Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере реализации и защиты трудовых прав инвалидов'

Государственная политика в сфере реализации и защиты трудовых прав инвалидов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1969
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВАЛИД / ТРУД / ЗАНЯТОСТЬ / STATE POLICY / LABOR / EMPLOYMENT / DISABLED PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комиссаров Николай Николаевич

Представленная статья посвящена исследованию вопросов реализации государственной политики в сфере защиты трудовых прав инвалидов в России; на основании исследований проблем занятости населения, проведенных российским статистическим агентством, выявлены направления проводимой государственной политики в рассматриваемой сфере, определены проблемы, существующие в сфере реализации трудовых прав инвалидов, а также обозначены меры, принятие которых представляется целесообразным в целях изменения в сторону улучшения существующих тенденций в сфере труда инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Комиссаров Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF DISABLED PEOPLE’S LABOR RIGHTS REALIZATION AND ADVOCACY

This article is devoted to the study of questions concerning the state policy in the sphere of labor disabled people’s rights advocacy in Russia; based on problems research of employment conducted by the Russian statistical agency, directions of government policy are identified in this sphere; problems existing in the implementation sphere of disabled people’s labor rights are determined, as well as the author designates measures which are taken and seems appropriate in changing the direction of improving the existing trends in the world of disabled people’s work.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере реализации и защиты трудовых прав инвалидов»

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

• 7universum.com

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ ИНВАЛИДОВ

Комиссаров Николай Николаевич

аспирант БГУЭП, РФ, г. Иркутск E-mail: komissa.rov-law@mail. ru

THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF DISABLED PEOPLE’S LABOR RIGHTS REALIZATION AND ADVOCACY

АННОТАЦИЯ

Представленная статья посвящена исследованию вопросов реализации государственной политики в сфере защиты трудовых прав инвалидов в России; на основании исследований проблем занятости населения, проведенных российским статистическим агентством, выявлены направления проводимой государственной политики в рассматриваемой сфере, определены проблемы, существующие в сфере реализации трудовых прав инвалидов, а также обозначены меры, принятие которых представляется целесообразным в целях изменения в сторону улучшения существующих тенденций в сфере труда инвалидов.

in the sphere of labor disabled people’s rights advocacy in Russia; based on problems

Komissarov Nikolay

Post-graduate students, Baikal State University of Economics and Law,

Russia, Irkutsk

ABSTRACT

This article is devoted to the study of questions concerning the state policy

Комиссаров Н.Н. Государственная политика в сфере реализации и защиты трудовых прав инвалидов // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 3(14) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1993

research of employment conducted by the Russian statistical agency, directions of government policy are identified in this sphere; problems existing in the implementation sphere of disabled people’s labor rights are determined, as well as the author designates measures which are taken and seems appropriate in changing the direction of improving the existing trends in the world of disabled people’s work.

Ключевые слова: государственная политика, инвалид, труд, занятость.

Keywords: state policy, disabled person, labor, employment.

В современной России большинство инвалидов испытывает трудности в повседневной жизни. Имеются определенные сложности в совместной учебе, работе, отдыхе, пользовании общественным транспортом, посещении магазинов, музеев, театров и т. д.

Тем не менее динамика показателей занятости инвалидов носит в целом позитивный характер, отражая в интегрированном виде результаты реализации на федеральном и региональном уровнях мероприятий по трудоустройству данной группы населения.

Результаты выборочного исследования проблем занятости населения, проведенного Росстатом, показали, что в I квартале 2014 г. уровень занятости инвалидов составил 10,8 %, в том числе мужчин — 11,7 %, женщин — 9,7 %. Уровень безработицы инвалидов составил 22,1 %, в том числе мужчин — 25,5 %, женщин — 16,6 % [1]. Для сравнения, в I квартале 2014 г. уровень занятости всего населения Российской Федерации в возрасте 15—72 лет составил 64,7 %; уровень безработицы — 5,4 %, в том числе мужчин — 5,4 %, женщин — 4,7 %.

