Научная статья на тему 'Государственное регулирование научно-технического развития Японии на современном этапе'

Государственное регулирование научно-технического развития Японии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2535
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование научно-технического развития Японии на современном этапе»

Государственное регулирование научно-технического развития Японии на современном этапе

А.И. Краснов (Всероссийская академия внешней торговли)

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является научно-техническая политика, определяющая цели государственной инновационной стратегии, и механизмы поддержки приоритетных научно-технических программ и проектов. Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.

Формирование и реализация научно-технической политики основывается на создании такой системы (механизмов) государственного регулирования, которые позволят в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны.

Наиболее сильно тенденции централизации в области научно-технического прогресса (НТП) проявились в Японии. В этой стране государство в лице Министерства экономики, торговли и промышленности (МЭТП)* берет на себя такие функции централизованного управления, аналога которым нет в США и даже во многих западноевропейских странах. Это выработка стратегических долгосрочных направлений развития и финансирования государственных программ научных исследований, обеспечивающих реализацию этих направлений, координации государственной и частной предпринимательской стратегии и тактики развития, тесное взаимодействие частных компаний и государства.

Процесс централизации и регулирования сферы научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР) в Японии состоит из:

- финансирования науки через государственные министерства и создания гигантских постоянно действующих национальных лабораторий;

- развития централизованных научных комплексов крупных корпораций, получающих крупные государственные заказы;

- формирования международных институтов, программ, проектов.

Высокая активность государства в финансировании науки, подготовке кадров, создании материальной и информационной структуры, а также в обеспечении налоговых, амортизационных и других экономических привилегий в частном секторе, обеспечивает развитие сферы НИОКР и укрепление научного потенциала, совершенствует сам рыночный механизм создания, тиражирования и использования нововведений.

В Японии государственная экономическая политика тесно увязана с инновационной политикой, что представляется чрезвычайно важным применительно к НИОКР. Общие подходы к роли государства в регулировании экономики распространяются также и на национальную инновационную политику. Принципы, на которых строится политика Японии по созданию благоприятных условий для стимулирования инновационной деятельности, следующие:

* Ранее - Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП).

1. Финансовая поддержка приоритетных отраслей промышленности посредством субсидий и дешевых кредитов (2-4%), выдаваемых государственными финансовыми организациями через Японский банк развития и Японский экспортно-импортный банк1.

2. Преференциальное распределение иностранной валюты в пользу приоритетных отраслей - с тем, чтобы они могли импортировать необходимые им оборудование и технологию.

3. Стимулирование импорта новейших иностранных технологий и технической кооперации японских фирм с иностранными компаниями.

4. Защита возникающих отраслей посредством установления высоких импортных пошлин и нетарифных барьеров.

5. Специальная система ускоренной амортизации для импортируемого оборудования, что уменьшает налогообложение японских фирм и делает возможным увеличение их капиталовложений в новые промышленные предприятия и проекты.

6. Уникальная система административного государственного управления конкуренцией, свойственная только Японии, суть которой заключается в праве государства регулировать уровень риска, связанного с конкуренцией, путем организации слияний, регулирования объемов производства и капиталовложений.

Характерной особенностью японской системы управления инновационной политикой является наличие развитых горизонтальных связей, что обеспечивает широкое участие всех государственных и частных организаций, заинтересованных в формировании государственной экономической политики путем ее всестороннего обсуждения.

Другой важной особенностью и отличием японской системы управления является то, что она позволяет формировать интегрированную инновационную политику, охватывающую все направления развития науки и техники, определяет набор экономических и других инструментов государственного управления, благодаря которым инновационный процесс может быть обеспечен необходимыми ресурсами.

В системе государственного управления инновационной деятельностью в Японии

существенную роль играют исследовательские организации - “мозговые” центры по мониторингу инновационных процессов и их прогнозированию. Около 300 таких государственных и частных “мозговых” центров Японии, чей уровень экспертизы и прогнозирования технологического развития превосходит уровень крупнейших американских консультационных фирм, обеспечивают деятельность государственных организаций, связанных с прогнозированием и планированием НИОКР. Принципиальным отличием японского планирования НИОКР от американского является наличие механизма оценки эффективности планирования и прогнозирования.

