SCIENCE TIME
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РФ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ «СТУДЕНТ - ВУЗ - РАБОТОДАТЕЛЬ»
Дильмухаметова Айгуль Аликовна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
E-mail: [email protected]
Аннотация. Проблема трудоустройства выпускников по специальности, актуальная, как и для выпускников вузов, не имеющих опыта работы, так и для специалистов с опытом работы, корнями уходит в рыночные процессы и опосредует собой несбалансированность соотношения количества получивших ту или иную специальность и запросами рынка, что вызвано отсутствием программированного развития отрасли образования на федеральном уровне.
Степень научной разработанности данной проблемы невелика, она с научной точки зрения в настоящее время изучается исключительно на уровне набора статистической информации, начатков осмысления полученных результатов.
Ключевые слова: государственная программа, нормативно-правовое регулирование, система образования, триада «студент -вуз - работодатель», трудоустройство выпускников, рынок образования, рынок труда, рейтинг ВУЗов.
Для уровня государственной программы объектом управления развития образования является стратегия развития образования в целом; для уровня долгосрочной целевой программы - это уже системная проблема, например, процесс присоединения к Болонскому процессу в области модернизации образования, рост уровня безопасности образовательных учреждений в целом и формирование региональных программ безопасности школ; для ведомственных целевых программ в рамках, например, Министерства образования и его структур - это уже тактическая задача, к примеру, улучшение качества образовательных услуг и формирование показателей приема на условиях рынка субъекта федерации.
В качестве примера достаточно объемной проблемы, решаемой путем формирования правового поля образования на федеральном уровне, выступает взаимосвязь вуз-студент-работодатель. Представляется невозможным ее решение
без мер системного воздействия на образование в целом. Предлагаемые новым законом об образовании меры, выраженные в государственной программе развития образования - опора на индикативное планирование численности обучающихся по разным специальностям.
Взаимосвязь трех составляющих рассматриваемой проблемы, то есть триады «студент - вуз - работодатель», создает тот рынок, который может быть управляем государственной политикой, а может быть вне программы управляем специфичными ему, своими, рыночными интересами. Взаимосвязь, которая создавала бы востребованность выпускников ВУЗов работодателями, зависит от того, насколько сами работодатели представляют себе ценность приема на работу нового специалиста, как указывают эксперты и опрошенные россияне агентства «Россия в цифрах»[6], о чем писала, например, Н.Д. Сорокина в ходе глобального исследования, проведённого еще в период докризисного подъема в 2003 году, когда указанная проблема уже формировалась достаточно отчетливо [8].
Как следует из специфики работы рынка образования, запрос от абитуриента к специальности предшествует его выходу на рынок, то есть отстоет от момента выхода на четыре, пять и более лет. За данный период в силу колебаний рыночной экономики смещаются и рыночные приоритеты, что вызывает невозможность или огромную сложность трудоустройства для специалистов с дипломом, но без опыта работы.
В то же время, согласно проведенному И.А. Тюплиной исследованию, качество подготовки специалиста, сочетающему работу и учебу, оказывается заведомо ниже, чем у тех студентов, которые не получают опыта практической работы, все время отдавая учебе [9, С. 63-86].
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, совмещающий работу в ВУЗе с работой в составе экспертной группы по доработке «Стратегии-2020», обозначает проблему и варианты ее решения в том, что до половины выпускников вузов в настоящее время не находят работу, где можно применить профессиональные навыки, поэтому значительная часть выпускников не собирается искать подобную работу, то есть количественное планирование возможно только на государственном уровне и в рамках стратегических программ развития экономики в целом.
Без планирования и нормативно-правового регулирования нарастает понятийный разрыв в представлениях самих студентов, которые не видят перспектив трудоустройства, и работодателей, которые не ищут будущих работников среди студентов в период их обучения.
На основании сказанного ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов полагает, что требуется вести национальный мониторинг эффективного трудоустройства выпускников ВУЗов, то есть учет и карьеры, и доходов. Данный путь
представляется ему магистральным, единственным выходом точной оценки ситуации на рынке труда[11].
С этим утверждением сложно не согласиться, потому что эффективное внешнее воздействие достижимо лишь как доля принуждения со стороны государства, которое может влиять на ситуацию приоритетным финансированием более успешных вузов или вузовских программ маркетинговых действий в триаде студент-вуз-работодатель.
Именно, исходя из такого подхода, оценку вузов по итогам мониторинга экспертная группа Стратегии-2020 предложила поставить в зависимость от трудоустройства выпускников, что нашло отображение в программе развития образования, и поддерживается законодательно в современном правовом поле существования вузов.
