Научная статья на тему 'Государственное регулирование аграного сектора Украины в условиях глобализации'

Государственное регулирование аграного сектора Украины в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование аграного сектора Украины в условиях глобализации»

вание доходов работников сельского хозяйства и других сфер национальной экономики, то есть постепенное доведение среднемесячной оплаты

труда персонала сельскохозяйственных предприятий до уровня не ниже среднего по отраслям народного хозяйства.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАНОГО СЕКТОРА УКРАИНЫ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Бабан Т.А., асп. Харьковского национального технического университета сельского хозяйства

им. П. Василенка

Современные условия глобализационного развития предусматривают участие всех стран в международных экономических отношениях, в том числе, в такой их форме, как международная торговля, развитие которой сейчас опережает развитие производства. За последнее десятилетие объемы мирового экспорта товаров увеличились в три раза, в то время как объемы производства (мировой ВВП) возросли почти в два раза [1].

Важной составляющей в структуре международной торговли товарами является торговля сельскохозяйственной продукцией, доля которой в совокупном мировом экспорте приближается к 10%.

Эффективное развитие аграрного производства является материальной основой существования человечества. В связи с этим для каждой страны одной из стратегических задач является обеспечение продовольственной безопасности, которая, в свою очередь, зависит, прежде всего, от эффективности развития сельскохозяйственного производства и от эффективной государственной аграрной политики.

Значительный взнос в исследование проблем государственного регулирования аграрного сектора Украины, а также вопросам продовольственной безопасности сделали такие украинские ученые как Андрейчук В.Г., Гайдуцкий П.И., Саблук П.С., Гейц В.М. и другие.

Вопросы продовольственной безопасности решаются не только на уровне отдельных государств, но также и на международном уровне: в рамках принятой в 1996 г. Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности, а также международными организациями ООН, ФАО, ВТО.

За последние годы наблюдается значительный рост цен на продовольствие, который вызван рядом факторов. Среди них и увеличение объемов потребления, спроса на продовольствие, расширение использования сельхозкультур для производства биотоплива; глобальные изменения климата, влияющие на урожайность и валовые сборы; а также общее сокращение посевных площадей. Поэтому вопросы, связанные с доступностью продовольствия для всех слоев насе-

ления и повышением его качества, становятся первоочередными при формировании государственной аграрной политики.

На формирование государственной аграрной политики влияют факторы как внутреннего, так и внешнего характера.

К внутренним факторам относится, прежде всего, место сельского хозяйства в структуре экономики и актуальные проблемы его развития, состав и масштабы социальных задач государства, состояние политического рынка. А наиболее весомыми внешними факторами являются тенденции на мировых рынках сельскохозяйственной продукции, уровень конкуренции, внешняя политика других стран, участие в интеграционных объединениях, обязательства члена перед международными организациями, такими как ВТО.

На территории Украины сосредоточено около 30% всех черноземов мира. Украинское сельскохозяйственное производство имеет огромный потенциал, который превышает потребности внутреннего рынка, и последние годы стабильно демонстрирует наиболее позитивные результаты развития по сравнению с другими отраслями экономики. С одной стороны, сельскохозяйственное производство может стать двигателем украинской экономики, а с другой -двигателем ее постепенной интеграции в мировую экономику для решения глобальной продовольственной проблемы.

Украинское аграрное производство вместе с другими отраслями, способствующими его развитию, длительный период находится в стадии реформирования, постепенно приближаясь к уровню развития европейских стран. Вместе с тем, реформационный период проходит и государственная аграрная политика.

Основными направлениями государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Украине являются бюджетное финансирование посредством целевых программ развития сельского хозяйства, как в целом, так и отдельных отраслей растениеводства и животноводства. К этому перечню можно отнести и программы по развитию оптовых сельскохозяйственных рынков, налоговое регулирование (укра-

инские сельхозпроизводители являются плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога, а также действует специальный механизм уплаты НДС), льготное кредитование, интервенционные операции Аграрного фонда, регулирование экспорта и импорта.

