УДК 332.146:330.322:336.565.1(470.312)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е.А. Федорова, С.М. Иванцов
Проводится анализ социального и экономического положения в Российской Федерации. Особое внимание уделяется процессу инвестирования в стране и регионах. Оценивается государственная поддержка и увеличение инвестиционной привлекательности в Тульской области.
Ключевые слова: инвестиции, государственно-частное партнерство, Тульская область, индустриальный парк, инвестиционный климат.
В России наблюдается крайне негативная тенденция ухудшения экономики практически на всех уровнях. В 2013 году многие экономические показатели опустились до уровня кризисного 2008 года. Темпы роста ВВП в третьем квартале оказались почти нулевыми и цифра 1,8% будет считаться практически оптимальной. Так же известно, что задолженность по заработной плате за год выросла в 1,37 раза, вследствие чего избежать большого количества сокращений рабочих мест не удастся. Нельзя не упомянуть и проблеме налоговых поступлений в бюджет. Год уже практически завершен, а план федерального бюджет по доходам исполнен лишь на 57%. Сборы по НДС снизились на 2%, пошлин на вывозимое сырьё оказалось на 10 процентов меньше чем в этот же период времени в 2012 году. Что же касается экономической ситуации в сфере бизнеса, то налог на прибыль организаций сократился на 6 млрд за год и составляет 201,9 млрд рублей. [2]
С каждым годом все острее встает вопрос смены сырьевой экономики, своевременные инвестиции в передовые технологии могут помочь стране выйти из данного положения.
Естественно, в связи с огромными финансовыми затратами на проведение Олимпиады в Сочи в 2014 и подготовкой к Чемпионату Мира по футболу в 2018, у России наблюдается большой недостаток средств в бюджете. Некоторые эксперты считают, что следующие несколько лет, чтобы избежать рецессии, следует сократить издержки. Но тогда получится, что мы просто останемся на одном и том же уровне. России необходимо новая инвестиционная экономическая парадигма, которая будет в себя включать ускоренное развитие инфраструктурных отраслей, реиндустриализацию, восстановление и развитие оборонно-промышленного комплекса и развитие инвестиционного машиностроения. Так же необходимо не забывать и о малом и среднем бизнесе, у которого много отличных идей, но нет никаких возможностей их реализовать. Требуется расширять и удешевлять кредитование в то время как стагнация находится на большей ча-
сти нашего рынка так называемых традиционных продуктов, сектор с инновационными и модернизированными товарами чувствует себя превосходно.
Инвестиционная деятельность является одним из основных направлений в процессе проведения крупномасштабных экономических, политических, социальных преобразований, направленных на создание условий, благоприятных для устойчивого экономического роста.
В Федеральном Законе закреплены понятия инвестиции как денежных средств, ценных бумаг, другого имущества, имеющего денежную оценку, вкладываемые в предпринимательскую или иную деятельность для достижения полезного эффекта или получения прибыли. Поэтому различают несколько видов инвестиций:
-инвестиции портфельные;
-инвестиции реальные;
-инвестиции финансовые;
-инвестиции в нематериальные активы;
-инвестиции прямые;
-инвестиции венчурные;
-инвестиции крупных компаний.
Рассматривая сложившуюся на текущий момент ситуацию в России по инвестициям, можно сказать, что потенциальные возможности страны использованы не до конца в силу ряда причин государственного и политического характера. Государство пытается улучшить инвестиционный климат и стимулировать инвестиционную активность, в том числе и по привлечению иностранных инвесторов. Тем не менее инвестиционные возможности России имеют большие перспективы. Эти перспективы отмечают и зарубежные инвесторы.
К концу июня 2013г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 370,6 млрд.долларов США, что на 14,6% больше чем в предыдущем году. Из этого, наибольшая часть приходится на прочие инвестиции - 66,9% (на конец июня 2012г. - 58,2%), в то время как доля прямых инвестиций составила 31,2% (38,5%), портфельных - 1,9% (3,3%).[1]
В I полугодие 2013г. в экономику России поступило 98,7 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 32,1% больше, чем в I полугодие 2012 года, наибольшую долю из них все также составляют прочие инвестиции. Основными странами-инвесторами являются: Нидерланды, Кипр, Люксембург, Германия, Китай, Соединенное Королевство (Великобритания), Фрацния, Япония. На долю этих стран приходится 84,3% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 74,2% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. На рисунке 1 показано процентное соотношение объема накопленных иностранных инвестиций различных стран в экономику России.[1]
Многие иностранные предприятия не стараются совершать прямых инвестиций, но предлагают помощь по сбыту произведенной продукции на территории страны импортера. Также они могут оказать помощь в совершенствовании маркетинговой политики.
