Научная статья на тему 'Государственное регулирование лесопромышленного комплекса'

Государственное регулирование лесопромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1541
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ / FORESTRY COMPLEX / GOVERNMENT REGULATION / REGULATION OF INDUSTRIAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселова Анна Олеговна, Соловьева Екатерина Вячеславовна

В статье проанализирована эффективность государственного регулирования отраслевых рынков на примере лесопромышленного комплекса. Выявлены основные недостатки системы государственного регулирования, и представлены меры для улучшения системы управления лесопромышленным комплексом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веселова Анна Олеговна, Соловьева Екатерина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student of the Faculty of Economics, Perm State National Research University

The paper analyzes the effectiveness of state regulation of the branch markets, including the timber processing complex; highlights the shortcomings of the system of state regulation and measures for improving management in the timber industry.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование лесопромышленного комплекса»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14318 УДК 338.242:630

Веселова А. О., Соловьева Е. В. Государственное регулирование лесопромышленного комплекса // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14318.-0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14318.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Веселова Анна Олеговна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь ksenia--27@vandex.ru

Соловьева Екатерина Вячеславовна

студентка экономического факультета ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь ksenia--27@vandex.ru

Государственное регулирование лесопромышленного комплекса*

Аннотация. В статье проанализирована эффективность государственного регулирования отраслевых рынков на примере лесопромышленного комплекса. Выявлены основные недостатки системы государственного регулирования, и представлены меры для улучшения системы управления лесопромышленным комплексом. Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, государственное регулирование, регулирование отраслевых рынков.

Раздел: (04) экономика.

Лесные ресурсы объективно являются конкурентным преимуществом России, обеспечивая ей стратегическое преимущество в системе мирохозяйственных связей. Поэтому центральный вопрос развития комплекса - выбор способов реализации имеющегося потенциала лесопромышленного комплекса. Леса в Российской Федерации составляют более 75% общей площади страны. Ежегодно без ущерба для экономики страны можно производить и перерабатывать более 600 млн м3 древесины. Но несмотря на то, что Российская Федерация - крупнейшая лесная мировая держава, лесопромышленный комплекс страны (ЛПК) не относится к числу ведущих отраслей промышленности. Доля продукции ЛПК Российской Федерации составляет не более 3% от мирового объема.

Следует, однако, отметить, что значительная часть запасов расположена на удаленных, труднодоступных территориях, с неразвитой или отсутствующей инфраструктурой. Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн м3 и используется только на 23%. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного комплекса приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6% от мирового объема лесозаготовки. В связи с этим первенство в запасах не является безусловным конкурентным преимуществом, тем более что промышленное выращивание лесов (с использованием интенсивных репродуктивных методов лесопользования), особенно в странах с благоприятным климатом, обеспечивает многократно (4-5 раз и выше) более высокую продуктивность лесных насаждений.

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) - одна из отраслей народного хозяйства, которая достаточно трудно адаптируется к рыночным условиям, чему есть ряд причин. Во-первых, это организационные и технологические особенности отрасли, а во-вторых, практически полный отказ от государственного регулирования процессов «вхождения» лесной промышленности в рынок. Необходимо отметить, что при этом в настоящий момент одним из важнейших механизмов дальнейшего развития ЛПК

*

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-02-00085.

r\j Л r\j

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14318 УДК 338.242:630

Веселова А. О., Соловьева Е. В. Государственное регулирование лесопромышленного комплекса // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14318.-0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14318.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

является формирование эффективной системы государственного регулирования данного сектора экономики.

По данным на 2013 г., Российская Федерация располагает 80,7 млрд м3 древесины, что составляет приблизительно 25% всех мировых запасов. Данные Министерства экономического развития Российской Федерации свидетельствуют о том, что площадь всего лесного фонда Российской Федерации примерно 1181 млн га. Ценные хвойные насаждения занимают 72% площади, мягколиственные породы -16%, твердолиственные породы составляют 2,5% лесного фонда. Ежегодно прирост леса в стране составляет 800 млн м3, а количество леса, которое может быть вырублено без ущерба для экологии, - 538,4 млн м3. В настоящее время данная площадь используется примерно на 18%. Запасы хвойных пород леса в Российской Федерации больше в 1,7 раза, чем во всех промышленных странах [1].

