Научная статья на тему 'Государственная символика: эстетические аспекты'

Государственная символика: эстетические аспекты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1472
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЛАГ / ГЕРБ / АТРИБУТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ / ЭМБЛЕМА / ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ ГЕРБ / ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ ГРАФИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабаева Т. Б.

В данной статье рассмотрены устоявшиеся атрибуты государственной власти. Флаг как символ это условный знак, имеющий геометрическую форму и в этом абстрактном виде отражающий идею государственности. Государственный герб есть эмблема, так как это вполне конкретное изображение фигур: живых и фантастических существ, неодушевленных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SYMBOLS: AESTHETIC ASPECTS

В данной статье рассмотрены устоявшиеся атрибуты государственной власти. Флаг как символ это условный знак, имеющий геометрическую форму и в этом абстрактном виде отражающий идею государственности. Государственный герб есть эмблема, так как это вполне конкретное изображение фигур: живых и фантастических существ, неодушевленных предметов.

Текст научной работы на тему «Государственная символика: эстетические аспекты»

Т.Б. Бабаева

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Флаг и герб страны - это устоявшиеся атрибуты государственной власти. В их изображение включены такие геральдические элементы, как символы, эмблемы, национальные цвета. Иногда флаг и герб страны называют государственными символами. Однако более правильно, на наш взгляд, считать флаг символом государственной власти, олицетворяющим суверенитет государства, а герб - эмблемой государства, связанной с его историей, политикой, устремлениями в будущее.

Флаг как символ - это условный знак, имеющий геометрическую форму и в этом абстрактном виде отражающий идею государственности. Государственный герб есть эмблема, так как это вполне конкретное изображение фигур: живых и фантастических существ, неодушевленных предметов. Герб-эмблема - это зафиксированная в особой форме идея, выраженная через изображение предмета или фигуры, в которых как бы зашифровано их условное и традиционное значение.

Зарождение системы родовых гербов, составленных по определенным правилам, обычно относят к эпохе крестовых походов. Пройдя путь от простых опознавательных знаков до сложных художественных композиций, процедура составления герба превратилась в настоящее искусство, и это не случайно. Геральдический герб - это графический знак, линейное изображение на плоскости с использованием цвета. Герб выполняет определенную утилитарную функцию: идентифицирует субъект, передает быструю и однозначную информацию о нем. Составление такого изображения предполагает активный поиск наиболее подходящих («говорящих») фигур, элементов, деталей, четко характеризующих семьи, роды, корпорации, территории и государства. В данном процессе налицо элементы творчества - рождение самой идеи и достижение определенного уровня ее художественного воплощения - мастерства.

Как вид искусства составление гербов относится к геральдической графике, а она в свою очередь является частью прикладной графики и в целом считается полноправным видом изобразительного искусства. Таким образом, герб, обеспечивающий визуальную коммуникативную связь между людьми, выступает носителем не только семантической, но также и эстетической информации. Эстетика геральдики стремится сделать «чтение» гербов более быстрым и более приятным. Основная идея герба как визитной карточки должна быть выражена ясно, доходчиво, непротиворечиво, создавать определенный эмоциональный фон (настрой).

Представляя себе будущий государственный герб, художник работает над созданием художественного образа. Родившийся эстетический феномен может быть оценен со стороны полноты этого самого образа, т.е. возможности задействовать весь арсенал изобразительно-выразительных средств данного вида или жанра искусства. Художественный образ понимается здесь как сам способ бытия художественного произведения (герба), взятый со стороны его выразительности и осмысленности.

Необходимое условие рождения художественного образа в визуальных видах искусства - целостность восприятия изображения. Как правильно выстроить композицию, чтобы все ее элементы «работали» на организацию нужного художнику субъективного впечатления зрителя? В произведении искусства композиционное совершенство, композиционная целостность, проявляется в том, что уже ни один ее элемент не может быть изменен или заменен. Закон единства - главный закон композиции. Каждая часть композиции подчеркивает идею целого. Это правило является принципиальным и для геральдики. Каждый элемент композиции герба (если их несколько) содержателен, все вместе они образуют как бы короткий рассказ о стране, ее истории, ее политике.

Гербы различных государств имеют в своей композиции разное количество смысловых изображений. С одной стороны, чем меньше их, тем легче и быстрее воспринимается изображение. Например, на гербах Польши, Норвегии, Голландии, Германии, России в гербовом поле одно единственное стилизованное изображение животного (орла, льва, леопарда). Но, с другой стороны, увеличение числа смысловых акцентов в гербе - интереснее для зрителя и дольше задерживает его внимание. Таковы, в основном, гербы стран Латинской Америки (Венесуэла, Мексика, Перу, Сальвадор, Эквадор и т.п.). Они представляют собой сложные композиции, имеющие скорее вид картинок, а не условных эмблематических изображений. В них, помимо собственно символических знаков, присутствуют фрагменты национальных пейзажей, что, с одной стороны, является нарушением правил классической геральдики, а с другой - уже признается как геральдический факт, с которым нужно считаться. Тем не менее, хочется заметить, что для

целей государственной символики целесообразнее свести к минимуму количество композиционных деталей. Чем лаконичнее изображение, тем большую смысловую и эстетическую нагрузку несет каждая из них. Легче и быстрее запоминаются гербы, в композиции которых используется ограниченное число деталей.

В геральдике (как и в искусстве вообще) смысловая сторона художественной композиции напрямую связана с формообразующими ее элементами. Один из важнейших таких элементов - закон равновесия, выражающийся в симметричности всех компонентов композиции. Симметрия, как и пропорциональность, осознаются человеческой культурой как универсальный закон красоты. Государственные эмблемы - это, как правило, симметричные вертикальные композиции (зеркальная симметрия). Симметрия воспринимается человеком как проявление закономерности и порядка, царящего в природе. Восприятие же закономерного всегда доставляет человеку удовольствие, сообщает некоторую уверенность и даже бодрость. Поэтому государственный герб со строго уравновешенными правой и левой частями вызывает у зрителя ощущение статики, спокойствия, а значит - устойчивости, стабильнос-ти, надежности.

Важнейшее значение в геральдике, с точки зрения принципов эстетики, принадлежит системе пропорций. С древнейших времен в пропорции художники видели объективную основу красоты и считали ее одним из основополагающих элементов (наряду с симметрией) гармоничного целого. Гербы многих европейских государств составлены по классическим законам геральдики. В этих законах идея пропорциональности заложена уже в самой форме щита. Эта форма бывает треугольной, квадратной, овальной, прямоугольной и всегда симметричной. Образующие ее вертикали и горизонтали пропорциональны друг другу, уравновешены относительно центральной оси. Наибольшее распространение в мире получила испанская форма щита - несколько вытянутый по вертикали прямоугольник, нижняя грань которого плавно прогнута вниз. Достаточно широкое распространение в геральдике, в т.ч. и российской, имел французский щит - четырехугольный, близкий к квадрату, заостренный внизу. В основе всех видов щитов лежат простые геометрические формы. Прямоугольники, треугольники и квадраты - это устойчивые образования, они быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются.

Исторически в геральдике произошел строгий отбор цвета. Желтый и белый цвета были выделены в самостоятельную группу, получившую название «металлы». Они символизировали, соответственно, золото и серебро. После этого выделения основными геральдическими цветами стали пять «рыцарских цветов»: красный (червленый), голубой (лазоревый), зеленый, пурпурный (лиловый, лилово-красный, темно-синий и другие оттенки синего) и черный. Понятно, что цвет в геральдике имеет конкретное символическое значение. Но он также имеет и самостоятельное художественное значение. Эти два положения не противоречат друг другу. При составлении герба необходимо учитывать и то, и другое. Применение цвета делает герб аттрактивным, является основным средством привлечения внимания. В геральдике используются цвета чистых, несмешанных тонов. Перечисленные пять основных цветов вместе с «металлами» составляют семь классических красок геральдики.

В цветовой гамме современных государственных эмблем преобладает красный цвет, который традиционно обозначает любовь, смелость, великодушие, мужество, в ином значении - красное поле - это кровь, пролитая за церковь или государя. Преобладание красного цвета в государственных эмблемах не случайно - он определяет исходный эмоциональный фон формирования образа-знака - возвышенный и торжественный. Активное красное поле присутствует на гербах Норвегии, Польши, Англии, Финляндии, России.

Зеленый цвет в гербах европейских стран встречается реже и не в таком количестве, как в гербах стран Латинской Америки. В геральдике зеленый цвет соответствует надежде, изобилию, свободе и радости. Вполне закономерно, что страны - бывшие колонии, получившие самостоятельный государственный статус и освобождение в исторически недавние времена, привнесли в свои гербы зеленый цвет именно как знак долгожданной свободы и независимости. Кроме того, зеленый цвет травы, листьев, цветов подчеркивает богатство растительного мира этих стран. Сочетание зеленого, красного и желтого вносит дополнительную яркость и нарядность в изображение гербов этих государств.

