Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как инновационный подход к осуществлению управленческих функций в вертикально интегрированной системе государственного управления'

Государственно-частное партнерство как инновационный подход к осуществлению управленческих функций в вертикально интегрированной системе государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА / INVESTMENT POLICY / DEVELOPMENT STRATEGY / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / SPECIAL ECONOMIC ZONES FOR TOURISM AND RECREATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалая Наталия Владимировна

В представленной статье подробно отражены современные подходы к управлению инвестиционным развитием территорий. Проведен анализ основных моделей государственно-частного партнерства в РФ. Рассмотрен механизм создания особых экономических зон как один из способов применения государственно-частного партнерства на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беспалая Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current detailed approaches to management of the investment development of territories are shown in the presented article. Analysis of the basic models of public-private partnership in Russia is made. The mechanism of creation of special economic zones as one of ways of public-private partnership using in practice is discussed

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как инновационный подход к осуществлению управленческих функций в вертикально интегрированной системе государственного управления»

Беспалая Наталия Владимировна

аспирант кафедры организации и планирования местного развития факультета управления и психологии Кубанского государственного университета _(тел.: 88612583596)

Государственно-частное партнерство как инновационный подход к осуществлению управленческих функций в вертикально интегрированной системе государственного

управления

Аннотация

В представленной статье подробно отражены современные подходы к управлению инвестиционным развитием территорий. Проведен анализ основных моделей государственно-частного партнерства в РФ. Рассмотрен механизм создания особых экономических зон - как один из способов применения государственно-частного партнерства на практике.

Annotation

The current detailed approaches to management of the investment development of territories are shown in the presented article. Analysis of the basic models of public-private partnership in Russia is made. The mechanism of creation of special economic zones - as one of ways of public-private partnership using in practice is discussed.

Ключевые слова: инвестиционная политика, стратегия развития, государственно-частное партнерство, особые экономические зоны туристско-рекреационного типа.

Keywords: investment policy, development strategy, public-private partnerships, special economic zones for tourism and recreation.

сновной целью органов управления субъектов РФ

О является обеспечение устойчивого, безопасного и поступательного развития своих регионов. При этом основными ориентирами должны быть обеспечение высокого уровня жизни граждан и интеграция на выгодных условиях в общегосударственную и международную систему безопасности, а также распределение рынков труда и ресурсов на основе равноправного и взаимовыгодного партнерства и сохранения структурной целостности.

Эти особенности выдвигают новые требования к системе государственного управления Российской Федерации. Его важнейшим элементом становится стратегическое планирование, в процессе которого осуществляется подготовка и оценка различных

вариантов планов развития ситуации и выбор варианта, наиболее соответствующего текущим задачам. В вертикально интегрированной системе государственного управления стратегическое планирование регионов должно увязываться друг с другом и интегрироваться в общее стратегическое планирование Российской Федерации.

Реформирование органов государственного управления, а также связанные с этим существенные изменения в перечне и содержании решаемых ими задач, диктуют принципиально новые требования к системе управления как регионами в целом, так и действующими на их территории экономическими зонами.

Государственно-частное партнерство становится все более и более популярным во всем мире. Существует множество моделей его развития, включая:

295

Государственное обеспечение инфраструктуры и других средств обслуживания (связь, дороги) вне территории зоны как стимул для частного финансирования локальной инфраструктуры.

Подбор правительством земельных участков соответствующей категории для передачи в аренду частным группам, разработка нового законодательства и нормативов в сфере пользования или владения земли и принятие приемлемых планов зонирования и использования земли.

Применение подходов "Строительство -управление - передача" и "Строительство -самостоятельное управление" к локальной инфраструктуре и зональной инфраструктуре вне участка, а также средствам обслуживания, с правительственными гарантиями и финансовой поддержкой.

Заключение контракта частного управления находящимися в собственности правительства зонами или договора аренды активов государственных зон частным оператором (собственность бенефициария).

