Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как механизм сотрудничества в системе жилищно-коммунальных услуг'

Государственно-частное партнерство как механизм сотрудничества в системе жилищно-коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ИНФРАСТРУКТУРА СОТРУДНИЧЕСТВА / COOPERATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипенко Ольга Владимировна

Статья посвящена проблеме реализации механизма государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунальных услуг в целях формирования эффективной инфраструктуры сотрудничества государства и бизнес-сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-Private Partnership as a Mechanism for Cooperation in the System of Housing and Communal Services

The article is devoted to the problem of realization of the mechanism of publicprivate partnership in the sphere of housing and communal services to the formation of an effective infrastructure for cooperation between the state and the business community.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как механизм сотрудничества в системе жилищно-коммунальных услуг»

государственно-частное партнерство как механизм сотрудничества в системе жилищно-коммунальных

услуг

_Аннотация

Статья посвящена проблеме реализации механизма государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунальных услуг в целях формирования эффективной инфраструктуры сотрудничества государства и бизнес-сообщества.

Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, жилищно-коммунальное хозяйство, государственно-частное партнерство, инфраструктура сотрудничества _

Жилищно-коммунальное хозяйство в совокупности с общественной инфраструктурой является составляющей комплекса предоставления общественных услуг. Для России сложность управления данным сектором связана с рядом причин, среди которых значительная площадь территории, постоянные трансформации экономической системы, практически полная принадлежность объектов инфраструктуры государственным, а также региональным и муниципальным органам власти.

Что такое государственно-частное партнерство

Развитие инфраструктуры было и будет одной из главных задач развития страны по целому ряду причин, среди которых и опыт инфраструктурных ГЧП-проектов в 2000-е годы, который показал, что для их нормальной реализации необходимо внести поправки в земельное, градостроительное, налоговое, бюджетное законодательство. Значительной доработки требуют концессионные механизмы, кото-

Осипенко

Ольга Владимировна

аспирантка факультета управления в экономических и социальных системах, Южный федеральный университет Sv_grinenko@mail.ru

использование _механизмов

сударственно-_частного

партнерства чрезвычайно

выгодно как для —государственного, так и для частного сектора.

В особенности -

для населения

якме, по

рые могли бы сыграть значительную роль в развитии инфраструктуры крупных городов, особенно в агломерациях Москвы и Санкт-Петербурга. Как свидетельствует опыт последних лет, при правильно сформированной структуре использование механизмов государственно-частного партнерства чрезвычайно выгодно как для государственного, так и для частного сектора. В особенности - для населения [6, 9].Это связано с тем, что для формирования инновационно ориентированной государственной политики в сфере общественной инфраструктуры и в ЖКХ в частности требуется соответствующее институциональное и управленческое сопровождение. В связи с чем государственно-частное партнерство следует выделить как один из институтов взаимодействия государства и бизнес-сообщества. Следует уделить внимание определению государс-енно-частного партнерства для однозначного нимания сущности данной категории. В апре-2013 года Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации на пленарном заседании приняла в первом чтении проект федерального закона «Об основах государственно-час-ного партнерства в Российской Федерации» [8]. В этом проекте под государственно-частным парт-ством понимается взаимодействие публичного ртнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций. При этом публичным партнером является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, орган местного самоуправления. Это определение соответствует международному пониманию и определению государственно-частного партнерства - Public-private partnership.

Отсюда следует, что государственно-частное партнерство служит механизмом привлечения субъектов частного сектора экономики к выполнению проектов публичного сектора в условиях ограничений различного рода: финансовых, бюджетных, квалификационных. Привлечение частных пред-

№ 14 (236)/июль 2013

приятий и организаций к участию в проектах осуществляется на конкурсной основе с разделением обязательств, компенсационных выплат и рисков между сторонами - частной и публичной. В России в сферу проектов государственно-частного партнерства попадают городская, транспортная, коммунальная инфраструктура, здравоохранение и образование. Но они требуют значительных инвестиционных вливаний. Механизм ГЧП позволит государству привлечь частные инвестиции, оставляя при этом за собой контроль выполнения проектов, управление рисками проектов, используя специфический ресурс управления правовой и политической властной системы.

По мнению Холодной Н.Д. государственно-частное партнерство - инструмент, используемый для устранения провалов рынка, однако в настоящее время он не стал одним из решающих инструментов повышения эффективности экономического развития. Одним из главных условий для инновационного развития страны и повышения эффективности процесса внедрения инноваций является переход от системы централизованно управляемых программ к более мягким организационным формам, основанным на равноправном сотрудничестве, партнерстве и кооперации действий государства и частного бизнеса [2, 7, 9].

