ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ
© Шибиченко Г.И.*
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,
г. Пятигорск
В статье рассматриваются проблемы законодательного регулирования, пути стратегического развития и решение проблем повседневного функционирования жилищно-коммунального хозяйства России органами государственной власти и местного самоуправления.
Ключевые слова Программы и подпрограммы реформирования и модернизации ЖКХ; стратегическое развитие; финансовое содействие; федеральный стандарт.
Жилищно-коммунальное хозяйство - это совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства.
С внедрением рыночных отношений в системе ЖКХ произошли существенный изменения. Монопольное положение муниципальных жилищных трестов, даже если их в муниципальном образовании несколько (например, в средних и крупных городах), обеспечивает им постоянное финансирование, что, однако, не побуждает ни их в целом, ни их структурные подразделения - жилищно-эксплуатационные участки (ЖЭУ) - работать лучше. В этих условиях заложником сложной финансовой ситуации становится местный бюджет. Как показала практика, там, где сохраняется трестовская система управления, уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) до последнего времени был достаточно низкий. При этом жилищно-коммунальное хозяйство традиционно рассматривается как отрасль административных отношений. Административное управление со стороны руководства города жилищно-коммунальными организациями сочетается с практически бюджетным финансированием отрасли.
В ЖКК за многие десятилетия накопилось множество сложных проблем, решению которых уделяется большое внимание на государственном уровне. В 2001 году в рамках Федеральной программы «Жилище» Правительством РФ была утверждена Подпрограмма реформирования и модернизации ЖКК на 2002-2010 годы. Эта Подпрограмма была реализована лишь частично.
* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат социологических наук.
Распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 г. № 102-р утверждена новая Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» [1].
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище [3, с. 25].
Характерной чертой жилищно-коммунального комплекса является то, что большинство вопросов отнесены к полномочиям местных органов власти [3, с. 27].
Задача органов местного самоуправления состоит не в оказании услуг по управлению жилищным фондом, а в создании необходимых условий, которые позволяют населению получить в нужном объеме жилищно-коммунальные услуги допустимого качества.
Основу преобразований в системе управления сферой ЖКХ представляет реорганизация управления отрасли, которое построено на основе сокращения видов и форм участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом, а также повышении активности по привлечению граждан к управлению жилой собственностью [4, с. 89].
Более высокий уровень управления сферой ЖКХ - региональный, включающий региональные органы власти. Региональное управление призвано способствовать поддержке муниципального самоуправления в системе развития жилищно-коммунального хозяйства, кроме того региональный уровень включает производство независимой оценки эффективности работы органов местного самоуправления.
Самый высокий уровень управления в сфере ЖКХ - государственный, именно здесь осуществляется регулирование жилищно-коммунального хозяйства и принимаются нормативные документы по развитию.
Стратегическое развитие ЖКХ возложено на Министерство регионального развития РФ; проведение ценовой политики осуществляет Федеральная служба по тарифам; прогнозированием и мониторингом занимается Рос-стат; учетная функция возложена на Минфин; фискальную функцию осуществляет Фонд ЖКХ - фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ); Государственная дума определяет объем воздействия.
Все меры государственного регулирования, применяемые в жилищно-коммунальной сфере прежде всего направлены на повышение устойчивости работы, ускорение темпов и объемов капитальных ремонтов, на модернизацию инженерной инфраструктуры, на снижение количества аварийного жилья. Наиболее важным показателем в сфере государственного регулирования является значительное снижение объемов аварий на коммунальных сетях. Положительную динамику в сфере ЖКХ позволяют поддержать инве-
стиции в капитальный ремонт домов, модернизацию инженерной инфраструктуры ЖКХ и переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда.
Деятельность управленческих структур на всех уровнях, направлена на достижение наибольшего эффекта работы всей системы ЖКХ.
Сфера ЖКХ является одной из наиболее проблемных отраслей российской экономики. Кризис отрасли проявляется финансовых, социально-политических и технических аспектах, которые тесно связаны между собой.
Состояние жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время характеризуется не высокой инвестиционной привлекательностью, требуется привлечение крупных инвестиций в целях модернизации и развития.
В сфере ЖКХ не получила развития конкуренция как стимул сокращения издержек, стоимости услуг и улучшения их качества, так как органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления практически не производится конкурсный отбор организаций для выполнения работ по производству и предоставлению потребителям жилищно-коммунальных услуг [4, с. 93].
