Научная статья на тему 'Государственное регулирование реформированием сферы услуг: региональные аспекты роста тарифов и задолженности населения за ЖКУ'

Государственное регулирование реформированием сферы услуг: региональные аспекты роста тарифов и задолженности населения за ЖКУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРОБЛЕМЫ / РОСТ ТАРИФОВ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СФЕРА УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валиев Шамиль Зуфарович, Седаков Дмитрий Александрович, Зайнашева Зарима Гафаровна

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Российской Федерации, несмотря на проводимые уже десятки лет преобразования, все еще остается одним из малоэффективных секторов экономики страны и нуждается в дальнейшем реформировании.Рост платежей за коммунальные услуги явление сколь нежелательное для населения, столь и неотвратимое. При повышении цен на энергоносители и материалы невозможно остановить рост цен на жилищно-коммунальные услуги. И сколько бы ни возмущались жители, факт остается фактом: для того, чтобы у жилищно-коммунальных предприятий была возможность оказывать услуги, им необходимы средства на эти цели.Платежи населения и являются источником этих средств. К сожалению, происходит это далеко не со всеми и не всегда. Есть люди, которые по тем или иным причинам задерживают платежи или вовсе не исполняют их. Тогда на первый план выходит такая задача, как взыскание задолженности по ЖКХ.Актуальность данной статьи обусловлена негативной тенденцией постоянного роста неплатежей населения за жилищно-коммунальные услуги.В статье авторами проанализирован процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства в России, выявлены проблемы реформирования отрасли. В качестве одной из основных проблем, ставших критическими, выделяется высокая задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. Авторами рассматриваются категории неплательщиков и причины неплатежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENTAL REGULATION BY REFORMING THE SPHERE OF SERVICES: REGIONAL ASPECTS OF GROWTH OF TARIFFS AND POPULATION ARREARS FOR HOUSING AND UTILITY SERVICES

The housing and communal services of the Russian Federation, despite the transformations that have already been carried out for decades, are still one of the most inefficient sectors of the country’s economy and need to be further reformed.The growth of payments for utilities is a phenomenon that is undesirable for the population, and so41Economy and management in branches and fields of activityunavoidable. With the increase in prices for energy carriers and materials it is impossible to stop the rise in prices for housing and communal services. And no matter how outraged the residents are, the fact remains: in order for housing and communal enterprises to have the opportunity to provide services, they need funds for these purposes.Payments of the population and are the source of these funds. Unfortunately, this is far from all and not always. There are people who, for one reason or another, delay payments or do not execute them at all. Then to the forefront is such a task as the recovery of debt for housing and communal services.The relevance of this article is due to the negative trend of the constant growth of non-payment of the population for housing and communal services.In the article, the authors analyzed the process of reforming housing and communal services in Russia, identified problems of reforming the industry. One of the main problems that has become critical is highlighted the high debt of the population to pay for housing and communal services. The authors consider the categories of defaulters and the causes of non-payment.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование реформированием сферы услуг: региональные аспекты роста тарифов и задолженности населения за ЖКУ»

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Валиев Ш.З.

Valiev S.Z.

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Седаков Д.А. Sedakov D.A.

ассистент кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Зайнашева З.Г. Zainasheva

доктор экономических наук, профессор кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 332.8

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЕМ СФЕРЫ УСЛУГ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РОСТА ТАРИФОВ И ЗАДОЛЖЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА ЖКУ

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Российской Федерации, несмотря на проводимые уже десятки лет преобразования, все еще остается одним из малоэффективных секторов экономики страны и нуждается в дальнейшем реформировании.

Рост платежей за коммунальные услуги - явление сколь нежелательное для населения, столь и неотвратимое. При повышении цен на энергоносители и материалы невозможно остановить рост цен на жилищно-коммунальные услуги. И сколько бы ни возмущались жители, факт остается фактом: для того, чтобы у жилищно-коммунальных предприятий была возможность оказывать услуги, им необходимы средства на эти цели.

Платежи населения и являются источником этих средств. К сожалению, происходит это далеко не со всеми и не всегда. Есть люди, которые по тем или иным причинам задерживают платежи или вовсе не исполняют их. Тогда на первый план выходит такая задача, как взыскание задолженности по ЖКХ.