По данным Росстата, в 2013 г. темпы экономического развития лесной отрасли Российской Федерации также замедлились по сравнению с предыдущим годом. Более того, лесозаготовительный сектор второй год подряд показывает отрицательную динамику, а в целлюлозно-бумажном производстве в отчетном году отмечено сокращение выпуска практически по всем видам продукции, за исключением тарного картона. Небольшой рост в отчетном году продемонстрировал только сектор деревообработки. Так, индекс деревообрабатывающей промышленности в 2013 г. составил 101,4%. В лесозаготовительной отрасли зафиксирован индекс 97,2% к уровню 2012 г. Показатели развития лесной отрасли ослабляет низкая рентабельность целлюлозно-бумажного сектора. В издательской деятельности и тиражировании записанных носителей информации объемы выпуска продукции в 2013 г. сократились в сравнении с 2012 г. на 5,8%. В целом по целлюлознобумажному производству и издательско-полиграфической деятельности индекс впервые за последние три года оказался ниже 100% и составил 94,8%.

Стагнация лесозаготовительной и целлюлозно-бумажной отрасли в Российской Федерации по итогам 2013 г., обусловленная сжатием конечного спроса и вызванная отсутствием значимых структурных изменений, привела к серьезному ухудшению финансового положения большинства предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. В 2014 г., по всей вероятности, тенденции спроса на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности на мировых рынках будут приблизительно теми же, что и в 2013 г. [2]

Индекс производства по лесозаготовке составил в 2013 г. 97,2%, при этом объемы производства лесозаготовительной отрасли в 2013 г. падают второй год подряд. Правда, в отчетном году снижение показателей было немного менее заметным, чем год назад. Так, если в 2013 г. снижение лесозаготовок относительно предыдущего года составило 2,8%, то в 2012 г. этот показатель был значительно выше и достиг уровня 4,5%. Несмотря на то что лесная отрасль ориентирована в большей степени на экспорт, в то же время производство зависит и от внутреннего спроса. За 2013 г. было заготовлено и вывезено около 115 млн пл. кубометров низкосортной древесины и круглых лесоматериалов (см. таблицу). Основное снижение лесозаготовительных работ в 2013 г. отмечено по заготовке и вывозке топливной древесины, которое за год составило 10,5%.

Объемы лесозаготовок в Российской Федерации [3]

Наименование 2012 г. 2013 г.

Бревна хвойных пород, млн пл. м3 68,6 69,7

Бревна лиственных пород, млн пл. м3 21,0 21,9

Древесина топливная, млн пл. м3 14,6 14,1

Древесина необр. (включая жерди) прочая, тыс. тонн 8,7 8,8

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14318 УДК 338.242:630

Веселова А. О., Соловьева Е. В. Государственное регулирование лесопромышленного комплекса // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14318.-0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14318.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

На мировом рынке Россия является крупнейшим экспортером необработанной древесины, которая в структуре российского экспорта лесной продукции занимает около трети, но при этом Российская Федерация, производящая в кубометрах дерева почти втрое больше, чем, к примеру, США, получает от его продажи в 2,3 раза меньше и вдвое меньше, чем такая не лесная держава, как Франция. Налицо несоответствие, одной из основных причин которого является то, что большую часть экспорта составляет сырье, а не товар с высокой добавленной стоимостью, полученный в результате глубокой переработки. Стоит отметить, что ситуация на рынке круглого леса крайне нестабильна: большое количество конкурентов, неустойчивый спрос. При этом Россия лидирует в мире по вывозу круглого леса. По мнению большинства экспертов, это лидерство оказывает негативное воздействие на развитие лесопромышленного комплекса России в целом. За ним стоит прямое расточительство национальных ресурсов и, как следствие, упущенная Россией выгода, которую она могла бы иметь, если бы перерабатывала лес на своей территории. Кроме этого мировой рынок предъявляет всё более высокие требования к качеству продукции. Нередко единственным фактором востребованности российской лесопродукции на мировых рынках является ее цена, которая ниже среднемировых на 30-40%. В связи с этим беспокойство лесопромышленников вызывает присоединение России к ВТО - это лишит российскую продукцию последних преимуществ в конкурентной борьбе с западными компаниями.

