экономические науки
Давыдова Алена Владиславовна ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ...
УДК 334.012
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2018
Давыдова Алена Владиславовна, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (390000, Россия, Рязань, улица Сенная, 1, e-mail: alenadavydva240@rambler.ru)
Аннотация. В статье рассмотрены концептуальные научные подходы к определению сущности и содержания понятия «государственно-частное партнерство». Приоритетным направлением исследования является систематизация научных знаний о категории государственно-частного партнерства и обоснование авторской позиции в данной области. Методологически данное исследование опирается на совокупность научных методов, в числе которых контент-анализ, методы индукции и дедукции, системный метод, метод сравнительного анализа. Результатом исследования является обобщение теоретических представлений в сфере государственно-частного партнерства, выработанных представителями отечественного и зарубежного научного сообщества и предложение авторского определения «государственно-частное партнерство» с выделением классификационных признаков. Научная новизна заключается в том, что в впервые определено и логически обосновано содержание понятия «государственно-частное партнерство» на основе использования научного метода «контент-анализ». Практическая значимость заключается в том, что основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и содержании категории «государственно-частное партнерство».
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственный партнер, инфраструктура, контент-анализ, ответственность, проект, публично-частное партнерство, риск, форма сотрудничества, частный партнер, экономическая категория, экономика.
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP: ESSENCE AND ECONOMIC CONTENT
IN MODERN CONDITIONS
© 2018
Davydova Alyona Vladislavovna, a post-graduate student of the Academic staff Department Academy of the Federal Penal Service of the Russian Federation (390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1, e-mail: alenadavydva240@rambler.ru)
Abstract. The article deals with the conceptual scientific approaches to the definition of the essence and content of the concept of "public-private partnership". The priority direction of the research is the systematization of scientific knowledge about the category of public-private partnership and the substantiation of the author's position in this area. Methodologically, this study is based on a set of scientific methods, including content analysis, methods of induction and deduction, system method, method of comparative analysis. The result of the study is a generalization of theoretical ideas in the field of public-private partnership, developed by representatives of the domestic and foreign scientific community and the proposal of the author's definition of "public-private partnership" with the allocation of classification features. Scientific novelty lies in the fact that for the first time defined and logically justified the content of the concept of "public-private partnership" based on the use of scientific method "content analysis". The practical significance lies in the fact that the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering the issues of the nature and content of the category "public-private partnership".
Keywords: public-private partnership, public partner, infrastructure, content analysis, responsibility, project, public-private partnership, risk, form of cooperation, private partner, economic category, economy.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Состояние реформирования экономики страны и новейшие тенденции глобализации вызывают потребность модернизации форм взаимодействия государственного и частного секторов, а также определение стратегических целей и приоритетных направлений их дальнейшего развития. Функционирование государственно-частного партнерства в зарубежных странах построено на эффективном применении соответствующего инструментария, не получившего распространения в обеспечении экономики России. В настоящее время, совершенствование существующего отечественного механизма реализации государственно-частного партнерства является явной необходимостью. Все это предопределяет очевидность глубокого теоретического анализа механизмов государственно-частного партнерства, влияющих на развитие национальной экономики.
В современной экономической литературе теоретическим основам государственно-частного партнерства уделено значительное внимание. Однако, как в научном сообществе, так и в экономическо-деловой среде понимание сущности и содержания данного понятия носит дискуссионный характер. Тем не менее, возрастание интереса к тематике государственно-частного партнерства, в связи с реформированием экономики страны и новейшими тенденциями глобализации, требует дополнения понятийно-категориального аппарата и характерных особенностей данного вида отношений, вызывает по-
требность модернизации форм взаимодействия государственного и частного секторов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. В ходе исследования использованы материалы научных работ по тематике государственно-частного партнерства. В качестве методической основы исследования были использованы труды отечественных ученых, таких как Г.В. Белицкая [1], В.Г. Варнавский [2], М.В. Вилисов [3], М.В. Дерябина [4], Игнатюк Н.А. [5], В.А. Кабашкин и Н.С. Кошарец [6], А.В Клименко и В.А. Королев [7], М.В. Клинова[8], Н.В. Резниченко [9], В.Е. Сазонов [10], К.В. Хлебников [11]. Кроме того, использованы труды зарубежных исследователей: Дж. Делмана [12], М.Б. дЖеррарда [13], А. Вуазена, С.Трозы, Ф.Марти [14], А. Регинато [15], П.В. Розенау [16], Е. Саваса [17]. Авторы рассматривают категорию «государственно-частное партнерство» через различные аспекты.
