Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в промышленной политике России'

Государственно-частное партнерство в промышленной политике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
623
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горчакова Е.В., Светловская Л.В.

В статье приведен материал об организации государственно-частного партнерства в промышленности России. Показаны пути становления, проблемы, формы организации. Авторами подробно освещены вопросы функционирования государственно-частного партнерства в промышленности. Особого внимания заслуживают новые формы его организации, такие как государственный промышленный франчайзинг, лизинг и франдрайзинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP IN THE INDUSTRIAL POLICY OF RUSSIA

In the article the material on organization of state and private partnership in the industry of Russia is presented. Ways of establishment, problems, forms of organization are shown. Authors in detail highlight the questions of functioning of state and private partnership in industry. New forms of organization of state and private partnership such as state industrial franchising, leasing, and fund-raising deserve special attention.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в промышленной политике России»

УДК 338

Е.В. Горчакова, Л.В. Светловская*

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОМЫШЛЕННОЙ

ПОЛИТИКЕ РОССИИ

В статье приведен материал об организации государственно-частного партнерства в промышленности России. Показаны пути становления, проблемы, формы организации. Авторами подробно освещены вопросы функционирования государственно-частного партнерства в промышленности. Особого внимания заслуживают новые формы его организации, такие как государственный промышленный франчайзинг, лизинг и франдрайзинг.

Ключевые слова: государство, бизнес, партнерство, франчайзинг, концессии, франдрайзинг, аренда, лизинг, соглашение, раздел, инновации, проекты, договор.

Отечественный опыт использования государственно-частного партнерства (ГЧП) говорит о том, что данная структура требуется в тех сферах, за которые обыкновенно отвечало государство. Это такие области, как промышленность, жилищно-коммунальное обслуживание населения, транспортная и социальная инфраструктура, инновационные проекты, здравоохранение, образование и социальное обеспечение граждан.

Правительство РФ видит следующие главные направления для развития государственно-частного партнерства [1, с. 19]:

— промышленность;

— развитие производственной и транспортной инфраструктуры;

— жилищно-коммунальное хозяйство;

— здравоохранение и социальные услуги;

— финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации;

— развитие инноваций.

Если рассматривать каждую сферу и конкретное применение в ней государственно-частного партнерства, то, например, для развития транспортной инфраструктуры целесообразно применять этот механизм в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, развитии и поддержке местного пассажирского транспорта, строительстве и эксплуатации объектов воздушного и речного транспорта (речных вокзалов) и т. д.

Очень широкой и новой сферой для совместных партнерских отношений государства и бизнеса является сфера промышленных инноваций. Предполагается, что на основе поддержки государства и частных инвесторов должны появиться высокотехнологичные и наукоемкие производства с перспективной применения новых технологий, изготовления новых материалов и пр.

Еще одной перспективной областью для развития партнерских отношений власти и инвесторов становится область промышленной утилизации и переработки отходов [2, с. 45].

* © Горчакова Е.В., Светловская Л.В., 2013

Горчакова Екатерина Владимировна (katjushka555@rambler.ru), Светловская Лерика Витальевна (lira_mi@mail.ru), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Таким образом, государственно-частное партнерство рационально применять в тех сферах, где планируется реализовать крупные, капиталоемкие проекты, где нужны большие вложения средств и где необходим длительный срок окупаемости, например, в промышленности, энергетике и транспорте.

Выделим некоторые основные проблемы, необходимые для формирования ГЧП в промышленности.

1. Нормативно-правовая база:

— правовая основа ГЧП на федеральном и региональном уровнях (в Российской Федерации только 16 регионов имеют нормативно-правовую базу и законодательные акты по ГЧП).

— разработанная и утвержденная промышленная политика на федеральном и региональном уровнях (отсутствуют стратегии и программы);

— закрепленные законодательно определения форм и сами формы ГЧП (наличие концессионных соглашений, государственных контрактов, соглашений и т. п.).