Анализируя развитие ЛПК, стоит отметить, что государство - основной собственник лесов, ответственный за сохранность лесных ресурсов и разработку стратегии развития отрасли. Очевидно, что без координирующих действий государства эффективная экономика не может существовать. К недостаткам системы управления ЛПК можно отнести высокую централизацию управления. Все эти факторы препятствуют эффективному взаимодействию предпринимателей и органов управления, уменьшают скорость принятия управленческих решений. Данная отрасль имеет большие возможности, однако для более эффективного использования ресурсов требуется система мер, которая будет направлена на развитие транспортной инфраструктуры, а также на совершенствование инвестиционной, налоговой политики и нормативно-правовой базы, регулирующей комплекс ЛПК [4].

Рассмотрим данную систему мер подробнее.

1. Лесной отрасли нужен новый механизм управления и лесная политика, которые будут соответствовать тенденциям развития рыночной экономики. Труднодо-ступность леса - один из основных факторов, приводящий к тому, что Российская Федерация при всех своих глобальных возможностях уступает западных странам по объемам заготавливаемой древесины и обеспечивает только 6% от объема заготовки леса в мире. В Российской Федерации имеется серьезная проблема нехватки лесовозных магистралей: в стране их практически в 10 раз меньше, чем в Америке, причем только 11% из них имеют твердое покрытие. На финансирование строительства дорог для транспортировки леса (при условии строительства по 3 тыс. км в год) требуется 18 млрд руб. [5] Средства, выделенные государством для решения этой проблемы на 2013 г., составляют лишь 2,5 млрд руб.

Необходимо совершенствовать функционирование международных транспортных путей, которые будут проходить по территории Российской Федерации. В настоящий момент наблюдается ситуация, когда заготовка более 70% наиболее ценной древесины производится в азиатской части страны, а ее покупатели находятся в европейской. Экстенсивная модель безнадежно устарела, необходимо изменить ситуацию, высаживая нужные породы дерева территориально ближе к заказчикам. При внедрении интенсив-

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14318 УДК 338.242:630

Веселова А. О., Соловьева Е. В. Государственное регулирование лесопромышленного комплекса // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14318.-0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14318.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ной модели прибыль вырастет приблизительно в 2,5 раза, сохранится разнообразие флоры и фауны леса. Такой подход к системе ЛПК можно встретить во многих странах, например в Швеции и Финляндии, которые считаются мировыми лидерами в лесном хозяйстве. Интенсивная модель позволит спасти ценные малонарушенные леса, которые сохранились только в северо-западной части Российской Федерации [6].

2. Важным направлением дальнейшего развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации является разработка и реализация программных мероприятий, стимулирующих развитие инвестиционной деятельности в малом и среднем бизнесе ЛПК. При этом многие специалисты в лесной отрасли, политики, руководители лесопромышленных ассоциаций видят дальнейшие возможности развития ЛПК в эффективном функционировании малого и среднего бизнеса, а значит, в надежном техническом потенциале малых и средних предприятий, наличии у них трудовых и сырьевых ресурсов, способности производить конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынков. Для реализации данного направления необходимо создать условия, которые будут стимулировать предприятия малого и среднего бизнеса перерабатывать заготавливаемую древесину в регионах страны. Результатом данных мероприятий должны стать новые «точки роста» - предприятия, которые успешно реализуют инвестиционные проекты и будут являться примером для развития новых производств. Предложенные мероприятия буду способствовать повышению инвестиционной активности субъектов малого и среднего бизнеса лесопромышленного комплекса. В связи со сложившейся ситуацией на рынке древесины именно сейчас необходимо создать условия, стимулирующие внедрение глубокой переработки необработанной древесины на данных предприятиях.

