ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
© Никитинская С.С.*, Михайлова И.С.*
Сыктывкарский государственный университет, г. Сыктывкар
В статье дано определение государственно-частного партнерства. Роль государства и бизнеса. Формы и особенности применения государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве Республики Коми. Приоритетные направления использования государственно-частного партнерства в связи со вступлением России в ВТО.
Ключевые слова государственно-частное партнерство, сельское хозяйство, конкурентоспособность сельского хозяйства
Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это альянс государственной власти и частного бизнеса, целью которого является реализация общественно значимых проектов развития стратегически важных отраслей экономики или предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий [1].
Государство организует регулирующую деятельность в сфере партнерства с частным бизнесом в трех направлениях.
Во-первых, оно вырабатывает стратегию и принципы, на которых действуют отношения бизнеса с обществом в целом и с публичной властью в частности.
Во-вторых, оно формирует институциональную среду для разработки и реализации партнерских проектов.
В-третьих, оно непосредственно занимается организацией и управлением государственно-частным партнерством, разрабатывает его формы и методы, а также конкретные механизмы.
Контрольные и регулирующие функции в сфере государственно-частного партнерства от имени государства могут осуществляться либо профильными министерствами и ведомствами, либо специально уполномоченными органами. В Республике Коми контрольные и регулирующие функции осуществляются профильными министерствами, в частности для сельского хозяйства это - министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и министерство экономического развития Республики Коми. При этом специальные агентства могут создаваться государством для каждой отрасли экономики, в которой развиваются партнерства, главным образом концессии. Государство может также создать единый агентский орган для всех или для большинства секторов экономики.
* Студент кафедры Финансового менеджмента.
* Студент кафедры Финансового менеджмента.
Государство обычно выполняет следующие задачи:
- определяет необходимость партнерских соглашений с частными бизнес структурами в конкретных сферах экономики;
- вырабатывает предложения и рекомендация по проектам государственно-частного партнерства;
- описывает ключевые характеристики проектов с учетом публичных интересов, организует процедуру отбора частных партнеров;
- готовит пакет документации для проектов, проводит переговоры и заключает соглашения с частными партнерами;
- контролирует исполнение соглашений и обеспечивает реализацию публичных интересов в рамках партнерства;
- оценивает выполнение частным партнером условий соглашения;
- вырабатывает рекомендации о продолжении или прекращении договорных отношений с частным партнером.
Модели и структура ГЧП разнообразны, но при этом существуют некоторые характерные черты, отличающие его проекты от других форм отношений государства и частного бизнеса:
- определенные, часто длительные сроки действия соглашений о партнерстве. Проекты обычно создаются под конкретный объект (например, объект социальной инфраструктуры), который должен быть завершен к установленному сроку. Данный вид партнерства с некоторым ограничением во времени применяется в сельском хозяйстве Республики Коми;
- специфические формы финансирования проектов, т.е. или за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами, или же совместное инвестирование нескольких участников, общая форма государственно-частного партнерства используется в Российской Федерации и Республике Коми [1];
- обязательное наличие конкурентной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит борьба между несколькими потенциальными участниками, что является характерным для многих отраслей, в том числе и для сельского хозяйства;
- специфические формы распределения ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиций общественных интересов и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации проектов, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта - разработка, финансирование, строительство и эксплуатация, управление, практическая реализация услуг потребителям;
- разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих договоренностей сторон.
Региональные проблемы развития АПК
111
Обычно в мировой практике используются следующие формы ГЧП:
- контракты, заключаемые между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности, например, контракты на выполнение работ, оказание общественных услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи и др. В административных контрактных отношениях расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. Как правило, контракты с государственным или коммунальным органом - весьма привлекательный бизнес для частного предпринимателя, поскольку помимо престижа гарантируют ему устойчивый рынок и доход, а также возможные льготы и преференции. В некоторых районах Республики Коми в объемах поставок в рамках муниципального заказа основную долю занимает продукция местных товаропроизводителей (молоко, мясо).
- аренда, когда на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату, в том числе с правом выкупа государственного или муниципального имущества.
- концессия: государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. В России закон о концессионных соглашениях действует с 2005 г., однако пока не заключено ни одного такого соглашения. Главная причина -недостаточная защищенность прав концессионера: риски, которые он несет, высокие расходы, связанные с самой концессионной деятельностью, отягощаются еще и необходимостью уплачивать высокую концессионную плату государству. В то же время неустойка за нарушение обязательств со стороны последнего законом не предусмотрена. Сложно решаются пока проблемы отведения земли. Явно завышены ожидания государства, связанные с размером частного финансирования проектов. Мировой опыт показывает, что в дорогих инфраструктурных проектах доля инвестиционного участия государства не может быть ниже 40-60 % [2].
- соглашения о разделе продукции между государством и инвестором, особенно активно используются в сфере нефтедобычи.
- совместные предприятия - распространенная форма партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала они могут быть либо акционерными обществами, либо совместными предприятиями с долевым участием сторон. Возможности частного партнера в принятии самостоятельных административно-хозяйственных решений определяются, как правило, долей в акционерном капитале. Риски сторон также распределяются в зависимости от ее величины.
Российская Федерация в 2012 году вступила во Всемирную торговую организацию.
Сельскохозяйственное производство Республики Коми находится в зоне рискованного земледелия и ведения сельского хозяйства, поэтому приоритетными направлениями использования государственно-частного партнерства при реализации мероприятий «зеленой корзины»:
1. формирование и реализация новых технологических платформ;
2. ускоренное развитие мелиоративных систем за счет более широкого привлечения частных инвестиций;
3. создание информационно-методологической базы для страхования рисков сельхозтоваропроизводителей;
4. развитие кадрово-технологического альянса бизнеса и сферы образования;
5. создание управляющих компаний для комплексного развития объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной и бытовой инфраструктуры в сельских территориях;
6. государственно-частное партнерство в развитии транспортной инфраструктуры и логистики.
Для повышения конкурентоспособности сельского хозяйства Республики Коми необходимо разработать методику формирования государственно-частного партнерства, в том числе государственного заказа на инновационную продукцию, позволяющую реализовывать технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические меры, направленные на создание конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Список литературы:
1. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://institutiones.com/general/1079-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo.html.
2. Джеффри Делмон. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти.