Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как механизм антикризисной поддержки малого бизнеса России'

Государственно-частное партнерство как механизм антикризисной поддержки малого бизнеса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломовцев Д. А., Чернянская К. З.

Представлены основные направления государственно-частного партнерства, позволяющие малому бизнесу наиболее успешно преодолевать последствия финансово-экономического кризиса, на основе анализа современных тенденций развития малого предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как механизм антикризисной поддержки малого бизнеса России»

3. Орловская область 2000-2007 гг.: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2008. 421 с.

4. Резников Б.А. Системный анализ и методы системотехники. Методология системных исследований. Моделирование сложных систем. Ч. 1. / Б.А. Резников. МО СССР, 1990. 183 с.

5. РузавинГ.И. Методология научного исследования: учеб. пос. / Г.И. Рузавин. М.: ЮНИТИ, 1999. 316 с.

6. Спицнадель В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений: учеб. пос. / В.Н. Спицнадель. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. 394 с.

7. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Режим доступа:

http://www.raexpert.ru.

On the basis of research of innovational potential of region and efficiency of industrial production, the technique of an estimation of efficiency of increase of economic potential of region is developed on the basis of modernization of his(its) technological base. The received results will be useful at acceptance of decisions on a direction of development of economic potential of regions of the Russian Federation.

УДК 338.242.4:334.722

Д.А. Ломовцев, канд. экон. наук, докторант, (Россия, Тула, ТулГУ),

К.З. Чернянская, канд. экон. наук, Гос. инспектор, (Россия, Москва, Управление лицензирования и аккредитации ФС по надзору в сфере образ. и науки)

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА РОССИИ

Представлены основные направления государственно-частного партнерства, позволяющие малому бизнесу наиболее успешно преодолевать последствия финансово-экономического кризиса, на основе анализа современных тенденцийразвития малого предпринимательства в России.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, малый бизнес, финансово-экономический кризис.

Становление рыночных отношений в России сопровождалось последовательным развитием малого предпринимательства. Только за последние пять лет, по данным Росстата, количество малых предприятий выросло почти на 30 %, аналогично увеличилась и численность работающих в этом секторе экономики [1]. Однако в сравнении с ведущими мировыми держа-

вами малое предпринимательство в России еще недостаточно развито. Так, на малых предприятиях работает менее 25 % трудоспособных россиян, в то время как соответствующий вклад малого бизнеса в отдельных европейских странах (Италия, Испания, Португалия и др.) превышает 60 % [2].

Отличительной особенностью российского малого предпринимательства является его отраслевая структура. По сведениям Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в настоящее время наибольшее количество малых предприятий действует в сфере торговли и бытового обслуживания — около 70 тыс. единиц, что составляет более 30 % от общей численности малых предприятий. К примеру, по итогам первого квартала 2009 г. соответствующие организации уверенно превалируют в общем обороте малого предпринимательства России, и их доля достигает 61,2 % (табл. 1) [3].

Таблица 1

Структура оборота малых предприятий России ___________в первом квартале 2009 г. ____________________

Вид экономической деятельности Доля в общем обороте малых предприятий, %

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,06

Рыболовство, рыбоводство 0,28

Добыча полезных ископаемых 0,43

Обрабатывающие производства 11,97

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,84

Строительство 8,83

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 61,20

Гостиницы и рестораны 1,75

Транспорт и связь 3,38

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 7,80

Образование 0,03

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,47

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,97

В соответствии с приведенными данными доля обрабатывающих производств в общем обороте малых предприятий не превышает 12 %, что является одним из самых низких показателей в мире. Для сравнения — в ведущих экономических странах (в США, Китае, Германии и др.) на обрабатывающие отрасли промышленности приходится более 50 % оборота малого бизнеса. В связи с этим участие российских малых предприятий во внедрении новых промышленных технологий остается слишком незначительным, что негативно отражается на темпах инновационного развития

страны. Напротив, в Великобритании, Испании и в других странах Европы вклад малого бизнеса в инновации превышает 10 % от общего объема, свидетельствуя о наивысшей распространенности венчурных форм предпринимательства [3].

В 2006 г. по решению правительства РФ для содействия развитию инновационного бизнеса была создана «Российская венчурная компания». Однако уже в 2008 г. по итогам проверки ее деятельности Генеральной прокуратурой РФ было выявлено, что большая часть выделенных из федерального бюджета средств (около 30 млрд руб.) размещалась на депозитных счетах иностранных банков и не расходовалась по назначению [4]. В настоящее время инвестиционные фонды, в которые вложены средства Российской венчурной компании, лишь начинают развиваться и не оказывают заметного влияния на темпы внедрения инновационных технологий в стране.