Формирование целей статьи. Целью статьи является обобщение теоретических представлений о сущности понятия «государственно-частное партнерство» с последующим уточнением понятийно-категориального аппарата теории государственно-частного партнерства и выделением классификационных признаков.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. При сопоставлении понятий «государственно-частное партнерство» (далее - ГЧП), прослеживается много-
Davydova Alyona Vladislavovna PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP ..
economic sceinces
аспектность содержания данной категории в научном сообществе. С целью уточнения содержания термина «государственно-частное партнерство» проведен контент-анализ определений, представленных в работах ряда зарубежных (таблица 1) и отечественных (таблица 2) авторов [1-26].
Таблица 1 - Контент-анализ трактовок и характерных черт государственно-частного партнерства в трудах зарубежных авторов
№ nn Авторы Аспекты государственно-частного партнерства
Форма сотрудничества между государством и частным сектороьс Долгосрочность отношений g £ gels « х 5 ? ^ Ё £ ■HJg 0 й Распределение рисков Распределение ресурсов Распр ед елен и е ц ел ей и ответственности Распределение прибыли (выгод) г Ü з I = 111
1 А. Акннтое, М.Бек, К.Хардкасл + + + + +
2. X. Б. Асерете + + +
3. X. Ван Хам. Ю. Копеньян + + + +
4. Ф. М. Вела + +
5. А. Вуазен, С .Троза. Ф.Марта + + + +
6. М. Геддс + + + + +
7. Дж. Делмон + +
8. М.Б. Джеррард + + +
9. Е.-Г. Кчяйн. Г. Тесман + + + + +
10. Г. Петере + + +
11. Дж. Пол + + +
12. А. Регннато + + + + +
13. П. В. Розенау + +
14. Е. Савас + + +
15. Г. Ходж, К.Грнв + +
Итого: 13 6 8 8 5 2 3 6
% к общему числу подходов, % 87 40 53 53 33 13 20 40
Анализ определений и характерных особенностей государственно-частного партнерства в трудах зарубежных ученых показал многоаспектность данного понятия. Исследователи выделяют подходы к определению сущности ГЧП в широком и узком понимании. В широком смысле под ГЧП понимают любые взаимоотношения между государством и частным сектором (87 %, таблица 1), осуществляющиеся не только в экономике, но и других областях (политике, науке, культуре и т.д.). Данной точки зрения придерживаются Дж. Делмон [12], Ф. Марти, А. Вуазен и С. Троза [14], Е. Савас [17]. В узком смысле под ГЧП исследователи подразумевают равноправное партнерское взаимодействие государственного и частного секторов в процессе реализации социально-значимых проектов общегосударственного значения [21]. При этом акцентируется внимание на отделении ГЧП от государственных закупок, приватизации.
В широком понимании ГЧП не раскрывается суть понятия и характерные особенности государственно-частного партнерства как отдельной экономической категории. Однако, в работах некоторых авторов прослеживается попытка конкретизировать взаимодействие государства и частного сектора в сфере ГЧП. Так, согласно определению Дж. Делмона [12], из всего многообразия форм взаимодействия государства и частного сектора исключаются контракты по государственному заказу. Н. Джерард [13] рассматривает государственно-частное партнерство в альтернативе государственным закупкам.
