Научная статья на тему 'Государственно-правовые признаки Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации'

Государственно-правовые признаки Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1265
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ / ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА / МИРОВОЙ СУД / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ / СИМВОЛИКА / ТИТУЛ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дьяков Максим Николаевич

В данной научной статье проводится анализ основных государственно-правовых признаков Республики Мордовия, который позволяет определить статус Республики Мордовия, как государственное образование. В настоящей статье предпринята попытка привлечь внимание юридической общественности к проблемам конституционно-правового регулирования государственных органов Республики Мордовия. Данным исследованием выявлена необходимость в принятии ряда законов Республики Мордовия, а также внесения изменений в Конституцию Республики Мордовия, которые дополнят существующий пробел в республиканском законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовые признаки Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дьяков Максим Николаевич, аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин

Пензенский государственный университет

Аннотация: В данной научной статье проводится анализ основных государственно-правовых признаков Республики Мордовия, который позволяет определить статус Республики Мордовия, как государственное образование. В настоящей статье предпринята попытка привлечь внимание юридической общественности к проблемам конституционноправового регулирования государственных органов Республики Мордовия. Данным исследованием выявлена необходимость в принятии ряда законов Республики Мордовия, а также внесения изменений в Конституцию Республики Мордовия, которые дополнят существующий пробел в республиканском законодательстве.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Мордовия, государственно-правовые признаки, Глава Республики Мордовия, Правительство, Председатель Правительства, мировой суд, Конституционный суд Республики Мордовия, символика, титул, государство.

Современный этап развития российского государства характеризуется крупнейшими преобразованиями в его государственном устройстве и правовой системе. Республика Мордовия (далее РМ) находится у начал формирования своей самостоятельной государственности в составе Российской Федерации, первые шаги делает и научная доктрина, посвященная исследованиям государственноправовых признаков РМ, совершенствованию законодательства и практики конституционно-правового строительства в РМ, что объясняет актуальность темы настоящего исследования. Для этого необходимо определиться с особенностями государственно-правовых признаков РМ.

К государственно-правовым признакам Республики Мордовия относится, прежде всего, наличие своей республиканской Конституции, конституционного законодательства, сферы ведения в области законотворчества.

Ныне действующая Конституция Республики Мордовия (далее КРМ) была принята 21 сентября 1995 г.1. В числе проблем, в решении которых обусловило множество изменений и дополнений в КРМ,- приведение в соответствие с Конституцией РФ (далее КРФ) и федерального законодательства КРМ; проблема разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Мордовия; отход от принципов централизма РМ.

1 Конституция Республики Мордовия принята 21 сентября 1995 г. ( с изм. и доп. в ред. от 20 мая 2008 г.) // "Известия Мордовии" от 22 сентября 1995 г.

Наряду с Конституцией республики в РМ создано уже достаточно обширное конституционное2 законодательство. Сфера законодательного ведения республик в составе РФ, как известно, устанавливается: в КРФ 1993 г. (ст. 72, 73)3 , Федеративном договоре от 31 марта 1992 г.4, Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.(далее ФЗ «Об общих принципах организации...») 5, других федеральных законах, конституции (уставе) субъекта РФ. В отличие от КРФ, Федеративного договора, конституций (уставов) многих субъектов РФ, где в форме перечня закрепляются лишь полномочия совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в КРМ, кроме того, в виде перечня полномочий устанавливается также и сфера самостоятельного ведения этого субъекта РФ (ст.61 КРМ), что является весьма удачным способом соответствующего регулирования на уровне субъекта РФ, хотя недостаточно полным.

Еще одним показателем состояния государственности в Республике Мордовия связано с наличием официального наименования, домицилием (столица) и государственных символов РМ. Субъект РФ правообязан иметь установленное Конституцией РФ официальное наименование (название) (ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 65 Конституции РФ 1993 г.). Официальное название субъекта РФ является «юридическим титулом», который показывает, что: политикотерриториальные образования в составе РФ, имеющие название, указанное в ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 65 КРФ, являются субъектами РФ и имеют собственные права и обязанности; официальное название не является указанием на особую организационно-правовую форму конкретного субъекта. Субъекты РФ не тождественны, так как каждый субъект РФ индивидуально определен — имеет персонифицированное название; название субъекта РФ является его правам и обязанностью, поэтому установленное в КРФ название должно полностью соответствовать названию, установленному субъектом в своей Конституции (Уставе). Официальное название субъекта РФ должно быть включено в Конституцию или устав субъекта РФ и ч. 1 ст. 65 КРФ.

