Научная статья на тему 'Государственное регулирование как основа формирования конкурентного зернового сегмента агропродовольственного рынка'

Государственное регулирование как основа формирования конкурентного зернового сегмента агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ЗЕРНОВОЙ СЕГМЕНТ / КОНКУРЕНЦИЯ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / GOVERNMENT REGULATION / THE AGRI-FOOD MARKET / THE GRAIN SEGMENT / COMPETITION / MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агаркова Любовь Васильевна, Чернышов Павел Геннадьевич

В статье обосновывается необходимость комплексного государственного регулирования стратегически значимой аграрной сферы экономики. Цель работы заключается в формировании эффективной системы государственного регулирования в целях повышения конкурентоспособности зернового рынка. Разрабатывается алгоритм реформирования модели государственной поддержки с включением в нее подсистем формирования адаптивного механизма реализации функций аграрной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government regulation as the basis of formation of a competitive agri-food segment of the grain market

The paper explains the need for a comprehensive policy-relevant state regulation of the agrarian sector of the economy. The purpose of this work is the formation of an effective system of state regulation in order to increase competitiveness of the grain market. An algorithm is developed to reform model of a state support with the inclusion of sub-formation mechanism for the implementation of adaptive features of agricultural policy.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование как основа формирования конкурентного зернового сегмента агропродовольственного рынка»

ЭКОНОМИКА АПК ECONOMY OF AGRARIAN-INDUSTRIAL COMPLEX

УДК 338.43 ББК 65.325.151 А 23 Л.В. Агаркова

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Ставропольского института экономики и управления им. О.В. Казначеева (филиал ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет. Тел.: (905) 490 83 65.

П.Г. Чернышов

Аспирант кафедры экономики и финансов Северо-Кавказского гуманитарнотехнического института, г. Ставрополь. Тел.: (928) 01 28 389, e-mail: chernyshov-pg@inbox.ru.

Государственное регулирование как основа формирования конкурентного зернового

сегмента агропродовольственного рынка

(Рецензирована)

Аннотация. В статье обосновывается необходимость комплексного государственного регулирования стратегически значимой аграрной сферы экономики. Цель работы заключается в формировании эффективной системы государственного регулирования в целях повышения конкурентоспособности зернового рынка. Разрабатывается алгоритм реформирования модели государственной поддержки с включением в нее подсистем формирования адаптивного механизма реализации функций аграрной политики.

Ключевые слова: государственное регулирование, агропродовольственный рынок, зерновой сегмент, конкуренция, механизм управления.

L.V. Agarkova

Doctor of Economics, Professor of Economy Department, Stavropol Institute of Economy and Management named after O.V Kaznacheev (branch), Pyatigorsk State University of Humanities and Technology, ph.: (905) 490 83 65 P.G. Chernyshov

Post-graduate student of Economics and Finance Department, North Caucasus Humanities-TechnicalInstitute, Stavropol. Ph.: (928) 01 28 389, e-mail; chernyshov-pg@inbox.ru

Government regulation as the basis of formation of a competitive agri-food segment of the grain market

Abstract. The paper explains the need for a comprehensive policy-relevant state regulation of the agrarian sector of the economy. The purpose of this work is the formation of an effective system of state regulation in order to increase competitiveness of the grain market. An algorithm is developed to reform model of a state support with the inclusion of sub-formation mechanism for the implementation of adaptive features of agricultural policy.

Keywords: government regulation, the agri-food market, the grain segment, competition, management mechanism.

Аграрная сфера является не только производящей, но и жизнеобеспечивающей

составляющей национальной экономики, и как основа продовольственной безопасности страны обладает определенным потенциалом влияния на общую социальноэкономическую ситуацию. Ее специфика обусловливает необходимость дополнения рыночного механизма управляющими воздействиями государства. Именно поэтому устойчивость сельскохозяйственного производства и надежность субъектов агробизнеса должны находиться в зоне пристального внимания со стороны органов государственной власти в следующих направлениях: введение государственного заказа на производство сельскохозяйственной продукции; льготное государственное кредитование закупок посевного материала, сельскохозяйственной техники, горюче-смазочных материалов сельхозтоваропроизводителями; субсидирование производства перспективных видов продукции и инноваций.

Государственное экономическое регулирование аграрного сектора, направленное на решение задач обеспечения продовольственной безопасности страны путем повышения эффективности и устойчивости процессов воспроизводства сельскохозяйственной продукции, должно руководствоваться следующими основными правилами: приоритет самофинансирования сельхозтоваропроизводителей при осуществлении воспроизводства по отношению к дополнительным государственным мерам по их поддержке и регулированию; реализация программно-целевого подхода к комплексному дифференцированному применению рыночных методов, приемов и инструментов, стимулирующего товаропроизводителей к интенсификации производства и повышению его эффективности [1].

Регулирование аграрного сектора экономики со стороны государства может осуществляться на внутри- и внешнеэкономическом уровнях такими методами, как денежно-кредитное, ценовое, фискальное, антимонопольное и антикризисное регулирование. Целесообразным и объективно необходимым является оптимальное гибкое сочетание рыночных механизмов с государственным регулированием.

