Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Экономика, финансы
А.В. Воропаев*
Государственное регулирование потребительского рынка
Потребительский рынок - как и любой другой - подчиняется прежде всего закону спроса и предложения. Однако, как показывает опыт развития экономических отношений Российской Федерации и других стран, установление равновесия между спросом и предложением не всегда означает полноценное удовлетворение потребностей населения и наличие условий для позитивного, бескризисного развития экономики.
В этих условиях для обеспечения социально значимых целей функционирование рынка подвергается целенаправленному воздействию государства посредством реализации органами государственной власти своих полномочий. В рамках потребительского рынка государство выступает как институт, регулирующий рыночные отношения, а также как участник рынка покупателей и рынка продавцов.
Экономическая теория располагает противоположными точками зрения относительно целесообразности государственного регулирования экономики. Для А. Смита экономическая свобода является не только условием процветания, но и необходимым атрибутом справедливого общественного порядка. Противники Смита и их последователи говорят о том, что без вмешательства государства рынки монополизируются, и тем самым «невидимая рука» сама себя подавляет, а если даже конкуренция и сохраняется, то существование внешних эффектов и общественных благ, несовершенство информации и т.д. приводят к тому, что результат свободных рыночных сил не устраивает общество настолько, что оно начинает искать помощь у внешней по отношению к рынку силы1.
Теоретическое обоснование необходимости вмешательства государства в экономику встречается в работах М. Фридмана, Ф. Хайека, П. Самуельсона и др. Так, А. Пигу2, взяв за основу наличие «внешних эффектов», обосновал легитимность вмешательства государства в рыночные отношения. Он полагал, что сделать явными различия между общественными и частными выгодами и издержками может сделать только государство посредством проведения, к примеру, налоговой политики.
Государственное регулирование потребительского рынка может осуществляться с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера государственными учреждениями, имеющими на то полномочия. Современный механизм регулирования представляет собой интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на участников рынка.
При этом объектами государственного регулирования выступают экономические, организационные и управленческие отношения, возникающие в процессе передачи прав собственности
* Аспирант Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.
на потребительские товары и услуги от производителя (посредника) населению, а субъектами -органы государственной власти и местного самоуправления.
Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей приоритетными являются обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.
В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности3.
Развитые страны вопросам регулирования потребительским рынком уделяют значительное внимание. Так, в июле 2004 г. правительство Великобритании приступило к консультациям по проекту новой концепции Стратегии развития и регулирования национального потребительского рынка. До этого позиция в сфере государственной политики регулирования потребительского рынка и конкуренции была изложена в 1999 г. в правительственной программе, озаглавленной «Современные рынки: доверие покупателей» («Modem Markets: Confident consumers»), нацеленной на защиту основных прав потребителей, стимулирование рационализации структуры потребительского рынка и содействие его всестороннему развитию.
Регулирование и контроль британского потребительского рынка осуществляется на основании Закона о добросовестной торговле (Fair Trade Act) 1973 г., Закона о защите прав потребителей (Consumer Protection Act) 1987 г., Закона о предпринимательской деятельности (Enterprise Act) 2002 г. и ряда других правовых актов и находится в ведении Службы справедливой торговли (Office of Fair Trading, OFT)4 в составе Министерства торговли и промышленности Великобритании (DTI).
Законодательство обеспечивает:
- защиту жизни, здоровья и собственности потребителей в случае опасности или ущерба, нанесённого в результате приобретения каких-либо товаров или услуг;
- право потребителей на получение достоверной информации при выборе товаров и услуг;
- право свободного выбора продавца, места покупки и стоимости товара или услуги, условий покупки и т.д.;
- право получения соответствующей компенсации за ущерб, нанесённый при употреблении/ использовании или утилизации товаров и услуг;
- право учреждения организаций и участия в них в целях защиты собственных прав и интересов и др.5
Участие государства в регулировании потребительского рынка как составной части национальной системы рыночных отношений в Италии осуществляется путем закрепления основных принципов и норм, обеспечивающих равные права и условия всех участников (производителей, коммерсантов и потребителей), действующих в этой деликатной сфере общественной жизни.
В структуру нормативной правовой базы, определяющей права и обязанности участников потребительского рынка в Италии, входят следующие национальные и международные правовые акты: Конституция Итальянской республики, Договор о создании Европейского Союза, законодательная база (директивы) ЕС, Гражданский кодекс Италии, решения итальянских органов-гарантов, законодательные декреты правительства и циркуляры министерств и ведомств Италии.
В частности, в ст. 41 Конституции наряду с нормами о свободе частнопредпринимательской деятельности указывается также о необходимости реализации государственных программ и осуществления строгого контроля за деятельностью частного и государственного сектора экономики в целях ориентирования их на достижение социальных целей (защита потребителя и т.д.).
