazovaniya i rynok // Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal. 1992. № 2. S. 43-49.

8. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2010: stat. sb. M., 2010.

9. Rubin Yu.B. Rynok obrazovatel'nykh uslug: ot kachestva k konkurentosposobnym biznes-modelyam // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 5. S. 50-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.