Следовательно, чтобы сформировать эффективную общенациональную промышленную политику с использованием ГЧП, нужно опираться на грамотную норма -тивно-правовую базу, которая учитывает стратегию развития Российской Федерации и интересы всех субъектов промышленности РФ.

2. Институты и инструменты ГЧП.

Авторы предлагают разделить инструменты ГЧП по следующему принципу: инфраструктурные, правовые, общественные и инструменты государственной поддержки предпринимательства (см. таблицу).

Таблица

Инструменты ГЧП [5, с. 130]

Инструменты

Инфраструктурные Правовые Общественные Государственной

поддержки

предпринимательства

- инвестиционный - правовая основа - общественные все законодательно

фонд; ГЧП на федеральном организации, закрепленные виды

- Банк развития; и региональном некоммерческие государственной

- другие уровнях; организации, поддержки

госкорпорации; - разработанная и ассоциации,

- ОЭЗ; утвержденная бизнес-

- технопарки; промышленная сообщества,

- промышленные политика на отраслевые союзы

площадки; федеральном и и организации;

- Российская региональном - саморегули-

венчурная уровнях; руемые

компания - закрепленные организации;

законодательно - государствен-

определения форм и ные научные

сами формы ГЧП центры

3. Общность интересов государства и бизнеса.

Еще одним важным элементом для формирования механизма ГЧП в промышленности является поддержание баланса интересов государства и бизнеса в рамках той или иной формы ГЧП. Для этого необходимо подписать один из правовых документов — концессионный, инвестиционный договор, соглашение, такой документ позволяет закрепить взаимные права и обязанности сторон, то, как распределяется прибыль, права собственности и позволяет участникам договора при возникновении споров решать их в судебном порядке.

В российской экономической действительности сотрудничество бизнеса и власти в промышленной сфере достаточно новое явление. Сейчас после глобального финансового кризиса все внимание уделяется дополнительным способам привлечения средств для создания новых рабочих мест и сохранения старых, завершения начатых до кризиса проектов, повышения эффективности капитальных вложений в ведущие сектора экономики, главным образом в промышленности. Одним из самых эффективных средств решения этой проблемы в последнее время рассматривается создание государственно-частных партнерств.

Применение такого инструмента, как государственно-частное партнерство в различных отраслях промышленности, повышает эффективность использования ресурсов и управления. Переход к модели государственно-частного партнерства позволяет улучшить экономическую ситуацию промышленного предприятия за счет привлечения дополнительных источников дохода, оптимизации расходов и создания условий для научно-технического развития в отрасли.

Самой распространенной и часто используемой формой государственно-частного партнерства в сфере промышленности в России является государственный контракт, по которому частные компании могут выполнять работы и оказывать услуги для удовлетворения нужд государства, прописанных в расходах его бюджета [4, с. 67].

Также часто встречающейся формой партнерских отношений бизнеса и власти являются государственно-частные предприятия. Это может быть акционирование или создание совместных предприятий.

Для организации средних и крупных компаний из организационно-правовых форм распространены именно акционерные общества, среди которых открытыми обыкновенно являются компании крупного бизнеса, остальные чаще являются закрытыми акционерными обществами.

Крупнейшим предприятием, в котором государство является собственником контрольного пакета, является российская газодобывающая и газораспределительная компания ОАО «Газпром».

«Газпром» является лидером среди международных нефтегазовых компаний по добываемым объемам газа, на долю « Газпрома» приходится 18 % мировой добычи.

Ярким примером таких крупных открытых акционерных обществ может выступать и компания по транспорту нефти «Транснефть», где 100 % обыкновенных (78,1 % капитала) принадлежат государству, а учредителем компании значится Правительство РФ. Уставный капитал ОАО «АК «Транснефть» составляет 7 101 722 (семь миллионов сто одна тысяча семьсот двадцать два) рубля, это 5 546 847 обыкновенных акций и 1 544 875 привилегированных. Привилегированные акции « Транснефти» находятся в свободном обращении [5, с. 78].

В промышленности распространена еще одна форма ГЧП, это государственные и муниципальные предприятия, которые являются коммерческими организациями, но не наделенные правом собственности на имущество собственника. Имущество может принадлежать организации либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления. В случае оперативного управления предприятие называется казенным.