2 Гошуляк В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Фее-рации.М.:Янус-К,2000.С.9-10.

3 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

4 Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) // Текст Договора официально опубликован не был.

5 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ( с изм. и доп. в ред. от 8 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005

В КРМ уточняется: «Наименования Республика Мордовия и Мордовия равнозначны (п.2 ст. 1). М.Н. Бродский и А.А Ливеровский, под домицилием применительно к статусу субъекта Федерации 6 понимают место пребывания высших органов государственной власти субъекта Федерации, т.е. его столицу7, отметим, что статус столицы Республика Мордовия закреплен в Конституции РМ, Законе РМ от 5 июля 2004 (в ред. от 4 июля 2006 г.) «О статусе столицы РМ» 8. В ст. 116 КРМ сказано, что столицей Республики Мордовия является город Саранск. Обращает внимание, что норма о статусе столицы РМ вместе со статьями о государственных символах РМ в Конституции выделена в самостоятельную «Глава XI. Государственные символы и столица Республики Мордовия».

Как и любой субъект РФ, Республика Мордовия имеет свою символику: герб, флаг и гимн.9 Упоминание о них содержится в ст. 114 КРМ. Кроме того, статус символов РМ регулируется в специальных законах РМ: «О государственном флаге РМ»10; О государственном гербе РМ» 11; «О государственном гимне РМ12.

Одним из важных компонентом государственности РМ и элементом ее конституционно-правового статуса является территория РМ как субъекта РФ. Конституционно-правовые основы статуса территории субъекта РФ устанавливаются, прежде всего, на федеральном уровне. В КРФ есть целый ряд норм по этому вопросу: из ч. 1 ст. 67 следует, что территория субъекта РФ — это часть территории Российской Федерации; согласно п. «б» ст. 71 вопросы федеративного устройства и территория Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации; согласно ч. 1 ст. 74 на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и

6 Бродский М.Н., Ливеровский А.А. Правовой статус и экономическое развитие субъекта РФ. Спб, 2000.С.31

7 Бекирова Ф.С. Государственно-правовые признаки Карачаево-Черкесской Республики // Конституционное и муниципальное право. №12.2006. С.19-20.

8 Закон Республики Мордовия от 5 июля 2004 г. (с изм. и доп. в ред. от 4 июля 2006 г.) // "Известия Мордовии" от 6 июля 2004 г.

9См.: Нужин, К.В. Государственная символика как элемент правового статуса субъекта РФ / К.В.Нужин // Гуманитарные науки : в поиске нового (Межвузовский сборник научных трудов).-Вып.Ук-Саранск: Ковылк.тип., 2008.-С.79-81; см. также Нужин, К.В. Соотношение государственной символики Российской Федерации и ее субъектов / К.В.Нужин // Гуманитарные науки : в поиске нового (Межвузовский сборник научных трудов).-Вып.У1.-Саранск: Ковылк.тип., 2008.-С.14-16;

10 Закон Республики Мордовия от 19 ноября 2002 г. N 48-З "О Государственном флаге Республики Мордовия" (с изм. и доп. в ред. от 20 мая 2008 г.) // "Известия Мордовии" от 21 ноября 2002 г. N 179 (22.844)

11 Закон Республики Мордовия от 19 ноября 2002 г. N 49-З "О Государственном гербе Республики Мордовия" (с изм. и доп. в ред. от 21 февр. 2008г.) // "Известия Мордовии" от 21 ноября 2002 г. N 179 (22.844)

12 Закон Республики Мордовия от 19 ноября 2002 г. N 50-З "О

государственном гимне Республики Мордовия" // "Известия Мор-

довии" от 21 ноября 2002 г. N 179 (22.844)

каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; к ведению Совета Федерации РФ относится утверждение изменения границ между субъектами РФ (п. «а» ч. 1 ст. 102).

В то же время федеральная Конституция устанавливает, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены лишь с их взаимного согласия (ч. З ст. 67).

