Научная статья на тему 'Государственная власть и институты гражданского общества в конституционно-правовом пространстве Российской федерации'

Государственная власть и институты гражданского общества в конституционно-правовом пространстве Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1559
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ / CONSTITUTIONAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / STATE POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Койбаев Борис Георгиевич

В статье анализируются конституционно-правовые аспекты решения проблем взаимодействия российской государственной власти и институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POWER AND CIVIL SOCIETY IN CONSTITUTIONAL AND LEGAL SPACE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the constitutional and legal aspects of the resolution of problems of interaction between state authorities and civil society institutions.

Текст научной работы на тему «Государственная власть и институты гражданского общества в конституционно-правовом пространстве Российской федерации»

УДК 342.1(470)

Б. Г. Койбаев

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируются конституционно-правовые аспекты решения проблем взаимодействия российской государственной власти и институтов гражданского общества.

Ключевые слова: конституционное право РФ, правовая политика, гражданское общество, государственная власть.

B. G. Koybaev

STATE POWER AND CIVIL SOCIETY IN CONSTITUTIONAL AND LEGAL SPACE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the constitutional and legal aspects of the resolution of problems of interaction between state authorities and civil society institutions.

В настоящее время для обеспечения стабильности во всех сферах общественно-политической и экономической жизни необходимо реальное функционирование механизмов и институтов гражданского общества. Практика показывает: нельзя проводить реформы в стране в интересах населения, в условиях, когда власть оторвана от общества, которое, в свою очередь, не имеет возможности влиять на формирование государственной политики [6, с. 3].

Общественно-политические процессы развития гражданского общества в современной России неразрывно связаны с развитием ее конституционных основ. Конституционное развитие России происходит достаточно сложно. Тем не менее, на современном этапе развития российского общества созрели условия для формирования целостной системы гражданского общества и ее конструктивного взаимодействия с системой государственной и местной власти. В этой связи Президент России В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации заявил: «Мы должны значительно расширить возможности площадок, на которых идет диалог государства и общества» [13].

Сущность этого процесса можно определить как поэтапный переход от государственного (властного) к государственно-общественному управлению в масштабах страны, субъектов федерации и местного

Key words: constitutional law of the Russian Federation, legal policy, civil society, state power.

уровня. Проблема развития гражданского общества - это, в первую очередь, проблема взаимодействия государства и общества, органов власти и общественных объединений в решении всего спектра социально-экономических и общественно-политических задач [4, с. 61-62].

Социально-политические и экономические риски, с которыми столкнулась Россия в связи с событиями на Украине, оказывают серьезное воздействие как на положение внутри страны, так и на позиционирование РФ на мировой арене.

В этой связи должна быть четко определена система координат, в которых пойдет дальнейшее развитие России. Основными звеньями этой системы являются демократически сильное государство, насыщенный конкурентный рынок и развитое гражданское общество.

С принятием Конституции 1993 г. Россия стала на путь строительства правового государства на принципах федерализма [8]. В настоящий период страна переживает непростой период демократизации политических процессов, связанных с переходом к новой системе общественных отношений, политико-государственного устройства и управления. Процесс становления федерации, особенно в переходный период, не проходил гладко и быстро [2, с. 15]. В стране нет надлежащего баланса интересов федерации и ее субъектов, продолжают

оставаться центробежные тенденции, законы в субъектах федерации в ряде случаев входили и продолжают входить в противоречие с общегосударственными.

Принимая меры по наведению порядка в исправлении создавшегося положения, правительство все больше стало уделять внимание проблемам гражданского общества, используя для его развития правовую базу. Конституция России, принятая в 1993 г., как было сказано выше, создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода, постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

Формирование правового государства и гражданского общества - это единый взаимосвязанный процесс функционирования демократического общественного устройства. В современной России он происходит на фоне сложных и противоречивых преобразований в обществе. Формально в РФ на сегодняшний день созданы все демократические институты, чтобы осуществить взаимодействие гражданского общества и политической власти. Прежде всего, это, выборы как важнейший институт современной демократии, которые проходят с постоянной периодичностью.

Представляется важным отметить, что в стране на конституционном уровне соблюдаются основные требования к демократическим выборам (ст.32). Они являются свободными, тайными, всеобщими, периодичными, конкурентными, представительными. Избранные народом представители осуществляют политическую власть и управляют страной или регионом.

Выборы становятся одним из важнейших факторов рекрутирования правящей элиты. Однако в обществе все большее беспокойство вызывает то, что при проведении выборов увеличивается количество нарушений закона, в частности Конституции РФ, со стороны обладателей капитала, которые стремятся быть избранными в представительные органы, либо направить туда своих ставленников, активно используя для этого огромные средства на подкуп избирателей, агитационно-пропагандистскую предвыборную кампанию и т. д.