Подход в узком понимании, определяет под ГЧП не любые формы взаимодействия государства и бизнеса, а только предусматривающие партнерские взаимоотношения участников для реализации проектов с присущими ему особенностями. В качестве особенностей государственно-частного партнерства, на основе проведенного исследования, раскрываются организационные и финансовые аспекты. Авторы, уделяющие внимание на организационных аспектах, подразумевают создание новой организационной структуры для осуществления сотрудничества государства и частного партнера. Большая часть исследователей акцентируют внимание на финансовых аспектах ГЧП, заключающихся в передаче финансовых обязательств частному партнеру или в модели привлечения частных финансовых ресурсов в проект (40 %, таблица 1). Некоторые авторы, выделяющие финансовые аспекты в качестве ключевой составляющей понятия ГЧП, заостряют внимание на отражении результатов и, обязательств, прав и ответственности в
финансовой отчетности государственных и частных лиц.
Таким образом, при появлении подходов к определению ГЧП в узком смысле, в работах зарубежного научного сообщества для характеристики государственно-частного партнерства (таблица 1) стали раскрываться институциональные основы взаимоотношений государства и бизнеса, распределение функций (13%), прав (13%), обязанностей (13%), рисков (53%), результатов (20%), ресурсов (33%). Иными словами, произошло содержательное дополнение понятий ГЧП, как экономической категории.
Предмет государственно-частного партнерства рассматривается зарубежными учеными в отношениях по поводу строительства, реконструкции, модернизации, эксплуатации и управления объектами инфраструктуры (53%, таблица 1). Прослеживается неоднозначное понимание цели ГЧП в трудах зарубежного научного сообщества. Так, одни авторы под целью ГЧП понимают улучшение и/ или расширение инфраструктурных услуг [12, 15]. Другие считают, что целевой ориентир ГЧП заключается в предоставлении результатов и услуг в публичных интересах на постоянно улучшающейся основе [16, 26]. Третьи, в качестве цели ГЧП рассматривают совместную разработку продукта или услуги [17].
Таким образом, анализ подходов к определению государственно-частного партнерства в работах зарубежного научного сообщества наглядно демонстрирует существенные различия относительно понимания данной категории.
В отечественной литературе, аналогично зарубежной, существует большое количество определений категории «государственно-частное партнерство», характеризующиеся многоаспектностью данного явления (таблица 2), в связи с чем, отсутствует однозначное понимание указанной дефиниции.
Таблица 2 - Контент-анализ трактовок и характерных черт государственно-частного партнерства в трудах отечественных авторов
№ п/ Авторы Аспекты государственно-частного партнерства
Юридическое оформление отношений Объединение ресурсов Распределение рисков Применение ГЧП в отношении ти Igiai £ I | ё й S а 5 Е К | § &8 1 ® ? « 1 я s я Н 5 Получение и распределение доходов | £ § ä. II 11 IX л = с м
1. Г.В. Белнщсая + - + + + -
2. В.Г. Варнаве кий + + + + +
3. М.В. Внлнсов + + -
4. И.А. Губанов +
5. М.А. Дерябина +
6. H.A. Игнатюк + + +
. В.А. Кабашкин, Н.С. Кошарец + + + +
8. А.В Клименко, В.А. Королев + + +
У. MB. Клинова + +
10. А.П. Мамченко.И.А. Долженко + + + +
11. Г.А. Мартусевнч, С. Снваев, Д.Ю. Хомченко + +
12. В.А. Михеев +
13. Н.В. Резннченко + + + +
14. В.Е. Сазонов + + + + + +
15. К.В. Хлебников +
16. В.А. Цветков, A.A. Медков +
1 В.И. Якунин +
Итого ! 6 S 5 5 14 2 3 5
% к общему числу подходов, % 65 47 29 29 82 12 1S 29
Контент-анализ трактовок и основных характеристик государственно-частного партнерства (таблица 2) показал, что в исследованиях научного сообщества прослеживается как сходство, так и противоположность взглядов на некоторые аспекты взаимодействия государства и частного сектора. Неоднозначные ответы при определении понятия ГЧП связаны с вопросами о предмете взаимодействия государственно-частного партнерства, целевом назначении, сфере применения и формах реализации государственно-частного партнерства.
В большей части работ при определении сущности и содержания ГЧП, акцентируется внимание на юридическом оформлении взаимоотношений государственного и частного секторов (65 %, таблица 2). При этом, трактуя понятие ГЧП, ученые выделяют различные формы взаимодействия партнеров: контрактные и институциональные. Первые представляют собой договорные отношения между государством и частным сектором, вто-
экономические науки
Давыдова Алена Владиславовна ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ...