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации нового субъекта» изменения статуса субъекта РФ, в том числе влекущие территориальные изменения, допускаются на основе очень сложной процедуры, предполагающей не только согласие, но, более того, и инициативу субъектов РФ, а также проведение референдума на территории каждого из объединяющихся субъектов РФ и т.д.13 А согласно Федеральному закону «Об общих принципах.» полномочия по установлению административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения отнесены к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (подп. «л» п. 2 ст. 5). Указанные федеральные гарантии территориальной самостоятельности субъектов РФ воспроизводятся в Конституции РМ как субъекта Российской Федерации (ст. 59 и др.).14 Структура

административно-территориального устройства

Республики Мордовия установлена в КРМ, в гл. III «Государственный статус и административно-террито-риальное устройство Республики Мордовия. В КРМ сказано, что в составе РМ входят: районы - Ардатовский, Атюрьевский, Атяшевский, Большеберезниковский, Большеигнатовский, Ду-бенский, Ельниковский, Зубово-Полянский, Инсар-ский, Ичалковский, Кадошкинский, Ковылкинский, Кочкуровский, Краснослободский, Лямбирский, Ро-модановский, Рузаевский, Старошайговский, Тем-никовский, Теньгушевский, Торбеевский, Чамзин-ский; города республиканского значения - Саранск, Ковылкино, Рузаевка.

Официальный (государственный) язык — следующий элемент статуса субъекта РФ. В конце 80-

13 Федеральный Конституционный Закон РФ от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации нового субъекта» ( с изм. и доп. в ред.от 31 октября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4916

14 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ( с изм. и доп. в ред. от 8 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005

х годов ХХ в. языковые проблемы межнационального общения потребовали серьезной нормативной основы, свидетельством чего стало принятие Закона СССР от 24 апреля 1990 г. «О языках народов СССР»15. В Российской Федерации были приняты декларация о языках народов России и Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР» 16. В СССР до начала 90-х годов термин «государственный язык» в законодательстве практически не использовался. В связи с принятием на рубеже 80—90-х годов в республиках СССР новых нормативных актов о языках, а затем и общесоюзного Закона в юридической и лингвистической науках началась разработка программ, связанных с понятием «государственный язык». Государственный язык определяется как язык, на котором государственная власть общается с населением17. Государственному языку давалось определение как одной из функциональных разновидностей языка нации, употребляемой в сферах организационного общения (официальных сферах) и имеющей соответствующий юридический статус18. По мнению В.П. Нерознак: «Государственный язык - это язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, официальной, культурной сферах и выступающий в качестве символа данного государства»19, тогда как в республиках национальные языки несут несколько иное значе-ние20. Государственными языками Республики Мордовия являются русский и мордовский (мокшанский, эрзянский) языки (ст.13 Конституции РМ, ст.3 Закона Республики Мордовия "О государственных языках в Республике Мордовия")21. Делопроизводство в органах государственной власти Республики Мордовия, органах местного самоуправления, в правоохранительных органах, судопроизводство и нотариальное делопроизводство осуществляются на русском, а при необходимости - также на мордовском (мокшанском или эрзянском) языках. Республика признает равные права других народов на сохранение и развитие их языков. Все языки наро-

15 Закон СССР от 24 апреля 1990 г. N 1450-I "О языках народов СССР" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 9 мая 1990 г. N 19, ст. 327

16 Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 г., N 50, ст. 1740

17 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-269 с.

18 Трушкова Ю.В. Проблемы использования современной социолингвистической терминологии // Проблемы языковой жизни РФ и зарубежных стран.М.,1994.С.115

19 Государственные языки в Российской Федерации: энцикл. словарь-справ. / Ин-т яз. народов России ; гл. ред. Нерознак В.П. - М. : Academia, 1995. - С.10.

20 Комкова, Г.Н. На общих условиях равенства / Г.Н.Комкова // "Чиновникь".Информационно-аналитический вестник Уральской Академии Государственной Службы. 2008.Выпуск №5'01 (15) электронная версия на сайте Чиновник.ги [Электронный доступ]/ http://ch.uapa.ru/modern/article.php?id=136

21 Закон Республики Мордовия от 6 мая 1998 г. N 19-З "О госу-

дарственных языках в Республике Мордовия" // "Известия Мор-

довии" от 7 мая 1998 г. N 82 (21.856)

дов РМ (мокша, эрьзя, татарского) пользуются поддержкой государства.

Вопрос о гражданстве республик в составе Российской Федерации является дискуссионным. КРФ не упоминает о гражданстве субъектов РФ. Институт гражданства республик РФ предусматривался Законом о гражданстве РСФСР от 28 ноября 1991 г. В новый Закон о гражданстве Российской Федерации (от 31 мая 2002 г.) он не включен.

