Научная статья на тему 'Государственная тайна в правовом государстве'

Государственная тайна в правовом государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3638
770
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ / СЕКРЕТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / SECRET OF STATE / SYSTEM / CONFIDENTIALITY / INFORMATION SECURITY / RIGHT / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гильмуллина Динара Абдурауфовна

В статье представлен анализ Федерального закона РФ «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Раскрыто понятие «государственная тайна». Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Дан перечень сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Изложены конституционные основания для ограничения информационных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECRETS OF STATE IN A LAW-ABIDING STATE

The article is concerned with the analysis of the Federal Law «On Secrets of State» which regulates the relations connected with information referred to as state secrets, its being declared as confidential or acknowledged as non-secret one and its protection for the benefit of ensuring the security of the Russian Federation. The concept of «secrets of state» has been defined. The powers of public authorities and officials being responsible for classification of the information as a state secret and for its protection have been determined. The information which is to be classified as state secrets and that which is not to be referred to state secrets and is to be declared as confidential one is listed. The constitutional grounds for restricting the information rights are submitted.

Текст научной работы на тему «Государственная тайна в правовом государстве»

Государственная тайна в правовом государстве

Д.А. Гильмуллина, аспирантка, Башкирский ГУ

Человечество на протяжении всей своей истории выходило на обсуждение вопросов, связанных со свободой, свободой экономической, политической, социальной. Государственный строй и исторические аспекты играли не последнюю роль при анализе свободы человека. Как отметил Мерлин Ослен, «свобода идёт рука об руку с ответственностью, потому что тот факт, что мы свободны совершать выбор, налагает на нас обязательство принимать ответственность за последствия своего выбора» [1]. Ответственность за последствия выбора в РФ связана с соблюдением Закона «О государственной тайне». Постановлением Конституционного суда РФ от 27.03.1996 № 8-П статья 1 признана соответствующей Конституции Российской Федерации. «Статья 1. Сфера действия настоящего Закона. Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за её пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделёнными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее — органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне» [2].

Государственная тайна представляет собой неотъемлемую составляющую суверенитета и системы управления, это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В ст. 5 даётся перечень сведений, составляющих государственную тайну:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развёртыванию Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск Российской

Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объёмах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищённости режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и её отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объёмах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищённости объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объёмах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по

их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объёмах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации) [3];

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщённых показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму [4]:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;

о мерах по обеспечению защищённости критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов [1, 4];

о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

Перечень сведений, отнесённых к государственной тайне, находится в органах государственной власти, наделённых полномочиями по распоряжению данными сведениями. В ст. 4 законодательства Российской Федерации о государственной тайне перечислены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

1. Палаты Федерального Собрания: осуществляют законодательное регулирование

отношений в области государственной тайны;

рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

2. Президент Российской Федерации: утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну.

3. Правительство Российской Федерации: организует исполнение Закона Российской

Федерации «О государственной тайне»;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

устанавливает порядок разработки перечня сведений, отнесённых к государственной тайне;

организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

5. Органы судебной власти: рассматривают уголовные и гражданские дела

о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

В ст. 29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается, а также гарантируется «свобода мысли и слова», право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [5]. В то же время следует отметить, что информационные права действуют в той мере, в какой они не ограничены законом. Все обязаны соблюдать право государства на ту информацию, которая отнесена законом к государственной тайне.

XXI век стал веком информационных технологий, именно поэтому информация стала самым дорогим и необходимым ресурсом. И для успешного развития государства, если рассматривать отдельно государственную тайну, необходимо совершенствовать механизмы защиты этой информации от третьих лиц для укрепления и сохранения своего суверенитета.

Верховенствующее положение права над государством — доминанта правового государства, а право — это мера свободы, равенства и справедливости. Закон «О государственной тайне», нормы и действия государства производны от права и с ним согласованы. Соблюдение государственной тайны — это принцип законности, и «ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества» (Дж. Локк).

Литература

1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов (В мире мудрых мыслей). М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. 668 с.

2. Федеральный закон «О государственной тайне» (в ред. от 06.10.1997 № 131-Ф3, от 01.12.2007 № 318-Ф3).

3. Федеральный закон «О государственной тайне» (в ред. от 11.11.2003 № 153-Ф3).

4. Федеральный закон «О государственной тайне» (в ред. от 15.11.2010 № 299-ФЗ).

5. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.