Научная статья на тему 'Государственное регулирование речного транспорта РФ'

Государственное регулирование речного транспорта РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА РФ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОДЕКС РФ / МЕЖВИДОВАЯ И ВНУТРИВИДОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ВНУТРИ ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РФ / STATE REGULATION OF THE RUSSIAN RIVER TRANSPORT / TRANSPORTATION CODE / INTERSPECIFIC AND INTRASPECIFIC COMPETITION WITHIN THE INTEGRATED TRANSPORT NETWORK OF THE RF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поваров Г.В., Селезнёва А.В.

В современных условиях на транспорте недопустима межвидовая конкуренция отдельных подотраслей единой транспортной сети страны, возможна лишь внутривидовая конкуренция между отдельными производственными образованиями. С целью повышения эффективности регулирования деятельности транспортного комплекса возникла острая необходимость разработки вместо кодексов отдельных видов транспорта единого «Транспортного кодекса РФ». Для восстановления роли речного транспорта как подотрасли транспортного комплекса необходимо выявить и закрепить за ним постоянные грузопотоки насыпных и навалочных грузов, которые ранее перевозились по внутренним водным путям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT REGULATION OF THE RUSSIAN RIVER TRANSPORT

In modern conditions of transport is not allowed interspecific competition of individual sub-unified transport network of the country, is only possible intraspecific competition between individual production entities. In order to improve the effectiveness of the regulation of the transport complex there is an urgent need for the development of codes instead of individual modes of a single “Transport Code of the Russian Federation.” To restore the role of the river as a transport sub-sector of the transport complex is necessary to identify and assign them permanent cargo flows of bulk goods, which were previously transported by inland waterways.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование речного транспорта РФ»

УДК 658

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА РФ

Поваров Г.В., д.э.н., профессор, заслуженный работник речного транспорта, академик Академии транспорта РФ, e-mail:

Povarov1932@mail.ru

Селезнёва А.В., к.э.н., доцент, кафедра Экономики водного транспорта, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»,

e-mail: allaselezneva@mail.ru

В современных условиях, на транспорте недопустима межвидовая конкуренция отдельных подотраслей единой транспортной сети страны, возможна лишь внутривидовая конкуренция между отдельными производственными образованиями.

С целью повышения эффективности регулирования деятельности транспортного комплекса возникла острая необходимость разработки вместо кодексов отдельных видов транспорта единого «Транспортного кодекса РФ».

Для восстановления роли речного транспорта как подотрасли транспортного комплекса необходимо выявить и закрепить за ним постоянные грузопотоки насыпных и навалочных грузов, которые ранее перевозились по внутренним водным путям.

Ключевые слова: государственное регулирование речного транспорта РФ, Транспортный кодекс РФ, межвидовая и внутривидовая конкуренция внутри единой транспортной сети РФ.

GOVERNMENT REGULATION OF THE RUSSIAN RIVER TRANSPORT

Povarov G., Doctor of Economics, professor, honored worker of river transport, academician of the Academy of Transport of the Russian

Federation, e-mail: Povarov1932@mail.ru, Selezneva A., Ph.D., assistant professor, Economics of Water Transport chair, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime

and Inland Shipping», e-mail: Povarov1932@mail.ru,

In modern conditions of transport is not allowed interspecific competition of individual sub-unified transport network of the country, is only possible intraspecific competition between individual production entities.

In order to improve the effectiveness of the regulation of the transport complex there is an urgent need for the development of codes instead of individual modes of a single "Transport Code of the Russian Federation."

To restore the role of the river as a transport sub-sector of the transport complex is necessary to identify and assign them permanent cargo flows of bulk goods, which were previously transported by inland waterways.

Keywords: state regulation of the Russian river transport, Transportation Code, interspecific and intraspecific competition within the integrated transport network of the Russian Federation.

Транспортная система РФ включает автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта, а также промышленный и городской общественный транспорт. Транспорт является базовой отраслью материального производства, ежегодно обеспечивает около 6% ВВП. На транспорте занято свыше 3 млн. человек, что составляет почти 5% работающего населения России. Транспорт завершает процесс производства, превращая изготовленную продукцию в готовую, доставляя её потребителю и создавая дополнительную стоимость.