рые - создание и / или совместное участие партнеров в хозяйственной организации корпоративного типа. Так, Н.В. Резниченко под формой взаимодействия подразумевает долгосрочный взаимовыгодный контракт между государственным органом власти и частным сектором, представленный специальной управляющей компанией [9]. Некоторые авторы конкретизируют возможные формы взаимодействия участников ГЧП, выделяя при этом закон, контракт (договор, соглашение), устав компании и т. д. [7]. Несмотря на это, некоторая часть авторов склоняется к пониманию государственно-частного партнерства через аспект равноправия участников ГЧП (18 %, таблица 2), учитывая взаимовыгодность сотрудничества государства и частного партнера.
Абсолютное большинство авторов при определении сущности ГЧП в качестве составного элемента выделяют - целевую ориентацию данной категории, заключающуюся в направленности на решении государственных и общественно-значимых задач, достижении социально-экономического эффекта, стратегических целей экономического развития (82 %, таблица 2). Однако, одни ученые в качестве цели ГЧП выделяют решение социально-экономических задач при реализации партнерского взаимодействия между участниками [3,19,20]. Другие авторы [1,5,9] при определении понятия ГЧП в качестве целевого ориентира акцентируют внимание на решении общественно значимых задач, находящихся в сфере государственного интереса (создание общественной инфраструктуры и предоставлении на ее основе услуг). Обобщая результаты исследования данного аспекта, целью ГЧП определим - решение задач государственного управления социально-экономическим развитием страны в приоритетных сферах экономики. Причем, это может быть как решение социально-экономических задач развития экономики, так и решение общественно значимых задач (создание инфраструктуры общего пользования, производства товаров и услуг).
Немаловажной составляющей определения ГЧП является предметная сфера партнерского взаимодействия государства и частного сектора. Анализ определений ГЧП, на основе которых составлена таблица 2, показал функциональный аспект предметной сферы, заключающийся в конкретизации функций при реализации ГЧП. В большей части определений частный партнер берет на себя часть или весь комплекс функций государственного сектора с момента проектирования, финансирования, строительства, модернизации, эксплуатации и обслуживания объектов государственной собственности или связанными с ними услугами. Наиболее ярко данный подход нашел свое отражение в трудах зарубежных исследователей (53 %, таблица 1). В отечественных исследованиях данный подход обозначается в трудах [5,8,11].
Некоторая часть научного сообщества не конкретизирует функциональные задачи партнерского взаимодействия государства и бизнеса [3,4,7,20, 22-25]. Авторы уделяют внимание проектной составляющей взаимодействия государства и бизнеса на принципах ГЧП (29 %, таблица 2). Так, В.Г. Варнавский [2], А.В. Клименко и В.А. Королев [7] говорят о реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности. Н.В. Вилисов [3] отмечает реализацию экономических проектов. Н.В. Дерябина [4] говорит о реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности. В.А. Цветков, А.А. Медков [20] сходятся во мнении о реализации инвестиционных проектов в капиталоемких отраслях национальной экономики, за развитие которых должно отвечать государство. Анализ таблицы 2 позволяет сделать вывод о том, что предметной сферой ГЧП являются отношения в процессе взаимодействия государства и бизнеса, в частности: реализация проекта на принципах ГЧП (в широком смысле); отношения между государством и бизнесом, где частный партнер берет на себя часть или весь комплекс функций государ-
ственного сектора с момента проектирования, финансирования, строительства, модернизации, эксплуатации и обслуживания объектов государственной собственности или связанными с ними услугами (в узком смысле). Некоторые авторы, подразумевая проектный характер ГЧП, сходятся во мнении, что государственно-частное партнерство создается под определенные задачи и по окончании проекта прекращается.
