УДК 354:334.7
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
AGRO-INDUSTRIAL CLUSTER IN OMSK REGION THROUGH PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
С.В. Евсеенко S.V. Evseenko
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Е.Ю. Щукин E.U. Tchukin
Омский государственный аграрный университет
Рассмотрены различные способы создания агропромышленного кластера в Омской области: за счет бюджетных средств, за счет средств частных инвесторов и на принципах государственно-частного партнерства. Определены и сопоставлены основные положительные и отрицательные стороны каждого из них. Показано положительное влияние кластеров, созданных в рамках государственно-частного партнерства на развитие экономического потенциала регионов.
Describing based on public-private partnership clusters with good performances across the country, the article considers various ways to set up agro-industrial cluster in Omsk region employing the budget funds and private investments based on public-private partnership. The article also determines all pros and cons of each way.
Ключевые слова: кластер, государственно-частное партнерство.
Key words: cluster, public-private partnership.
Учитывая масштабность реализации процесса формирования агропромышленного кластера в Омской области, заявленного региональным правительством, в сочетании со слабо выраженным экономическим потенциалом экономики области к запуску столь значительного проекта, можно сделать вывод о том, что образование на территории Омской области концентраций производств, способных к дальнейшему развитию в кластер, в ближайшее время практически невозможно без осуществления целенаправленных действий. При этом зарождение агропромышленного кластера наиболее реалистично с образования крупного предприятия, способного к концентрации вокруг себя более мелких хозяйствующих субъектов. Так как указанный процесс требует привлечения большого количества финансовых ресурсов за относительно короткий промежуток времени, то заслуживает внимания рассмотрение вариантов его осуществления с точки зрения источников финансирования с выделением положительных и отрицательных сторон каждого из них.
Так, существуют три принципиально отличающихся друг от друга способа финансиро-
© С.В. Евсеенко, Е.Ю. Щукин, 2011
вания процесса становления агропромышленных кластеров, возможных в настоящее время на территории Омской области: за счет бюджетных средств, средств частных инвесторов, смешанного финансирования (средства частного инвестора в сочетании с бюджетными), как одного из вариантов государственно-частного партнерства.
От источников финансирования агропромышленного кластера зависит его организационная структура и другие существенные характеристики, такие как направленность деятельности, выживаемость и эффективность.
Из вышеперечисленных рассмотрим структуру и особенности образования агропромышленных кластеров за счет бюджетных средств.
Одной из основных особенностей указанного источника финансирования является практическое отсутствие собственника капитала. Здесь государственные органы выступают в роли управляющих фондом денежных средств. Они не в полной мере заинтересованы в создании эффективной предпринимательской структуры как конечном результате своей деятельности, так как не претендуют на получение экономических благ от его функционирования, а значит, их задача заключается не столько в
создании прибыльного или хотя бы рентабельного предприятия, сколько в кассовом расходовании средств по целевому назначению и выполнении намеченных задач по освоению бюджетных средств.
Массовость участников кластера и возможность встраивания в него новых хозяйствующих субъектов, а также многие другие параметры созданной структуры, такие как жизнеспособность, восприимчивость к нововведениям и т. д., будут зависеть от первоначальных целей, которые ставили перед собой создатели кластера - субъекты бюджетного планирования: если такая возможность предусмотрена, то проблем не возникнет, а если нет, то понадобится длительный промежуток времени на внесение конструктивных изменений в созданную систему, и данный процесс носит вероятностный характер.
Поскольку кластер, созданный за счет бюджетных средств, является, по сути, государственной корпорацией, то у её руководства может возникнуть проблема налаживания коммуникаций с бизнес-средой, до сих пор с настороженностью относящейся к государству как партнеру по бизнесу, а идеология кластера распространяется в согласовании интересов.