Далее, в ст. 2 Договора о создании ЕС (пункты “f” и “u”) оговорены совместные действия стран-участниц о проведении скоординированной политики по усилению защиты прав потребителя и осуществления в этих целях соответствующих национальных мероприятий в энергетической сфере, в области гражданской защиты и туризма. Существенную роль в регулировании рынка потребительских услуг играет Гражданский кодекс Италии и постоянно вносимые в него правительством страны изменения и дополнения (осуществляются путем издания соответствующих нормативных правовых актов).
В структуре Гражданского кодекса Италии помимо общих вопросов, касающихся порядка функционирования потребительского рынка, выделен целый раздел, посвященный защите прав потребителя, в котором рассматриваются такие вопросы, как условия, порядок и объем предоставляемой потребителям информации, ответственность за предоставление услуг, не соответствующих условиям контрактов, и выпуск бракованной продукции, порядок отзыва товара в судебном порядке, изъятие опасной продукции, защита прав потребителя при финансовых сделках и сделках с недвижимостью и т.д.6
Первым шагом на пути становления современного отечественного потребительского рынка стал Указ Президента РФ «О свободе торговли»7, которым в целях развития потребительского
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Экономика, финансы
рынка, стимулирования конкуренции, преодоления монополизма в сфере розничной торговли и создания условий для быстрого развития торговой и посреднической сети в условиях либерализации цен предприятиям (независимо от форм собственности), а также гражданам предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений, с уплатой установленных платежей и сборов. Исключением являлась торговля оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами, проездными билетами и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.
Указом установлено, что местные органы власти и управления должны содействовать свободной торговле предприятий и граждан, обращая особое внимание на оборудование мест торговли, поддержание в них общественного порядка и соблюдение санитарных норм и правил, и обеспечить свободное перемещение товаров на территории Российской Федерации, предусмотренное Указом Президента РСФСР «О едином экономическом пространстве РСФСР»8.
Указ «О свободе торговли» сыграл значительную роль в формировании динамичного потребительского рынка. Он выполнил свою историческую миссию и после неоднократных изменений и дополнений практически утратил свое значение.
В настоящее время сфера потребительского рынка регламентируется целым рядом законодательных и подзаконных актов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне в рамках осуществления деятельности по продаже товаров детально урегулированы отношения между продавцом и покупателем. В гл. 30 Гражданского кодекса РФ регулируются договорные обязательства и другие отношения, возникающие между продавцом и покупателем в процессе передачи прав собственности на товар9. Однако не все возможные механизмы функционирования потребительского рынка регулируются российскими нормативными и правовыми актами. Так, например, ни один из официальных документов не определяет порядок осуществления электронной торговли. При этом еще в 1996 г. Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли принят Типовой закон об электронной торговле, цель которого состоит в том, чтобы предложить вниманию национальных законодателей свод международно признанных норм, устанавливающих возможный порядок устранения некоторых юридических препятствий и создания более надежной правовой базы для так называемой «электронной торговли». Предполагается, что принципы, закрепленные в Типовом законе, будут полезными для отдельных пользователей, участвующих в электронной торговле, применительно к выработке определенных договорных решений, которые могут потребоваться для преодоления юридических препятствий, создающих преграды для расширения использования электронной торговли10.
Регулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), осуществляется в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», который устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах), а также определяет механизм реализации прав и защиты интересов потребителей11 .
Законодательство РФ содержит также ряд специальных требований к продаже отдельных видов товаров. В частности, к таким законодательным актам могут быть отнесены:
- Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых
12
продуктов»12;
- Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»13;
- Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»14;
- Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11 -ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»15 и целый ряд иных федеральных законов, устанавливающих нормы и правила регулирования торговой деятельности отдельно взятых групп товаров.
Вместе с тем на федеральном уровне отсутствует комплексная регламентация взаимоотношений между лицами, осуществляющими торговую деятельность, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления, с другой. Прежде всего, законодательство Российской Федерации не предусматривает четкого разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в сфере торговой деятельности. Более того, в данной области имеется очевидная правовая неопределенность.
В частности, положения Указа Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» лишь отчасти регламентировали рассматриваемую сферу. Так, Указом установлено, что торговля может осуществляться предприятиями и гражданами в местах, отведенных органами исполнительной власти. В то же время, предоставляя такое право органам исполнительной
власти, Указ четко не разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти, органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В целях снижения административных барьеров принят Федеральный закон от 2 июля 2005 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»16. Федеральным законом предусматривается поэтапное упразднение лицензирования 49 видов деятельности и оптимизация порядка лицензирования.
В 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»17. Указанным документом регулируются отношения, касающиеся порядка взимания и размеров сборов за выдачу действующих на территории РФ федеральных лицензий на осуществление лицензируемых видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в данной сфере деятельности
Первый шаг по наведению порядка на розничных рынках сделан - принят Федеральный закон № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». В Законе приведен ряд фундаментальных определений. Так, розничный рынок представляет собой имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные (не менее 80% торговых мест предназначено для осуществления продажи товаров одного класса). Из числа последних отдельно определены сельскохозяйственный и сельскохозяйственный кооперативный рынки. Управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, состоящее на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющее разрешение на право организации рынка, выданное органом местного самоуправления.
