Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в развитии инфраструктуры туризма, спорта, образования'

Государственно-частное партнерство в развитии инфраструктуры туризма, спорта, образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PRIVATE PUBLIC PARTNERSHIP / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГАРМОНИЗАЦИЯ / HARMONIZATION / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL INFRASTRUCTURE / STATE REGULATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев Сергей Николаевич

В статье рассматривается опыт развития социальной инфраструктуры в РФ и в других странах, обосновывается необходимость внедрения мер его стимулирования, исследуются формы государственно-частного партнерства и действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concentrated on the social infrastructure development in RF and other countries, investigate the necessary stimulating points, ways of the PPP and the existing state regulations.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в развитии инфраструктуры туризма, спорта, образования»

С.Н. КОВАЛЕВ

Сергей Николаевич КОВАЛЕВ — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ

В 1976 г. окончил Балтийский государственный технический университет (ВОЕНМЕХ) им. Д.Ф. Устинова, в 1994 г. — Санкт-Петербургский государственный университет.

Сфера научных интересов — государственно-частное партнерство, яхтенный туризм, разработка и внедрение проектов туристской индустрии.

^ ^ ^

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАЗВИТИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА, СПОРТА, ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие инфраструктуры является приоритетной задачей. В профильном рейтинге Всемирного банка по качеству инфраструктуры к 2009 г. РФ оказалась на 71-м месте. По качеству инфраструктуры воздушных и водных портов Россия находится на 87 и 82-м местах соответственно [1]. Экономическая логика развития инфраструктуры крупного города, с точки зрения частного бизнеса, основана на объективной приоритетности экономически наиболее эффективных проектов, которая входит в противоречие с потребностями гармоничного развития.

Развитие инфраструктуры социальной сферы, особенно связанное с инвестициями в недвижимость, сталкивается с невозможностью организации проекта с коммерческим подходом, так как чаще всего проекты в социальной сфере в лучшем случае имеют длительные сроки окупаемости, в худшем они не предполагают даже операционной окупаемости.

К последним можно отнести такие объекты социальной инфраструктуры, как большинство образовательных учреждений, объекты здравоохранения и культуры. К первым — большинство спортивных объектов и объекты активного отдыха, капиталоемкие объекты туризма (гостиницы, яхтенные марины, круизные порты, курорты с развитой инфраструктурой отдыха, особенно связанные с водой).

Поэтому эффективное развитие инфраструктуры возможно только при поддержке государства, которая может осуществляться либо на основе прямого финансирования, либо посредством применения различного рода льгот и преференций, диверсифицированных в зависимости от степени убыточности.

Такая поддержка должна осуществляться и в отношении инфраструктуры туризма как ключевого ограничения для развития туризма в целом и как его наиболее капиталоемкой части. Ключевой характер инфраструктуры вытекает из ее экономической роли в туризме в целом. Так, доля выручки в структуре выручки от туризма для гостиничного хозяйства составляет не более 30 %. Таким образом, ускорение развития инфраструктуры туризма ведет к значительно большему увеличению выручки от туризма в целом, компенсируя полученные преференции.

Одним из важных механизмов повышения эффективности в рассматриваемой сфере является государстве нно-частное партнерство (ГЧП). Анализ более 900 зарубежных проектов [2] в странах с разным экономическим развитием, реализованных с помощью концессионной формы ГЧП, показал, что такие партнерства успешно применяются в транспортной (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводный транспорт) и социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, развлечение, туризм), ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение, очистка воды, газоснабжение и др.), в других сферах (тюрьмы, оборона, объекты военной сферы). Лидирующей является транспортная инфраструктура, за ней с небольшим отрывом следует социальная инфраструктура (см. табл. 1) [там же].

