Научная статья на тему 'Государственное антимонопольное регулирование в России: состояние и проблемы'

Государственное антимонопольное регулирование в России: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3729
926
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clause is devoted to a condition and problems of state antiexclusive regulation in Russia. The basic questions of the theory of monopolies are mentioned and the necessity of their state regulation is proved. The estimation of a condition of state antiexclusive politics in Russian Federation is given. And also the complex of existing problems in the given area is allocated and the recommendations for their decision are submitted.

Текст научной работы на тему «Государственное антимонопольное регулирование в России: состояние и проблемы»

УДК 354

С.М. Игнатова

Омский государственный университет

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ:

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Clause is devoted to a condition and problems of state antiexclusive regulation in Russia. The basic questions of the theory of monopolies are mentioned and the necessity of their state regulation is proved. The estimation of a condition of state antiexclusive politics in Russian Federation is given. And also the complex of existing problems in the given area is allocated and the recommendations for their decision are submitted.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю: даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство, с различной степенью государственного вмешательства, осуществляет регулирование национальной экономики, одним из важных видов которого является антимонопольное регулирование.

Государственное антимонопольное регулирование сглаживает отрицательные последствия деятельности монополий, способствует развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Прежде чем охарактеризовать состояние государственной антимонопольной политики в РФ, выделить существующие проблемы и определить пути их решения, необходимо рассмотреть основные вопросы теории монополий и обосновать необходимость их государственного регулирования.

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется:

• как рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);

• как факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т. п.);

• как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.

Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей.

Выделяют несколько основных отрицательных последствий монополизации:

1. Недопроизводство товаров.

2. Завышение цен.

3. X-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно установленного уровня.

Учитывая вышеперечисленные отрицательные последствия деятельности монополий, а также их свойство стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.

В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, выделяется три основных направления: 1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков; 2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рента-

© С.М. Игнатова, 2003

88

Государственное антимонопольное регулирование в России...

бельности; 3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные меры предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Таким образом, суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации ее побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.

В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий-монополистов, и их продукция составляет 7 % от общего числа. Из них естественных монополий - 500.

Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т. д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 г. Это закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. Впоследствии было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий.

Законодательством предусмотрены запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции. Они подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60 %) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Для борьбы с ограничением конкуренции со стороны государства применяется и контроль за экономической концентрацией.

Рассчитываются следующие показатели:

■ Коэффициент рыночной концентрации (CR - I). Определяется как процентное отношение продаж i-тых крупнейших поставщиков к общему объему реализации на данном товарном рынке.

■ Индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Хиршмана (HHI). Его расчет производится по

следующей формуле: HHI = h2 1 + h2 2 + h2 f, где h1 - доля поставок каждым (i-м) поставщиком в

общем объеме реализации на товарном рынке. На основе определения значений коэффициента концентрации и индекса Герфиндаля - Хиршмана выделяются три типа рынков: высококонцентрированные - при CR - 3 > 70 %, H > 2000; умеренно концентрированные - при 45 % < CR - 3 > 70 %, 1000 < H > 2000; неконцентрированный рынок - при CR - 3 < 45 %, H < 1000.

Согласно законодательству если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Предварительно контролируются:

• создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

• ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35 % (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских пред-

89

С.М. Игнатова

приятий для конкуренции с зарубежными фирмами. Но в то же время нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций проходят с нарушением антимонопольного законодательства.

Важным для антимонопольной политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

В антимонопольной политике России используются и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Кроме уже перечисленных мер в антимонопольной политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35 %) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), если речь идет о российском рынке в целом, или территориальные управления министерства в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), «Калугапутьмаш» (машины рельсосварочные, краны укладочные) и т. д.

Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

К сожалению, с каждым годом увеличивается количество случаев нарушения антимонопольного законодательства. Судите сами, в 1999 г. МАП рассмотрено 5 988 фактов по признакам нарушения антимонопольного законодательства, из них 4 354 подтвердились. В 2000 г. из рассмотренных 6 232 фактов подтвердились 5 286. В 2001-2002 гг. тенденция сохранилась. Доля нарушений, связанных со злоупотреблениями доминирующим положением на рынке, преобладает (более 40 %). В последнее время также участилось и количество случаев принятия местных нормативных актов, противоречащих антимонопольному законодательству, что требует активного вмешательства МАП. Около 40 % от общего числа принятых к рассмотрению дел приходится на долю естественных монополий. Выявляются многочисленные случаи завышения тарифов естественными монополиями, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей, включения в договоры дополнительных условий (участие в строительстве производственных объектов, передача жилых помещений, предоставление материальных ресурсов и т. д.).

В процессе работы МАП России проявляются недоработки антимонопольного законодательства, сочетающиеся с непродуманной практикой его исполнения. Это позволяет оценить государственное антимонопольное регулирование как недостаточно эффективное.

Можно выделить комплекс следующих проблем в области государственного антимонопольного регулирования, требующих безотлагательного решения.

За годы реформ так и не созданы условия для добросовестной конкуренции, определяющие эффективность рыночной экономики. Экономическая политика государства не учитывала необходимости формирования механизма обеспечения такой конкуренции - основы эффективного функционирования рыночных отношений. И в настоящее время ни на макроэкономическом, ни на отраслевом уровнях соответствующими органами государственной власти не предпринимаются должные усилия по развитию конкуренции и повышению конкурентоспособности отечественных предприятий.

Недостатки антимонопольного регулирования наиболее остро проявляются в сфере ценообразования: до сих пор нет действенных инструментов пресечения нелегальных сговоров участников рынка в целях завышения цен, отсутствуют ясные научно обоснованные методики регулирования цен на продукцию естественных монополий и в целом в высокомонополизированных отраслях экономики.

90

Государственное антимонопольное регулирование в России...

Сохраняется неудовлетворительное положение с защитой прав потребителей: несмотря на обилие регулирующих норм, не уменьшается количество жертв нарушения их прав. Остается актуальной проблема государственного контроля за безопасностью и качеством товаров и услуг. Проверки качества товаров народного потребления продолжают фиксировать аномально высокую долю непригодных к потреблению товаров, в особенности импортных.

Эффективность антимонопольного регулирования снижается параллелизмом и противоречивостью в деятельности различных госорганов. В ряде функций работа МАП переплетается с деятельностью Минэкономики, Минфина, Центрального банка России и т. д. При этом неопределенной остается ответственность каждого из госведомств за качество и эффективность выполнения возложенных на них функций регулирования соответствующих рынков. Вне поля зрения органов антимонопольного регулирования остаются процессы концентрации собственности в целях установления контроля над рынком. В результате формируются крупные горизонтальные монополии, контролирующие целые отрасли. В ряде случаев этот контроль устанавливается зарубежными компаниями. Происходит скупка акций российских предприятий, в том числе оборонной промышленности, их иностранными конкурентами.

Во многих регионах России вводятся незаконные ограничения на вывоз ряда продовольственных товаров или на ввоз других товаров, произведенных за пределами данных территорий. Эта практика фактического разрушения единого общероссийского рынка не встречает должного противодействия со стороны федеральных антимонопольных органов. Несмотря на многообещающие декларации, до сих пор не создана действенная система поддержки малого бизнеса. Не принимаются должные меры по защите его субъектов от криминальных элементов и созданию условий для добросовестного ведения предпринимательской деятельности.

Много нареканий вызывает регулирование деятельности естественных монополистов, не решена проблема формирования системы регулирования деятельности естественных монополий локального характера. Отсутствует эффективная схема регулирования тарифов - они формируются под сильным влиянием социально-политической конъюнктуры и устремлений заинтересованных структур.

Низкая эффективность применения антимонопольного законодательства в значительной степени связана с дефицитом норм ответственности за недобросовестную конкуренцию, включая завышение цен, дискриминацию потребителей и несоблюдение регулируемых тарифов на услуги естественных монополий. Многие предписания органов антимонопольного регулирования оспариваются в судах, причем до 40 % процессов завершаются отменой этих предписаний. Здесь сказываются недостаток квалифицированных кадров, практически занимающихся антимонопольным регулированием, и серьезные проблемы в организации их работы.