Определены также понятия:
- торговое место;
- лицо, с которым может быть заключен договор о предоставлении торгового места;
- продавец;
- карточка продавца;
- паспорт безопасности рынка;
- товаропроизводитель;
- реестр продавцов;
- реестр договоров о предоставлении торговых мест.
Законом регламентируются права и обязанности субъектов торговли на рынках, предоставление торговых мест, устанавливаются требования к содержанию территории и оборудованию рынка.
Таким образом, потребительский рынок имеет широкий спектр институционального обеспечения. Вместе с тем нормативное и правовое регулирование развито недостаточно, особенно на федеральном уровне. Прежде всего это касается вопросов стимулирования и активизации развития потребительского рынка с преимущественным участием российского бизнеса. Назрела реальная необходимость разработки нормативно-правового обеспечения в рассматриваемой области, а также реализации федеральных программ, направленных на расширение сфер функционирования потребительского рынка с учетом национальных интересов страны, интересов отечественного производителя и потребителя.
1 См.: История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2006. С. 240.
2 См.: Пигу А. Экономическая теория благосостояния / Общ. ред. С.П. Аукуционека. Т. 1, 2. М., 1985.
3 См.: Ойкен В. Основы национальной экономики / Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. М., 1996. С. 248-249.
4 Департамент справедливой торговли (Office of Fair Trading) заменил действующий до этого офис Генерального директора по вопросам справедливой торговли (Office of Director General of Fair Trading). OFT применяет новые меры регулирования в области конкуренции и защиты прав потребителей, работая в тесном контакте с Комиссией по конкуренции (Competition Commission), Апелляционным трибуналом по делам о конкуренции (Competition Appeal Tribunal), департаментами торговых стандартов (Trading Standards Departments) и другими органами.
5 См.: Официальный сайт Торгового представительства РФ в Великобритании. http://www.rustradeuk.org.
6 См.: Официальный сайт Торгового представительства РФ в Итальянской республике. http://www.rcrussia.it/indexru.htm.
7 Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г № 65 «О свободе торговли» // Российская газета. 1992.
1 февраля.
8 Указ Президента России от 12 декабря 1991 г № 269 «О едином экономическом пространстве РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1830.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Экономика, финансы
9 Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
10 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. А/51/628 «Типовой закон об электронной торговле, принятый Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли» (ЮНСИТРАЛ) и Руководство по принятию: Официальное издание Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1997
11 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1992. 7 апреля.
12 Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Российская газета. 2000. 10 января.
13 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // Российская газета. 1995. 29 ноября.
14 Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» // Российская газета. 2001. 14 июля.
15 Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» // Парламентская газета. 2005. 14 марта.
16 Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» / / Российская газета. 2005. 6 июля. № 14.
17 Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Российская газета. 2005. 26 июля.
А.Н. Данилюк*, К.А. Инфантьев**
Актуальные проблемы управления инновационным развитием России
Ключевые политические положения о необходимости перехода к инновационной экономике изложены в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных президентом России В.В. Путиным 30 марта 2002 г., где определено, что цель государственной политики в области развития науки и технологий - переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов, а формирование национальной инновационной системы - неотъемлемая часть экономической политики государства.
Государство выступает в роли не только партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной основы инновационных взаимодействий.
Сегодня все еще отсутствуют механизмы, позволяющие наладить масштабные процессы взаимодействия и кооперации этих двух сфер, поскольку нет первичной основы для достаточно значимой мотивации экономических агентов в производстве к инновациям, а в научно исследовательской сфере - к прикладной деятельности, ориентированной на создание инновационного потенциала для промышленности. Современное российское общество переходит к инновационному типу развития, в котором нужно создать такую инновационную культуру, организационные изменения в которой могли бы осуществляться почти ежегодно.
Инновационный процесс в современной России развивается в противоречивых условиях. С одной стороны, необходимость обеспечения экономической безопасности и независимости страны, конкурентоспособности на мировом рынке делает инновационную сферу приоритетной. С другой стороны, недостаточная развитость рыночных институтов и регуляторов, традиции внеэкономического регулирования, недооценка индивидуальной инициативы и т.д. может перевезти инновационное развитие в русло очередной массовой кампании, как это было не раз в истории.
До недавнего времени инновации рассматриваются как самоцель, а не как средство экономического роста. До 90-х гг. субсидировался государством только первый этап инновационного процесса - выдавались деньги только на науку. Официально инновация заканчивалась при ее воплощении в опытном образце, дальнейшая судьба инновации не прослеживалась, поскольку считалось, что впоследствии финансирование будет осуществляться из коммерческой прибыли.
* Аспирант кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
** Профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук.