Научная статья на тему 'Государственная политика в области развития научного потенциала высших учебных заведений'

Государственная политика в области развития научного потенциала высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Илона Игоревна

Статья отражает значимость научного потенциала в сфере высшего образования, раскрывает важнейшие составляющие научного потенциала вузов (научно-исследовательская деятельность вузов, научные организации, научно-педагогические и научные кадры вуза, материально-техническое оснащение науки, научные публикации), описывает структуру финансирования научных исследований в вузах, формирования приоритетных направлений науки и техники. Предлагается инновационный путь развития отечественной промышленности, развития российской науки, показаны основные цели и задачи Минообразования и науки России, её научного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области развития научного потенциала высших учебных заведений»

-►

Экономика и управление в образовании

Максименко И.И.

государственная политика в области развития научного потенциала высших учебных заведений

Важнейшим условием успешной реализации инновационной политики государства является концентрация научного потенциала на приоритетных направлениях науки и техники, реализация которых должна внести значительный вклад в социально-экономическое и научно-техническое развитие страны, обеспечить отечественную промышленность передовыми конкурентоспособными технологиями.

Основными целями государственной инновационной политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в экономический рост страны, реализация важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в материальном производстве, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки, защита информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

К основным принципам инновационной политики в системе образования можно отнести следующие: оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления; обеспечение конкурсности при формировании тематических планов, научных, научно-технических и инновационных программ; поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере.

Чтобы быть успешной, научно-исследовательская деятельность, как и любой другой социально-экономический процесс, нуждается в эффективном управлении. Важнейшим условием реализации действенной научно-технической политики является концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, под которыми понимаются основные области исследований и разработок, реализация которых должна обеспечить значительный вклад в социальное, научно-техническое и промышлен-

ное развитие страны и в достижение за счет этого национальных социально-экономических целей.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют форму и способы использования результатов научной деятельности. Научные исследования вносят активный вклад в развитие всего государства, в частности, в решение проблем развития образования, реального сектора экономики, социально-экономических и научно-технических аспектов деятельности регионов и других субъектов национального хозяйства. Научная деятельность обеспечивает широкое участие ученых системы образования в международных научных и образовательных программах и активизирует внешнеэкономическую деятельность вузов.

Рассматривая проблему выявления приоритетов научной деятельности, необходимо исходить из того, что реально существует система приоритетов, которую можно разделить на ряд уровней или сфер действия:

- приоритеты федерального уровня, их функция заключается в установлении стратегических ориентиров в масштабе государства;

- приоритеты региональные, название определяет их функцию;

- приоритеты отраслевые, отражающие специфику научно-технического развития отраслей народного хозяйства;

- приоритеты, отражающие мнение и взгляды научного сообщества, существующие независимо от того, как представлены приоритеты федерального или регионального уровня;

- приоритеты рыночные, диктуемые конъюнктурой рынка научно-технической продукции.

При разработке принципов реализации приоритетов необходимо ориентироваться на средне-и долгосрочные прогнозы. При этом учитывается состояние научного потенциала сегодняшнего дня и реально сложившуюся систему направлений научно-исследовательской и образовательной деятельности вузов.

Научно-техническая деятельность предполагает получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы: фундаментальные научные исследования; прикладные научные исследования; экспериментальные разработки. Научная продукция направлена на результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Научные работники концентрируют научный потенциал вузов, осуществляют экспериментальные разработки; объективно проводят экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские, организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. Научная организация поддерживает и развивает свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновляет производственные фонды; осуществляет внешнеэкономическую деятельность и научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными лицами.

Научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных

и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. рис.1).

Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, региональных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

Научная и (или) научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов. Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или в случае их неиспользования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

Определяя состояние и объем финансирования научно-исследовательской деятельности вуза,

Агентство по образованию РФ

Фонды

(Российский фонд фундаментальных, исследований, Российский гуманитарный научный фонд)

Агентство по науке РФ

Рис.1. Основные источники бюджетного финансирования научных исследований и экспериментальных разработок

можно определить, насколько правильно осуществляется организация научных исследований и какие мероприятия необходимо проводить для устранения недостатков и совершенствования системы планирования.