Рис. 1. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике
России за 2012 год
Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала - это самый прямой и достаточно эффективный путь улучшения экономики страны, рычаг ускорения социальноэкономического развития.
Однако увеличение объема отечественных инвестиций остается приоритетным направлением для деятельности правительства России. Ин-
вестиции необходимы для поддержания уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции на территории Российской Федерации. Государство имеет в своем распоряжении различные методы поддержки отечественных инвесторов:
— государственное лоббирование и защита отечественных разработок: интеллектуальной собственности, открытий, изобретений, патентов;
— закупки государством научно-технической продукции;
— подготовка государством качественных научных кадров;
— предоставление различных льгот участникам экономических отношений;
— появление государственных научно-исследовательских организаций;
— программы государственно-частного партнерства.
В последнее время, достаточно новым в государственном управлении инвестициями является не распределение бюджетных средств на капитальное строительство в отраслях и регионах, а частичное или целевое финансирование на конкурсной основе определенных инвестиционных проектов, а также инвестиции в создание инфраструктуры для промышленных объектов.
Успешное решение этой задачи зависит как от масштабного притока инвестиций в различные сектора экономики, так и от перевооружения отраслей народного хозяйства в регионах.
Очень важным в настоящее время для российской экономики является изменение региональной инвестиционной политики. Она представляет собой меры по стимулированию и регулированию инвестиционного процесса с целью обеспечения положительного, устойчивого социальноэкономического развития отдельной территории.
Например, Тульская область до сих пор испытывает большие проблемы после разрушения Подмосковного угольного бассейна. Социальная ситуация в шахтерских поселках до сих пор остается напряженной из-за отсутствия действующих предприятий, ветхого жилищного фонда, недостатка качественных государственных и муниципальных услуг населению. В тоже время, на этих территориях осталась развитая промышленная инфраструктура: дорожная сеть, действующие газопроводы, железнодорожные пути, водопровод и канализация.
Инвесторы при выборе места для будущего объекта инвестиций все больше интересуются финансовой, административной и инфраструктурной поддержкой от региональной власти. Конкурентная борьба между регионами сильно возросла за последний период. Инвестор теперь склоняется к тем регионам, где есть уже сформировавшаяся и работающая государственная форма поддержки инвестиций.
Однако, несмотря на все трудности, правительство Тульской области проводит большую работу по улучшению инвестиционной привлека-
тельности региона.
В Тульской области появились различные формы увеличения инвестиционной привлекательности:
-создание Корпорации развития Тульской области;
-проектирование и строительство индустриальных парков на территории области;
-государственно-частное партнерство по созданию промышленной инфраструктуры;
-применение льготного налогообложения для крупных инвесторов;
-внедрение новых форм продвижения ресурсов и продукции Тульской области;
-организация участия в различных отраслевых и многопрофильных бизнес-форумах и международных выставках-ярмарках;
-освещение деятельности правительства Тульской области по созданию благоприятного инвестиционного климата в средствах массовой информации.
Координирующую роль в осуществление инвестиционной деятельности в Тульской области исполняют министерства экономического развития и министерство промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области, а также ОАО «Корпорация развития Тульской области».
Стратегическая цель ОАО «Корпорация развития Тульской области» - внедрение механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов во всех сферах жизнедеятельности.
Приоритетным направлением его деятельности, является организация государственной поддержки при создании индустриальных парков, технологических кластеров и промышленных зон на территории Тульской области.[9]
В настоящий момент в разработке находятся шесть индустриальных парков в Тульской области. До сих пор строительство подобных объектов не осуществлялось в нашем регионе. Возможно, именно поэтому многие привлекательные инвестиционные предложения обходили нашу область стороной и доставались другим регионам, с более организованной инфраструктурой и налоговыми льготами. Теперь уже в самое ближайшее время Тульская область сможет конкурировать на самом высоком уровне за привлечение известных компаний, в том числе и иностранных:
- Узловской индустриальный парк;
- Индустриальный парк "Новая Тула;
- Ефремовский логистический парк;
- Веневский индустриальный парк;
- Щекинский индустриальный парк;
- Рекреационный парк "Dancing Green.