В РМ, очевидно, в силу отсутствия сепаратистских тенденций и политики децентрализма, вопрос о республиканском гражданстве остро не стоит. Гражданство РМ было косвенно предусмотрена в КРМ (в ред. от 9 ноября 2000 г.). В ряде статей Конституции, где были сформулированы политические права и свободы, обязанности индивидов, употреблялся термин «гражданин Республики Мордовия» (ст.5). Однако, в связи с изменениями и дополнениями в КРМ Законом РМ от 5 января 2001г. по всему тексту словосочетание «гражданин Республики Мордовия» и «Гражданство Республики Мордовия» было признано не конституцион-ным.22

Одним из определяющих показателей государственного статуса23 территории является наличие системы органов государственной власти, реализующих функции законодательной, исполнительной и судебной власти, и персонификация государства через институт высшего должностного лица государственной власти. В РМ в связи с признанием за ней Федерацией статуса республики (государства) в составе РФ учреждены все эти институты государственной организации.

В организацию государственной власти в РМ входит, прежде всего, Глава РМ. Нормы о должности Главы РМ указаны в главе IV КРМ. Более развернуто статус Главы РМ регулируются в Законе РМ от 12 ноября 2001 года «О правительстве РМ»24, а именно «Главой VIII-I. Правовое положение Главы Республики Мордовии и членов Правительства Республики Мордовия». В связи с этим, для полного и всестороннего рассмотрения статуса Главы РМ необходимо внести законопроект «О статусе Главы РМ», где бы всесторонне и полностью указывались основные элементы конституционно-правового статуса Главы РМ 25 . Обращает

22 Закон Республики Мордовия от 5 января 2001 г. N 3-З "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Мордовия" // "Известия Мордовии" от 11 января 2001 г. N 4 (22.472)

23 Дьяков, М.Н. Конституционный статус РМ как составной элемент правового статуса Республики Мордовия / М.Н. Дьяков // Гуманитарные науки: в поиске нового ( Межвузовский сборник научных трудов).-ВыпЖ Саранск: Ковылк.тип., 2008.-С.75.

24 Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2001 г. N 42-З "О Правительстве Республики Мордовия" ( с изм. и доп. в ред. от 26 марта 2008 г.) // Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия N 13-14(45), 2002 г.

25 Дьяков, М.Н. Правовой статус Главы Республики Мордовия / М.Н. Дьяков// Актуальные проблемы российского права на современном этапе: сборник статей VII Всероссийской научно-

внимание, что в Конституции РМ и в соответствии с ФЗ «Об общих принципах.» Глава республики именуется высшим должностным лицом РМ.

Значительной особенностью организации исполнительной власти в РМ является наличие должности Председателя Правительства РМ, который назначается Государственным Собранием РМ по представлению Главы РМ. Отличительной особенностью конституционно-правового статуса Председателя Правительства РМ заключается в его правах и обязанностях, которые утверждены КРМ и делегированными полномочиями Главой РМ.

Одним из важнейших признаков субъекта Федерации является наличие собственного органа законодательной власти, осуществляющего законотворчество по предметно определенному кругу вопросов. Законодательным органом Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации является Государственное Собрание РМ. Статус Государственного Собрания определен в Конституции РМ и ином законодательстве РМ. Кроме того, юридическую основу статуса Государственного Собрания составляют и общие для всех субъектов Российской Федерации положения (принципы и иные нормы) Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., Закона Российской Федерации «Об общих принципах.». Статус Государственного Собрания (законодательного органа) РМ регулируется не только в Конституции Республики, но и в специальном Законе РМ "О Государственном Собрании Республики Мордовия"26, а также Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия "О Регламенте Государственного Собрания Республики Мордовия" 27.

Согласно КРМ и Закону РМ «О Государственном Собрании» Государственное Собрание является Парламентом Республики. Если сравним республиканские нормы с основополагающим Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных.», то обнаружим, что федеральный закон не называет законодательные органы субъектов Российской Федерации парламентами. Тем не менее, законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации, не являясь парламентами, безусловно, являются частью российской системы парламентаризма — как особого феномена. Поскольку, как известно, понятие «парламент» и парламентаризм неразрывно связанные явления, но каждое имеет самостоятельное содержание.