Социальную и экономическую политику государства нельзя рассматривать в отрыве от научно-технической и инновационной политики. В развитых странах формирование и реализация научно-технической политики являются важнейшими компонентами государственного управления. Это естественно и связано с тем, что безопасность страны и перспективы технологической независимости во все большей степени определяются научным потенциалом, прежде всего фундаментальной наукой и уровнем квалификации кадров. Подготовка специалистов по соответствующим тематическим направлениям для обеспечения потребностей страны и развития науки является главной задачей всей системы образования. По этой причине значимые области научных исследований высшей школы должны обязательно удовлетворять отраслевому критерию. Вывод о целесообразности преимущественного развития тех или иных направлений науки в высшей школе помимо объективной результативности или перспективности проводимых исследований должен формироваться с учетом как всего спектра вузовского научного сектора, так и спектра подготавливаемых специалистов. Определяющим условием при этом должно стать положение о том, что вузы, в первую очередь, должны готовить специалистов исходя из конкретной потребности отраслей хозяйства и регионов. При этом квалифицированные кадры необходимо начинать обучать заранее с учетом перспективного прогноза по приоритетным направлениям науки и техники.

В настоящее время выявлен ряд важнейших проблем, определяющих формирование и использование системы приоритетов развития науки и техники с ориентацией их на научно-исследовательскую деятельность высшей школы.

Образовательная направленность вузовской научно-исследовательской деятельности, нацеленная на актуализацию учебных программ, определяет менее жесткие рамки для понятия вузовского научного приоритета. В этом случае приоритет, как конкретная, строго определенная технология, представляется в форме системы знаний. С этих позиций приоритеты в высшей школе представляется целесообразным классифицировать по областям знания. Основанием для распространения понятия "знание" на технологии

является то, что именно научные исследования создают современным "высоким" технологиям практическое воплощение, являясь одновременно достаточно весомым образовательным фактором, поскольку специалистов для производства готовит именно высшая школа. В этом смысле принятие такой позиции является веским аргументом в пользу сохранения преемственности поколений в научно-технической сфере деятельности.

Происходит тенденция укрупнения вузовских НИР. В целом развитие вузовской научно-исследовательской деятельности тяготеет к расширению теоретических разработок. Сопоставление областей знания в пространстве научно-образовательной деятельности позволило выделить ряд наиболее динамично развивающихся областей знания.

Необходимо выделить и всемерно поддерживать действительно прорывные, перспективные направления научных исследований в высшей школе, определяемые экспертно-аналитичес-ким методом с привлечением ведущих ученых. Необходимо также сосредоточить финансовые и материальные ресурсы высшей школы на тех направлениях и проектах, которые могут дать действительно новые результаты, востребованные экономикой страны и системой образования.

Министерство образования и науки РФ акцентировало внимание на:

- модернизации научной и лабораторной базы кафедр и научных лабораторий вузов;

- разработке и реализации мер по привлечению молодых исследователей в научно-техническую сферу, в том числе, развитии системы отраслевых грантов и программ поддержки молодых и талантливых ученых;

- взаимодействии с зарубежными фондами и организациями для привлечения дополнительных средств в систему образования;

- укреплении интеграции науки системы образования с отраслями промышленности на условиях софинансирования.

Огромный научный потенциал сосредоточен в системе Минобразования и науки России. Так, в системе Минобразования и науки России сосредоточено около 40% докторов наук, свыше 30% кандидатов наук, около 75% докторантов, 60% процентов аспирантов, 55% соискателей ученых степеней. Основными формами организации научных исследований являются тематические планы вузов (ЕЗН).

В целях обеспечения своевременной подготовки высококвалифицированных специалистов,

создания необходимых условий для их эффективной научной и педагогической деятельности, улучшения качества диссертационных исследований Минобразование России осуществляет активное взаимодействие с РАН, а также координацию деятельности отраслевых министерств и ведомств по вопросам подготовки научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования.

Анализ состояния системы подготовки научно-педагогических и научных кадров позволяет констатировать, что последние годы характеризуются устойчивой тенденцией к росту числа аспирантов и докторантов в образовательных и научных учреждениях Российской Федерации.

В целом сбалансированное решение проблем повышения качества подготовки научно-педагогических и научных кадров, обеспечения академической, профессиональной, межотраслевой и межрегиональной мобильности при подготовке кадров позволит совершенствовать систему послевузовского образования, обеспечив выпуск специалистов, профессионально и личностно подготовленных к научной и педагогической деятельности в современных социально-экономических условиях.