Но, к сожалению, существующие методы регулирования являются несовершенными. Отсутствует систематизация, в первую очередь, регулирующих актов, которые должны определять правила поведения субъектов сельскохозяйственной деятельности, особенности применения тех или иных методов регулирования в разных условиях, климатических зонах. В системе органов регулирования существует дублирование функций, а некоторые вопросы и функции остаются при этом неподотчетными ни одному из органов регулирования. При наличии большого количества нормативных актов, регулирующих аграрный сектор экономики, эффективность их остается достаточно низкой.

Основными нормативно-правовыми актами, определяющими аграрную политику в Украине, являются: законы «О государственном бюджете Украины», «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», «Об основных принципах государственной политики на период до 2015 года», Государственная целевая программа развития украинского села на период до 2015 г. и многие другие. В данных нормативных и программных актах делается акцент на том, что развитие аграрного сектора является приоритетным для развития экономики. Однако реалии демонстрируют совершенно другую ситуацию. Бюджетная поддержка отрасли является нестабильной. Так в 2008 г. было предусмотрено выделение 11 млрд грн из государственного бюджета Украины министерству аграрной политики Украины, в 2009 г. - 6,4 млрд грн., 2010 г. -5,8 млрд грн., на финансирование бюджетных программ для сельского хозяйства в 2011 году 10,2 млрд грн., а в 2012 - 8,2 млрд грн. Было уменьшено финансирование мероприятий прямой поддержки аграрного сектора. В 2012 году прямая бюджетная поддержка сельского хозяйства в Украине составила 2,8 млрд грн., что на 31% меньше, чем в 2011 г. Эта сума значительно ниже потолка господдержки, предусмотренного обязательствами перед Всемирной торговой организацией, объем которой составляет 3,43 млрд грн. Это свидетельствует о том, что внутренние бюджетные ограничения являются более жесткими, по сравнению, с внешними. Не полностью используются объемы возможной поддержки сельскохозяйственных производителей в рамках «зеленой корзины». Задействование данного резерва позволит обеспечить стабильное развитие

сельского хозяйства и сельских территорий, кроме того, не порождая конфликтных ситуаций с торговыми партнерами, развивать экспортный потенциал украинского сельскохозяйственного производства.

Методы «зеленой корзины» могут способствовать повышению количественных показателей производства сельскохозяйственной продукции, и что особенно важно, повышению ее качественных характеристик. Ведь в Украине есть все условия для производства качественной и экологически чистой продукцию. Последний аспект чрезвычайно конкурентен в современных условиях. Для этого требуется адекватное нормативно-правовое обеспечение и развитие необходимой инфраструктуры. Так, в рамках «Программы всестороннего институционального развития Украины», подготовленной Украиной совместно с ЕС, с целью гармонизации системы стандартизации и обеспечения качества сельскохозяйственной продукции на международном уровне ЕС планирует выделение 9 млн евро.

Государство должно поощрять производителей качественной продукции, рационально использующих земельные ресурсы и заботящихся об улучшении их состояния. Необходимо стимулировать применение современных ресур-созберегающих экологичных технологий. Это, в свою очередь, приведет к повышению уровня продовольственной безопасности страны.

Повышение эффективности государственного регулирования аграрного сектора экономики Украины должно быть направлено, прежде всего, на построение институциональной среды для имплементации стабильных правил поведения на аграрном рынке, специальных программ развития сельского хозяйства, а также методов контроля за их выполнением. Государством должна проводиться работа по информированию, обучению и повышению квалификации сельскохозяйственных кадров. Важной задачей является также технико-технологическое переоснащение сельскохозяйственного производства, развитие логистической и рыночной инфраструктуры, экологизация производства и продукции, охрана земельных ресурсов.

Как было сказано ранее, государственная аграрная политика Украины характеризуется несовершенством и наличием ограничивающих факторов. Но тем не менее продолжающиеся реформационные процессы способствуют ее приближению к европейскому уровню. Регулируя аграрный сектор экономики государство должно стимулировать его развитие, повышая при этом эффективность и инвестиционную привлекательность отрасли. Наличие сравнительных преимуществ, для развития сельского

хозяйства, у Украины в комплексе с обдуманной аграрной политикой будет способствовать не только обеспечению национальной продовольственной безопасности, но и развитию экспорт-

ного потенциала украинской сельскохозяйственной продукции.