Все осуществляемые мероприятия, в конце концов, должны привести к увеличению прибыли в бюджет. Так, к 2016 году, при удачном стечении обстоятельств, рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Тульской области составит не менее 150 млн. руб только от НДФЛ. Эффективность бюджетных инвестиций составит от 8%. Предполагается, что при работе с инвесторами будет использован мультипликативный эффект в отношении 1 к 4, то есть на 1 рубль бюджетных инвестиций будут привлекаться не менее 4 рублей частных инвестиций в основной капитал.[9]
Активная инвестиционная работа Правительства Тульской области была по достоинству оценена центральными рейтинговыми агентствами. Так, например, по итогам независимого рейтингового агентства «Эксперт РА» по рейтингу инвестиционного потенциала регион занимает 35 место в стране.[4] По показателю инвестиционного риска Тульская область в 2012 году улучшило свое положение, перейдя с 22 на 13 место. А по мнению официального российского сайта «Forbes» в рейтинге лучших городов России по удобству ведения бизнеса за 2012 год город Тула занял 17 место с высокими баллами по административному и налоговому благоприятствованию, а также инфраструктурному потенциалу. [3]
Основываясь на опыте ближайших конкурентов, таких как Калужская и Московская области, можно прийти к выводу, что необходимо как можно оперативнее привлекать как отечественных, так и зарубежных инвесторов к себе в край. Ведь у Тульской области есть большой запас ресурсов для дальнейшего развития и у нас очень хорошее территориальное местоположение. Увеличение инвестиционного потенциала Тульской области, строительство новых и модернизация действующих предприятий в нашем регионе имеет важнейшее значение именно сегодня, потому что это позволит решить важнейшие задачи: улучшение условий труда туляков, повышение благосостояния их семей и рост социального оптимизма в нашем обществе. А дополнительные налоговые поступления в бюджет всех уровней, которые дадут новые предприятия, пойдут на решение важнейших задач социальной сферы, благоустройства городов и поселков и повышение уровня жизни туляков.
Список литературы
1. Официальный Интернет-сайт Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru;
2. Журнал "Эксперт" №43 28 октября - 3 ноября 2013;
3. Официальный сайт Forbes. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru/profile/tula;
4. Сайт экспертно рейтингового агентства "ЭкспертРА". [Электрон-
ный ресурс]. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/releases/2012/Dec13c/;
5. Федорова Е.А. Задачи инновационного развития Российской эко-
номики., Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2009, № выпуска 2-2, стр. 3-9, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //cyberleninka.ru/article/n/zadachi-
innovatsionnogo-razvitiya-rossiyskoy-ekonomiki;
6. Ломовцев Д.А., Федорова Т.А. Развитие инновационных промышленных технологий в условиях финансового кризиса., Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2010; № выпуска: 2-1, стр. 29-37. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-innovatsionnyh-promyshlennyh-tehnologiy-v-usloviyah-finansovogo-krizisa
7. Сайт министерства экономического развития Тульской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://econom.tularegion.ru/;
8 Сайт инвестиционного портала Тульской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.invest-tula.com/;
9. Сайт корпорации развития Тульской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.invest-tula.com/tulskaya-regionalnaya-
korporatsiya-razvitiya-gchp/.
Федорова Елена Александровна, д-р экон. наук, проф., зав кафедрой, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Иванцов Семен Михайлович, магистрант гр.740781/20, специальность Финансы и Кредит, кафедра ФиМ, Россия, Тула, Тульский государственный университет
STATE REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITIES (ON THE EXAMPLE OF TULA REGION)
E.A Fedorova, S.M. Ivantsov
Analyzed the social and economic situation in the Russian Federation. Special attention is given to the process of investing in the country and regions. Ranking the government support and increasing of investment attractiveness in the Tula region.
Key words: investment, public-private partnership, Tula region, the industrial park, the investment climate.
Fedorova Elena Aleksandrovna, doctor of economy science, professor, head of department, Russia, Tula, Tula State University,
Ivantsov Semen Michailovich, magistrate of group 740781/20, Finance and Credit, Department of FIM, Russia, Tula, Tula State University