Следует отметить, что «развитие механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов государственно-частного партнерства» является одним из приоритетных направлений формирования институциональной среды инновационного развития, обозначенных в «Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года» [3].

Государственно-частное партнерство реализуется в различных формах, включая лизинговые и концессионные механизмы, финансирование инвестиционных проектов с привлечением частных инвестиций в целях реализации социально значимых проектов. Следует отметить, что государственно-частное партнерство позволит не только решить экономические задачи финансирования, но и повысить роль регионов и муниципалитетов в решении государственных задач.

государственно-_

частное

партнерство_

служит механизмом

привлечения_

субъектов частного сектора экономики

к выполнению_

проектов публичного сектора_

_ Инструменты

_ государственно-частного партнерства

_ В рамках реализации политики государственно-час-

_ тного партнерства в России существуют следующие

_ инструменты:

_ 1. Концессионное соглашение - договорная форма

_ предоставления инвестору права на хозяйственное

_ использование государственной или муниципаль-

_ ной собственности. При этом:

- инвестор выплачивает государству определенную _ договором концессионную плату;

- концессионер (инвестор) осуществляет инвести-

_ ции в целях улучшения передаваемого или создания

_ нового имущества с последующей его передачей

_ в государственную или муниципальную собствен_ ность;

- концессионер получает платежи непосредствен_ но с пользователей созданного за его счет инфраструктурного объекта.

Данная форма применима в условиях, когда за использование инфраструктурного объекта предусмотрена плата, а предполагаемое количество пользователей и, соответственно, выручка от использования данного инфраструктурного объекта обеспечивает доходность, удовлетворяющую концессионера.

2. Контракт жизненного цикла (И/еСусеСоМт^

- ЬСС) - долгосрочный контракт, заключаемый в целях реализации инфраструктурных проектов, имеющих государственное или муниципальное значение. Срок такого контракта равен нормативному сроку эксплуатации инфраструктурного объекта в соответствии с техническими требованиями (в среднем 20-25 лет).

Создаваемый объект может находиться в государственной или муниципальной собственности, либо в собственности юридических лиц для осуществления полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. При заключении контракта LCC регулируется порядок контроля строительства и эксплуатации объекта со стороны уполномоченного органа государственной либо муниципальной власти.

3. Долгосрочные инвестиционные соглашения -соглашения, заключаемые между Российской Федерацией, субъектом РФ и/или муниципалите-

российское предпринимательство,№ 14 (236)/июль 2013

/4

тун

сударственно-_частное

партнерство

роль регионов и муниципалитетов

_в решении

_государственных

_задач

том и частным инвестором, в соответствии с которым последний обязуется осуществить капитальные вложения в объект, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Основы эффективности функционирования ГЧП

Основой для эффективного применения механизма ГЧП служит согласование интересов частного бизнеса и государственных приоритетов. Это вызывает необходимость определения принципов формирования ГЧП-контрактов, определяющих:

1) обеспечение баланса интересов государства и бизнеса на взаимовыгодной основе;

2) совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности, в том числе за счет развития современных финансовых инструментов и механизмов для привлечения внебюджетных инвестиций;

3) развитие малого предпринимательства. Процесс управления взаимодействием экономических субъектов в рамках механизма государственно-частного партнерства обусловлен рядом факторов, к числу которых относятся:

1) необходимость переформатирования рынка в соответствии с принципами совершенной конкуренции;

2) ограниченность ресурсов;

3) развитие научно-технической революции, определяющей технологическое перевооружение отрасли, возрастающая открытость экономических систем.

Процессы, происходящие в современной экономике, требуют изменения классических подходов к содержательному определению процесса управления объединением и взаимодействием экономических субъектов, открытости, интеграционным процессам. Согласно М. Портеру, [1] улучшение деловой и национальной конкурентоспособности все в большей степени представляет собой процесс многостороннего сотрудничества, в который вовлечены органы власти, компании и структуры - институты сотрудничества.

Такие «институты сотрудничества» играют важную роль в качестве посредников, организуя и выполняя

основой для_

эффективного

применения_

механизма ГЧП служит согласование

интересов_

частного бизнеса и государственных приоритетов_

развитие научно-

определяющей технологическое перевооружение

_отрасли,

_возрастающая

_открытость

_экономических

_систем

коллективные действия, обеспечивая более эффективное взаимодействие среди группы предприятий, определенного промышленного сектора или региона. В рамках исследования предлагается гипотеза о необходимости структурирования процесса управления системой взаимодействия экономических субъектов государства и бизнес-сообщества в целях реализации социально значимых проектов на основе механизма государственно-частного партнерства. Гибсон М. предлагает использование термина «инфраструктура сотрудничества - пути, по которым люди и организации могут прийти друг к другу для обмена идеями, решения проблем и создания парт_ нерств» [4]. Это подразумевает гражданское лидерство, партнерство между государственным и частным сектором, идентификацию стратегии регионального развития, систему «институтов сотрудничества» и

_ реализующие их механизмы и технологии.