Правительством в последние годы много сделано для стабилизации обстановки

в стране и повышения уровня жизни населения: увеличены пенсии, пособия инвалидам, зарплаты бюджетникам и военнослужащим, которые стали выплачиваться регулярно.

Тем не менее, в таком огромном федеративном государстве, как Российская Федерация, существует явная диспропорция между регионами, их экономическим и социально-политическим уровнями развития. Важнейшими положениями региональной политики современной России являются децентрализация и демократизация власти, передача большего числа полномочий субъектам федерации, повышение влияния населения на принимаемые решения [10, с. 622]. Но при этом функции местным органам власти и самоуправлению нередко передаются без должного финансового и экономического обеспечения. Подлинный федерализм разрушает централизацию управления и монополизацию власти и тем самым в немалой степени способствует усилению гарантий гражданской свободы.

В этом плане особое значение имеет взаимодействие региональных органов власти с институтами и структурными элементами гражданского общества - политическими партиями, общественно-политическими движениями, профсоюзами, кооперативами, самодеятельными гражданскими ассоциациями любого профиля и др.

Отметим, что многопартийность является объективно необходимым условием прогрессивных преобразований российского общества. Поэтому властные структуры учитывают в своей политической деятельности эту принципиальную особенность многопартийности, и она определяет в конечном итоге эффективность функционирования самой политической власти. Роль партий в политической системе общества чрезвычайно велика, свидетельством чего является выделение партий в отдельную группу общественных объединений посредством принятия в июне 2001 г. закона «О политических партиях» [14, с. 9-21].

В законе четко прописаны принципы создания и деятельности партий: добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность.

Заслуживает внимания положение закона о взаимоотношениях государства и политических партий. В качестве важнейшего принципа провозглашено невмешательство

государственной власти и должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и невмешательство партий в деятельность органов власти. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, предлагается решать органам государственной власти и органам местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

Однако интерес к деятельности и тем более программно-концептуальным жестам партии уменьшается, что вызвано объективными причинами. Среди них, прежде всего, естественный в парламентско-президентской республике политический вес Президента РФ. Закрепляя организацию государственной власти, Конституция РФ в рамках парламен-тарно-президентской республики учреждает президентскую власть как наиболее приемлемую в условиях геополитического положения России. Президент РФ - не только символ единства нации, но и гарант общественно-политической стабильности, единства и территориальной целостности страны (ст. 80-93). Характерным при этом является развитие парламентской демократии как одного из путей утверждения правовой государственности.

В такой ситуации перед каждой партией стоит вопрос, будет ли она работать с государством рука об руку или, напротив, станет в оппозицию к его курсу. А поскольку курс Президента РФ В. В. Путина пользуется поддержкой большинства населения, он легитимен, выбор политических партий практически предопределен. Пойти на «разрыв» с государственной властью в таких условиях - это значит не только утратить важнейшие ресурсы, которые находятся в ее распоряжении, но и противопоставить себя собственному народу.

Проанализировав предвыборные программы основных избирательных объединений, движений и политических партий, можно отметить, что почти во всех из них говорится о необходимости построения в России гражданского общества и почти ни в одной не сказано, кому и что для этого необходимо сделать. Не дано само определение гражданского общества, механизмов его взаимоотношений с государством. И это не удивительно, потому что наши отечественные ученые и аналитики, политологи и юристы сами до конца не определились с многозначностью данного феномена.

За последние годы в стране образовалось немало организаций, объединений, ассоциаций, центров, союзов, фондов, различных движений, и взаимодействие органов государственной власти с данными институтами - один из важнейших факторов развития гражданского общества в России [11, с. 41].

Все это создает хорошие предпосылки для укрепления позиций гражданского общества на современном этапе. Президент Института проблем гражданского общества М. А. Слободская считает, что за последние годы «намечается сдвиг во взаимоотношениях власти и неправительственных организаций, которые намерены от конфронтации перейти к активной политике сотрудничества с государством на всех уровнях» [3, с. 75].

Становление организационных структур и увеличение потенциала общественных организаций поставили на повестку дня поиск наиболее эффективных форм и методов их взаимодействия с органами власти. Президент РФ акцентирует свое внимание на таких важных направлениях сотрудничества, как привлечение общественности к обсуждению законопроектов, как сочетание государственных и негосударственных форм контроля за деятельностью органов государственной власти.

Сегодня важно взаимное доверие, открытость, прозрачность (транспарентность), скоординированность и подлинное сотрудничество власти и общества. Зачастую, контакты органов власти с общественными объединениями особенно регионального и местного уровня носят конъюнктурный характер, обусловленный, в частности, необходимостью общественной поддержки в избирательных кампаниях. А важнейшие вопросы социально-экономического развития регионов решаются кулуарно, без привлечения общественности.