Анализ подходов к определению сущности ГЧП показал, что 29 % авторов в качестве составного элемента определения выделяют распределение рисков, 47 %
- объединение ресурсов (вкладов), 12 % - получение и распределение доходов (выгод). Иными словами, в партнерском взаимодействии государства и бизнеса выделяется затратный и доходный этапы. Наличие доходного этапа при осуществлении ГЧП является ключевым отличием от государственного заказа. Выгоды при реализации проектов ГЧП преследуются исходя из различных целей сторон. Частный сектор, при участии в проектах, рассчитывает на определенный набор гарантий и преференций за счет различных государственных ресурсов: административных, материальных, финансовых, природных и т.д. Проекты ГЧП привлекательны для бизнеса, как правило, расширением сферы деятельности и получением гарантированного дохода в долгосрочном периоде. Государство, в свою очередь, получает возможность привлечения дополнительных источников финансирования для реализации социально-экономических проектов, что в свою очередь, снижает нагрузку на бюджет. Другим весомым преимуществом для государства является увеличение конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и международном рынках за счет использования профессионального опыта частного партнера, подразумевающего эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений.
Необходимо отметить, что общим составляющим звеном при определении сущности и содержания ГЧП авторы отмечают государственную собственность или связанные с ней услуги, выступающую объектом ГЧП. Право государственной собственности как набор частичных правомочий по использованию объекта расщепляется на частичные правомочия. Процесс расщепления права собственности заключается в передаче правомочия частному партнеру на основе добровольного двустороннего обмена.
Некоторая часть авторов в качестве составляющей понятия ГЧП рассматривает различные сферы применения данной категории. В зарубежной практике основная масса проектов реализуется в тех сферах, за которые государство несет ответственность, а именно объекты инфраструктуры и связанные с ней услуги. Большинство российских ученых разделяют мнения зарубежных авторов в данном вопросе [5,8,9,10] и конкретизируют инфраструктурные сферы применения ГЧП, в частности
- коммунальное хозяйство, капиталоемкие отрасли, инновационная среда и т.д.
Результаты проведенного контент-анализа трактовок государственно-частного партнерства и его основных характеристик в трудах отечественного и зарубежного научного сообщества (таблицы 1 и 2) подтверждают существенные расхождения в интерпретации данной категории. Дифференциация термина «государственно-частное партнерство» обусловлена исследованием данного явления в рамках различных концептуальных подходов (рисунок 1).
Все указанные характеристики выделяют государственно-частное партнерство среди других форм взаимодействия государства и бизнеса (государственные закупки, аутсорсинг и др.).
Результаты проведенного анализа трактовок государственно-частного партнерства и его основных характеристик позволяют предложить базовое определение данной категории, в структуру которого включены только основополагающие элементы (таблицы 1 и 2).
Davydova Alyona Vladislavovna PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP ..
economic sceinces
Государственно-частное партнерство - юридически оформленная форма сотрудничества государства и частного сектора, направленная на решение государственно значимых (общественных и социально-экономических) задач в инфраструктурной сфере, на основе привлечения дополнительного источника финансирования, распределения ресурсов, рисков и ответственности.
Рисунок 1 - Основные характеристики ГЧП, как экономической категории, раскрывающие специфику партнерского взаимодействия государства и частного сектора
Выводы. В результате проведенного контент-анализа обобщены теоретические представления о сущности государственно-частного партнерства, на основе чего сформулировано авторское определение «государственно-частное партнерство» и выделены классификационные признаки данной категории. Полученные результаты могут стать основой для дальнейшего научного анализа теоретических основ деятельности в области государственно-частного партнерства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: моногр. [Электронный ресурс] / А.В. Белицкая. — М.: Статут, 2012. — 191 с. — URL: http://www.estatut.ru/pdf/620.pdf.
2. Варнавский В.Г. Место и роль государственно-частного партнерства в системе экономических категорий: попытка системного анализа [Электронный ресурс] /В.Г. Варнавский — М: Материалы Первого Российского экономического конгресса. URL: http://www. econorus.org/cprogram.phtml?vid=tconf&sid=2&ssid=182&rid=57
3. Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект //Власть. — 2006. — №7. — С.4-6.