Приоритетные цели государства должны учитываться при формировании конкурентных преимуществ страны на внутреннем и мировом рынках. В этом аспекте обеспечение продовольственной безопасности как подсистемы национальной экономической безопасности можно с полным правом считать одним из главных направлений деятельности эффективного государства.

Рыночная экономика как сложная социально-экономическая система развивается по законам самоорганизации в их специфическом проявлении, и поэтому для создания эффективного государственного регулирования необходимо четкое определение зон избирательного управления экономическими системами с учетом оценки бизнес-среды. Особое внимание при этом следует уделять поиску так называемых зон синергетического воздействия, позволяющих синтезировать действенные рычаги механизма самоорганизации с получением эффекта мультипликации в результате взаимодействия независимых элементов системы. Это создает стимулы для развития как непосредственно управляемых, так и сопряженных с ними сфер экономической деятельности, расширения совокупного спроса и повышения деловой активности. Величина управляющего воздействия, с одной стороны, ограничена необходимым, а с другой, - возможным с точки зрения наличия бюджетных ресурсов уровнем государственного регулирования.

Формирование и развитие экономически эффективного государства предполагает разработку и внедрение концепции государственного регулирования аграрного сектора экономики. Аграрная политика реализуется через систему государственного регулирования АПК и сельского хозяйства. Она представляет собой экономическое, организационное, социальное, нормативно-правовое и политическое обеспечение государством благоприятной среды для стимулирования устойчивого воспроизводства и удовлетворения потребностей населения в продовольствии, производимом из сельскохозяйственного сырья [2, 3].

Государственное регулирование есть неотъемлемый элемент целостной аграрной политики, проводимой для решения экологических проблем и поддержания плодородия почвы, создания сельской инфраструктуры, для поддержания социального баланса между

городом и сельской местностью в условиях традиционно низкой рентабельности капиталовложений.

Система государственного регулирования сельского хозяйства включает субъекты и объекты регулирования, цели, задачи, механизм регулирования, объединяющие разрабатываемые и используемые государственными органами методы, способы, средства практической реализации регулирующих воздействий (рис. 1) [4, 5].

Основная цель регулирования состоит именно в том, чтобы обеспечить

ТГ^ГТ/ЧТТТТТТП АЛГТ^Т ГТТТ(*ТТТТГ\ТТТТ*ЛП ТТТТГТ ОГ'*ЛГ\ГГ«ЛГ\ТТГ\1ЛГ\ТТТ ЛГГ1Л АТТТТ/ЧГ'ГУ ♦'Х Т Т Т I 1’П ПО ПТТАТЛ ЛГ'ТТЛ*1Т/,ТТТ>ОТТТТГТ

Рисунок 2. Механизм государственного регулирования агропродовольственного рынка и его сегментов

В качестве способов регулирования с учетом использования позитивного отечественного и зарубежного опыта можно обозначить прямое финансирование; льготное кредитование; компенсационные выплаты; ценовую, консультативную, информационную и транспортную поддержки; формирование информационно-консультационных структур, транспортной инфраструктуры; налоговую и таможенную политику; введение льготного налогообложения, таможенных пошлин и квот; систему страхования рисков.

Таким образом, совершенствование механизма государственного регулирования агропродовольственного рынка и его сегментов является стратегически важным направлением исследования с точки зрения поддержания продовольственной безопасности и национального благосостояния государства.

При комплексной оценке эффективности государственного регулирования зернового сегмента сельскохозяйственного рынка целесообразно учитывать целеполагание, информационную открытость, сопоставимость и периодичность используемых данных. Государственные органы призваны осуществлять управляющие воздействия на продовольственное обеспечение, определяемое наполняемостью внутреннего продуктового рынка; цены, тарифы, пошлины, квоты и межотраслевые экономические отношения; трудовую занятость и социальное обеспечение сельского населения; экологическую защиту продовольствия и окружающей среды.

Это актуализирует необходимость формирования рациональной системы государственного регулирования с соответствующими целевыми приоритетами: повышение конкурентоспособности продукции зерновой отрасли на основе интеграции в общероссийский и мировой рынки, модернизации производственно-технологической инфраструктуры;

- обеспечение устойчивого экономического роста производства и оптимизация организационно-управленческой структуры;

- стимулирование количественного и качественного развития трудовых ресурсов и инфраструктуры села;

- формирование экологически эффективной модели хозяйствования на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;

- повышение контроля за эффективностью и адресностью использования бюджетных средств;

- оптимизация разделения полномочий между федеральным и региональным уровнем управления.

Основные этапы реформирования системы государственного управления и регулирования зернопродуктового рынка представлены в виде алгоритма на рисунке 3.