ГРНТИ 71.37.05 ©С.Н.Ковалев, 2012

Таблица 1

Инфраструктура Использование ГЧП

в мире в странах «Большой семерки»

США Великобритания Германия Италия Канада Франция Япония Всего

Водоочистные сооружения 21 11 1 12

Использование отходов 31 19 4 23

Коммунальное хозяйство 4 1 1

Уличное освещение 15 14 1 15

Социальное жилье 26 22 22

Автодороги 218 32 12 10 23 10 5 92

Железные дороги 17 2 1 1 1 5

Тюрьмы 17 1 3 1 1 3 9

Порты 5 2 2

Разное 2

Легкое наземное метро 47 1 9 12 1 2 25

Организация досуга 4 1 1

Инновационные технологии 4 1 1 2

Здравоохранение 216 123 3 32 14 12 184

Образование 163 113 24 1 138

Оборона 21 18 1 1 20

Мосты, тоннели 21 2 5 3 3 13

Аэропорты 4

Средства размещения 75 1 18 12 6 9 4 1 51

Всего 36 352 56 97 42 31 1 615

В странах с более высоким уровнем социально-экономического развития (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония) по отраслям (более 600 проектов) проекты транспортной инфраструктуры находятся далеко не на 1-м месте. В странах «Большой семерки» 1-е место занимают проекты здравоохранения (184 из 615 проектов), 2-е место — образования (138 проектов), 3-е — проекты автодорог (92 проекта).

Если проанализировать области применения проектов ГЧП по странам в зависимости от степени их экономического развития, то увидим, что в странах «Большой семерки» на 1-м месте стоит здравоохранение, на 2-м — образование и лишь потом следуют автодороги. Таким образом, существует корреляция между уровнем развития страны и отраслью, которая выбирается для привлечения в нее инвестиций с помощью ГЧП.

В связи с высоким уровнем социально-экономического развития стран «Большой семерки» и стран, отнесенных к группе «другие развитые страны», приоритетность отраслей здравоохранения и образования обусловлена также политикой этих государств и их социально-экономическим развитием. Из таблицы 2 видно, что лидирующими отраслями в обоих случаях являются здравоохранение, образование, дороги, но в зависимости от группы стран их места в первой тройке распределяются по-разному.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой указанные отрасли (за исключением автодорог) не будут приоритетными. Учитывая более низкий уровень экономического развития в этих странах, на 1-е место по приоритетности привлечения инвестиций с помощью ГЧП должна выйти транспортная инфраструктура, а именно: строительство и реконструкция автодорог, портов, железных дорог и др.

В таблице 2 приведены сравнительные данные развития ГЧП проектов по отраслям в странах с различной степенью экономического развития [там же].

Таблица 2

Инфраструктура Использование ГЧП в странах с разной степенью экономического развития

Страны «Большой семерки» Другие развитые страны Страны с переходной экономикой Развивающиеся страны

Водоочистные сооружения 12 7 2

Использование отходов 23 7 1

Коммунальное хозяйство 1 3

Уличное освещение 15

Социальное жилье 22 4

Автодороги 92 93 23 10

Железные дороги 5 11 1

Тюрьмы 9 4 2 2

Порты 2 2 1

Легкое наземное метро 25 19 2 1

Организация досуга 1 2 1

Инновационные технологии 2 2

Здравоохранение 184 29 2 1

Образование 138 23 1 1

Оборона 20 1

Мосты, тоннели 13 5 2

Аэропорты 4 2 2

Средства размещения 51 22 1 1

Прочее 2

Всего 615 241 37 22

Поддержка проектов в социально-культурной сфере в странах ЕС довольно многообразна. В этом отношении наиболее показательна директива ЕС 1991 г., в которой утверждены различные ставки НДС по странам и отраслям (см. табл. 3) [3].

Таблица 3

Ставка НДС в некоторых странах — членах ЕС

Страна НДС Уменьшенный НДС Минимальный НДС Ставка НДС для гостиничного бизнеса

2006 2011 2006 2011 2006 2011 2006 2011

Дания 25 25 - - - - 25 25

Швеция 25 25 6/12 6/12 - - 12 12

Финляндия 22 23 8/17 9/13 - - 8 9

Ирландия 21 21 13,5 13,5 4,4 4,8 13,5 13,5

Бельгия 21 21 6 6/12 - - 6 6

Франция 19,6 19,6 5,5 5,5 2Д 2Д 5,5 5,5

Австрия 20 20 10 10 - - 10 10

Италия 20 20 10 10 4 4 10 10

Греция 19 23 9 6,5/13 4,5 - 9 6,5

Великобритания 17,5 20 5 5 - - 17,5 20

Нидерланды 19 19 6 6 - - 6 6

Португалия 21 23 5/12 6/13 - - 5 6

Испания 16 18 7 8 4 4 7 8

Германия 16 19 7 7 - - 16 7

Сниженная ставка действует для предприятий, производящих сельскохозяйственное сырье, продовольствие, медикаменты и медицинское оборудование, книги, газеты, водоснабжение, пассажирский транспорт, предоставляющих гостиничные и некоторые другие услуги, занимающихся строительст-