Актуальность данной статьи обусловлена негативной тенденцией постоянного роста неплатежей населения за жилищно-коммунальные услуги.

В статье авторами проанализирован процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства в России, выявлены проблемы реформирования отрасли. В качестве одной из основных проблем, ставших критическими, выделяется высокая задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. Авторами рассматриваются категории неплательщиков и причины неплатежей.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, проблемы, рост тарифов, задолженность населения, сфера услуг.

GOVERNMENTAL REGULATION BY REFORMING THE SPHERE OF SERVICES: REGIONAL ASPECTS OF GROWTH OF TARIFFS AND POPULATION ARREARS FOR HOUSING AND UTILITY SERVICES

The housing and communal services of the Russian Federation, despite the transformations that have already been carried out for decades, are still one of the most inefficient sectors of the country's economy and need to be further reformed.

The growth of payments for utilities is a phenomenon that is undesirable for the population, and so

- 41

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 3 (25), 2018

unavoidable. With the increase in prices for energy carriers and materials it is impossible to stop the rise in prices for housing and communal services. And no matter how outraged the residents are, the fact remains: in order for housing and communal enterprises to have the opportunity to provide services, they need funds for these purposes.

Payments of the population and are the source of these funds. Unfortunately, this is far from all and not always. There are people who, for one reason or another, delay payments or do not execute them at all. Then to the forefront is such a task as the recovery of debt for housing and communal services.

The relevance of this article is due to the negative trend of the constant growth of non-payment of the population for housing and communal services.

In the article, the authors analyzed the process of reforming housing and communal services in Russia, identified problems of reforming the industry. One of the main problems that has become critical is highlighted - the high debt of the population to pay for housing and communal services. The authors consider the categories of defaulters and the causes of non-payment.

Keywords: housing and communal services, housing and communal services, problems, services, growth of tariffs, debt of the population.

Сфера ЖКХ в нашей стране находится в стадии перманентного реформирования. И иногда складывается впечатление, что реформы проводятся не только ради улучшений, но и ради самих реформ.

Начиная с 1 мая 2015 г. деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая в соответствии с договором управления, ведется на основании лицензии. Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах является лицензионным требованием (п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110).

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Часть 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ является специальной правовой нормой и применяется только в отношении лицензиатов. Она имеет приоритет над общей нормой, установленной в ст. 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в МКД). Такой вывод отражен в постановлениях Пермского краевого суда от 02.06.2016 по делу № 44а-621/2016, от 06.06.2016 по делу № 44а-684/2016.

Тем не менее в других спорах управляющие организации привлекаются к ответственности именно на основании ст. 7.22 КоАП РФ (решение Хабаровского краевого суда от 07.04.2016 по делу № 21-279/2016, постановление Волго-

градского областного суда от 05.04.2016 по делу № 7а-322/2016, 4А-322/2016). При этом суд указывает, что оснований для переквалификации дела по ст. 14.1.3 КоАП РФ не имеется.

К чему это привело? В руках чиновников появился механизм, позволяющий в считанные месяцы уничтожить неугодную компанию. Ведь теперь от жилинспектора зависит, составлять протокол по ст. 7.22 КоАП РФ, предусматривающей куда более мягкие санкции, либо по ст. 14.1.3 КоАП РФ, за нарушение которой компания, помимо уплаты абсолютно неадекватных штрафов, рискует лишиться лицензии.

Формула, которую установил законодатель для определения лицензионных требований, обернулась катастрофой в первую очередь для управляющих организаций, которые обслуживают относительно изношенный жилищный фонд. Ведь нарушения можно найти практически всегда: выщербленная плитка на полу, наледь на крыше и многое другое. Постановление Госстроя России от 27.09.2003 № 170 позволяет привлекать к ответственности круглый год -семь дней в неделю и 24 часа в сутки, поскольку по многим аспектам оперирует оценочными понятиями, например, «по мере необходимости» (п. 3.5.6, 3.6.11, 3.6.14 и иные положения). Но эта необходимость, как показала практика, зависит от финансового плана конкретного инспектора или иного проверяющего органа, заданного «сверху».

Поэтому в любой момент инспектор может принять решение привлечь компанию к ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ, а в связи с неустойчивой практикой судов перспективы спора весьма туманны.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Инициаторы законопроектов зачастую считают рост административных штрафов эффективной мотивацией. Иначе зачем маленькое ТСЖ штрафуют на 40 тысяч рублей за выщербленную плитку в подъезде, если иных денег, помимо поступлений от жильцов, у организации нет?

Штрафы для управляющих компаний в сотни тысяч рублей за небольшие, в сущности, нарушения (в виде неполного размещения сведений в технически недоработанных информационных системах) уже стали обыденностью. Да и обжаловать их непросто: для государственных органов и учреждений судебная практика установила пониженный доказательственный барьер. Суды все реже принимают решения в пользу негосударственных структур, все реже применяют ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения. И судей понять можно: при такой загруженности судов куда проще отделаться формальным «заявитель не представил доказательств малозначительности совершенного правонарушения», чем постараться мотивировать обратное. Сказывается и качество юридического образования и подготовки помощников, и секретарей в суде.

Впрочем, законодатель сделал шаг навстречу стонущим под гнетом непомерных штрафов частникам. С 4 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 316 ФЗ, который дополнил ст. 4.1.1 КоАП РФ «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением». Предусмотрена возможность такой замены в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение.

В соответствии с письмом Минфина России от 22.12.2016 № 03-01-15/76986, условием применения правила ст. 4.1.1 КоАП РФ является в тот числе наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого или среднего предпринимательства, и правонарушение совершено им впервые. Статус субъекта малого или среднего предпринимательства подтверждается данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в случае отказа от применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в материалах дела должны иметься доказательства того, что соответствующее лицо ранее привлекалось к адми-

нистративной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

Правда, на практике все происходит несколько иначе. Суды отказываются применять указанное положение, ссылаясь либо на имеющуюся, по их мнению, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имущественного ущерба, либо на пренебрежительное отношение к выполнению публичных функций (решение Московского городского суда от 24.10.2016 № 7-13146/2016, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016 № 02АП-8349/2016 по делу № А17-2706/2016).

Поэтому новая ст. 4.1.1 КоАП РФ, по всей видимости, рискует превратиться в еще один эфемерный механизм смягчения административного бремени, по аналогии со ст. 2.9 КоАП РФ.

Огромное количество подзаконных нормативных правовых актов, посвященных правилам расчетов за коммунальные ресурсы, порождает определенную фрагментарность в восприятии нормативных положений как участниками гражданско-правовых отношений по поставке ресурсов, так и контролирующими органами.

С принятием постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 по всей стране стали возникать проблемы, связанные с существенным ростом сумм в квитанциях по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды. Да, логика была проста и понятна: разница между показаниями общедомового прибора учета, индивидуальных приборов учета и начислений по нормативам признавалась расходами на общедомовые нужды. И неважно, что в квартире без установленного прибора учета могло проживать несколько десятков гастарбайтеров. Эффективных механизмов установления количества проживающих все равно не было и нет.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 существенным образом изменило порядок оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды. Согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных указанным постановлением, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД.

- 43

Да, приведенный пункт содержит оговорку о возможности изменения такого порядка начисления, если общее собрание собственников помещений в МКД, проведенное в установленном порядке, примет решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Однако принятие такого решения фактически означало бы, что граждане сами подписываются под увеличенными счетами за ЖКУ По сути, это просто мертвая либо потенциально провокационная норма права.

В конце мая 2016 г Минстрой России предложил в целях повышения платежной дисциплины исключить управляющие организации из числа посредников в цепочке оплаты коммунальных услуг. Однако инициативу не поддержали, поскольку это влечет существенный рост расходов на администрирование платежей у ресурсоснабжающих компаний. Куда проще взыскать задолженность с управляющей организации, которая сама вынуждена бороться с неплательщиками, в том числе злостными, которые есть практически в каждом доме. В совокупности с загруженностью службы судебных приставов управляющие организации все равно вынуждены покрывать расходы из статьи «содержание и ремонт».

Правда, на совещаниях представители прокуратуры высказывали мнение, согласно которому ТСЖ не вправе гасить долги по коммунальным платежам из статьи «содержание и ремонт». На вопрос о том, каким же образом в таком случае должна погашаться задолженность по коммунальным платежам, если других денег нет, представители прокуратуры ответа не дали.