Предполагается, что недавняя инициатива президента РФ Д.А. Медведева по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями предприятий в целях практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности будет иметь более значительный отклик в бизнес-сообществе. Согласно соответствующему федеральному закону [5] научные организации могут выступать учредителями инновационных предприятий и вносить в их уставный капитал имущество, находящееся в хозяйственном ведении. Уведомительные взаимоотношения с собственником имущества (как правило, государством) значительным образом упрощают процедуру создания малых предприятий, занимающихся внедрением конкретных инновационных проектов. Дальнейшее сотрудничество новых предприятий с частными венчурными фондами может стать одной из масштабных форм государственно-частного партнерства в сфере высоких технологий.

Тем не менее до настоящего времени приходится констатировать отсутствие действующих эффективных механизмов государственной поддержки частных инновационных инициатив. Также следует отметить низкую активность общественных институтов, работа которых посвящена поддержке малого бизнеса. Ведущее место среди них занимает Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» [2]. Ее деятельность сосредоточена преимущественно на оказании консультативной помощи частным предпринимателям и на представлении их интересов в органах государственной власти, однако недостаточно способствует разработке и тиражированию конкретных бизнес-идей, а также привлечению федеральных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе.

Отсутствие действенных механизмов государственной поддержки малых предприятий отчетливо проявилось в условиях финансового кризиса, негативно сказавшемся на результатах их деятельности в конце 2008 -начале 2009 гг. (табл. 2) [1].

В ходе анализа данных таблицы становится очевидным, что малый бизнес серьезным образом пострадал от последствий мирового финансового кризиса. Уменьшение потребительского спроса, ухудшение оборачиваемости средств и, как следствие, остро возникшая нехватка ликвидных оборотных активов поставили большинство малых предприятий на грань выживания. Это сразу отразилось в снижении инвестиций и сокращении персонала. Высокие процентные ставки по кредитам усилили наметившуюся тенденцию снижения оборотных средств и стали непреодолимым препятствием для многих предпринимателей.

Таблица 2

Оценкауровняразвитиямалого предпринимательства _______в Российской Федерации в 2008-2009 гг.____________

Показатель 2008 год 1-й кв. 2009 года

1-й кв. 2-й кв. 3-й кв. 4-й кв.

Число предприятий, тыс. ед. 287,0 286,2 281,7 282,7 227,6

Численность работников списочного состава, (без внешних совместителей) тыс. человек 6 069,3 6 220,9 6 262,6 6 217,1 5 714,7

Оборот, млрд руб. 2 072, 9 2 550,1* 2 751,9* 2 718,6* 1 832,5*

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 47,9 72,0 91,5* 105,0* 41,4

Примечание.* — рассчитано с учетом индекса потребительских цен.

Финансовый кризис выявил объективную необходимость активной государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне. Вследствие кризисных проявлений сложились и благоприятные предпосылки развития малого предпринимательства: в некоторых отраслях промышленности улучшилась рыночная конъюнктура (производство недорогой продукции повседневного потребления: продукты питания, моющие средства), стали более доступны трудовые ресурсы и т. д.

Отдельно следует отметить усиление вынужденной предпринимательской активности, связанной со снижением предложения на рынке труда. В новых условиях квалифицированные специалисты, потеряв надежду найти приемлемую работу, создают собственные бизнес-проекты.

Таким образом, современный кризис сформировал комплекс разнообразных предпосылок создания в России системы государственночастного партнерства по поддержке малых предприятий. Ее внедрение позволит не только стимулировать предпринимателей, но и своевременно провести реструктуризацию малого бизнеса, уделяя наибольшее внимание развитию инновационных обрабатывающих производств.

Первоочередные направления государственно-частного партнерства в области малого предпринимательства определяются сложившимися условиями хозяйствования. К их числу целесообразно отнести:

- повышение эффективности действующих промышленных производств;

- внедрение новейших инновационных технологий;

- развитие перспективных территориально-промышленных кластеров;

- поддержку регионов с неблагоприятными условиями хозяйствования;

- развитие приоритетных отраслей народного хозяйства.

Важнейшим в построении современной системы государственночастного партнерства является повышение эффективности промышленных производств. Вместо низкорентабельных предприятий должны создаваться малые бизнес-структуры, производящие более конкурентоспособную продукцию. Так, на базе крупных литейных производств может быть целесообразным развитие малых компаний, специализирующихся на определенном спектре выпускаемой продукции (художественное литье, изготовление расходных промышленных деталей и т. д.).

Широкому внедрению инновационных технологий должно способствовать формирование разветвленной сети малых предприятий как связующего звена между научными учреждениями и промышленным сектором экономики. Опытно-конструкторские разработки, оптимизация действующих промышленных процессов, усовершенствование потребительских свойств продукции составляют неполный перечень направлений деятельности малых инновационных компаний, благоприятную среду для которых должны сформировать отраслевые и региональные венчурные фонды.