Не менее значимыми являются и мероприятия, направленные на усиление взаимодействия малого и крупного бизнеса в лесопромышленном комплексе. Крупные лесопромышленные предприятия могли бы передавать часть функций и операций по обеспечению производства продукции на аутсорсинг малым предприятиям. Так, в практике западного бизнеса крупные фирмы широко привлекают мелкие узкоспециализированные предприятия, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг крупных фирм, особенно в наиболее монополизированных отраслях (машиностроение, электронная промышленность и т. п.), группируются обычно тысячи мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. При этом лесоустроительная деятельность, лесопосадки, уход за лесами, заготовка деловой древесины, перевозка леса и ряд других услуг - все это перспективная ниша для развития малого бизнеса ЛПК России. В свою очередь, для крупных предприятий это практически единственный действенный способ повысить эффективность непрофильных задач и сконцентрировать внимание на основном направлении деятельности. Основными преимуществами привлечения организации-аутсорсера для крупных лесопромышленных предприятий являются:

- возможность сконцентрировать все внимание на основной деятельности организации; нередко услуги организации-аутсорсера обходятся дешевле, чем работы своими силами;

- возможность сокращения штата организации;

- более качественное выполнение отдельных функций организации специализированными фирмами;

- надежность предоставляемых услуг аутсорсером за счет сочетания специализации и опыта уменьшает риски организации;

- возможность передачи ответственности за выполнение конкретных функций.

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14318 УДК 338.242:630

Веселова А. О., Соловьева Е. В. Государственное регулирование лесопромышленного комплекса // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14318.-0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14318.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

С уверенностью можно утверждать, что аутсорсинг способен оптимизировать затраты крупных лесопромышленных предприятий, высвободить для их дальнейшего развития человеческие ресурсы, материальные и нематериальные. При передаче определенных процессов бизнеса аутсорсинговой компании появляется возможность эффективно распределять между сотрудниками обязанности. Важно отметить, что грамотный аутсорсинг оказывает положительное влияние на качество продукции, производимой предприятием.

3. Следующим аспектом совершенствования регулирования лесопромышленного комплекса в Российской Федерации является улучшение налоговой и инвестиционной политики в лесопромышленном комплекса. Для этого необходимо объединить усилия государства и частного бизнеса, к примеру, рационально создание адекватной системы платежей за пользование лесными ресурсами. При этом необходимо постепенно отказаться от краткосрочной аренды, которая не способствует эффективному восстановлению лесов, охране лесных ресурсов от пожаров, организации лесопользования.

В дополнение к тем механизмам, которые уже закреплены в законодательстве, для эффективного освоения лесов на условиях долгосрочной аренды предлагается установить единый норматив стоимости для всех пользователей. Если в период аренды затраты на благоустройство и восстановление участка превышают этот норматив, то пользователю должна оказываться поддержка из бюджета, например снижение арендной платы, прямые дотации.

Принятие системы первоочередных мер необходимо для активизации инвестиций в лесопромышленном комплексе. Реализация мер должна вестись по двум направлениям. Во-первых, должна быть усилена роль государства в обеспечении инвестиционного процесса, т. е. целесообразно развивать механизм государственных гарантий, повышать координирующую роль государства в создании организационных и институциональных предпосылок инвестирования. Вторым направлением должно стать создание организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности. Для повышения привлекательности инвестиций в переработку древесины необходимо дополнительно принять меры, в число которых входит долгосрочное финансирование банками инвестиционных проектов по деревообработке под низкий процент.

Необходимо пересмотреть нормативно-правовые акты, которые запрещают реконструкцию и своевременное обновление лесов в малолесных и среднелесных регионах. В этих районах интенсификация лесного хозяйства должна сопровождаться созданием всех необходимых условий для экологического оздоровления лесов. Для обеспечения инновационного сценария требуется радикальный подъем инвестиционного рейтинга в Российской Федерации. Вся система лесного законодательства должна создаваться на базе государственной лесной политики - на ее основе должны разрабатываться соответствующие федеральные и региональные лесные программы.