Большую проблему для развития вузовской науки представляют старение и уход научных кадров из сферы образования. Анализ возрастного состава кадров высшей квалификации вузов и организаций Минобразования России показывает, что только 2,5% докторов наук имеют возраст до 40 лет, 20,5% докторов - в возрасте до 50 лет, 79,5% докторов - в возрасте от 50 пет и старше, 45,6% - в возрасте от 60 и старше. Среди кандидатов наук 21% - до 40 лет, 50,1% - до 50 лет и 49,9% - от 50 и старше. Одним из действенных инструментов решения проблемы кадрового обеспечения сфер науки, высшего образования и инноваций, закрепления в них талантливой молодежи, сохранения и развития ведущих научных школ и научно-педагогических коллективов является интеграция науки и высшего образования.

Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки основывается на положительном опыте в подготовке высококвалифицированных кадров, научных и организационных заделах.

Интеграция интеллектуального и материально-технического потенциала сфер науки и высшего образования приводит к значительному синергетическому эффекту - при относительно малых финансовых затратах обеспечивает высо-

кие научные результаты, является действенным инструментом в решении проблем подготовки высококвалифицированных кадров, омоложения научных и преподавательских коллективов.

Целью интеграция науки и высшего образования России является развитие научно-технического и кадрового потенциала России и адаптация его к рыночной экономике; формирование нового мышления в постиндустриальном обществе.

Государство придает большое значение развитию инновационных процессов, их роли и значению в реформировании экономики, разработке новых прорывных технологий, создании конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Роль высшей школы состоит, прежде всего, в содействии формированию инновационного пути развития отечественной промышленности, то есть в активном участии вузов в реализации инновационных проектов в научно-технической сфере. В частности, в вузах России обеспечивается:

• создание системы непрерывного инновационного цикла от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до реализации наукоемкой продукции и технологий в промышленности;

• широкое применение результатов инновационной деятельности и инновационных проектов в научно-технической сфере для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов к работе в условиях инновационной экономики;

• поддержка инновационных проектов внебюджетными источниками финансирования;

• создание и совершенствование инновационных инфраструктур в вузах и регионах.

Для реализации этих направлений в высшей школе при ведущих вузах России созданы более 70 технопарков, ведется создание на их базе инновационно-технологических центров и инновационно-технологических комплексов, создано более 10 региональных инновационных центров, 12 региональных центров содействия развитию научно-технического предпринимательства. Кроме того, при участии вузов создано и работает свыше 1300 малых инновационных предприятий, осуществляющих выпуск и реализацию наукоемкой продукции.

Таким образом, сформировалась довольно серьезная инфраструктура инновационной деятельности, которая способствует успешному выполнению инновационных проектов. Результаты более 3/4 проектов практически используются в сфере промышленности и науки. Половина разра-

боток реализовано вузами совместно с промышленными предприятиями, свыше 250 разработок экспортируется в ближнее и дальнее зарубежье. Государство в течение последних лет регулярно финансирует инновационные проекты вузов в рамках действующих инновационных программ.

Высшая школа представляет в регионах один из основных государственных институтов и в значительной части областей, краев и республик Российской Федерации является одним из основных ресурсов экономического и научно-технического развития регионов. Поэтому основными целями и задачами Минобразования и науки России, её научного потенциала являются:

• проведение совместных исследований в интересах развития регионов и системы образования на основе сотрудничества с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• формирование кадрового потенциала науки и управление научно-техническим развитием регионов;

• привлечение научно-производственных ресурсов региона для развития научного потенциала высшей школы;

• ориентация вузовских научных коллективов на достижение практических результатов при решении актуальных региональных задач;

• разработка научных проектов межрегионального характера, ориентированных на использовании результатов исследований в федеральных округах;

• организация исследований на основе привлечения различных источников финансирования на федеральном, ведомственном, межрегиональном и региональном уровнях;

• укрепление экспортного потенциала регионов и развитие международного научно-технического сотрудничества.

В структуре подготовки кадров высшей квалификации необходимо изменить систему планирования контингента путем формирования госзаказа на подготовку специалистов высшей школы и финансовой поддержки наиболее талантливой части молодых ученых и научно-педагогических кадров.

Подготовка специалистов по тематическим направлениям для обеспечения экономических потребностей страны и развития науки является главной задачей всей системы образования. Поэтому значимые области исследований высшей школы должны удовлетворять обязательно этому отраслевому критерию.

Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации одной из главных целей определяет эффективное использование потенциала системы образования для решения экономических и социальных задач страны.

Минобразования и науки России тесно взаимодействует с региональными органами власти.