вом муниципального жилья и производством отдельных товаров (средства защиты растений, маргарин, шины к сельскохозяйственным машинам). С малых предприятий налог не взимается. От обложения налогом освобождаются услуги банков, страховых компаний, больниц, юристов и врачей, учебных заведений, некоторых некоммерческих организаций, международные перевозки, поставки самолетов и судов, а также ряд товаров и услуг, поставляемых дипломатическим представительствам и международным организациям. Льготные ставки действуют и для труднодоступных территорий (островов) [там же].

Льготное налогообложение, в частности гостиничного бизнеса, сыграло свою роль, и в настоящее время среднеевропейский показатель составляет 14 номеров на 1000 жителей, в то время как в нашем городе он равняется 6,5 [4].

Таким образом, в мировой практике существуют эффективные методы стимулирования инфраструктуры социально-культурной сферы. Они касаются как отраслевой налоговой политики, так и смягчения законодательства в области инвестиционной деятельности, предоставления земельных участков, обеспечения государством подключения к внешним инженерным сетям и кредитной политики. Такое стимулирование привело к формированию развитой социальной инфраструктуры, повышению качества жизни, снижению стоимости услуг, увеличению количества рабочих мест и повышению налоговых доходов.

Основными инструментами (кроме перезревшей необходимости устранения административных барьеров) должны стать изменения в налоговой политике, внедрение в законодательство и практику всего спектра государственно-частного партнерства, преференций кредитования реального и социально-культурного сектора и экспортных отраслей. В результате, кроме прямого бюджетного эффекта, высвободятся значительные ресурсы, связанные с программно-целевыми методами развития некоторых отраслей, в том числе социально-культурной сферы.

Анализ зарубежного опыта и отечественной практики ГЧП показывает, что российские программы и действующее законодательство в полной мере стимулировать развитие инфраструктуры социально-культурной сферы не в состоянии, поскольку основные меры поддержки сосредоточены в государственных программах. Что же касается стимулирования частного сектора, то оно ограничено очень узкими рамками, в которые не вмещаются капиталоемкие проекты с длительными сроками окупаемости (кроме мер по подготовке территорий и льготного процента налога на прибыль и имущество), что создает неравные условия для отечественного и иностранного бизнеса ввиду труднодоступности и дороговизны местных финансовых ресурсов. Кроме того, действующие нормы не являются нормами прямого действия и не позволяют планировать инвестиционный процесс.

Присутствие иностранного бизнеса само по себе явление позитивное, но, учитывая экономические аспекты такого развития событий, результатом станет импорт услуг (в сфере управленческого гостиничного бизнеса, например), причем в значительных и всевозрастающих объемах. А объемы экспорта услуг гостиничного управления в США, например в 2009 г., были всего в два с небольшим раза ниже российского экспорта нефти в том же году.

Стимулирование развития инфраструктуры социальной сферы должно строиться на государственных программах, основная задача которых подготовка инвестиционного процесса — юридическая и инженерная подготовка объектов недвижимости, информационная поддержка, снятие административных барьеров и т. п. Однако еще более важная задача заключается в стимулировании частного бизнеса, которое в наших программах пока ограничивается некоторыми налоговыми льготами, описанными выше, а система государственно-частного партнерства также еще не стала широко распространенной практикой ведения бизнеса в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад Внешэкономбанка на курсах повышения квалификации «Формирование и развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации», 7-12 ноября 2011 г.

2. The University of Melbourne. Department of Civil & Environmental Engineering. National PPP Forum — Benchmarking Study, Phase II. Report on the performance of PPP projects in Australia when compared with a representative sample of traditionally procured infrastructure projects. 2008. 17 December.

3. URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/company_tax_study_en.pdf (дата обращения: 01.10.2011).

4. URL: http://www.cisp-spb.ru/activities/tourism.aspx (дата обращения: 20.10.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.