Технические особенности инженерных систем старых многоквартирных домов таковы, что для приостановления, например, коммунальной услуги по горячему водоснабжению необходимо обеспечить доступ в жилое помещение.

Постановление Правительства РФ от 44 -

26.12.2016 № 1498 несколько упростило порядок приостановления коммунальных услуг. В частности, законодатель избавил исполнителей от обязательного повторного уведомления о приостановлении (за трое суток).

Тем не менее в жилых помещениях, в которых зарегистрированы несовершеннолетние, приостановить коммунальные услуги не получится. Суды не дают доступа в такие помещения для приостановления коммунальных услуг. В соответствии со ст. 21 ГК РФ лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, не обладают гражданской дееспособностью в полном объеме и не могут нести обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг самостоятельно, в связи с чем приостановление коммунальных услуг будет нарушать их права (решение Коптевского районного суда г. Москвы от 22.06.2015 по делу № 2-2094/2015).

В результате появляются должники, с которыми попросту ничего нельзя сделать: коммунальные услуги приостановить нельзя, поскольку в квартире формально зарегистрированы дети, а взять с таких потребителей нечего. Ни уголовной ответственности в виде обязательных работ, ни каких-либо иных механизмов воздействия для таких должников не предусмотрено.

Отдельно хотелось бы уделить внимание ситуации с борьбой с долгами и должниками. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» получило достаточно широкую огласку в СМИ. Указанный судебный акт позиционируется как предоставляющий управляющим организациям право «без суда и следствия» списывать денежные средства граждан с их банковских карт в счет имеющейся либо предполагаемой задолженности за ЖКУ. Действительно ли указанный судебный акт привнес что-то новое в правоприменение или лишь разъяснил уже достаточно давно существующий порядок?

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 посвящено вопросам приказного производства.

В соответствии со ст. 121 ГПК РФ под судебным приказом понимается судебное постановление, выносимое судьей единолично на

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

основании заявления взыскателя в предусмотренных законом случаях. Федеральным законом от 02.03.2016 № 45 ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 45 ФЗ) к числу таких случаев отнесено взыскание задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Закон № 45 ФЗ вступил в силу с 1 июня 2016 г.

В сущности, касательно взыскания задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг закон № 45-ФЗ привнес единственное новшество - необходимость пройти процедуру приказного производства в любом случае. То есть теперь у судов появилось еще одно основание для возврата искового заявления - если заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства (п. 1.1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ). Суды активно этим пользуются (см. апелляционные определения Московского городского суда от 02.12.2016 по делу № 33-48941/2016, Волгоградского областного суда от 15.12.2016 по делу № 3317081/2016 и другие судебные акты).

Ранее судебные приказы о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг также выдавались, несмотря на то, что прямо это не было предусмотрено законом.

Таким образом, в практике для должников ничего не изменилось. Основные изменения в порядке взыскания задолженности появились как раз для организаций, занимающихся обслуживанием жилищного фонда: обязательность приказного производства исключила возможность выходить с иском к некоторым принципиальным неплательщикам, которые, однако, достаточно грамотны для того, чтобы тянуть время, отменяя судебные приказы.

Логика проста: судебный приказ отменяется даже по истечении нескольких месяцев с момента его принятия, если должник узнает о нем от службы судебных приставов. Такова практика, и ее приходится принять как данность. После этого управляющая организация должна обратиться с исковым заявлением. Должник может вновь не явиться на рассмотрение дела, в связи с чем суд вынесет заочное решение. После этого должник может отменить такое решение и инициировать рассмотрение дела заново. Рассмотрение также можно затянуть на полгода, а

то и больше. Вот и получается, что управляющая организация вынуждена будет бегать за од-ним-единственным должником в течение года, и то только для того, чтобы получить исполнительный лист, удержаний по которому может и не быть.

Правовое нововведение в виде обязательности судебного приказа перед подачей искового заявления отнюдь не облегчило работу управляющих организаций. Куда удобнее была сложившаяся ранее практика, по которой можно было обращаться в суд как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и с исковым заявлением, и в обоих случаях суды принимали дела к рассмотрению.