Для устранения существующих проблем необходимо принять ряд мер, нацеленных на обеспечение добросовестной конкуренции, повышение эффективности антимонопольного регулирования, защиту прав потребителей, устранение ценовых диспропорций, поддержку предпринимательства и подъем конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. А именно:

■ разработать и реализовать систему мер по повышению эффективности антимонопольной политики, развитию конкуренции и улучшению во всех сегментах внутреннего рынка конкурентной среды, включающую, в частности: а) недопущение нацеленных на установление монопольно высоких цен сговоров на рынках; б) пресечение деятельности организованных преступных групп, пытающихся ограничить доступ на рынок или установить контроль за товаропроводящими сетями; в) повышение эффективности контроля за безопасностью и качеством товаров и услуг при устранении чрезмерной бюрократизации регулирующих процедур;

■ повысить эффективность госрегулирования цен в высокомонополизированных отраслях экономики и в торговле, в том числе кардинально повысить результативность работы федеральных органов контроля за естественными монополиями;

■ поднять эффективность антимонопольного регулирования финансовых услуг, обеспечив: а) установление четких критериев этого регулирования; б) демонополизацию отдельных сегментов финансового рынка;

■ принять меры по блокированию попыток установления контроля над отраслями российской экономики путем скупки контрольных пакетов акций предприятий, направленной на создание монопольных структур;

■ создать необходимые макроэкономические условия для повышения конкурентоспособности отечественных товаров;

■ обеспечить прекращение действий исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции посредством необоснованного

91

С.М. Игнатова

предоставления льгот отдельным предприятиям, запретов на вывоз товаров за территорию этих субъектов или на ввоз товаров, произведенных в других регионах.

В современных условиях необходимо прежде всего разработать единую государственную стратегию в области антимонопольной политики, включающую законодательное, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности государственных антимонопольных органов, определение четких критериев оценки их работы и оптимизацию распределения между ними регулирующих функций, что позволит устранить существующие недостатки и повысит эффективность государственного антимонопольного регулирования.

1. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Российский экономический журнал. 2000. № 3.

2. Илларионов А.А. Аппетиты монополий чрезмерны // Экономика и жизнь. 2002. № 9.

3. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 7.

4. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестник МГУ. Серия 6: Экономика. 1998. № 1.

5. Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция. М., 1994.

6. Южанов И. Всякий монополизм - в экономике ли, политике - страшен тем, что мешает свободе выбора // Человек и труд. 2000. № 2.

УДК 311.4

Е.А. Капогузов

Омский государственный университет

ПРОБЛЕМА ЭНДОГЕНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

This article is dedicated to the modern theories of economic growth. In the beginning the Solow-Model and problem of economic growth factors were subscribed. Then the theories of endogenous economic growth, especially an approach «learning by doing» of Barro-Romer were analysed. In conclusion the capacity of the governments economic policy upon the endogenous economic growth was examined.

С хронологической точки зрения стартовая позиция для современных теорий роста идет от работы Ф. Рамсея [6], которая, по словам Р. Барро, «на несколько десятилетий опередила время» [2, с. 10]. Рассмотрение Ф. Рамсеем проблемы интертемпоральной оптимизации домохозяйств с течением времени дало импульс не только теории экономического роста, но и теории деловых циклов, потребления, цен, активов. Вместе с тем наиболее законченный вид неоклассическая модель экономического роста обрела в работах Р. Солоу [9] и Т. Свана [11] (в дальнейшем модель Солоу).

Представление детерминант роста в модели Солоу можно представить схематически следующим образом:

Агрегированный объем выпуска (производственная функция)

Фактор труда ■ Фактор капитала ■ — Фактор технического прогресса ,

т !

Детерминируется темпом роста населения n Детерминируется величиной нормы сбережений s Детерминируется величиной Солоу-резидиума у

где величина Солоу-резидиума у представляет собой экзогенно заданную норму технического прогресса.

Данные факторы органично взаимодействуют между собой, образуя основу для удовлетворения потребностей людей. Выделяющийся во многих исследованиях в качестве отдельного фактор природ-

© Е.А. Капогузов, 2003

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.