Неосведомленность населения о существующих в стране гражданских организациях и часто недоверие к ним, отсутствие веры в результативность их деятельности обусловлены несколькими обстоятельствами - прежде всего тем, что в основном эта деятельность носит локальный характер. Действительно, гражданские организации содействуют решению проблем конкретных групп населения в масштабах городов и регионов, а точнее, оказывают помощь конкретным людям, в эти группы входящим. Людей, такой помощи не получивших и вообще с гражданскими орга-

низациями непосредственно не контактировавших, в России, естественно, подавляющее большинство. И в условиях крайней атоми-зации российского общества, слабости межгрупповых и межрегиональных связей опыт общественных организаций остается за пределами «когнитивных горизонтов массового сознания» [5, с. 16].

Для успешной реализации государственной политики необходим комплекс политико-правовых мер. Огромное значение имеют политико-правовые условия: система законодательных и нормативных актов, контроль за соблюдением законодательной программы, решений съездов, конференций, представительство политических партий в органах власти и управления.

В соответствии с Федеральным Конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в статье 16, регламентирующей полномочия Правительства РФ в социальной сфере, подчеркивается, что правительство «взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями». Тем самым функции правительства и его органов по отношению к общественным объединениям и религиозным организациям получают законодательное закрепление. В организационном плане это дает возможность расширить и углубить взаимодействие органов исполнительной власти с общественными объединениями.

Анализ показывает, что взаимодействие органов власти и управления с общественными объединениями вызвано потребностями самой жизни. Оно обусловлено рядом факторов:

- органы государственной власти для своего успешного функционирования нуждаются во взаимодействии с «третьим сектором» в лице общественных организаций и, следовательно, намерены обеспечивать свое влияние на них;

- граждане в качестве налогоплательщиков вправе ожидать от властей помощи в осуществлении своих прав на объединения по интересам. В этой связи общественные организации совершенно обоснованно обращаются в органы государственной власти за содействием в решении их финансовых, материально-технических, организационных и других проблем;

- в перспективе по мере становления гражданского общества государство посте-

пенно должно освободиться от бремени целого ряда социальных обязанностей, которые с успехом общество может осуществлять само на принципах самодеятельности. В этой связи общественные организации - это серьезная опора для властей в проведении ими социальной политики.

Следует отметить, что власть со своей стороны старается создать механизмы обратной связи с обществом. Это и общественные приемные приближенных к ней политических партий, и периодические социологические опросы, ежегодные Послания Президента РФ, регулярные телеконференции главы государства, интервью многочисленным средствам массовой информации, разнообразные круглые столы с участием представителей государства, да и, в конце концов, волеизъявление избирателей на выборах. Но государственные институты не могут «сверху» создать и тем более навязать действенные каналы обратной связи с общественным мнением.

Одним из главных условий развития гражданского общества должна стать активная позиция граждан в современном информационном обществе. Необходимо не просто обратить внимание на волнующие человека проблемы, но и высвободить его потенциал и дать возможность реализации его деловых, интеллектуальных, культурных, благотворительных и иных гражданских инициатив. Чтобы это произошло, необходимы, как минимум, два условия. Во-первых, общественный климат в России должен быть благоприятен для всех форм свободной инициативы граждан, находящихся в правовом поле. Социальная среда должна быть «питательной почвой» для роста «третьего сектора» в России. Во-вторых, избыточные законодательные и административные барьеры, стоящие на пути свободной инициативы, должны быть, наконец, сняты - разумеется, без утраты государством его контрольных функций [1, с. 13-14].

Экономическая реформа в нашей стране идет с большими трудностями, и большинство граждан собственниками себя не ощущают. В ходе реформ пока не сложился средний класс, который должен придавать обществу устойчивость в экономическом и политическом отношениях. В условиях, когда потенциал личности определяет темпы роста экономики и развития общества, недостаточно просто обеспечить выживаемость человека. Да и для раз-

вития самого человека этого становится мало. Поэтому представления о бедности, нищете должны быть пересмотрены [7, с. 28].

Укажем, что часть населения, находящаяся официально ниже уровня бедности (на уровне нищеты), фактически исключена из важнейших социально-экономических процессов: информатизации, социализации, образования, т. е. из процессов развития человеческого потенциала. Именно поэтому проблема бедности и нищеты должна рассматриваться не только формально, в соответствии с мировыми стандартами, но и в связи с потребностями развития России [12, с. 40-41].