На протяжении тысячелетий внутренние водные пути играли важную роль в создании и укреплении Российского государства. Обширная территория, разветвленная сеть речных путей сообщения, удобные выходы в морские бассейны и отсутствие наземных видов транспорта способствовали развитию водных перевозок. Особенно это относится к Европейской части страны, где многоводные реки протекают с небольшими скоростями течения в меридиональном направлении.

В любой стране транспорт повышает возможности товарообмена, создает условия для роста объемов производства, снижения цен и повышения качества товаров. Поэтому совершенно обоснованное отношение к транспорту как к самостоятельной отрасли материального производства в послевоенное время способствовало созданию мощной материально-технической базы транспорта. Однако в настоящее время транспортный комплекс безосновательно стали относить к отраслям инфраструктуры, что привело к финансированию его содержания и развития по остаточному принципу.

В настоящее время в состав инфраструктуры речного транспорта входят внутренние водные пути со знаками навигационного ограждения (и входящая в их состав Единая глубоководная сеть), расположенные на них судопропускные и портовые гидротехнические сооружения, грузовые и пассажирские причалы. Внутренние водные пути обеспечивают транспортные связи субъектов РФ и внешнеэкономические связи России с иностранными государствами.

Созданная во времена плановой экономики дорогостоящая инфраструктура речного транспорта в настоящее время недостаточно используется. Главной стала проблема необходимости обновления подвижного состава, что для частных собственников является

невыполнимой задачей, учитывая дороговизну постройки судов и ограниченную продолжительность навигации. В результате обновление основных производственных фондов на транспорте происходит в минимальной степени по сравнению с другими отраслями экономики нашей страны. В результате недопустимо высокого уровня износа активной части основных фондов на всех видах транспорта и учитывая постоянный рост цен на подвижной состав, выделяемых инвестиций не хватает даже для простого их воспроизводства. Техническое состояние находящихся в эксплуатации транспортных средств и оборудования транспортной инфраструктуры не отвечает современным международным требованиям по безопасности, ресурсопотреблению, надежности и некоторым другим эксплуатационным характеристикам. Использование для перевозок устаревшего подвижного состава создает не только технологические, но и значительные экономические проблемы.

Транспорт во многом определяет уровень и динамику развития отдельных регионов и страны в целом. В период плановой экономики в России существовала развитая транспортная система, которая обеспечивала межрегиональные связи, развитие внешней торговли и мобильность населения. В период перехода к рыночным отношениям в транспортном комплексе произошли радикальные изменения.

Ни одна страна мира не имела такого количества транспортных министерств и ведомств. Система управления транспортным комплексом включала шесть автономных министерств, руководящих деятельностью каждого вида транспорта. Для государственного управления всеми видами транспорта с целью использования каждого из них с наибольшей экономической эффективностью в 1990 году было создано федеральное Министерство транспорта РФ функционального типа, объединившее функции управления морским, речным, воздушным, автомобильным, городским пассажирским и промышленным транспортом, а также дорожным хозяйством.

В 1992 году было образовано Министерство путей сообщения РФ. В течение 12 лет в стране действовало два министерства - МПС РФ (отдельно по железнодорожному транспорту) и Министерство транспорта (включавшее все остальные виды транспорта). В результате неконтролируемой конкуренции за эти годы произошло

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2016 | 109

переключение значительных объемов массовых грузопотоков с речного транспорта на железнодорожный. В 2004 году МПС РФ было упразднено, а его функции были переданы Министерству транспорта (и созданным в его составе службам и агентствам).

В настоящее время (по данным 2014 года) основной объем перевозок грузов, которые можно было перевозить речным транспортом с меньшими затратами, выполняют автомобильный (68%) и железнодорожный (17%) транспорт. На внутренний водный транспорт приходится всего 1,5% от общего объема перевозок. К числу основных перевозимых железнодорожным транспортом грузов относятся (по убыванию объема): каменный уголь и кокс, нефтяные грузы, строительные грузы и цемент, руда, металлы, удобрения, лесные грузы, зерно и комбикорма. Внутренний водный транспорт, в основном, занимается перевозкой нерудных строительных материалов, удельный вес которых составляет 78% в общем объеме перевозок этим видом транспорта.