Государственная политика Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества является частью государственной научно-технической политики. Она призвана обеспечить соответствие международного научно-технического сотрудничества задачам развития и реформирования российской науки в условиях рыночной экономики с учетом интересов национальной безопасности, внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны. Успехи российской фундаментальной и прикладной науки в мировых интеграционных процессах невозможны без активного участия государственных научно-исследовательских институтов и центров Академии наук, межведомственных НИИ и КБ, а также активного участия ведущих вузов страны, в которых даже в нынешних условиях сохранился высокий научный потенциал.

Для реализации государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества в Минобразовании России сформированы и успешно реализуются научно-технические программы, в которых поддержаны совместные научные проекты, выполняемые на самом высоком научном уровне ведущими университетами страны.

В заключении хочется отметить следующее. Органы государственной власти Российской Федерации определяют форму и способы использования результатов научной деятельности. Научные исследования вносят активный вклад в развитие всего государства, в частности, на решение проблем развития образования, реального сектора экономики, социально-экономических и научно-технических проблем регионов. Научная деятельность обеспечивает широкое участие ученых системы образования в международных научных и образовательных программах и активизирует внешнеэкономическую деятельность вузов. Определяя состояние и объем финансирования научно-исследовательской деятельности вуза, можно определить, насколько правильно осуществляется организация научных исследований и какие мероприятия необходимо проводить для устранения недостатков и совершенствования системы планирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Наука в системе образования. Сборник нормативных документов. Министерство образования Российской Федерации. 2002. 96 с.

2. Проблемы законодательного обеспечения научной деятельности в высшей школе. Издание Государс-

твенной Думы. 2001. 240 с.

3. Бердашкевич А.П. О координации научно-технической политики России // Инновации. 2000. № 7-8. С. 6-9.

Кочеткова Н.Н.

факторный подход к формированию оплаты труда преподавателей высших учебных заведений

Инновационное развитие кадрового потенциала страны, неизменно признаваемого основой долгосрочного экономического развития России, напрямую зависит от усовершенствований в сфере образования. Работники образования выступают в современных условиях не столько носителями знаний, сколько носителями научной культуры. Самой важной задачей высшего учебного заведения при этом выступает пополнение интеллектуального капитала нации. Интеллект, профессионализм, научный потенциал, коммуникабельность работников образования во многом определяют познавательные компетенции обучающихся. Следовательно, указанные компетенции и степень их реализации как объекты усовершенствований являются главным условием формирования высококвалифицированного персонала будущего. Повышение уровня компетенции преподавателей особенно важны сегодня, после подписания Бо-лонской декларации, когда Россия встала на путь глобального реформирования образовательной системы.

Основной целью Болонского процесса выступает установление к 2010 г. единого Европейского пространства высшего образования, в которой студенты и преподаватели приобрели бы академическую мобильность передвижения вне границ и рамок национальных систем образования, а их квалификации и полученные знания признавались во всех странах Европы. Это поможет студентам «встраиваться» в любую национальную образовательную систему, облегчит осуществление обучения в течение всей жизни и повысит конкурентоспособность на национальном и мировом рынке труда.

Для работы в новой парадигме образования необходимо не только пересмотреть существую-

щую методику учета трудозатрат преподавателя, но и перейти на факторную оценку труда преподавателя.

В настоящее время труд профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений определяется отношением затрат времени к объему учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других видов выполняемых ими работ.

Основная нагрузка преподавателя рассчитывается по аудиторным часам, а нагрузка студента - по общим, что вполне логично, так как преподаватель и студент совершают разные, по отношению к учебному процессу, виды работ. Учет руководства самостоятельной работой обучающегося происходит через добавление условно-аудиторных часов на консультации.

В новом подходе к учёту трудозатрат профессорско-преподавательского состава должно обязательно учитываться, что по новой образовательной парадигме акцент преподавательской работы смещается с аудиторной составляющей, в сторону индивидуально-ориентированной, дающей студенту право самому решать, какую дисциплину и в каком порядке изучать.

Преподаватель должен лишь внимательно наблюдать за студентами и направлять их обучение в нужное направление. Преподаватель и студент становятся равноправными участниками учебного процесса.

Эта система призывает студентов к большей ответственности, заставляя активизировать своё обучение, становиться самостоятельными, более дисциплинированными, инициативными, уметь принимать решения и добиваться их выполнения, приобретая навыки общения, что в дальнейшем непременно поможет им при устройстве на работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.