Представляется эффективным подходом формирование подобной инфраструктуры сотрудничест-__ ва на основе ГЧП в сфере жилищно-коммунальных услуг, как наиболее соответствующей названным параметрам - проекты, реализуемые в системе ЖКХ, носят социальный характер, и должны контролироваться государственными органами власти (различного уровня). Но они требуют значительных инвестиций, не приносящих быстрой отдачи, несмотря на то, что могут быть экономически выгодными в долговременной перспективе. В качестве субъектов сотрудничества следует выделить 4 группы:

1. Государственные органы власти.

2. Предприятия сферы ЖКХ.

3. Субъекты бизнес-сообщества;

4. Население.

При реализации механизма ГЧП следует ориентироваться на согласование интересов названных групп социально-экономических субъектов, что позволит сформировать оптимальную инфраструктуру сотрудничества в рамках ЖКУ.

российское российское

Вывод

Сфера ЖКХ в процессе реформирования требует значительного объема инвестиций, мониторинга процессов обновления со стороны государственных органов, прозрачности в целях реализации

интересов населения и участия субъектов бизнес-сообщества в социально значимых проектах. Все это подтверждает необходимость и возможность использования механизма государственно-частного партнерства как основы формирования эффективной инфраструктуры сотрудничества в системе жилищно-коммунальных услуг.

Литература

1. Porter M., Ketels Ch. UK Competiveness: Moving to the next stage // U. K. Department of Trade and Industry/Economic and Social Research Council. 2003.

2. Болехов И.Е. Государственно-частное партнерство, как признак инновационной экономики // Креативная экономика. - 2012. - № 9 (69). - С. 120125. - http://www.creativeconomy.ru/articles/24934/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вдовин И.А. Развитие проектов государственно-частного партнерства в России // Государственно-частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы / Под общ. ред. А.А. Зверева.

- М., 2009.

4. Гибсон М., Афонин А.Ю. Налаживание связей, развитие сетей взаимодействия и расширение сотрудничества: вызов для университетов // Университетское управление: практика и анализ. -2004. - № 4 (32).

5. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / Научные редакторы О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. - М.: КДУ, 2009.

6. Жаркая Г.Ф. Частно-государственное партнерство как один из инструментов формирования и функционирования рынка доступного жилья в Российской Федерации // Российское предпринимательство.

- 2012. - № 10 (208). - С. 103-107. - http://www. creativeconomy.ru/articles/23886/.

7. Манько Н.Н. Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент поддержки национальной инновационной системы // Российское предпринимательство. - 2012. - № 16 (214). - С. 12-18. - http://www.creativeconomy.ru/ articles/24719/

8. Министерство экономического развития РФ // http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ investmentpolicy/privgovpartnerdev/doc20130426_05

9. Морис Э. Взаимовыгодное сотрудничество // Государственно-частное партнерство. Пути совер-

государственно-частное партнерство

_3t/

шенствования законодательной базы / Под общ.ред. АА. Зверева. - М.: ООО «Фирма А-ФОРТ-ЮГ», 2009.

10. Понизов П.В. Экономические механизмы привлечения инвестиций в экономику региона на основе государственно - частного партнерства // Автореферат на соискание степени кандидата экономических наук, 08.00.05. - М., 2011.

11. Столярова Е.И. Развитие государственного предпринимательства: теория и практика // Автореферат на соискание степени кандидата экономических наук. - М., 2009.

12. Холодная Н.Д. Роль частно-государственного партнерства в инновационном секторе экономики // Современные наукоемкие технологии. - 2008. -№ 4 - С. 188-189.

13. Шевчук Е.В. Государственно-частное партнерство как институт модернизации сферы образовательных услуг: международный и отечественный опыт // Автореферат на соискание степени кандидата экономических наук, 08.00.05, Москва, 2011.

Olga V. Osipenko

Postgraduate Student of the Management in Economic and Social Systems Department, Southern Federal University

Public-Private Partnership as a Mechanism for Cooperation in the System of Housing and Communal Services

_Abstract

Tlhe article is devoted to the problem of realization of the mechanism of public-private partnership in the sphere of housing and communal services to the formation of an effective infrastructure for cooperation between the state and the business community.

Key words: housing and communal services, public-private partnership, cooperation infrastructure

российское предпринимательство,№ 14 (236)/июль 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.