Таким образом, результаты политических и экономических реформ последних двух десятилетий показали, что лесопромышленный комплекс (ЛПК) Российской Федерации трудно адаптируется к рыночным отношениям и требованиям мировых рынков, также на адаптацию уходит большое количество времени. Государство в современных рыночных условиях по-прежнему играет главную роль в экономике, особенно в экономике отраслевых рынков, является крупнейшим предпринимателем, который обеспечивает широкомасштабное производство благ, выступает в роли крупнейшего потребителя и с помощью законодательства регулирует деятельность лесопромышленного комплекса. Следовательно, в современных условиях совершенствование государственного регулирования лесопромышленного комплекса будет способствовать развитию предпринимательства и повышению экономической мощи страны.

(V С rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14318 УДК 338.242:630

Ссылки на источники

Веселова А. О., Соловьева Е. В. Государственное регулирование лесопромышленного комплекса // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14318.-0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14318.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

1. Обзор лесопромышленного комплекса Российской Федерации // Управление компанией. -2013. - № 6. - С. 17-19.

2. Гладких Я. Н. Развитие аутсорсинга в лесопромышленном комплексе Пермского края // Экономика и менеджмент систем управления. - 2012. - № 4.3(6). - С. 355-360.

3. Лесная промышленность 2013 г. Лесозаготовка падает второй год подряд. - URL: http://www.lesonline.ru/n/3B4A7

4. Блам Ю. Ш. Лесной комплекс Российской Федерации в контексте мирового лесного рынка // Экономика Российской Федерации и Сибири: прошлое, настоящее, будущее: материалы науч. конф., посвящ. 50-летнему юбилею Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012. - С. 100-114.

5. Кельбах Е. И., Веселова А. О., Киселева А. А. Региональный бренд как инструмент продвижения предприятий отрасли деревянного домостроения Пермского края // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 11 (40). - С. 269-271.

6. Сорокин М. А. Таможенное регулирование в системе государственного обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур лесопромышленного комплекса. - URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/2481 -2013-10-30-11 -52-20.

Anna Veselova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of Marketing,

Perm State National Research University, Perm ksenia--27@yandex.ru Elena Colovjova,

Student, Economics Department, Perm State National Research University, Perm ksenia--27@vandex.ru

State industrial organizations’ regulation (on the example of timber processing complex)

Abstract. The paper analyzes the effectiveness of state regulation of the branch markets, including the timber processing complex; highlights the shortcomings of the system of state regulation and measures for improving management in the timber industry.

Key words: forestry complex, government regulation, regulation of industrial organizations.

References

1. (2013) “Obzor lesopromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii”, Upravlenie kompaniej, № 6, pp. 17-19 (in Russian).

2. Gladkih, Ja. N. (2012) “Razvitie autsorsinga v lesopromyshlennom komplekse Permskogo kraja”, Jekonomika i menedzhment sistem upravlenija, № 4.3(6), pp. 355-360 (in Russian).

3. Lesnaja promyshlennost' 2013 g. Lesozagotovka padaet vtoroj god podrjad. Available at: http://www.lesonline.ru/n/3B4A7 (in Russian).

4. Blam, Ju. Sh. (2012) “Lesnoj kompleks Rossijskoj Federacii v kontekste mirovogo lesnogo rynka”, in Jekonomika Rossijskoj Federacii i Sibiri: proshloe, nastojashhee, budushhee: materialy nauch. konf., posvjashh. 50-letnemu jubileju Instituta jekonomiki i organizacii promyshlennogo proizvodstva SO RAN, IJeOPP SO RAN, Novosibirsk, pp. 100-114 (in Russian).

5. Kel'bah, E. I., Veselova, A. O. & Kiseleva, A. A. (2013) “Regional'nyj brend kak instrument prodvizhenija predprijatij otrasli derevjannogo domostroenija Permskogo kraja”, Jekonomika i predprinimatel'stvo, № 11 (40), pp. 269-271 (in Russian).

6. Sorokin, M. A. Tamozhennoe regulirovanie v sisteme gosudarstvennogo obespechenija konkurento-

sposobnosti predprinimatel'skih struktur lesopromyshlennogo kompleksa. Available at:

http://www.uecs.ru/marketing/item/2481-2013-10-30-11-52-20 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

r>J

6 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.