Созданное за счет бюджетных средств предприятие при возникновении финансовых трудностей всегда в первую очередь ориентировано на дополнительное привлечение бюджетного финансирования. Так как для подобных организаций это наиболее традиционный источник финансирования, следовательно, попытка получить финансирование в региональном или федеральном правительстве более привычна и не требует от менеджмента предприятия новых знаний и навыков, а только опыта и статуса.
Как показывает практика, сроки окупаемости проектов, реализуемых за счет бюджетных средств, ввиду незаинтересованности его держателей и зачастую недостаточной проработки бизнес-планов, как правило, превышают не только приемлемые для коммерческих структур, но и все разумные пределы, так как возвратности средств, вложенных в проект, не предполагается. Лишь в последнее время государственные структуры стали проявлять дополнительный интерес к экономическому обоснованию бизнес-проектов.
В агропромышленном кластере, сформированном по рассмотренному варианту, будет доминировать социально-экономическая направленность деятельности его участников, что обусловлено спецификой деятельности орга-
нов государственной власти - улучшение и поддержание уровня жизни населения.
Таким образом, финансирование проектов, связанных с формированием агропромышленных кластеров в Омской области за счет бюджетных средств, имеет как преимущества в виде ориентации реализации подобного проекта на комплексное социально-экономическое развитие всего региона, так и недостатки, к числу которых можно отнести инертность создаваемой системы ввиду наличия директивного управления всем процессом со стороны высокопоставленных чиновников; низкие показатели жизнеспособности кластера в условиях свободного рынка, обусловленные стремлением чиновников скорее к освоению и целевому использованию бюджетных средств, нежели созданию эффективного предприятия.
Следующий способ создания агропромышленного кластера в Омской области видится возможным за счет средств частного инвестора (группы инвесторов).
Основные параметры жизнедеятельности такой структуры определяются рыночными характеристиками и степенью соответствия своей деятельности потребностям потребителей и контрагентов. Следовательно, кластер, созданный таким образом, имеет все шансы стать максимально открытым для встраивания в него новых элементов-хозяйствующих субъектов и претендует на то, чтобы быть самым массовым в границах региона размещением хозяйствующих субъектов, что в полной мере соответствует методологии кластера, а также условиям формирования рыночных отношений в экономической среде.
Коммерческие структуры, как правило, отличаются большей, по сравнению с бюджетными и некоммерческими организациями, степенью адаптации к изменяющейся рыночной среде, характеризуются высокой скоростью принятия управленческих решений и гибкостью организационной структуры.
Кластер как коммерческая структура не будет испытывать особых проблем с налаживанием коммуникаций с бизнес-средой и включением в его состав научно-исследовательских институтов. Все будет зависеть от конкретного инвестора (группы инвесторов).
Пожалуй, единственная и основная сложность создания в Омской области агропромышленного кластера как сугубо коммерческого проекта заключается в наличии проблем инфраструктурного характера. Так, общий срок окупаемости проекта по созданию агропромышленного кластера будет слишком большим
из-за длительности окупаемости строительства инфраструктурных объектов. Таким образом, вне зависимости от того, какое количество инвесторов будут создавать агропромышленный комплекс, срок окупаемости проекта будет слишком велик для привлечения к данному процессу заемных средств. То есть реализация проекта станет возможной лишь при существенной мобилизации финансовых средств самих инвесторов. С учетом вышеизложенного можно с уверенностью заявить о незначительной мотивации в реализации проекта по созданию агропромышленного кластера в Омской области за счет средств частных инвесторов.
Еще одним возможным вариантом финансового обеспечения формирования агропромышленного кластера является его создание путем государственно-частного партнерства (за счет бюджетных средств в сочетании со средствами частных инвесторов).
Реализация проекта в рамах государственно-частного партнерства, как и в случае его реализации исключительно за счет средств частных инвесторов, создает благоприятную атмосферу для встраивания в структуру новых хозяйствующих субъектов, так как от величины кластера зависит эффективность всей его работы, а она в свою очередь зависит от массовости представительства в нем хозяйствующих субъектов.