Государственное регулирование отношений конкуренции и кооперации между субъектами рынка является одним из методов косвенного воздействия государства на инновационную деятельность и важнейшим рычагом повышения ее эффективности. Оно оказывает влияние на формирование всех ресурсов инновационного процесса. Основным инструментом государственного регулирования в этой области является антимонопольное законодательство.

В Японии государство воздействует на развитие инновационных процессов также и посредством стимулирования интенсивной конкуренции. В лице МЭТП оно так управляет конкуренцией, что последняя обостряется в периоды экономического подъема и переходит в сотрудничество в периоды спада, тем самым создавая благоприятные условия для новых капиталовложений в совершенствование и развитие технологии именно в тот момент, когда в этом существует необходимость, а ситуация на рынке этому препятствует.

Таким образом, государственное регулирование конкуренции в Японии в качестве одной из основных целей преследует создание условий, благоприятных для создания и распространения новой технологии. При этом государство добивается развития основных типов технологии, одновременно специализируя определенные промышленные фирмы в отдельных областях (как, например, станкостроение и производство полупроводниковых приборов), а также распространение технологии не только в направлении разнообразного ее использования, но и часто среди определенных производителей, стимулируя ожесточенную конкуренцию на пос-

ледних стадиях инновационного процесса, что способствует быстрому развитию соответствующей технологии и обнаружению максимального количества областей ее применения.

Государство оказывает прямое воздействие на инновационную деятельность посредством распределения финансовых ресурсов из государственного бюджета через соответствующие министерства и ведомства. За счет этих ресурсов проводятся исследования в государственных лабораториях, частных фирмах и академических научно-исследовательских организациях. Структура финансирования отражается определяющим образом на направлениях и качестве проводимых исследований.

До последнего времени в основе развития японских НИОКР лежал принцип широкого заимствования технологии из-за рубежа, с последующим ее быстрым усовершенствованием и оперативным внедрением в производство. Однако возросшие трудности в приобретении новых зарубежных патентов и лицензий побудили Японию встать на путь развития собственных исследований не только в прикладной, но и в фундаментальной области.

Именно поэтому Япония существенно расширяет финансирование собственных НИОКР, и особенно в области фундаментальных исследований. Кабинет министров Японии утвердил разработанную Агентством по науке и технике принципиально новую программу развития НИОКР, в которой особое внимание уделено фундаментальным исследованиям. К работе по осуществлению этой программы подключены не только государственные университеты и лаборатории, но и многочисленные исследовательские организации частных фирм. Государственное финансирование НИОКР оказывает существенное воздействие на частные промышленные фирмы, так как они являются главными исполнителями НИОКР, финансируемых государством. В США на их долю приходится 54% научно-исследовательских работ, на долю государственных лабораторий - 26%, и на долю университетов и колледжей - 20%. В Японии же подавляющий объем НИОКР, финансируемых государством, выполняется частными промышленными фирмами (72,7%). На государственные НИИ приходится 13,9%, на университеты (государственные и частные)

- 13,3%. Из этого следует, что в Японии посредством бюджетного финансирования госу-

дарство оказывает относительно более сильное воздействие на инновационную деятельность частных фирм, нежели в США. При этом, если в Японии государственное финансирование НИОКР направлено на решение задач, обеспечивающих, в первую очередь, коммерческие интересы национальных промышленных фирм, то в США основная часть средств на проведение НИОКР, получаемых частными фирмами, идет на оборонные проекты.2

Для создания финансовой базы развития капиталоемких отраслей на основе внедрения новой технологии Япония пошла по пути стимулирования различных видов сбережений посредством привлечения денег населения в японскую систему почтовых сберегательных вкладов и частные депозиты в коммерческих городских и региональных банках.

Японский банк развития был создан в 1951 г. с целью предоставления долгосрочных дешевых кредитов фирмам, действующим в новых развивающихся отраслях промышленности. Капитал банка полностью формируется за счет государственных средств. Кредиты этого банка могут покрывать до 30-50% издержек инвестиционных проектов в приоритетных областях. Следует отметить, что этот банк не имеет своей целью обеспечивать развитие соответствующих отраслей всеми необходимыми финансовыми ресурсами3.

Его деятельность служит также и указателем для частных организаций, которые стремятся вкладывать свои средства в быстро развивающиеся приоритетные отрасли.