В качестве примера унитарного предприятия приведем ФГУП «Научно-технический центр промышленных технологий и аэронавигационных систем». Это главная организация для предприятий промышленности, которые принимают участие в модернизации единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД).

В настоящее время ОАО «Научно-технический центр промышленных технологий и аэронавигационных систем ( ОАО «НТЦ Промтехаэро») является системным институтом, основным в радиоэлектронной промышленности. В сфере обязатель-

ной сертификации изготовителей оборудования для аэродромов и воздушных трасс данное предприятие является сертификационным центром, аккредитованным в «Межгосударственном авиационном комитете». ОАО «НТЦ Промтехаэро» проводит системные НИОКР по заказам головных предприятий промышленности и по прямым договорам с Минобороны России [3, с. 98].

В нефтеперерабатывающей промышленности в основном используется соглашение о разделе продукции (СРП).

В РФ отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции, регулируются Федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции».

Сейчас 30 объектов, пользование которых может быть предоставлено на условиях раздела продукции, закреплены в 18 федеральных законах. На территории Сибирского федерального округа это Ковыктинское газоконденсатное месторождение (Иркутская область), Тасеевское месторождение золота (Читинская область), Ванкорское газонефтяное месторождение (Красноярский край), Лугинецкое неф-тегазоконденсатное месторождение (Томская область).

Самыми известными проектами на условиях раздела продукции стали «Сахалин-1» и «Сахалин 2», находящиеся на территории Сахалинского шельфа. «Сахалин-1» — нефтегазовый проект, реализуемый на острове Сахалин, где по условиям СРП предусмотрена разработка нефти и газа на северо-востоке шельфа. Участники проекта «Сахалин-1»: американская ExxonMobil (30 %), ОАО «Роснефть» (20 %), индийская ONGC (20 %) и японская SODECO (30 %). В этом соглашении государство выступает в лице Правительства Российской Федерации (Минтопэнерго) и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы [2, с. 27].

В промышленности также распространены арендные отношения, когда государство передает в аренду частным предпринимателям какую-либо свою собственность на условиях аренды: здания, сооружения, производственное оборудование. Компании вносят в казну арендую плату. Стремительно развивается такая форма арендных отношений, как лизинг. Доля лизинга в ВВП России в 2012 году составила 2,1 %, тогда как в 2001 году составляла всего 0,5 %.

Лизинг в России стал главным способом для приобретения необходимых основных средств, например, сельскохозяйственной техники, племенной продукции, авиации, различного транспорта.

Рассмотрим как пример государственных корпораций в промышленности корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» и государственную корпорацию «Тактическое ракетное вооружение».

«Ростех» (до декабря 2012 года — «Ростехнологии») — российская промышленная корпорация, включающая 663 организации — 22 компании прямого управления и 13 холдингов, 5 из которых специализируются на производстве гражданской продукции и 8 — в оборонно-промышленном комплексе. Организации госкорпорации «Ростех» расположены на территории 60 субъектов РФ, ее продукция корпорации поставляется на рынки более 70 стран мира [6, с. 18].

Таким образом, имущество госкорпорации закрепляется за ней и является ее собственностью. Формируется оно благодаря взносам РФ, которые устанавливаются ФЗ о ее создании. У госкорпорации также есть возможность получать доход от своей деятельности, от организаций, акции (доли) которых находятся в ее собственности, добровольные отчисления и пожертвования, субсидии из федерального бюджета, а также формировать специальные резервные фонды. Госкорпорация доста-

точно свободна в праве распоряжения своим имуществом, может создавать филиалы, открывать представительства как на территории РФ, так и за ее пределами. Однако в законе все же предусмотрен ряд сделок, для которых требуется согласование с правительством Российской Федерации.

Еще одним важным видом государственно-частного партнерства, которое получило распространение в России в промышленной сфере, являются особые экономические зоны. В настоящее время в России существуют шесть зон промышлен-но-производственного типа.