Создание территориально-промышленных кластеров является неотъемлемым элементом государственно-частного партнерства. При этом роль малого бизнеса состоит в более рациональном использовании доступных экономических ресурсов, от чего, в свою очередь, определяющим образом зависит эффективность всего территориально-промышленного комплекса. Так, важным дополнением к прежней производственной инфраструктуре мо -гут стать смежные малые предприятия. Примерами этому в химической промышленности служат компании малотоннажной химии, занимающиеся производством и поставками аддитивов для более крупных производств (свето- и термостабилизаторы); предприятия по переработке отходов и сопутствующей продукции (бытовая химия, изделия из пластмассы), подрядчики по ремонту и строительству основных производственных объектов и т. д.

Сохранение устойчивости социально-экономической ситуации в моногородах, градообразующие предприятия которых оказались близкими к банкротству, возможно за счет развития малого бизнеса. Для высвобождающихся в результате вынужденного сокращения работников важно соз-

давать новые рабочие места не временного, а постоянного характера. Это позволят быстро сделать малые предприятия, у которых, как правило, стоимость создания новых рабочих мест значительно ниже, чем в крупном бизнесе. Огромное значение при этом имеет правильный выбор специализации новых предприятий, соответствующий структуре потенциального потребительского спроса. Во многих российских регионах (в Кемеровской, Свердловской областях и др.) уже активно внедряется подобный опыт.

Партнерство государства и бизнеса в поддержке и создании малых предприятий может послужить импульсом развития отдельных отраслей промышленности. К примеру, в сельском хозяйстве обеспечение устойчивого спроса на продукцию, а также предоставление гарантий при расчетах за поставку горюче-смазочных материалов позволяет государству создать более благоприятные условия хозяйствования для фермеров. Более того, работа централизованной системы сезонного приобретения сельскохозяйственной химии положительным образом сказывается на состоянии нескольких смежных отраслей, в каждой из которых могут быть задействованы многочисленные малые предприятия. Широкое распространение подобного опыта в создании условий отраслевого благоприятствования особенно важно, так как благодаря этому совершенствуется структура экономики и сохраняются конкурентные отношения.

Безусловно, все рассмотренные направления государственночастного партнерства в области малого предпринимательства имеют важное народнохозяйственное значение, переоценить которое особенно сложно в современных кризисных условиях. Именно таким путем «малых дел», поддержки и развития малого бизнеса и закладывается основа конкурентоспособности национальной экономики.

Библиографический список

1. Официальный Интернет сайт Росстат. Режим доступа: http://www.gks.ru.

2. Официальный Интернет сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Режим доступа: http:// www.opora.ru.

3. Официальный Интернет сайт Национального института системных

исследований проблем предпринимательства. Режим доступа:

http://www.nisse.ru.

4. Официальный Интернет сайт информационного агенства «РИА Новости». Режим доступа: http://www.rian.ru.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического

применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: федеральный закон от 02 августа 2009 г. № 217-ФЗ.

LomovcevD.A., Chernjancka’aK.Z.

Public private partnership as an anticrisis support gear of Russian small-scale business

Based on analysis of modern tendencies of small-scale business growth author lays down principal branches of public private partnership, which will help small-scale business to overcome successfully financial crisis consequences.

Key words: public private partnership, small-scale business, financial crisis.

УДК 339.5.012.4 (470)

М.С. Шорохов, аспирант, 8-926-270-17-58, mshorohov@mail.ru, (Россия, Москва, МГУ)

ПРОТЕКЦИОНИЗМ И СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ: УРОКИ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННЫЙ ВЫБОР ДЛЯ РОССИИ

Рассмотрены предпосылки и условия формирования концепций протекционизма и фритредерства, особенности их применения в разных странах. На основе историко-теоретического анализа обосновывается возможный выбор для современной России.

Ключевые слова: протекционизм, свободная торговля, экономическая политика, стратегия экономическогоразвития государства.

Сегодня в условиях глубокого экономического кризиса все чаще слышны разговоры о том, что все страны должны сообща искать выход из него, ни в коем случае нельзя допускать перехода к протекционизму и обособлению, свобода международной торговли должна оставаться незыблемой (это, по сути, единственное, на что уповают ведущие западные страны). Это неоднократно повторял Дж. Буш, об этом говорили министры финансов 0-8 в феврале 2009 г. в Италии, об этом же шла речь на саммите 0-20 в Лондоне в апреле. На этом фоне наши либералы вновь подняли вопрос о скорейшем вступлении в ВТО, в среде экспертов снова разразилась жаркая дискуссия о протекционизме и свободной торговле. Вообще, либеральные отечественные политики проявляют удивительную однобокость в этом вопросе, считая вступление в ВТО чуть ли не панацеей от всех наших бед. Дескать, вступим, и сразу же наша промышленность станет более конкурентоспособной и эффективной. А то, что «дожить» до этой эффективности будет суждено далеко не всем предприятиям, их не смущает. О проблемах, которые может создать такой шаг для российского сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, а также финансового сек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.