Финансовая деятельность Японского банка развития носит еще название “политического финансирования” и так же, как налоговая система и государственные субсидии, является инструментом государственного регулирования деятельности частных фирм в целях ускорения развития национальной экономики. Получение кредита этого банка является важным для фирм, т.к. сам факт его получения служит свидетельством государственной поддержки деятельности в соответствующей области.

Необходимо отметить, что, благодаря государственному регулированию в области кредита, японские фирмы имеют возможность получать значительные финансовые ресурсы для развития и внедрения новой технологии по

низкой цене. При этом государственное регулирование в Японии позволяет фирмам иметь норму прибыли ниже, чем уровень процента, выплачиваемый по кредиту. В США же кредиторы требуют, чтобы норма прибыли кредитуемого предприятия превышала стоимость кредита.

Именно возможность получать дешевый кредит позволяет фирмам Японии более активно, чем американским, делать долгосрочные капиталовложения в совершенствование и создание новых технологий.

В системе государственного управления инновационной деятельностью политика в области внешнеэкономических связей играет важную роль. Для эффективной инновационной деятельности национальных фирм имеет значение не только государственное регулирование международного технологического обмена, но и регулирование внешнеэкономической деятельности в целом. Регулирование импорта воздействует на характер конкуренции национальных фирм с иностранными компаниями, оказывая, тем самым, влияние на уровень коммерческого риска и, таким образом, на инновационную активность.

Регулирование экспорта выступает в качестве фактора доступности иностранных рынков, понижая или повышая коммерческий потенциал осваиваемой национальными фирмами технологии. В Японии государственное регулирование внешнеэкономических связей в значительной степени подчинено задачам государственной инновационной политики, что в одинаковой степени касается как импорта, так и экспорта.

Как правило, инструменты регулирования импорта не остаются неизменными, а меняются в соответствии с состоянием отрасли. На первой стадии, когда отрасль начинает только формироваться, государство осуществляет практически полное блокирование импорта соответствующей продукции: устанавливаются высокие тарифы, качественные требования и количественные квоты, применяются самые разнообразные нетарифные барьеры.

Государственные закупки на всех уровнях полностью закрываются для доступа иностранных фирм. Но по мере повышения конкурентоспособности собственной продукции, происходит снижение тарифных барьеров. С другой стороны, в Японии всегда осуществлялось

стимулирование экспортной деятельности национальных компаний в областях, где предполагалось внедрение новой технологии. Что касается форм государственного содействия экспорту, то они достаточно многочисленны. На первых стадиях развития отрасли фирмы снабжаются подробными обзорами состояния соответствующей технологии за рубежом. На всех стадиях развития отрасли осуществляется льготное кредитование экспорта, формируются экспортные картели и ассоциации. Экспорт поощряется также освобождением доходов от него от обложения налогом4.

Японская система НИОКР коренным образом отличается от США именно той ролью, которую играет в этом деле правительство. Вопреки общепринятому ошибочному мнению, правительство Японии тратит на нужды промышленных НИОКР значительно меньше средств, чем правительства США или стран Европы.

Хотя, на самом деле, в США весь сектор обрабатывающих отраслей получает значительные дотации на НИОКР, некоторые отрасли японской промышленности зависят от правительственного финансирования НИОКР в очень значительной степени. Спустя некоторое время субсидии американского правительства стали меньше концентрироваться в самолетостроении, ракетостроении, в промышленности, производящей телекоммуникационное оборудование, но их вложение возросло до 25% в чугунолитейной сталеплавильной промышленности и почти до 40% в производстве нержавеющих металлов. Напротив, японское правительство уменьшило долю субсидий на НИОКР в машиностроении. Это была последняя отрасль, которая должна была получить в начале 1970-х годов существенную долю субсидий на НИОКР от правительства5.

Роль государства в финансировании науки в Японии значительно ниже, чем в других развитых странах. И это не только из-за практического отсутствия общенациональных военных программ. Ничтожная доля затрат государства в промышленных (отраслевых) научно-исследовательских разработках (на порядок меньше, чем в других развитых странах, включая Германию) свидетельствует о том, что японские компании несут полную финансовую ответственность за отраслевые исследования и разработки, за всю инновационную деятельность.

