Государственная тайна в правовом государстве
Д.А. Гильмуллина, аспирантка, Башкирский ГУ
Человечество на протяжении всей своей истории выходило на обсуждение вопросов, связанных со свободой, свободой экономической, политической, социальной. Государственный строй и исторические аспекты играли не последнюю роль при анализе свободы человека. Как отметил Мерлин Ослен, «свобода идёт рука об руку с ответственностью, потому что тот факт, что мы свободны совершать выбор, налагает на нас обязательство принимать ответственность за последствия своего выбора» [1]. Ответственность за последствия выбора в РФ связана с соблюдением Закона «О государственной тайне». Постановлением Конституционного суда РФ от 27.03.1996 № 8-П статья 1 признана соответствующей Конституции Российской Федерации. «Статья 1. Сфера действия настоящего Закона. Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за её пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделёнными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее — органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне» [2].
Государственная тайна представляет собой неотъемлемую составляющую суверенитета и системы управления, это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В ст. 5 даётся перечень сведений, составляющих государственную тайну:
1) сведения в военной области:
о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развёртыванию Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
о планах строительства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск Российской
Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
о разработке, технологии, производстве, об объёмах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
о дислокации, назначении, степени готовности, защищённости режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и техники:
о содержании планов подготовки Российской Федерации и её отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объёмах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищённости объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
об объёмах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по
их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объёмах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации) [3];
3) сведения в области внешней политики и экономики:
о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщённых показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму [4]:
о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
о методах и средствах защиты секретной информации;
об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
о защите государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;
о мерах по обеспечению защищённости критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов [1, 4];
о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.
Перечень сведений, отнесённых к государственной тайне, находится в органах государственной власти, наделённых полномочиями по распоряжению данными сведениями. В ст. 4 законодательства Российской Федерации о государственной тайне перечислены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.
1. Палаты Федерального Собрания: осуществляют законодательное регулирование
отношений в области государственной тайны;
рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;
определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.
2. Президент Российской Федерации: утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну.
3. Правительство Российской Федерации: организует исполнение Закона Российской
Федерации «О государственной тайне»;
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
устанавливает порядок разработки перечня сведений, отнесённых к государственной тайне;
организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;
заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям.
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:
обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;
обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;
вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.
5. Органы судебной власти: рассматривают уголовные и гражданские дела
о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;
определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.
В ст. 29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается, а также гарантируется «свобода мысли и слова», право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [5]. В то же время следует отметить, что информационные права действуют в той мере, в какой они не ограничены законом. Все обязаны соблюдать право государства на ту информацию, которая отнесена законом к государственной тайне.
XXI век стал веком информационных технологий, именно поэтому информация стала самым дорогим и необходимым ресурсом. И для успешного развития государства, если рассматривать отдельно государственную тайну, необходимо совершенствовать механизмы защиты этой информации от третьих лиц для укрепления и сохранения своего суверенитета.
Верховенствующее положение права над государством — доминанта правового государства, а право — это мера свободы, равенства и справедливости. Закон «О государственной тайне», нормы и действия государства производны от права и с ним согласованы. Соблюдение государственной тайны — это принцип законности, и «ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества» (Дж. Локк).
Литература
1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов (В мире мудрых мыслей). М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. 668 с.
2. Федеральный закон «О государственной тайне» (в ред. от 06.10.1997 № 131-Ф3, от 01.12.2007 № 318-Ф3).
3. Федеральный закон «О государственной тайне» (в ред. от 11.11.2003 № 153-Ф3).
4. Федеральный закон «О государственной тайне» (в ред. от 15.11.2010 № 299-ФЗ).
5. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.