Таким образом, как показывает анализ не только теории, но и практики, в нашей стране применяются практически все формы государственно-частного партнерства.

По мнению авторов, необходимо выделить и определить еще три новые и перспективные в РФ формы ГЧП: государственный франчайзинг, государственный франдрайзинг и государственный лизинг [7, с. 42].

Государственный франчайзинг — специальный механизм ГЧП, в котором одна сторона (государство) обязуется предоставить другой стороне (представитель бизнеса) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, предусмотренных договором.

Применять эту форму можно в следующих ситуациях:

1. В хозяйственном ведении и оперативном управлении.

2. Как организацию государственного промышленного предприятия.

3. При делегировании прав на доверительное управление государственным пакетом акций.

4. Во внешнеэкономической деятельности в сфере промышленности.

Участниками договора государственного франчайзинга в российских условиях

могут быть товарищества, общества, производственные кооперативы, государственные унитарные предприятия (как с правом хозяйственного ведения, так и с правом оперативного управления), муниципальные унитарные предприятия (как с правом хозяйственного ведения, так и с правом оперативного управления), индивидуальные предприниматели.

Государственный франдрайзинг похож по своей организационной структуре на франчайзинг, но там может осуществляться передача собственности государства в частное пользование.

Государственный лизинг — форма государственного кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами. Предметом лизинга являются любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество. Основное преимущество государственного лизинга — значительный размер собственного капитала, а также дешевые и долгосрочные государственные заемные средства. Это позволяет государственным лизинговым компаниям предлагать клиентам низкие процентные ставки и длительные сроки лизинга.

При получении лизинга в государственной лизинговой компании (особенно в случае заключения лизинговой сделки на льготных по сравнению с рынком условиях) лизингополучатели и финансируемые лизинговые проекты проходят весьма жесткий отбор.

Автор предлагает следующее определение государственно-частному партнерству в промышленности:

ГЧПП — это особый механизм взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора в наиболее перспективных областях промышленности, основанный на особых институциональной и правовой базах и позволяющий реализовать

потенциал реализуемого проекта и частнопредпринимательской инициативы, сохраняя при этом контрольные функции государства.

По мнению авторов, в России высокий потенциал развития ГЧП. Сотрудничество бизнеса и власти позволяет реализовать те проекты, которые не могли бы быть реализованы каждой из сторон в отдельности. Открытая поддержка государства промышленных предприятий в рамках такого партнерства, особенно в состоянии современной нестабильности экономики, позволит повысить уровень инноваций, привлечь инвестиции в наиболее значимые проекты, снизить издержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов, но и становится важным инструментом, который обеспечивает синергический эффект, который можно измерить показателями стратегии инновационного развития предприятий.

Библиографический список

1. Белицкая А. Перспективы развития законодательства о государственно-частном партнерстве // Хозяйство и право. 2010. № 6.

2. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. С. 28-32.

3. Виллисов В.М. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2006. № 7.

4. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 7.

5. Матявина М.В. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и возможности его использования в России. Ч. 2. URL: http://www.pandia.ru/386777.

6. Юзвович Л.И. Концессии как форма привлечения инвестиций // Финансы и кредит. 2010. №1 3.

7. Тюкавкин Н.М. Анализ рисков в экономике России // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 4.

E.V. Gorchakova, L.V. Svetlovskaya*

STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP IN THE INDUSTRIAL POLICY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OF RUSSIA

In the article the material on organization of state and private partnership in the industry of Russia is presented. Ways of establishment, problems, forms of organization are shown. Authors in detail highlight the questions of functioning of state and private partnership in industry. New forms of organization of state and private partnership such as state industrial franchising, leasing, and fund-raising deserve special attention.

Key words: state, business, partnership, franchising, concessions, fund-raising, rent, leasing, agreement, division, innovations, projects, agreement.

* Gorchakova Ekaterina Vladimirovna (katjushka555@rambler.ru), Svetlovskaya Lerika Vitalievna (lira_mi@mail.ru), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.