Анализ последних тенденций государственного финансирования науки показал, что иллюзии относительно возможного вклада в экономику результатов исследований по военному ведомству уходят в прошлое. Наиболее наглядные подтверждения этой точки зрения - успехи Японии на самых передовых направлениях научно-технического развития, целиком опирающиеся на гражданские технологии, и в частности, тот факт, что разработанная японскими корпорациями микроэлектроника успешно используется в американской военной технике.

Вместе с тем, многие оспаривают универсальность этой тенденции, доказывают приоритетность военных исследований как из-за растущей в мире политической нестабильности, так и в связи с новыми возможностями экономической отдачи военных разработок. Например, исследование, проведенное в Великобритании силами двух министерств - Торговли и промышленности и Обороны, позволило выявить 160 новых материалов. По всему спектру материаловедения исследования ведутся только США; Япония отдает приоритет специальным видам керамики, углеродным волокнам, аморфным сплавам и сверхпроводникам; в Германии усилия сконцентрированы на новых полимерах, сплавах, предназначенных для работы при высоких температурах, керамике и новых полупроводниках.

Японская модель интеграции науки и производства состоит в том, что в ее основу положена стратегия превращения страны из потребителя иностранных технологий, рационализированных и модернизированных, в страну “законодателя мод” в технике, творца новых технологий, прежде всего, по таким приоритетным направления, как информационные системы, робототехника, биотехнология, новые материалы.

Модель интеграции предполагает строительство центров, в которых территориально и в управленческом плане было бы целесообразно сосредоточить НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Такая интеграция воплотилась в строительство городов -технополисов. Проект создания технополисов

- одно из важнейших стратегических направлений многоцелевой программы японского правительства по достижению поставленной глобальной задачи - завоевание Японией безус-

ловного технологического лидерства. Согласно высказыванию Ш.Тацуно, американского специалиста по японским технополисам, “стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства”6.

В настоящее время на технополисы, представляющие сеть “городов науки” - спутников крупных культурно-промышленных центров, возлагается задача стать главным средством планомерного обеспечения в будущем научных и экономических прорывов не как единичных событий в отдельных отраслях знания и производства, а как сплошного потока научных открытий и технических разработок, непосредственно поступающего в производственный процесс. Сам проект “Технополис” был провозглашен в 1980 году Министерством внешней торговли и промышленности. Его планировалось осуществить путем создания сети из 19 городов науки по всей Японии. Находясь в фокусе перспективных исследований в таких областях, как биотехнология, тонкая керамика, электроника, новые материалы, робототехника, мехатроника (электронные машины), компьютеры и их математическое обеспечение), технополисы, в которые будут переводить свои предприятия японские компании, будут получать налоговые льготы и займы Японского банка развития. Будут созданы специальные программы переподготовки для людей, переселяющихся сюда из больших городов.

Подобные центры - не новое слово в мировой практике такого рода. Силикон Вэлли, а также Рисерч Трайенга Парк в Северной Каролине, США, город науки университета Лувэн в Бельгии, антиполис София на юге Франции и академгородок в Новосибирске. В Великобритании развиваются Силикон Глен в Шотландии, Миатон Кейнс и Кембридж, научный центр в Ирландии. Франция создает научно-технические центры в Гренобле в пригородах Парижа. Германия основала “техно-парки” в Штутгарте и Мюнхене, аналогичный центр создается в Берлине. Южная Корея строит город науки Даедук около Тайхона, а Тайвань -центр Хсинчу, неподалеку от Тайбэя. КНР создает исследовательский центр Шеншень неподалеку от Гонконга.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Стремясь продвинуть новую технику и технологию дальше, чем ее конкуренты, Япония планирует достичь технологического превосходства с помощью шестицелевой программы, основанной на использовании прошлого опыта и промышленной мощи. План, отражающий задачу успешно вывести страну вперед в XXI веке, включает в себя следующие стратегические направления:

^ стратегическое направление №1 - параллельная реализация научно-технической программы;

^ стратегическое направление №2 -стратегические международные союзы;

^ стратегическое направление №3 -проект “Технополис”;

^ стратегическое направление №4 - создание телекоммуникационных сетей;

^ стратегическое направление №5 -рисковый капитал и венчурные фирмы;

^ стратегическое направление №6 - селективное поощрение импорта.