практической конференции.-Пенза: Приволжский Дом Знаний, 2008.-С.60.

26 Закон Республики Мордовия от 26 марта 2004 г. N 34-З "О Государственном Собрании Республики Мордовия" ( с изм. и доп. в ред. от 30 сентября 2008 г.) //"Известия Мордовии" от 31 марта 2004 г. N 46 (23.107)-8

27 Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 14 февраля 2002 г. N 602-И "О Регламенте Государственного Собрания Республики Мордовия" ( с изм. и доп. в ред. от 25 сентября 2008 г) // "Известия Мордовии" от 23 февраля 2002 г. N 29 (22.694)

Правительство РМ — важнейший институт в системе власти Республики Мордовия. Статус Правительства РМ устанавливается КРМ, Законом РМ «О Правительстве РМ», Постановлением Правительства Республики Мордовия "О Регламенте Правительства Республики Мордовия"28; Закон Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики Мордовия"29. На федеральном уровне правовые основы статуса высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации закрепляются в ФЗ «Об общих принципах.». Правительство РМ характеризуется как постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти РМ (п. 1 ст. 93 Конституции РМ в ред. от 20 мая 2008 г.; п. 1 ст. 1 Закона РМ «О Правительстве РМ» в ред. от 26 марта 2008 г.). Правительства РМ имеет особенности своего состава. Обращает внимание, что в состав Правительства РМ не входит Глава РМ, хотя согласно Федеральному закону «Об общих принципах.» высшее должностное лицо субъекта РФ должно одновременно являться и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Особенностью функционирования Правительства, заключается наличие должности Председателя Правительства, конституционно-правовой статус, которого определяется Конституцией, Законами РМ «О Правительстве», «О структуре Правительства», а также Указами Главы РМ, где определен уровень полномочий, делегированные от высшего должностного лица субъекта РФ.

Важным элементам системы органов государственной власти субъектов РФ как государствоподобных образований является наличие своих судов, создаваемых наряду с федеральными судами, реализующих законодательство соответствующего субъекта РФ и финансируемых из бюджета субъекта РФ. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» к судам субъектов РФ отнесены такие новые в РФ виды судов, как конституционные (уставные) суды и мировые судьи (п. 4 ст. 4)30.

Статус мировых судей в РФ помимо федерального конституционного закона о судебной системе определен также специальным Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998г. Первый в истории РМ Закон «О порядке назначении и деятельности мировых судей Республики Мордовия» был принят 17 апреля 2000 г. (действует в ред. от 14 июля 2008

28 Постановление Правительства Республики Мордовия от 10 июня 1998 г. N 266 "О Регламенте Правительства Республики Мордовия" ( с изм. и доп. в ред. от 7 июля 2008 г.) // Текст постановления официально опубликован не был

29 Закон Республики Мордовия от 22 ноября 2005 г. N 70-З "О структуре Правительства Республики Мордовия" (с изм. и доп. в ред. от 14 июля 2008 г.) // "Известия Мордовии" от 23 ноября 2005 г. N 174 (23.431)

30 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"( с изм. и доп. от 5 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1

г.)31. Мировые судьи назначаются на должность Государственным Собранием Республики Мордовия по представлению Председателя Верховного Суда Республики Мордовия, согласованному с Главой Республики Мордовия. Решение о назначении на должность мирового судьи принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия и оформляется постановлением. На наш взгляд необходимо внести законопроект в данный закон РМ «О порядке назначении и деятельности мировых судей Республики Мордовия» предусматривающих право замещать должность судьи лицам, имеющих ученую степень по юридической специальности. Закон РМ уже в первой его редакции почти полностью вобрал в себя Федеральный закон 1998 г. Изменения и дополнения в Закон о мировых судьях в РМ направлены либо на включение некоторых неучтенных положений ФЗ, либо на расширение гарантий независимости мировых судей по отношению к законодательной и исполнительной власти республики и др.

Федеральный закон о мировых судьях предоставляет субъектам РФ право выбора одного из двух альтернативных порядков назначения (избрания) на должность мировых судей: либо их назначение (избрание) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, либо избрание на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ (ст. 6). В РМ, как и в большей части других субъектов РФ, предпочтение отдано первой из процедур.

Для полноты судебной власти на наш взгляд необходимо создание Конституционного Суда РМ, который взял бы на себя функции толкования Конституции РМ у Государственного Собрания РМ и определял легитимность того или иного нормативного акта принимаемым на территории РМ.