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации пока не созданы требуемые условия для обеспечения деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса с результатами финансовой устойчивости.
В целом по стране отрасль испытывает недофинансирование из-за потерь предприятий ЖКХ в том числе по причине задолженности по оплате услуг населением, и в результате несоблюдения установленных федеральных стандартов.
Государственное регулирование ЖКХ призвано обеспечить реализацию государственных приоритетов в развитии социальной сферы как одного из направлений бюджетной политики. Задача этой политики в данной сфере -обеспечение доступности коллективных благ путем эффективного сочетания методов прямого и косвенного финансового содействия созданию среды, благоприятной для удовлетворения потребностей в них [5, с. 31].
В рамках реформирования отрасли Правительство РФ установило основные виды федеральных стандартов. Федеральные стандарты уровня платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги призваны обеспечить бездотационный режим финансирования ЖКХ, перевод дотаций, предоставляемых предприятиям отрасли, в адресные субсидии населению. Постановлением Правительства РФ от 26.08.04 № 441 установлены:
- федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в среднем по России в размере 31,9 руб.;
- федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в целом по всем видам этих
услуг в размере 100 % федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в среднем по России в размере 2,8 руб.;
- федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц по закрытым административно-территориальным образованиям [2].
Жилищная и коммунальная сфера оказывает большое влияние на макроэкономическую ситуацию в стране, так как потребность в расходах на его устойчивое функционирование в бюджетах городов составляет от 40 до 60 %. Кроме того, фактическое финансирование из всех источников отмечено на уровне 55-70 % от потребности, что осложняет качественное обслуживание населения по вопросу ЖКХ.
Как единый объект управления ЖКХ уже не существует ни на федеральном, ни на региональном уровнях власти и относится к компетенции органов местного самоуправления. В регионах сегодня около 50 тыс. малых, многоотраслевых унитарных и акционерных предприятий осуществляют коммунальное обслуживание городов и поселений. На них работают более 4,2 млн. человек, или 5,9 общей численности занятых [6, с. 91].
Удельный вес ЖКХ во внутреннем валовом продукте (ВВП) равен 7,6 %. Объем производимых работ и услуг в ЖКХ ежегодно растет.
Стоимость основных фондов сферы ЖКХ сегодня составляет более 1 трлн. руб., а 30 % тех, чей износ выше критического.
Проведенные реформы сфере жилища осуществили изменение методов регулирования на рыночный механизм, но соблюдая при этом принципы обеспечения социальных гарантий прав для малоимущих граждан в сфере жилья, установленных законами Российской Федерации. Право собственности на жилье, рынок жилья являются теперь составной частью отношений в жилищной сфере.
Произошли изменения по формам собственности в структуре жилищного фонда Российской Федерации, сформировался класс собственников жилья, которые составляют социальную базу жилищной реформы. На долю частного жилищного фонда в 2013 г. приходится около 77 % по сравнению с 73 % в 2012 г., при этом доля муниципального и государственного жилфонда сократилась с 27 % до 23 % [8].
Жилищный кодекс РФ содержит нормы, которые касаются ранее не урегулированного вопроса о ситуации, когда собственники помещений многоквартирного дома в течение одного года не выбрали способ управления. В этих случаях решение принимают органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по проведению конкурса на отбор управляющей организации.
Законодательное регулирование в ЖКХ также осуществляется в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения [8].
В целом закон регулирует отношения в сфере водно-коммунального хозяйства и в общем виде объединяет требования по организации приборного учета, закрепленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», Федеральном законе Российской Федерации от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и Федеральном законе Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 г. № 102-рОб утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 -2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Постановление Правительства РФ от 26.08.2004 N 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья».
3. Демин А.В. Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований. - М.: АСБ, 2011. - С. 25.
4. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. - М.: Владос-пресс, 2012. - С. 93.
5. Максимова Н.С. Реформа жилищно-коммунальной сферы - важный резерв укрепления финансов России // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2012. - № 5. - С. 31.
6. Тараненко О.Н. Государственно-частное партнерство как инновационный способ финансирования инфраструктурных проектов // Государственное и муниципаьное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 14. - С. 91.
7. Проблемы и перспективы управления развитием сферы рекреации и туризма в СКФО. Научное издание / Под общей редакцией Н.В. Медяник, И.С. Штаповой. - Пятигорск: изд. Северо-Кавказский университет, 2014.
8. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.