Несмотря на многообразие разновидностей ОЭЗ, можно выделить те общие черты, которые позволяют объединять эти организационно-экономические образования под общим термином - особые экономические зоны - независимо от целей их создания, функциональной специализации и сложности экономического механизма функционирования. К их числу относятся:

локальность территории; наличие благоприятных исходных экономических, социальных, политических, транспортно-географических и климатических условий для формирования ОЭЗ;

хозяйственная специализация в сфере предпринимательской деятельности;

установление на этой территории особого правового и экономического режима, более льготного по сравнению с условиями, действующими за пределами этой территории;

всесторонняя поддержка и гарантии государства;

многоуровневая система управления, адекватная целям и задачам территории.

С учетом рыночной экономики государство осуществляет функции регулирования предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности с целью воздействия на экономику страны для развития рыночных отношений и недопущения кризисных явлений. В условиях кризиса регулирующая роль государства, при проведении реформ, возрастает, а в условиях стабильности и

оживления экономики - ослабевает.

Туристско-рекреационная зона - тип особой экономической зоны, территория в границах лечебно-оздоровительной местности или курорта, а также в границах иных территорий рекреационного назначения, пригодная и предназначенная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Механизм создания особых экономических зон позволяет прогнозировать достижение следующих результатов:

во-первых, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата; формирование условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций, направленных на создание современных, отвечающих мировым стандартам, санаторно-курортных и туристических комплексов на соответствующих территориях.

во-вторых, создание ОЭЗ - это инструмент для концентрации ресурсов, направленных на развитие курортно-туристского комплекса Российской Федерации, сохранение и эффективное использование природных лечебных и рекреационных ресурсов на территории Российской Федерации.

Более высокая инвестиционная и предпринимательская активность будет обеспечиваться за счет снижения в ОЭЗ воздействия таких объективно присущих для курортов России негативных факторов как:

длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов по развитию курортной сферы ввиду сезонности функционирования курортов, а также капиталоемкости проектов;

забюрократизированный и длительный процесс оформления прав на получение земельных участков для реализации инвестиционных проектов;

недостаточно высокий уровень правовых гарантий долгосрочной стабильности осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

В связи с этим целесообразно упомянуть, что основные подходы, заложенные в концепции и проектах документов, разработанных в соответствии с поручением Президента Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и администрацией Краснодарского края по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа, предполагают, в первую очередь - снижение административных барьеров и, соответственно, издержек на их

_296

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2011 № 3 (35)

преодоление и возможностей для коррупции, упрощение процесса общения бизнеса с властью; во-вторых - снижение налоговой нагрузки и предоставление льготного, упрощенного таможенного режима.

В целях определения количественных показателей и качественных характеристик развития макроэкономической ситуации, ежегодно утверждается индикативный план и прогноз социально-экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса.

Так, данные прогноза (пессимистичный и оптимистичный варианты) использовались при расчете показателей инерционного и инвестиционного сценариев развития. Капитальные вложения в связи с подготовкой к Олимпиаде 2014 года, реализация проектов по созданию Особой экономической зоны в Краснодарском крае, а также завершение 2-го этапа краевой целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003- 2010 годы" делает любой сценарий развития курортов до 2014 года оптимистичным. Разница будет относиться, в основном, к курортным территориям, не участвующим в реализации указанных проектов.

В дальнейшем (после 2014 года) инерционный и инновационный сценарии развития санаторно-курортного и туристского комплекса будут отличаться существенно.

Инерционный сценарий предполагает развитие санаторно-курортного и туристского комплекса края без изменения структуры экономики, при этом сохраняются темпы роста основных показателей на пессимистичном уровне.

Н е д о с т а т о ч н о е развитие ин же н е р н о й инфраструктуры (на курортных территориях, не связанных с Олимпиадой) приведет к недоиспользованию санаторно-курортного и рекреационного ресурса, либо к превышению допустимых нагрузок на инфраструктуру и, соответственно, к ухудшению экологической ситуации - загрязнению окружающей среды. В этом случае необходимо будет ограничивать туристские потоки до уровней обеспеченности инженерной инфраструктурой, сравнимых с необходимыми расчетными удельными показателями. Иначе продолжатся процессы деградации природно-курортного комплекса, которые могут приобрести необратимый характер.

Инерционный сценарий не предусматривает значительного роста капитальных вложений в развитие инфраструктурного обслуживания курортных территорий: работают и поддерживаются в эксплуатационном состоянии только существующие в настоящее время

объекты инфраструктуры.