Российское законодательство говорит о том, что любой хозяин квартиры в многоэтажном доме, который находится в ведении управляющей компании, ТСЖ или иного органа ЖКХ, обязан исправно оплачивать коммунальные услуги, которые ему предоставляются. Однако практика показывает, что далеко не все жильцы рассчитываются по квитанциям своевременно, а некоторые предпочитают не оплачивать коммуналку вовсе (несмотря на это, услугами ЖКХ они активно пользуются). Именно поэтому работу с должниками ЖКХ приходится вести постоянно.

Задолженности за услуги ЖКХ подразделяются на несколько категорий по срокам выполнения обязательств:

1. Текущая.

Текущая задолженность — это долг, образовавшийся в течение одного установленного срока. Такая задолженность может возникнуть, даже если срок ее погашения еще не подошел к концу. В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса РФ, оплачивать жилье и коммуналку необходимо до десятого числа каждого месяца, если иные условия не прописаны в ваших договорах с управляющими или ресурсоснабжаю-щими организациями. То есть ЖК РФ позволяет органам ЖКХ самостоятельно устанавливать сроки уплаты коммунальных взносов в каждом отдельном доме. Таким образом, в системе жилищно-коммунального хозяйства текущий долг образуется в период с первого по десятое число каждого месяца, следующего за оплачиваемым (если в договоре не прописаны иные условия). По отношению к такому долгу никакие способы работы с должниками ЖКХ, меры взыскания и штрафные санкции не применяются. Ведь по- 45

требитель пока не успел нарушить права кредитора. Тем не менее, некоторые меры стимулирования своевременной оплаты все же могут применяться. Они направлены на то, чтобы предупредить образование просроченных долгов.

2. Просроченная.

Просроченная задолженность — это долг, срок оплаты которого уже прошел. Если говорить о действующем порядке оплаты ЖКУ, то такая задолженность появляется 11 числа каждого месяца (если иные условия не прописаны в договоре). При возникновении такого рода задолженности возможно применение мер взыскания и штрафных санкций, ведь потребитель уже совершил правонарушение, просрочив оплату коммуналки. Чтобы разработать оптимальный комплекс мер по снижению просроченной задолженности, следует узнать, на какие виды подразделяется долг исходя из возможного срока его погашения.

Долг, который накопился в течение двух-трех месяцев. Работа с должниками ЖКХ, накопившими задолженность в течение двух месяцев, практически не выполняется, поскольку ее экономическая эффективность весьма невелика. Ведь специалист по взысканию задолженности потратит много рабочего времени на нарушителя, а сумма оплаченного им долга будет совсем небольшой. Такая задолженность может возникать как из-за недисциплинированности плательщиков, так и из-за того, что они получают зарплату после десятого числа каждого месяца.

Долг, накопленный за период до года (долгосрочный). Такой тип задолженности бывает

вызван более глубинными причинами - например, осознанным уклонением нарушителя от оплаты ЖКУ Долг, который можно погасить в течение 1-3 лет или невозможно погасить вовсе. Чаще всего задолженность такого рода возникает ввиду сочетания следующих причин:

- низкий уровень дохода плательщика;

- хронические заболевания, мешающие внесению платежей за жилищно-коммунальные услуги (в том числе алкоголизм и наркомания);

- ситуации, в которых погашение задолженности невозможно из-за юридических или практических препятствий.

Проще говоря, к накоплению задолженности приводит совокупность нежелания плательщика вносить жилищно-коммунальные платежи и невозможности работы с должниками ЖКХ и взыскания долгов со стороны органов ЖКХ.

Жилищно-коммунальные тарифы за два первых месяца 2015 года выросли на 1 %, при этом в 2014 году за тот же период они увеличились только на 0,3 %, а в целом за 2014 год -на 9,4 %. Это следует из данных Росстата [2]. 1 июля 2015 года произошло очередное увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 8,3 %. В 2016 году рост тарифов в среднем по России составил 4,1 %. С 1 июля 2017 года тарифы должны проиндексировать на 4 %. Как видно на рисунке 1, цена на жилищно-коммунальные услуги с 2007 по 2017 годы выросла больше чем в 2 раза (для расчётов роста тарифов жилищно-коммунальных услуг исходное значение - 10).