В отличие от прошлого, указанные выше направления развития не связаны с большими бюджетными расходами или же с применявшимися ранее японским правительством методами регулирования и изменения структуры промышленности. Они в максимальной степени используют преимущества положительных изменений в японском обществе и тенденции к приватизации капиталовложений.

Стратегическое направление №5: рисковый капитал и венчурные фирмы - одно из важнейших направлений научно-технического развития Японии.

Обеспечение лидерства, по мнению японского правительства, может быть достигнуто заимствованным из США стимулированием бурно развивающегося рынка рискового капитала и вновь возникающих компаний, или “рискового бизнеса”. Кроме чисто экономической цели здесь присутствует, избавившись от духа подражательства, стремление создать принципиально новые базовые технологии, реанимировать в стране дух предпринимательства.

С начала 50-х годов умение пойти на риск в предпринимательстве в чрезвычайно осторожной деловой атмосфере Японии было нелегким делом. Мелкие предприятия рассматривались как нечто второсортное, слабо влияющее на восстановление экономики Японии. В послевоенный период бурное развитие

таких компаний, как “Сони”, “Ханаэ Мори” и “Киото сираэминс” привело и созданию совершенно новых товаров и новых отраслей. Во многом эти компании действовали вопреки действующим условиям. Рисковый капитал имеет в Японии сейчас такой высокий приоритет, что МВТП даже финансирует конференции, предлагает налоговые скидки на капиталовложения и дешевые помещения для новых компаний.

Более 30 из 47 префектур Японии также проводят такую политику, финансируя и поддерживая ассоциации рисковых компаний. Все же в Японии в настоящее время отсутствует высокоразвитый внебиржевой рынок ценных бумаг, через который можно было финансировать рисковые предприятия. В начале 70-х годов Япония пережила первый этап резкого роста рискового капитала, во время которого образовалось восемь таких компаний. Японские рисковые фирмы, в отличие от американских, были укомплектованы исключительно финансистами традиционного плана, имевшими мало опыта работы с новыми технологиями.

Бум первого этапа закончился в середине 70-х годов после запрета в 1976 г. Министерством финансов допуска на биржу и продажу ценных бумаг новых компаний после серии банкротств во время нефтяного кризиса 1973 г. Для защиты вкладчиков компании должны были выполнить определенные требования, касающиеся их капитала, доходов и дивидендов - только в этом случае они могли быть зарегистрированы на фондовых биржах Токио или Осаки. В результате этих шагов ежедневный объем торговых операций резко снизился, а внебиржевой рынок ценных бумаг прекратил свое существование по причине финансовой несостоятельности компаний. Более того, из образовавшихся ранее рисковых фирм лишь немногие выражали желание вкладывать деньги в сопряженные с большим риском новые технологии. Они предпочитали вкладывать свои деньги в более надежные компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, а также компании, производящие потребительские товары.

В 1982 г. в Японии начался второй “бум рисковых предприятий”, связанный с быстрым ростом наукоемких отраслей и потребительского спроса на ставшие уже привычными товары. Открылось более 30 новых фирм, созданных на основе рискового капитала. Стал заметным приток иностранного капитала в рисковые фирмы.

В ноябре 1983 года Министерство финансов одобрило создание трех внебиржевых рынков ценных бумаг. По новым правилам для регистрации на бирже общая стоимость компании должна быть не менее 850 тыс. долл., а прибыль до вычета налогов - не ниже 4-х центов на акцию7. По этим либерализованным правилам предполагалась регистрация около 12 тыс. компаний. Однако конкуренция в отношении возможности вложить деньги в рисковую компанию была исключительно велика. Было проверено около 60 тыс. мелких японских компаний и только 1500 из них было сочтено перспективными. На втором, современном этапе развития рисковых предприятий МВТП отходит от своей политики административного вмешательства и больше полагается на рыночные рычаги (Схема 1).

МВТП подготовило несколько законопроектов в поддержку мелкого бизнеса. Закон

о содействии мелкому бизнесу в области новых технологий дает возможность образовывать резервные фонды и предоставлять налоговые льготы тем компаниям, которые местные власти отнесут к отраслям высоких технологий. Закон о страховании кредитов мелкого бизнеса дает возможность рисковым компаниям получать необеспеченные займы.