При этом остаются неразрешенными ряд проблем:

1. Одной из проблем курортной отрасли является сокрытие реального оборота денежных средств в частном "неорганизованном" секторе. Это подтверждают следующие данные:

уровень жизни населения в курортных зонах края в 5-6 раз выше, чем в аграрных районах при примерно одинаковом расходовании денежных средств на душу населения из консолидированного бюджета;

стоимость недвижимости в курортных зонах края оценивается на уровне цен краевого центра, а в отношении г.Сочи приближена к столичным ценам;

концентрация курортного сезона в границах 2,5-3 месяцев делает практически невозможным административно контролировать товарно-денежные потоки в санаторно-курортной и туристской отрасли, а также предприятий торговли, сервиса, индустрии развлечений.

Необходимо проведение мероприятий с целью полноценного вовлечения малых средств размещения в санаторно-курортный и туристский комплекс края на равных правах с другими организациями.

2. Неэффективная работа санаторно-курортных предприятий с Фондом социального страхования Российской Федерации при проведении торгов по распределению путевок для льготной категории граждан по регионам России, а также сокращение бюджетного финансирования социального туризма и, как следствие, невысокий уровень загрузки здравниц в межсезонье.

3. Недостаточная интенсивность рекламных кампаний по пропаганде лечебных и туристско-рекреационных возможностей курортов Краснодарского края, детского отдыха.

4. Отсутствие сотрудничества санаторно-курортных предприятий с лечебно-профилактическими учреждениями по вопросам пропаганды данными учреждениями лечения и профилактики заболеваний в санаторно-курортных предприятиях. Дальнейшее снижение количества детей, оздоровленных в рамках летней оздоровительной кампании, удорожание детских путевок.

5. Постоянное увеличение стоимости проезда на курорты Краснодарского края.

6.Недостаточно развитая туристская инфраструктура (экскурсионные маршруты, объекты, предназначенные для развлечения) особенно в зимнее время (межсезонье).

7. Необустроенность территории, прилегающей к объектам туристского показа, экскурсионным

297

объектам, недостаточное обеспечение безопасности, антисанитарное состояние ряда объектов.

8. Снижение финансовой устойчивости, ценовой и сервисной конкурентоспособности организаций и предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса края в связи с сезонностью, ростом цен на продукты, земельных и коммунальных платежей;

9. Несоответствие существующей материально-технической базы санаторно-курортного и туристского комплекса края требованиям платежеспособного клиента.

10. Состояние многих скважин и большинства минералопроводов является неудовлетворительным, их износ составляет от 80 до 100 процентов, некоторые скважины находятся в аварийном состоянии (например, в Славянском районе таких скважин - 13). Следовательно, для развития гидроминеральной базы необходимы капиталовложения для ремонта, модернизации или полной замены скважин и запуска их в эксплуатацию.

11. Не по всем курортным территориям утверждены округа санитарной охраны курортов, что ведет к нецелевому использованию и различными злоупотреблениями земельными участками на курортных территориях.

В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" с изменениями от 3 июня 2006 года в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.

На сегодняшний день, создание именно таких зон является приоритетным в Российской Федерации.

1. Быкасов Д.С. Туристско-рекреационные особые экономические зоны - путь развития регионального туризма//Вестник РАГС. № 1. 2007.

2. Калинина Л. Е. Государственная политика в сфере туризма: туристско-особые экономические зоны//Туризм: право и экономика, 2006, N 5

3. Арутюнов Д.Р. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации//"Право и политика", 2006, N10.

4. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. N1. С. 23.

5. Кархова И.Ю., Кунаков Д.А. "Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики", № 9 (Сентябрь), 2007, Российский внешнеэкономический вестник.

6. Инвестиции в МО: миф или реальность ?, А. Ящук, А. Игнатов, "Бюджет", N 4, апрель 2007 г.

7. Инновации и инвестиции в регионе /РАН. Ин-т пробл. регион. экономики; Под ред. Гусакова М.А. СПб., 2004, с. 27.

8. Хандуев П.Ж. Меньшиков Е. Опыт организации особых экономических зон, Источник - http://egov-buryatia.ru/zak/documents/ П vestnik/3/6.htm\.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2011 № 3 (35)

298

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.