Указанное мнение представляется вполне реалистичным, в силу того, что вуз является социальной организацией, эффективность деятельности которой напрямую зависит от менеджмента, не способного реализовать цели выше тактического уровня в рамках ведомства, но способного реализовать тактические задачи в рамках единой стратегии развития образования в целом [2].
Менеджмент системой трудоустройства выпускников становится невозможным без постоянного изучения маркетинговой среды, при помощи экспертных оценок, социологических методов. Эти данные должны быть востребованы для разработки и корректировки политики и стратегии образования. Следовательно, требуется разработка системы рейтингов высших учебных заведений, которая включала бы в себя фактор трудоустройства выпускников, как один из приоритетных.
При этом проработка вопросов видится экспертам нуждающейся в еще большей, то есть не тактической, а стратегической глубине, больших, чем в настоящее время, промежутках времени самоопределения и влияния ВУЗа на самоопределение будущего специалиста.
Формирование профиля своей будущей профессии будущий студент вуза должен начинать еще в школьные годы, как полагает М.А. Эскиндаров, ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации[12]. По мнению этого ученого, возможная отмена экзаменов и оценка будущего студента на основании его портфолио, то есть целостного документа о том, какие усилия он прикладывал к своему будущему обучению, окажется более информативным для вуза и работодателя, нежели сложившаяся система оценки. Именно это, по мнению Эскиндарова, сформирует и дальнейшую карьеру выпускника.
Безусловно, это не станет опытом работы по специальности, которая требуется работодателю, но практический опыт такой студент все же будет приобретать, за счет активного участия в проектах, в исследованиях, в ходе учебной практики, которая может начинаться еще в школе, и через вузовское
обучение вести будущего специалиста к трудоустройству на интересном ему сегменте рынка труда.
С этим мнением согласен и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Первый уровень третичного профобразования должен формироваться из предпочтений учащихся и их семей»[1], считает ученый.
Действительно, начавшись в школьные годы, при активном участии семьи, школы, учреждений дополнительного образования, школ при ВУЗах, карьера будущего выпускника будет наполнена опытным преподаванием будущей профессии, большей вовлеченности в нее, активностью на рынке труда, где без активности выпускника так же может не сложиться его карьера.
Такому пути может способствовать государственная политика, опирающаяся на данные непрерывного мониторинга, направленного на повышение престижности обучения.
Попытка создания официального, общероссийского рейтинга ВУЗов предпринимается Минобрнауки, которое представило совокупность данных, требующихся для оценки качества деятельности ВУЗа [3].
Но в данном документе эффективность подготовки кадров оценивается по научному потенциалу ВУЗа, и числу зарегистрированных на бирже труда выпускников, то есть факт трудоустройства по специальности не учитывается, что можно считать серьезной недоработкой.
Отсутствие опыта работы, противостоящее уровню образования, как уже говорилось выше, сказывается на выборе работодателя, в чем ВУЗ может работать с ним предварительно, организуя практику студентов в период обучения по запросам работодателей. Но такой подход требует более полноценной совместной работы, то есть создания таких условий, при которых работодатели будут конкурировать за прием на работу выпускников престижных ВУЗов, отличников учебы. Но указанные вероятные условия требуют со стороны ВУЗов глубочайшей проработки рынка трудоустройства, то есть мониторинга критерия трудоустройства выпускников по специальности.
Данный критерий представляется крайне важным, потому что на рынке, представляющем в качестве товара выпускников ВУЗов, существуют негативные общемировые тенденции. Это, как и в России, обуславливается несбалансированностью связи студент-вуз-работодатель.
Дисбаланс рынка и предложений со стороны выпускников вызывается, вероятно, непроанализированными предварительно перепадами спроса, или прорывами в развитии отдельных отраслей, что происходит в силу роста спроса на продукцию.
Это может показать состояние российского рынка, уже в послекризисный период, в силу наступивших на нем довольно заметных перемен. Усилия по развитию отраслей, которые в ходе кризиса, как казалось, сошли на нет,
принесли свои результаты, и начался подъем в отраслях, к которому оказались не готовы ВУЗы.
Например, когда уже к середине 2011 года экономика России вышла на докризисные показатели, что наблюдалось в большинстве отраслей экономики, начали развиваться продажи и фармацевтика, а предоставить специалистов, совмещавших познания в области продаж с познаниями в области фармацевтики ВУЗы были не готовы.
