Арабаджиев С.И.
аспирант Томского политехнического университета
догнать и перегнать...
государственная промышленная политика развития
высокотехнологичных производств
Стратегическим курсом для развития высокотехнологичных производств является разработка и осуществление активной государственной промышленной политики по трем основным направлениям: переход экономики на инновационный путь развития, структурная перестройка в производственном секторе и повышение уровня инвестиционного обеспечения. Все три направления промышленной политики взаимосвязаны и представляют собой целостную систему принятия и
реализации государственных решений.
Исходя из целевой функции промышленной политики как инструмента обеспечения устойчивого экономического развития, приоритетом является ее инновационная составляющая.
структурные преобразования экономики практически не повышают эффективность производства, т.е. не выполняют задачи, ради которой начинались реформы
Она формирует цели для структурной перестройки производственного сектора и соответствующих инвестиционных решений в среднесрочной перспективе (5-10 лет), содействуя преодолению кризиса производства и насыщению отечественного рынка конкурентоспособной продукцией, а в долгосрочной - должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран. В соответствии с этим, приоритет в структурной перестройке индустрии отдан формированию инновационно-ориентированной экономики, основанной на знаниях и высокотехнологичном наукоемком производстве.
На региональном уровне в реформировании промышленности акцент делается, с одной стороны, на смягчение диспропорций между размещением обрабатывающих производств в европей-
российское предпринимательство, 2007, № 8 (1)
ои
ской части страны, а добывающих
- в восточных районах, на создание предпосылок для повышения конкурентоспособности предприятий в северных и проблемных регионах. С другой стороны, на использование потенциала международного сотрудничества, в первую очередь, со странами СНГ, для налаживания кооперационных связей, встраивания в транснациональные промышленные альянсы.
В сфере инвестиционного обеспечения реализации инновационно-структурных преобразований приоритет должен принадлежать национально-доступным финансовым ресурсам и эффективной кредитной и налоговой политике. В кратко- и среднесрочном плане важнейшие меры включают:
- создание внебюджетного целевого ссудного фонда промышленности;
- введение в хозяйственный оборот дополнительных инвестиционных ресурсов из ряда источников (сбережения населения, рентные платежи естественных монополий, управляемая денежная эмиссия и др.);
- нововведения в налогово-бюджетной, валютной и банковской системе.
Главным критерием эффективности государственной политики является создание стимулов для частных компаний к постоянному инвестированию средств в осуществление инновационной деятельности - в создание (приобретение), совершенствование новой продукции (или способов производства), освоение или расширение рынков и к обрат-
национальные интересы
России требуют решительных действий по формированию
и реализации научно-технической и инновационной политики
ной связи между рынком и совершенствованием технологии. В этой связи перед Россией стоит актуальнейшая задача выработки соответствующей стратегии научно-технического и инновационного развития, которая опиралась бы на имеющийся потенциал и была бы направлена на содействие структурным изменениям в экономике, повышающим ее конкурентоспособность. Следует отметить, что рыночные элементы инновационной сферы в России уже существуют: появились крупные корпорации, имеется научно-технический потенциал, государство участвует в поддержке приоритетных проектов, сформирована система инвестиционных конкурсов. Тем не менее, инновационный механизм не работает. Ресурсы и возможности существуют сами по себе, в отрыве от структурных преобразований экономики, а последние практически не повышают эффективность производства, т.е. не выполняют задачи,
инновации
ради которой начинались экономические реформы. Поэтому инновационная политика должна быть направлена на системный подход к циклу «Научно-технический прогресс - инновации - воспроизводство» и обеспечивать интеграцию всех элементов инновационного процесса в единый механизм, способный не просто поглощать ресурсы, а выдавать в качестве результата успешно реализованные проекты. Исходным элементом промышленной и инновационной политики должна стать выработка селективной инновационно-инвестиционной стратегии. К основным приоритетам должны быть отнесены следующие направления:
- высокие технологии на базе конверсии;
- ресурсосберегающие, экологически чистые технологии;
- современные средства коммуникаций;
- экологически чистое продовольствие;
в технологическом развитии России следует видеть возможный путь выхода из экономического кризиса, в котором оказалась страна
в результате рыночных реформ
- массовое жилищное строительство.
В целях повышения конкурентоспособности наукоемкой продукции на мировом рынке необходимо иметь мощные самодостаточные объединения, например, федеральные центры науки и высоких технологий, призванные решать важнейшие проблемы развития высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики. Однако не более 10% промышленных бизнес-структур занято сегодня инновационными проектами, и предпосылок к улучшению не ощущается. Даже в переполненном финансовыми ресурсами топливно-энергетическом комплексе только чуть более 3% компаний разрабатывают инновационные проекты. Национальные интересы России требуют решительных действий по формированию и реализации научно-технической и инновационной политики как важнейших составляющих промышленной политики, которая отвечает новым экономическим и социально-политическим реалиям, обеспечивающим крупномасштабный приток капитала для модернизации производства. Именно в технологическом развитии следует видеть возможный путь выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором оказалось российское общество в процессе проведения рыночных реформ.
Инновационная политика в России должна строиться не по традиционной схеме «государство - бизнес», а по схеме «федеральное правительство - региональные
боссийское предпринимательство, 2007, № 8 (1) 2
администрации - бизнес». Вне всякого сомнения, правительство разработает свои направления технологической политики, соответствующие общегосударственным целям и осуществляемые преимущественно за счет собственных, бюджетных и внебюджетных ресурсов (например, технологическая реструктуризация транспортного и топливно-энергетического комплексов, создание единого информационного пространства).
Поскольку инновационная экономика - это, прежде всего, гибкая, динамичная экономика, в которой создаются новые, исчезают отжившие компании, идет поиск новых рынков, освоение новых ниш, принятие федеральным правительством на себя всей инициативы и ответственности в сфере инновационной политики представляется дискредитацией самой идеи инновационной экономики. Поэтому разработка и осуществление инновационной политики в России возможны первоначально на региональном
наиболее подготовленные к инновационному прорыву регионы,
с развитой инфраструктурой и обширной научной базой, станут локомотивами инновационного процесса
уровне. Наиболее подготовленные к инновационному прорыву регионы, с развитой инфраструктурой и обширной научной базой, станут локомотивами инновационного процесса.
S.I. Aradadzhiyev,
postgraduate student, Tomsk Polytechnic University
State industrial policies for the promotion of high-tech production
The paper reviews the problem of formulating state industrial policies aimed at promoting high-tech production. Industrial policy tools are proposed, such as national investment resources and credit and tax leverage. The arrangements for implementing state industrial policies provide for a wide-scale involvement of regions in the activities to promote high-tech production.
инновации
Oo