Структура, созданная на основе государственно-частного партнерства, как и коммерческая, отличается большой возможностью адаптации к изменяющейся рыночной среде и характеризуется высокой скоростью принятия управленческих решений, а также гибкостью организационной структуры и ценовой политики.
Кластер, созданный таким образом, обладает полным набором инструментов привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Капитал в такой структуре, благодаря её разносторонности, может привлекаться из всех известных источников: от коммерческих кредитов и выпуска ценных бумаг до бюджетного финансирования.
Создание предприятия по принципам государственно-частного партнерства позволит вывести на бюджетное финансирование объекты, имеющие самые длительные сроки окупаемости и влияющие на уровень жизни населения, благодаря участию государства в строительстве инфраструктурных объектов, со сроком окупаемости которых возникают наибольшие трудности у подобных проектов. Таким образом, становится возможным значительное сокращение общего срока окупаемости проек-
та. Это повысит его привлекательность в глазах потенциальных кредиторов и позволит прибегать в случае возникновения такой необходимости к внешним заимствованиям. Следовательно, сразу же появляется возможность реализации значительной части или же всего проекта за счет заемных средств.
Таким образом, подводя итог рассмотрению различных способов образования агропромышленного кластера в Омской области с точки зрения источников финансирования, можно заключить, что наиболее предпочтительным из всех рассмотренных в настоящее время является его создание по принципам государственно-частного партнерства, так как он вбирает в себя положительные стороны каждой из первых двух моделей финансирования, нивелирует их недостатки и не противоречит методологии кластера: синергии всех участников.
Реализация в Омской области проекта по созданию агропромышленного кластера на основе государственно-частного партнерства возможна при наличии четкого механизма его внутренней самоорганизации с тем, чтобы каждое предприятие-участник, преследуя индивидуальные цели (систематическое получение прибыли и её приращение), способствовало развитию всей структуры в целом. Такой механизм должен объединить все звенья технологической цепочки кластеров. В настоящее время в Омской области ввиду отсутствия концентраций производств, претендующих на то, чтобы называться агропромышленными кластерами, соответственно отсутствует опыт управления подобными системами. Таким образом, на первый план выходит политика региональных органов исполнительной власти, направленная на формирование агропромышленных кластеров. Но данное положение вещей характерно для начальной стадии формирования кластеров. Здесь региональное правительство может выступить в качестве материальной базы и модератора переговоров между хозяйствующими субъектами. Ведь речь идет о вопросах обеспечения продовольственной безопасности региона и страны в целом. В дальнейшей же перспективе влияние органов государственной власти на хозяйственную деятельность и структуру кластеров должно свестись к минимуму.
Подобная деятельность заинтересованных сторон (региональных органов государственной власти и хозяйствующих субъектов) должна иметь четкие ориентиры, способные служить индикаторами, говорящими о необходимости применения инструментов оперативного управления ею.
Для облегчения процедуры управления всем агропромышленным кластером и координации его деятельности необходимо создание над ним общей организационной надстройки, основной характеристикой которой будет являться общность интересов и целей хозяйствующих субъектов - участников кластера. Наличие общей цели или миссии позволяет руководителям предприятий консолидировать свои усилия и в кратчайшие сроки находить совместные решения общих проблем.
Кластеры могут не иметь строго выраженного центра, тогда взаимосвязь между ними будет осуществляться посредством создания стратегических альянсов и координироваться через ассоциации.
Таким образом, достижение преимуществ, свойственных ведущим мировым производителям, возможно лишь через консолидацию разрозненных сельскохозяйственных предприятий. И хотя на сегодняшний день отсутствует общепринятая позиция о принципах интеграции, которая возможна либо через создание вертикально-интегрированного холдинга, либо через развитие горизонтальных связей и кооперацию различных производителей, большинство предлагаемых подходов заключается в перераспределении активов и ориентации на государственную помощь, что соответствует концепции создания кластера на основе государственно-частного партнерства.