Источники

1. http://www.worldbank.org

2. http://www.minagro.gov.ua

3. http://www.zakon4.rada.gov.ua

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ УКРАИНЫ

Артимонова И.В., к.э.н., ассист. Белоцерковского национального аграрного университета

Сейчас в Украине основной проблемой для населения является не физическое отсутствие продуктов питания, а ограниченные экономические возможности их приобретения. Отсюда возникает проблема удовлетворения научно обоснованной потребности в продуктах питания населения страны для обеспечения активного и здорового образа жизни, чтобы получать с продуктами питания необходимое количество калорий. Учитывая это, социально-экономическая система страны должна гарантировать своим жителям доступность продовольствия как в кратко-, так и долгосрочной перспективе.

В 2012 г. среднесуточная питательность рациона украинца составляла 2954 ккал, что на 18,2% превышает предельный критерий - 2500 ккал. По сравнению с 2011 г. потребление калорий населением Украины выросло на 0,1%. Как и в предыдущие годы, основную часть калорий украинцы потребляли вместе с продукцией растительного происхождения, и только 28,6% среднесуточного рациона обеспечивается за счет потребления продукции животного происхождения, что почти вдвое ниже установленного порогового значения (55%). При этом по сравнению с 2011 г. количество калорий, потребляемое населением в виде пищевых продуктов животного происхождения, выросло на 4,6%.

Энергетическая ценность среднесуточного научно обоснованного рациона составляет 2928 ккал. По данным ФАО и Всемирной организации здравоохранения, минимальный суточный рацион для жителей передовых стран должен составлять 2560 ккал. Предел энергетической насыщенности рациона питания, ниже которого начинается голодание с необратимыми физиологическими изменениями, равен 1500 ккал в сутки [1].

Украина полностью обеспечивает себя продукцией собственного производства, а им-портозависимость наблюдается лишь по двум группам товаров, которые в недостаточном количестве производятся в стране: по рыбе и

рыбопродуктах - около 70%, по плодам и винограду - около 50%. Еще одним сегментом рынка продовольственных товаров, где незначительные объемы импорта формируют предложение, является рынок мяса и мясопродуктов - до 7% объемов внутреннего потребления. На сегодня продуктовая корзина в среднем состоит из следующих продуктов: хлеб и хлебопродукты -9,7%, крупы - 8,3; овощи - 5,1; фрукты - 28,2; мясо и мясопродукты - 28,2; рыба - 2,3; растительное масло - 1,8; сахар - 2,5%.

Анализ потребления продовольствия городским и сельским населением свидетельствует о том, что крестьяне больше потребляют картофеля и хлебных продуктов, овощей, сахара. Такая ситуация обусловлена тем, что большинство сельского населения занимается выращиванием картофеля и зерна на собственных приусадебных участках и земельных паях с целью самообеспеченности необходимыми продуктами питания. Независимо от того, что большинство домохозяйств сельской местности держат коров (часто по 1-2 и более), уровень потребления молочной продукции почти такой же, как в городских поселениях (18,6 и 19,1 кг). Это связано с тем, что при отсутствии доходов сельское население реализует значительную долю молока.

В течение 2005-2012 гг. размер совокупного дохода населения увеличился втрое и в 2012 г. равнялся 1483 грн в месяц в расчете на 1 человека. Одним из основных источников доходов населения Украины является заработная плата. В течение исследуемого периода наблюдается увеличение ее доли в совокупных доходах, которая в 2012 г. достигла 49,3%.

На фоне положительных тенденций роста доходной части семейного бюджета среднестатистического украинца в структуре его расходной части все еще значительную долю занимают расходы на продукты питания. Так, в течение 2000-2012 гг. этот показатель уменьшился на 16,9 п.п., однако все еще остается высоким, и в 2011 г. составил 51,3%, а в развитых странах мира он колеблется в пределах 9-12%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.