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 1. Рост цен на коммунальные услуги 2007 - 2017 г. (%)

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

По данным Минстроя РФ за 2014 год, выплаты населения за ЖКУ составляют 93,6 % (1,8 трлн рублей), задолженность - 6,4 % (123,07 млрд рублей), из них безнадежная задолженность - 2 % (38,46 млрд рублей). По состоянию на 2016 год долги граждан составляли 250 млрд рублей, в марте 2017 года - 275

млрд рублей, а в конце 2018 года - 650 млрд рублей.

Заметим, что доля платежей за ЖКУ в РФ является одной из самых высоких в мире и составляет более 10 % от общих расходов населения (рис. 2).

0 5 10 15 Пекущее содержание и ремонт жилого помещения

1 Водоснабжение и другие коммунальные услуги Электроэнергия, газ и другие виды топлива

Рисунок 2. Расходы на ЖКУ в странах ОЭСР. (Организация экономического сотрудничества и развития)

По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, на 4 % - до 6 миллиардов рублей - выросли долги населения за коммунальные услуги. На эти деньги можно было бы провести значительный ремонт муниципальных домов и благоустроить прилегающие территории.

Социологические опросы показывают, что для 44 % граждан цены на услуги ЖКХ являются самой болезненной темой.

В отчете американской компании Nielsen, опубликованном в середине мая 2015 года, приведена статистика, которая свидетельствует о том, что каждый пятый гражданин России, в связи со стремительным ростом цен и

неблагоприятной ситуацией на рынке труда, столкнулся с нехваткой свободных денег. Дохода им хватает лишь для оплаты коммунальных услуг и еды. Этим в некоторой степени объясняется рост задолженности в данном секторе. Неплатежи за жилищно-коммунальные услуги - одна из самых острых проблем жилищно-коммунального хозяйства РФ. Несвоевременная оплата услуг ЖКХ наносит ущерб жилищно-коммунальному хозяйству в целом, а также конкретному дому и подъезду в частности. Средства, которые недополучает управляющая организация от неплательщиков услуг ЖКХ, могли бы быть направлены на более качественное содержание и обслуживание

- 47

дома. Кроме того, из-за должников за ЖКУ управляющая организация не может оказывать дополнительные услуги по обустройству дома или придомовой территории. Несправедливо и то, что из-за должников, в конечном итоге, страдают жители, которые исправно вносят все платежи. Особенно это ярко выражено в многоквартирных домах (МКД).

Причины, которые приводят к тому, что потребители прекращают оплату жилищно-коммунальных услуг, можно подразделить на две категории: объективные и субъективные.

Субъективные причины неуплаты - причины, обусловленные низкими доходами плательщика. Речь идет о потребителях, которые получают низкую или среднюю зарплату. Возможно, они и хотели бы своевременно оплачивать ЖКУ, но не имеют такой возможности из-за отсутствия финансов. Так, жилец может получать доход, не позволяющий ему ни претендовать на льготы и субсидии, ни оплачивать ЖКУ в полном объеме. Также к этой категории относятся причины, связанные с датой получения дохода - большинство жителей получают основной доход в виде зарплаты, сроки выдачи которой значительно разнятся.

Причины, обусловленные высокими расходами плательщика. Речь идет, в первую очередь, о сезонных расходах на новогодние праздники, свадьбы, дни рождения и пр., сбор детей в детсады и школы, а также об иных крупных расходах - к примеру, на покупку автомобиля, бытовой техники, крупногабаритной мебели и пр.

Причины, обусловленные морально-психологическим состоянием потребителя. Такие неплательщики делятся на умышленных, которые не платят за ЖКУ намеренно, например, из-за того, что не согласны с реформами жилищно-коммунального хозяйства, и неумышленных, которые элементарно забывают внести платеж по квитанции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причины, обусловленные физическим состоянием потребителя. Речь идет о гражданах, страдающих от различных заболеваний. Они попросту не могут оплатить жилищно-коммунальные услуги без посторонней помощи, отсюда и происходит накопление задолженности. При этом они гасят ее, как только все

мешающие обстоятельства удается устранить.