Возрастающая роль государства в финансировании науки, подготовке кадров, создание материальной и информационной структуры, а также в обеспечении налоговых, амортизационных и других экономических привилегий для НТП в частном секторе, обеспечивает развитие сферы НИОКР и укрепление научного потенциала и совершенствует сам рыночный механизм создания, тиражирования и использования нововведений. Государственное регулирование должно содействовать росту наукоемкости частных компаний, созданию мотивации к научно-техническому развитию, новаторству для всех субъектов экономики. Таким образом, главная целевая функция государства в этой сфере совпадает с основной задачей государственного регулирования вообще - это повышение экономической дееспособности главных хозяйствующих субъектов - корпораций и фирм, поддержание их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. В связи с тем, что в современных условиях экономический успех и конкурентоспособность определяются в основном научно-техническим потенциалом, научно-техническая политика становится важнейшим инструментом государственного регулирования.

Схема 1

К концу 90-х годов прошедшего столетия стали отчетливо проявляться процессы глобализации научных исследований, что влечет за собой изменение сложившихся национальных инновационных систем и международных научно-технических объединений. В этой связи представляется допустимым предположение о возможности возникновения определенных проблем в области взаимодействия между самими государственными органами разных стран в рамках новых надгосударственных структур. Однако, несмотря на это, процесс технологической и научной интеграции будет неизбежно углубляться и, в конечном счете, станет глобальным.

Процессы интернационализации инновационных систем предполагают активную политику введения международных стандартов, в том числе и в сфере НИОКР.

Следует отметить, что уже в настоящее время в результате объективных процессов в Японии, а также в большинстве других стран определились главные направления будущего технологического уклада, а именно: информационные и телекоммуникационные технологии, биотехнологии, новые материалы и новые источники энергии, поиски путей защиты окружающей среды, освоение космического пространства. Именно эти направления наиболее весомы в оценках их многостороннего эффекта и глубины воздействия на все сферы человеческой деятельности. Все перечисленные направления уже вышли за пределы фундаментальных теоретических открытий и формируют мировые технологические рынки.

Литература:

1.Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: Экономика, 1998.

2. Гунин В.Н. Управление инновациями. М.: Инфра-М, 1999.

3. Дынкин А. А. Наука и государственная научная политика. М.: Наука, 1998.

4. Лебедева И.П., Кравцевич А.И. Япония: смена модели экономического роста. М.: Наука, 1990.

5.Ч. Макмиллан. Японская промышлен-

ная система. М.: Прогресс, 1988.

6. Майкл Портер, Хиротака Такеути, Марико Сакакибара. Японская экономическая модель. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

7. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М, 2001.

8. Ш. Тацуно. Стратегия - технополисы. М.: Прогресс, 1989.

9. Научно-технический прогресс в Японии. М.: Наука, 1990.

10. Clayton M. Christensen. The Innovation’s Dilemma. Boston: Harvard Business School Press, 1997.

11. Ikujiko Nonaka, Hirotaka Takeuchi. The Knowledge - Creating Company, 1995

12. Kazuo Tatewaki. Banking and finance in Japan. Routledge, 1995.

13. Kozo Yamamura, Yasukichi Yasuba. The Political Economy of Japan, Volume 1 - The domestic Transformation // Stanford University Press, Stanford, California, 1994.

14. Takafusa Nakamura. The Postwar Japanese Economy. Tokyo: University of Tokyo Press, 1995.

15. «Япония сегодня», №23, 2000.

16. «Япония сегодня», №24, 2000.

Примечания:

1 Kazuo Tatewaki. “Banking and finance in Japan”, Routledge, 1995, с. 175.

2 Kozo Yamamura, Yasukichi Yasuba. “The Political Economy of Japan, Volume 1 - The domestic Transformation”, Stanford University Press, Stanford, California, 1994.

3 Kazuo Tatewaki. “Banking and finance in Japan”, Routledge, 1995 с. 197.

4 Майкл Портер, Хиротака Такеути, Марико Сакакибара. Японская экономическая модель. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005, с. 46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Takafusa Nakamura. The Postwar Japanese Economy. Tokyo: University of Tokyo Press, 1995

6 Ш. Тацуно. Стратегия - технополисы. М.: Прогресс, 1989.

7 Ш.Тацуно. Стратегия - технополисы. М.: Прогресс, 1989.

Приложение

Схема 2

Программы МВТП в области рискового капитала и рисковых компаний

Источник: Дэйта куэст инк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.