Кадровые запросы были таковы, что число открытых вакансий к концу 2011 года сопоставимо с докризисным периодом [10]. Объем запросов работодателей на подбор персонала в 2011 году увеличился на 25 процентов относительно 2010 года. В итоге возник эффект отложенного спроса на персонал, вероятно, закономерный после кризиса[7]. Но при качественном анализе со стороны ВУЗов, сосредоточивших в себе научный потенциал страны, ситуация, вероятно, была бы предсказуема. Хотя отрицать влияние несбалансированности рынка нельзя.
О несбалансированности рынка говорит тот факт, что прием на обучение в государственные, муниципальные и негосударственные ВУЗы по бюджетам всех уровней в 2011году составил 1 207 тысячи человек, что указывает на его сокращение по сравнению с 2010 годом на 192 тысячи человек, или на 14 процентов. Даже численность абитуриентов, принятых в ВУЗы с полным возмещением стоимости обучения уменьшилась до 697 тысяч человек, составив 58 процентов от общего числа студентов первого курса[4].
Количество принятых в негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования снизилась с 15 процентов до 12 процентов[5].
Таким образом, подводя итог, пока можно говорить о том, что маркетинговые проблемы российских ВУЗов не уникальны в общемировой практике, и главным является вопрос баланса между ВУЗами и рынком, который невозможно решить односторонне, только усилиями высшего образования.
Взаимосвязь трудоустройства выпускников вузов согласно полученной профессии и сформированность способности обучения дополнительным компетенциям уже на уровне планирования карьеры должны стать программной целью. Такое определение вполне увязывается с новым определением образования в законе об образовании 2012 года, где образование выступает как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, признаваемый общественно-значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. В то же время нормативно-правовая основа функционирования системы образования должна содержать, по нашему мнению, более подробное дробление на проекты и процессы, где проекты стратегии на уровне федерации должны перерастать в процессы на уровне регионов в целом и
вузов в частности, формируя стратегии развития изнутри вузов на основании актуального опыта.
Можно утверждать, что нормативно-правовое обеспечение системы образования - это формирующийся проект, который может и должен видоизменяться согласно требованиям времени на уровне тактических процессных решений, оставаясь целостным в стратегическом плане.
Литература:
1. Вузы оценят по соответствию работы его выпускников своей специальности// Новости сайта «Стратегия 2020» - 02.08.12, режим доступа - http:// strategy2020.rian.ru/news/20120116/366246483.html
2. Комментарии к частному рейтингу выборки 56 классических и исследовательских университетов в блоке оценки «Социализаторская деятельность» - Рейтинги ВУЗов. Национальный рейтинг университетов. 01.10.2012. режим доступа - http://univer-rating.ru
3. Письмо Минобрнауки России от 31 мая 2012 г. № ИБ-764/07 «О представлении данных о деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования»
4. Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования в 2011 году//Социально-экономическое положение России - 2011 год//Росстат - 2012, режим доступа http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/IssWWW.exe/Stg/d12/3-5.htm
5. Прием в негосударственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования в 2011 году//Социально-экономическое положение России - 2011 год//Росстат - 2012, режим доступа http://www.gks.ru/ bgd/ regl/b 11 _01/IssWWW. exe/Stg/d12/3-5.htm
6. Россия в цифрах. Россияне о высшем образовании. Графика компании "Меркатор" - vesti.ru, 03.09.2012
7. Рынок труда в 2011 году. Прогнозы на 2012. «Рынок замер в ожидании». Холдинг АНКОР 17 января 2012. Холдинг АНКОР - режим доступа: http:// www.rabotagrad.ru
8. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. - 2003.—№ 8.
9. Тюплина, И. А. Рынок труда как фактор маркетинговой среды вуза: социологический аспект // Вестник ВЭГУ : науч. ж-л по социально-экономическим, общественным и гуманитарным наукам. - 2011. - №2 1 (51). - С. 63-86
10. Экономический рост России в 2011 году слегка опередит общемировой// http://lenta.ru/news/2011/12/25/imf/
SCIENCE TIME
11. Эксперты: Финансирование вузов в зависимости от трудоустройства выпускников по специальности - система крепостного права//Новости сайта «Стратегия 2020» - 16.01.12, режим доступа - http://strategy2020.rian.ru/ пе^^/20120116/366246483.ЫШ
12. Эскиндаров М.А.: "В России идет процесс девальвации высшего образования... К сожалению, приходится констатировать тот факт, что этот процесс касается не только негосударственных вузов, но и государственных... " Источник: официальный сайт Финансового Университета, http://www.fa.ru/news/ Pages/Intervyu%20rektora%20universiteta_08.06.2012.aspx