Причины, обусловленные местом пребывания плательщика (например, в другом городе), его временным отсутствием. Такие обстоятельства приводят к возникновению разрыва между начисленными и оплаченными счетами и осложняют работу с должниками ЖКХ.

Объективные причины - причины, обусловленные низким качеством ЖКУ, не выстроенной системой контроля над ним. Плательщики зачастую отказываются оплачивать некачественные услуги, к тому же если тарифы на них регулярно повышаются.

Причины, обусловленные организационными проблемами с начислением платы за ЖКУ. К примеру, потребитель может быть не согласен с суммой к оплате. Пока он не выяснит, чем обусловлены суммы в квитанциях, он не станет их оплачивать.

Причины, обусловленные неверной организацией системы сбора платежей за ЖКУ. Речь идет о неудобно расположенных кассах оплаты, не вовремя разосланных квитанциях, не дошедших до потребителя счетах и т.д. Все эти препятствия отдаляют момент оплаты ЖКУ на неопределенно долгий срок.

Причины, связанные с правом некоторых категорий граждан на льготы и субсидии. Иногда процедура реализации права на компенсацию бывает очень сложной, долгой и запутанной. В свою очередь, это откладывает момент, когда получатель субсидии сможет оплатить ЖКУ. Кроме того, этот факт снижает общее число получателей жилищных субсидий - люди бывают не готовы тратить время на оформление документов, раскрывать сведения о своих доходах и социальном статусе малообеспеченного.

Причины, обусловленные завышенными тарифами на жилищно-коммунальные услуги: причины, обусловленные ростом цен и тарифов на ЖКУ, - регулярное повышение объема платежей для каждого плательщика снижает их общий объем - население не успевает перепланировать семейные бюджеты, и граждане начинают переходить в категорию неплатежеспособных.

Причины, обусловленные существующей политикой тарифообразования, которая явля-

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

ется излишне строгой и негибкой. Согласно российскому законодательству, органы ценового регулирования должны устанавливать фиксированные цены и тарифы на ЖКУ, единые для региона в целом, с крошечным процентом рентабельности. Вследствие такого регулирования поставщики не могут снижать цены на услуги, а потребители из разных районов получают услуги разного качества по единым ценам.

Причины, обусловленные недостаточно продуманными механизмами привлечения к ответственности за неуплату жилищно-коммунальных платежей или за их несвоевременную уплату. К примеру, граждане могут не спешить оплачивать ЖКУ, если знают, что за просрочки не предусмотрено штрафов и пеней, а в случае предъявления к ним исковых требований в судебном порядке, они смогут оплатить всю задолженность без дополнительных штрафов в досудебном порядке.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 14.02.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

2. Центральная база статистических данных Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения 14.11.2018).

3. Плата за общедомовые нужды: новая структура и порядок внесения [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.press-release.ru/branches/realestate/77b25081015a3/?pri nt=yes (дата обращения 12.11.2018).

Причины, обусловленные недостаточным информированием населения. Речь идет о некачественном информационном обеспечении, недостаточном количестве информации и ограничениях доступа к ней. Упрощенный порядок взыскания задолженности за коммунальные услуги в арбитражных судах.

Это далеко не все проблемы сферы ЖКХ. Приходится с сожалением констатировать, что различные политические и экономические силы тянут отечественное ЖКХ в разные стороны. С закономерным результатом.

На основе проведенного анализа выявлены причины неплатежей, связанные с объективными и субъективными причинами. При этом при большом количестве постановлений задолженность населения за услуги ЖКХ увеличивается, более того, это стало уже привычной тенденцией, что свидетельствует о недостаточно эффективных механизмах борьбы с задолженностями по оплате ЖКУ.

References

1. Government Decree of 06.05.2011 №2 354 (ed. 02/14/2015) «On the provision of utility services to owners and users of premises in apartment buildings and residential buildings» (together with the «Rules for the provisionofutilityservicestoowners and users of premises in apartment buildings and residential buildings»).

2. Central statistical database of Rosstat [Electronic resource]. - Access mode: http://cbsd. gks.ru/ (appeal date 14.11.2018).

3. Payment for general house needs: new structure and order of introduction [Electronic resource] / - Access mode: http://www.press-release.ru/branches/realestate/77b25081015a3/?pri nt=yes (appeal date 12.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.