Из приведенных данных следует, что уровень занятости инвалидов практически в 6 раз ниже, а уровень безработицы — в 4 раза выше, чем в целом среди населения Российской Федерации. Подобная дифференциация обусловлена действием ряда объективных факторов, вытекающих из существующих у инвалидов ограничений жизнедеятельности, связанных

с наличием выраженных расстройств функций организма. Однако, как будет показано далее, существует ряд иных барьеров, ограничивающих участие инвалидов в трудовой деятельности.

По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного Росстатом в I квартале 2014 г., в разрезе групп инвалидности уровни экономической активности, занятости и безработицы инвалидов оказываются при прочих равных условиях тем выше, чем ниже у них степень выраженности расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению категорий жизнедеятельности, установленных на основе медико-социальной экспертизы граждан (минимальная — III группа, максимальная — I группа).

Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [8]) содержит положения, касающиеся прав инвалидов на образование и труд, обязательные для исполнения государствами-участниками.

Президентом Российской Федерации поручено осуществление ряда мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения занятости инвалидов и профессионального образования инвалидов.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [7] на Правительство РФ возложено обеспечение создания ежегодно в период с 2013 по 2015 г. до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов, а также совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработка до 1 ноября 2012 г. комплекса мер, которые направлены на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования и т. д.

Оценка результатов реализации вышеперечисленных положений указанного Указа № 597 на основе имеющейся информации показывает следующее.

1. Поручение, предусматривающее создание ежегодно в период с 2013 по 2015 г. до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов, в 2013 г. выполнено. Согласно информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по состоянию на 1 февраля 2014 г., в 2013 г. во всех субъектах Российской Федерации было создано 14,7 тыс. рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов или 103,5 % от запланированного числа оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

В результате реализации указанного мероприятия в 2013 г. уровень трудоустройства инвалидов повысился на 3,3 процентных пункта и составил 40 % от численности обратившихся в органы службы занятости инвалидов за содействием в поиске подходящей работы (в 2012 г. — 36,7 %).

Кроме того, в целях установления единых требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 г. № 685н утверждены основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности [7].

2. Поручение, предусматривающее разработку до 1 ноября 2012 г. комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, реализовано в форме ряда нормативных правовых и ведомственных актов:

• распоряжение Правительства Российской Федерации (от 15 октября 2012 г. № 1921-р [3]);

• постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие предоставление в 2013—2014 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на реализацию дополнительных

мероприятий, которые направлены на снижение напряженности на рынке труда субъектов Федерации, а равно на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения (от 15 декабря 2012 г. № 1307 [4], от 17 декабря 2012 г. № 2411-р [5]);

• приказы Минтруда России по вопросам трудоустройства инвалидов.

В настоящее время на рынке труда наблюдаются тенденции снижения показателей, характеризующих результаты предоставления инвалидам государственных услуг по содействию занятости и профессиональному обучению. Подобная тенденция может складываться под влиянием различных по своей природе факторов как объективного, так и субъективного характера.

По мнению людей с ограниченными возможностями, трудности с трудоустройством и профессиональным образованием инвалидов вызваны следующими причинами [1]:

• незаинтересованность работодателей в приеме на работу инвалидов в связи с необходимостью создания для них, в соответствии с действующим законодательством, особых условий и режимов труда и отдыха;

• несоблюдение работодателями требований к квотированию (резервированию) рабочих мест для инвалидов;

• увеличение работодателями числа квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов, условия труда на которых сопряжены со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, не соответствуют возможностям инвалидов;

• опасения инвалидов, основывающиеся на опыте, что реализация содержащихся в ИПР рекомендаций, выдаваемых по результатам медикосоциальной экспертизы по трудоустройству и профессиональному обучению, будет в дальнейшем сопровождаться снижением группы инвалидности и/или ее снятием;