4. Дерябина М.А. Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства / Доклад на секционном ученом совете научного направления «Теория экономики». URL: http://inecon. org/arxiv-dokladov/arxiv-dokladov.html
5. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство: онлайн-чтение [Электронный ресурс]/Н.А. Игнатюк. — URL:http://fictionbook. ru/author/n_a_ignatyuk/gosudarstvenno_chastnoe _partnerstvo/read_ online.html?page=12.
6. Кабашкин В.А., Кошарец Н.С. Перспективы развития государственно-частного партнерства на региональном уровне. Серия: «Мировая экономка. Современное взаимодействие власти и бизнеса».
— М.: ООО «МИЦ». 2010. — 206 с.
7. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев и др. Гос. Ун-т — Высшая школа экономики — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 287 с.
8. КлиноваМ.В. Государство и частный капитал в поисках прагматичного взаимодействия: моногр. /М.В. Клинова. — М.: РАН, 2009.
— 122 с. — URL: http://www.imemo.ru/ru/publ/2009/09011.pdf
9. Резниченко Н.В. Модели государственно-частного партнерства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.: Менеджмент. — 2010. — Вып.4. — С.58-83.
10. Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство в России и за рубежом: автореферат дис. ... док. юрид. наук.: 12.00.14. М. 2013. 57 с.
11. Хлебников К.В. Государственно-частное партнерство: экономическое содержание и институциональные границы // Экономика и
управление. - 2011. - № 7(80). -С. 131-135.
12. Делмон Дж. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: практ. рук-во для органов гос. власти / Д. Делмон. -Астана: ИЦ «Апельсин», 2010. - 261 с.
13. Gerrard M.B. Public-Private Partnerships: What Are Public-Private Partnerships, and How Do They Differ from Privatizations? / M.B. Gerrard //Finance & Development. - 2001. - Vol. 38, № 3. - P. 48-51.
14. Marty F. Les partenariats public-privé / F. Marty, A. Voisin, S. Trosa.-Paris: Éditions La Découverte, 2006. - 86p.
15. Reginato A. Cooperación público-privada: Construir y financiar infraestructuras para el agua /A. Reginato //Mundo Proactiva. - 2009, Julio-Septiembre. - № 5. - P. 6-9.
16. Rosenau P.V. Public-private policy partnerships / P.V. Rosenau. -Edition: illustrated. Published by MlTPress, 2000. - 256p.
17. Savas E.S. Privatization and Public-Private Partnerships / E.S. Savas.-New York: Seven Bridges Press, 2000. - 368 p.
18. Родионов А.В. Методические основы организации эмиссии корпоративных облигаций предпринимательскими структурами // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 7. С. 222-226.
19. Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления [Электронный ресурс] / В.И. Якунин. - Социологические исследования. М.: Институт социологии РАН. - 2007. - № 2.- С. 1-28. - URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2007-02/Yakunin.pdf.
20. Цветков В. А. Перспективы государственно-частного партнерства при строительстве и реконструкции железнодорожной инфраструктуры /В.А. Цветков, А.А. Медков //Журнал экономической теории. - 2008. - №1. - С. 170-182.
21. Есева Е.П. Портфельно-проектное управление государственно-частным партнерством: Дис. ...канд. эк. наук.: 08.00.05. Сыктывкар. 2017. 295 с.
22. Гончарова Н.Н. Государственно-частное партнерство в россии и регионах как форма сотрудничества государства и частных субъектов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3 (8). С. 9-12.
23. Денисов Е.Ю. Использование механизмов государственно-частного партнерства при управлении экономикой региона // Вестник НГИЭИ. 2013. № 9 (28). С. 23-34.
24. Гафурова Г.Т., Ахметшина Э.Р. Зарубежный опыт развития механизмов государственно-частного партнерства // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 (34). С. 17-33.
25. Гончарова Н.Н., Гиззатуллин Т.И. Современное правовое регулирование государственно-частного партнерства в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 7-12.
26. Geddes M. Making Public Private Partnerships Work: Building Relationships And Understanding Cultures / M. Geddes. - Hants (England): GowerPublishing, Ltd., 2005. - 137p.
Статья поступила в редакцию 18.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018