Решающее влияние на быстроту, четкость и определенность восприятия в искусстве оказывает соотношение фигуры и фона. Чем контрастнее фигура по отношению к фону, тем легче происходит ее выделение. Закономерности взаимодействия фигуры и фона всегда учитываются художниками. В искусстве составления герба соотношение «фигура-фон» приобретает принципиально важное значение. Именно данный принцип позволяет в геральдике с помощью весьма экономичных изобразительных средств - трех-четырех локальных (без тональной проработки) контрастирующих цветов - достигать требуемой броскости, выразительности и лаконичности. В этом смысле нынешний герб России -

двуглавый золотой орел на красном фоне - несколько уступает императорскому двуглавому черному орлу на золотом фоне. (Необходимо пояснить, что в геральдике вместо слова «фон» используется слово «поле». Одним из основных законов геральдики является запрет: цвет на цвет и металл на металл накладывать запрещено.) В произведениях искусства, как и в реальных ситуациях, фигура воспринимается зрителем как некая предметная форма, расположенная ближе к нему, а пространство вокруг нее составляет фон. Контуры черного орла на золотом фоне выделяются резче, чем контуры золотого орла на красном фоне.

Подавляющее большинство государственных эмблем имеют в своей композиции изображение животного или фантастического существа (двуглавый орел). В геральдике изображение любого животного (настоящего или вымышленного) должно даваться в условно-стилизованном виде. Это делается для отличия геральдического изображения от любого иного рисунка. Одновременно стилизованное изображение несет в себе и эстетическое содержание. При стилизации предмета или животного отбрасывается все несущественное, детальное, вследствие чего такое изображение легко узнается и резко отличается от натурального. Стилизация изображений облегчает и обостряет восприятие зрителя. Происходит процесс подчинения изобразительный формы внешним композиционным условиям.

Стилизованное изображение орла (двуглавого и одноглавого) встречается на гербах многих государств. Так, орел на германском гербе очень лаконичен в деталях, пропорции выражают спокойствие и достоинство. Фигура орла напоминает человеческую фигуру борца, демонстрирующего накачанные мускулы. Орел на австрийском гербе выглядит несколько «растрепанным», контурные очертания сложные, детальная проработка перьев напоминает лезвия ножей. Разорванные цепи на лапах, геральдическое вооружение, длинный загибающийся красный язык, надвинутая на глаз корона - все вместе подчеркивает его воинственность, ярость, непримиримость. Орел на польском гербе - довольно мирный, пропорции сокращены, туловище короткое, профильное выражение «лица» печально-драматичное. Такой орел отдаленно напоминает встревоженного чем-то человека.

Что касается российского двуглавого орла, то его современный вид близок изображению орла с государственного знамени Российской империи. Удивительным остается факт существования различных изображений этого фантастического существа на гербах в госучреждениях, печатной продукции (дипломы, бланки) и денежных знаках. Орел на денежных знаках (рисунок известного русского художника И.Я. Билибина) принципиально отличается от гербового орла: две маленькие головки тесно прижаты к верху окружности, почти касаются крыльев, большой широкий хвост переносит центр тяжести вниз, крылья, поднятые к головам, не распахнуты. Гербовый орел по контуру более четко вписывается в круг: расправленные вверх крылья вмес-те с расправленным хвостом, коронами, соединенными лентами, и лапами, держащими скипетр и державу, составляют почти идеальную окружность. Размеры фигуры орла и оставшегося по сторонам поля очень близко соотносятся между собой по принципу «золотого сечения» -т. е. орел в пространстве герба выдвинут вперед на оптимальное для восприятия расстояние. Все эти художественные нюансы дают гербовому орлу преимущество перед «денежным» орлом - он выглядит легче, декоративнее и более парадно.

Проект-эскиз гербового орла был выполнен художником С. Ухналевым из Санкт-Петербурга по мотивам Малого государственного герба Российской империи (черного на золотом поле) и закреплен Указом Президента России от 30 ноября 1993 года. В соответствии с геральдическими правилами, гербы с одинаковыми фигурами, но разными цветами (разной раскраски) не считаются идентичными. С точки зрения изобразительной формы, «одинаковыми» этих орлов назвать трудно. Они отличаются друг от друга не только раскраской, в них существует множество других мелких различий. В изображении нынешнего гербового российского орла, на наш взгляд, присутствуют русские фольклорные мотивы (контуры перьев, форма голов и лапок - «красна птица перьями»), вызывающие ассоциативную связь с орнаментальными изображениями птиц в русском искусстве как символами человеческих душ и добрых вестей. Подспудно такой фактор может положительно влиять на формирование гражданского самосознания современных россиян.

Вообще, эстетическому восприятию свойственно извлекать смысл из увиденного прежде, чем рассудок найдет ему подходящее толкование. Выбор и установление национальной эмблемы - тонкое политическое и идеологическое предприятие. Это также чрезвычайно ответственный исторический момент для одного или группы авторов-художников, чья воля в данном случае может выражать содержание государственности той или иной страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.