• отсутствие взаимодействия бюро МСЭ с органами труда, занятости, образования, здравоохранения и социальной защиты населения, координации

их действий по созданию условий для реализации рекомендаций ИПР, выдаваемых инвалидам, по трудоустройству и профессиональному обучению;

• неудовлетворенность инвалидов качеством предоставляемых государственных услуг по трудоустройству и профессиональному обучению;

• низкая доступность для инвалидов образовательных учреждений, рабочих мест и транспортной инфраструктуры;

• ограниченность масштабов дистанционного обучения и заочного профессионального образования инвалидов;

• ограниченные масштабы дистанционной, а также надомной занятости для инвалидов;

• ограниченность перечня профессий/специальностей, по которым осуществляется обучение инвалидов;

• недостаточное количество специализированных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для инвалидов, в том числе учебных заведений-интернатов;

• дефицит преподавателей в образовательных учреждениях, владеющих жестовым языком;

• практическая недоступность обучения для инвалидов на ограниченном числе бюджетных мест в образовательных учреждениях.

Складывающиеся тенденции в сфере обеспечения занятости

и профессионального обучения инвалидов могут быть связаны с тем, что в государственных программах Российской Федерации вопросы

обеспечения и защиты прав инвалидов в этих сферах не получили достойного отражения как с точки зрения целевых установок, так и с позиций обеспечивающих мероприятий.

Анализ ситуации в сфере занятости инвалидов в Российской Федерации показал, что, несмотря на работу, проводимую на федеральном и региональном уровнях, положение инвалидов в данной сфере не только не улучшается, но по целому ряду направлений ухудшается.

Можно констатировать, что в существующих документах стратегического планирования, в плановых и распорядительных документах отсутствуют программы практических действий по оперативному решению проблем занятости инвалидов.

По результатам проведенного анализа, в дополнение к мерам, предусмотренным вышеуказанным комплексом, представляется целесообразным:

1. Дополнить государственные программы Российской Федерации «Доступная среда», «Содействие занятости населения» подпрограммами, фиксирующими цели, задачи, целевые индикаторы и мероприятия, направленные на решение существующих проблем в сфере занятости инвалидов.

2. Проработать вопрос о нормативном правовом обеспечении занятости инвалидов в органах государственной власти и управления, в том числе с использованием механизма квотирования приема на работу инвалидов.

3. Изучить зарубежный опыт стимулирования работодателей к использованию труда инвалидов, в том числе путем внедрения льгот при размещении государственного заказа, а также стимулирования инвалидов к трудовой деятельности, например, путем реализации специальных программ пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Список литературы:

1. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Обеспечение трудоустройства и профобразования инвалидов как одно из приоритетных направлений социальной политики // Об актуальных вопросах социально политики в Российской Федерации (материалы к «правительственному часу» на тему «О приоритетах Правительства Российской Федерации в социальной сфере на среднесрочную перспективу» 360 заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 2014): Аналитический вестник. — 2014. — № 24 (542). — С. 28—41.

2. Отчет Всероссийского общества инвалидов о работе за 2012—2013 гг.

/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:

http: //www.voi.ru/dokumenty/otchety/informaciya_o_rabote_vserossij skogo_o

bshestva_invalidov_za_noyabr_2012g__oktyabr_2013g_chast_1 .html (дата

обращения: _25.12.2014).

3. Постановление Правительства РФ от 15.12.2012 № 1307 (ред.

от 26.09.2013) «О предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (вместе с «Правилами предоставления в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», «Методикой распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.01.2015).

4. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 43. — Ст. 5912.

5. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2012 № 2411-р (ред.

от 04.10.2013) «О распределении в 2013 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.12.2014).

6. Реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

№ 596—606 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:

http://www.rosmintmd.ru/mmistry/programms/9 (дата обращения:

20.01.2015).

7. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 19. — Ст. 2334.

8. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 19. — Ст. 2280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.