Следует учитывать, что социальная структура в стране слабо развита; разнообразные интересы, зачастую, поглощают интерес выживания. Налицо отчуждение граждан от власти и политики. Решение этих задач зависит не только от власти, но во многом и от самих граждан, от их ответственности, зрелости, общественной активности, гражданской позиции.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема взаимодействия власти и общества - ключевая в процессе государственного строительства. В свою очередь, нельзя не учитывать того, что отношения власти и гражданского общества сложны. Текущая ситуация

характеризуется тем, что гражданский сектор нужен власти как легитимация самой власти, как элемент управления социумом. Отношения же гражданского общества к государству иное, оно понимается больше как прямая заинтересованность в институционализации горизонтальных и вертикальных связей.

Развивая систему «власть - гражданское общество», органы власти повышают эффективность осуществления своих властных функций и, вместе с тем, способствуют реализации потенциала свободной личности, ее потребностей в социальном действии. При этом расширяются условия для удовлетворения разнообразных экономических, профессиональных, этнических, региональных, демографических, религиозных и иных интересов граждан, складывается атмосфера доверия и сотрудничества между ними. В совокупности это обеспечивает высокую жизнестойкость государства и общества, усиливает стимулы для саморазвития страны. И власть, и общество заинтересованы в «превентивных шагах», которые предохранили бы их от бесконечного роста противоречий, заложили каналы действенной обратной связи и завязали реальный диалог государства и развивающегося гражданского общества.

Литература

1. Абакумов С. А. Гражданское общество и государство в России: реалии и перспективы развития и взаимодействия // Подберезкин А. И., Абакумов С. А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М.: ООО «Имидж-Пресс», 2004.

2. Абдулатипов Р. Г. Состояние и перспективы российского федерализма: политика, право, экономика // Социально-политический журнал. 1997. № 4.

3. Власть и гражданское общество в современной России: перспективы взаимодействия (круглый стол) // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12.

4. Галкина Е. В. Концептуальный анализ современных моделей гражданского общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 8-1.

5. Дилигенский Г. Г. Существует ли в России гражданское общество? // Поговорим о гражданском обществе. Серия «Хроника социологических наблюдений». М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2001.

6. Зотова З. М. Власть и общество: проблемы взаимодействия / под общ. ред. С. А. Попова. М.: ИКФ «Омега-Л», 2001.

7. Казанцев В. О. Приоритетные национальные проекты и новая идеология для России. М.: Ва-гриус, 2007.

8. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

9. Койбаев Б. Г. Некоммерческие организации: новые политические реалии // Проблемы всеобщей истории и политологии: сборник научных трудов. Северо-Осетинский государственный университет. Владикавказ: СОГУ, 2014.

10. Койбаев Б. Г. Проблема выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и субъектов Российской Федерации как фактор устойчивого социально-экономического развития региона // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2014. № 4.

11. Койбаев Б. Г., Бязров А. В. Проблемы взаимодействия политических элит с общественными организациями в России // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2011. № 2.

12.Образование и гражданское общество в Российской Федерации. Материалы конференции. Москва 24-26 ноября 2006 г. Институт проблем образовательной политики. М.: Эврика, 2006.

13. Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации (5 декабря 2014. г.) // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru. (Дата обращения: 28.05.2015).

14. Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» // Юридический вестник (приложение). 2001. № 15.

УДК 336.07

Г. В. Станкевич, Е. В. Касевич

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к понятию финансового контроля. Комплексный анализ данной категории позволяет выявить особенности понимания

данного института финансового права в юридической науке.

Ключевые слова: финансы, финансовая деятельность, финансовый контроль.

G. V. Stankevich, E. V. Kasevich

FINANCIAL CONTROL: THEORETICAL APPROACHES

The article discusses the main theoretical approaches to the concept of financial control. A comprehensive analysis of this category gives insight into the given institution of financial law in jurisprudence.

В финансовом праве существуют определенные понятия и категории, которые не определены нормативно, а, следовательно, создается достаточно широкое поле для возможных дискуссий по поводу их юридического содержания, структуры. К такой категории и относится «финансовый контроль». Не совсем удачное обозначение бюджетного контроля как государственного финансового контроля в Бюджетном кодексе РФ не разрешает проблему, а только ее усиливает. Сразу определимся, что обозначать только бюджетный контроль в качестве государственного финансового контроля неверно, поскольку второе понятие намного шире и включает также налоговый контроль, контроль за денежным обра-

Key words: finance, operations, financial

control.

щением, валютный контроль. Таким образом, теоретическое осмысление понятие «финансовый контроль» по-прежнему актуально, не смотря на все законодательные изменения в данной сфере правового регулирования.

Управление государственными финансами путем их централизованной аккумуляции и перераспределения требуют наличия эффективной системы финансового контроля, которая обеспечит законность финансовой деятельности государства. Контроль, по сути, есть обязательная составляющая процесса управления. Правовая природа того или иного вида контроля определяется характером тех общественных отношений, которые складываются в соответствующей сфере го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.