Речной транспорт должен выполнять перевозки насыпных и навалочных грузов сезонного производства и равномерного потребления (зерно), а также равномерного производства и сезонного потребления (минерально-строительные материалы). Это позволит снизить затраты грузовладельцев на перевозку, поддержит многие предприятия в период кризиса, что особенно важно в условиях роста безработицы и инфляции.

В современных условиях традиционное рассмотрение водных ресурсов России только как путей сообщения должно быть изменено. Учитывая, что в настоящее время речной транспорт перестал играть роль основного вида в транспортном комплексе России, его модернизация и развитие должны проводиться с позиций не только улучшения условий судоходства, но и водохозяйственных, энергетических, экологических и других проблем.

Зарубежный опыт развития транспортных систем показывает, что рыночная система не только не исключает такого регулирования, но и требует его постоянного проведения с целью обеспечения стабильной и эффективной работы всех видов транспорта в транспортном комплексе страны. В частности, в США, в стране с самой мощной транспортной системой, основой развития транспортного комплекса являлась программа, согласно которой разрабатывалась национальная транспортная политика. Без такой политики, как отмечалось в послании Конгрессу, страна представляла собой всего лишь объединение разрозненных частей.

Необходимость государственного управления транспортным комплексом вызвана тем, что исторически существует тесная взаимосвязь транспорта со всеми отраслями экономики и социальной сферы (в т.ч. с энергетикой, теплоснабжением и связью), которые при любой экономической системе контролируются государством. В связи с этим недопустима межвидовая конкуренция внутри транспортного комплекса страны, возможна лишь внутривидовая конкуренция между предприятиями разных собственников. С целью снижения затрат на перевозки Министерство транспорта РФ комплексно в рамках проведения единой политики с учетом

провозной и пропускной способности отдельных видов транспорта в отдельных регионах должно выявить и закрепить за ними грузопотоки конкретных грузов. Это позволит создать постоянную связь на отдельных направлениях между транспортными предприятиями, поставщиками и потребителями продукции, совершенствовать технологическое и техническое обслуживание транспортных средств на линиях.

В настоящее время, по мнению авторов, возникла острая необходимость разработки «Транспортного кодекса РФ». Дело в том, что современное регулирование правоотношений в сфере транспорта осуществляется с помощью принятых в разное время многочисленных нормативных актов: отдельных кодексов, уставов, федеральных законов и подзаконных актов по видам транспорта, каждый из которых регулирует достаточно узкий круг вопросов. Поэтому назрела необходимость систематизировать все нормы, регулирующие правоотношения в сфере транспорта, устранить правовые коллизии, сформировать единые и прозрачные правила работы, учитывая при этом специфику каждого вида транспорта.

В этом документе необходимо придать единообразие правовому статусу всех объектов транспортной инфраструктуры, обеспечив единые правила взаимодействия государства и бизнеса по развитию транспортной системы, а также унифицировать документооборот по всем видам транспорта, создавая условия для развития мульти- и интермодальных перевозок. Одной из целей разработки «Транспортного кодекса РФ» - минимизировать объем бумажной работы всех участников транспортного процесса. Неизменными должны остаться приоритеты по обеспечению транспортной безопасности, ответственность перевозчиков перед грузовладельцами и пассажирами, международные обязательства России в сфере транспорта.

Кроме того, упорядочение документооборота, например, переход на единую электронную транспортную накладную, позволит существенно ускорить оформление груза в пунктах пропуска, его сортировку, перегрузку и т.д. В результате при повышении пропускной способности российских портов в них могут появиться транспортные потоки, которые сейчас ориентированы на прибалтийские и финские порты. В этом случае возможно снижение затрат на перевозку с выбором оптимального вида транспорта для перевозки определенных грузопотоков, что имеет большое значение в условиях экономического кризиса и может способствовать сдерживанию инфляции в стране.

Литература:

1. Поваров Г.В. Себестоимость на внутренних водных коммуникациях: учебное пособие - СПб.: СПГУМиРФ им. адмирала С.О.Макарова, 2015. - 72 с.

2. http://www.gks.ru/ (Статистические сборники «Россия в цифрах», 2015 и «Российский статистический ежегодник», 2014).

3. http://www.mintrans.ru/ (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года)

110 TRANSPORT BUSINESS Ш RUSSIA | №1 2016 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.