В завершение анализа государственно-правовых признаков РМ отметим, что в целом в республике создано конституционное законодательство, в котором восприняты принципы «правового государства», «разделения властей» и «гражданского общества». Однако требует дальнейшего совершенствования конструкции исполнительной власти, необходимо также принятие практических мер по созданию Конституционного Суда РМ и совершенствование системы устройства мировых судей.

Список литературы:

1. Бекирова, Ф.С. Государственно-правовые признаки Карачаево-Черкесской Республики / Ф.С. Бекирова // Конституционное и муниципальное право. №12.2006. С.19-20.

2. Бродский, М.Н. Правовой статус и экономическое развитие субъекта РФ / М.Н. Бродский, А.А. Ливеровский.- Спб.: Наука-Пресс, 2000.С.31.

31 Закон Республики Мордовия от 17 апреля 2000 г. N 17-З "О порядке назначения и деятельности мировых судей Республики Мордовия"(с изм. и доп. в ред. от 14 июля 2008 г.) // Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия N 1, 2000 г.

3. Гошуляк, В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации / В.В. Гошуляк.-М.:Янус-К,2000.С.9-10.

4. Дьяков, М.Н. Конституционный статус РМ как составной элемент правового статуса Республики Мордовия / М.Н. Дьяков // Гуманитарные науки: в поиске нового (Межвузовский сборник научных трудов).- Вып.У!. Саранск: Ковылк. тип. , 2008.-С.71-79.

5. Дьяков, М.Н. Правовой статус Главы Республики Мордовия / М.Н. Дьяков// Актуальные проблемы российского права на современном этапе: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции.-Пенза: Приволжский Дом Знаний, 2008.-С.59-61.

6. Комкова, Г.Н. На общих условиях равенства / Г.Н.Комкова //

"Чиновникь". Информационно-аналитический вестник

Уральской Академии Государственной Службы. 2008.Выпуск №5'01 (15) электронная версия на сайте Чи-новник.ги [Электронный доступ]/

Ь|Пр://сЬ|.иара.ги/то<^егп/агйс!е.рЬ|р?1<^=136

7. 7. Нужин, К.В. Государственная символика как элемент правового статуса субъекта РФ / К.В.Нужин // Гуманитарные науки: в поиске нового (Межвузовский сборник научных трудов). - Вып^!.-Саранск: Ковылк. тип., 2008.-С.79-81;

8. Нужин, К.В. Соотношение государственной символики Российской Федерации и ее субъектов / К.В. Нужин // Гуманитарные науки: в поиске нового (Межвузовский сборник научных трудов). - ВыпЖ-Саранск: Ковылк. тип., 2008.-С.14-16;

9. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.

10. Трушкова, Ю.В. Проблемы использования современной социолингвистической терминологии / Ю.В. Трушкова // Проблемы языковой жизни РФ и зарубежных стран. М.,1994.С.115

Рецензия

Статья Дьякова М.Н. выполнена на очень важную и актуальную тему. Данное исследование посвящено анализу государственно-правовых признаков Республики Мордовия. В статье автор анализирует основные составляющие конституционно-правового статуса Республики Мордовия. Также в данной работе автор анализирует законодательство, которые в совокупности определяют статус Республики Мордовия, как государственноподобное образование.

Отличительной положительной стороной статьи М.Н.Дья-кова является то, что она не ограничивается, как это нередко бывает, общими абстрактными рассуждениями, а сопровождается конкретными предложениями о внесении дополнений и изменений в конституционное законодательство Республики Мордовия, особенно это касается создания Конституционного Суда РМ.

Положения, положенные в основу предлагаемой статьи, прошли апробацию на проводимых данным университетом научно-практических конференциях.

Считаю, что автору удалось достичь основной цели статьи - описание основных государственно-правовых признаков Республики Мордовия, а также выявление проблем связанных с формированием конституционного законодательства Республики Мордовия.

Статья Дьякова Максима Николаевича соответствует не-обходимымтребованиям, предъявляемым к научным статьям и, учитывая большое значение и проблематику конституционно-правового статуса республик в составе РФ, что представляет значительный научный и практический интерес, и поэтому рекомендуется для публикации.

Научный руководитель: декан юридического факультета, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, доктор юридических и доктор исторических наук, профессор В.В. Гошуляк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.