Определение экономического состояния зернового сегмента и оценка эффективности

государственного воздействия

Идентификация слабых сторон и конкурентных преимуществ

Оценка возможностей модернизации

2. РАСЧЕТНЫИ ЭТАП

Прогнозирование производственных параметров и обоснование объемов и структуры государственной поддержки

Обоснование программных мероприятий регулирования в соответствии с проведенной параметрической и критериальной оценкой

Практическая реализация целевых приоритетов аграрной политики

4. ЭТАП КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПРОГРАММ

Рисунок 3. Алгоритмическая модель реализации программ государственного управления и регулирования зернового сегмента агропродовольственного рынка

Оценка возможностей реализации государственных программ предполагает построение прогнозных значений объемов производства продукции зерновой отрасли, а также возможностей бюджетных ассигнований со стороны федерального и регионального центров. Возможность внесения корректировок обусловливается наличием обратной связи с аналитическим этапом экономического состояния системы [4].

Реализация на практике представленной алгоритмической модели должна осуществляться на основе государственных целевых программ развития сельского хозяйства. Финансирование целевых программ на федеральном и региональном уровнях в форме субсидий связано с повышением плодородия почвы, выращиванием элитных сортов зерна, интенсификацией производства, внедрением научных разработок, развитием инфраструктуры мелиорации, которое включает восстановление и реконструкцию мелиоративных систем в целях водоснабжения, орошения, сглаживания паводков, обеспечение инженерной защиты.

К стратегически значимым мероприятиям, способствующим активизации продвижения продукции сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий на внутренние и внешние рынки, следует отнести: создание логистических центров,

осуществляющих хранение, переработку, фасовку и реализацию продукции; установление привилегий производителям при формировании государственных заказов, в том числе и с предоплатой; регулирование доступа импортных продуктов на российские агропродовольственные рынки.

Низкий технологический уровень развития сельского хозяйства требует создания научно-практических центров обучения аграриев и распространения технологий, в сферу деятельности которых входят мониторинг и внедрение инновационных технологий. Интеграция малого бизнеса в единую производственно-логистическую схему предполагает совершенствование нормативно-правовой базы функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов, их государственную поддержку и проведение информационно-консультационной работы.

При формировании комплекса мер поддержки агропродовольственного рынка целесообразно учитывать конкуренцию со стороны импорта и риск потери доли рынка в результате роста объемов реализации контрафактной продукции.

Стимулирование притока инвестиций в сельское хозяйство предполагает поддержку развития агропромышленных парков, повышение доступности механизма гарантий, залоговых фондов, поручительств для инвесторов, развитие небанковских кредитных организаций в форме кредитных кооперативов и учреждений микрофинансирования, увеличение объемов субсидирования на приобретение средств производства.

Определение перспективных производств, а также создание организационноэкономического механизма их развития обеспечит мультипликативный эффект функционирования агропродовольственного рынка и его сегментов при наличии государственной поддержки и привлечении частных инвестиций. Конкретными способами инвестиционных вливаний в развитие новых и модернизацию существующих производств являются расширение особых экономических зон; государственное софинансирование формирования базовой инфраструктуры; обеспечение гарантий по предоставленным сельскохозяйственным кредитам; субсидирование процентной ставки на обновление машинно-тракторного парка; установление льготных режимов по лизингу оборудования, аренде земли и объектов государственной собственности; разработка оптимальных схем взаимодействия между участниками процесса финансирования

(сельхозтоваропроизводители, спонсоры, банки, гаранты, поручители, страховщики), оптимизация форм и методов продвижения продукции на основе маркетинга.

Примечания:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. №537 // СПС КонсультантПлюс. М., 2012. Загл с экрана.

2. Агаркова Л.В., Гурнович Т.Г., Безлепко А.С. Проблемы обеспечения устойчивого развития аграрной сферы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. Вып. 3 (66). С. 100-104.

3. Гурнович Т.Г., Торопцев Е.Л., Сергиенко В.С. Оптимизация системы «производство - потребление» при реализации плодоовощной продукции в регионе // Научно-технические ведомости СПбГПУ Экономические науки. 2009. № 1 (71). С. 139144.

4. Гурнович Т.Г., Безлепко А.С., Кузнецов Р.А. Основные факторы устойчивого и эффективного развития сельскохозяйственного производства // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. Вып. 4 (71). С. 117-122.

5. Нечаев В.И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства: монография. СПб.: Лань, 2009. 553 с.

References:

- National Security Strategy of the Russian Federation up to 2020: Decree of the

President of the Russian Federation of 12.05.2009 No. 537, // Legal Reference System ConsultantPlus. M., 2012. Title from the screen.

- Agarkova L., Gurnovich T.G., Bezlepko A.S. Problems of sustainable development of the agrarian sector // Bulletin Adyghe State University. Economics. Maikop: AGU Publishing House, 2010. Issue. 3 (66). P.100-104.

- Gurnovich T.G., Toroptsev E.L., Sergienko VS. Optimization of the “production -consumption” system in the implementation of fruits and vegetables in the region // Scientific and technical sheets SPb STU. Economic Sciences. 2009. No. 1 (71). P. 139-144.

- Gurnovich T.G., Bezlepko A.S., Kuznetsov R.A. The main factors of sustainable and efficient agricultural development // Bulletin Adyghe State University. Economics Maikop: AGU Publishing House. 2010. Issue. 4 (71). P. 117-122.

- Nechaev V.I., Bershitsky Yu.I., Reznichenko S.M. Regional aspects of state regulation of agricultural production: monograph. StPB.: Lan, 2009. 553 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.