Научная статья на тему 'Государственная политика в области кооперации в 1929–1932 гг. (на примере Пензенского округа)'

Государственная политика в области кооперации в 1929–1932 гг. (на примере Пензенского округа) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / СПЛОШНАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЧИСТКА КООПЕРАТИВНОГО АППАРАТА / БОРЬБА С ЧАСТНИКОМ / COOPERATION / COUNTRY-WIDE COLLECTIVIZATION / FIRST FIVE-YEAR PLAN / INDUSTRIALIZATION / SOCIALIST BUILDING / PURGE OF THE COOPERATIVE APPARATUS / STRUGGLE AGAINST PRIVATE SECTOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Злобина О. В.

В статье анализируются отношения власти и кооперации в рассматриваемом регионе в 1929–1932 гг. Характеризуется неоднозначность государственной политики в сфере развития кооперации в годы сплошной коллективизации. Автор приходит к выводу о подчиненном положении различных видов кооперации по отношению к колхозной системе в годы первой пятилетки при одновременном сохранении ее как важного хозяйственного ресурса страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy in the sphere of cooperation in 1929–1932 (based on information on Penzenskiy Okrug)

The article studies relations between the authorities and cooperative circles in the given region in 1929–1932. Lack of unified approach of the state towards cooperation development in the years of country-wide collectivization is also characterized here. The author comes to the conclusion that during the implementation of the first five-year plan different kinds of cooperation were subdued in favour of collective farming but retained their importance as a significant economic resource of the country.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области кооперации в 1929–1932 гг. (на примере Пензенского округа)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 947

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КООПЕРАЦИИ В 1929 1932 гг.

(НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОГО ОКРУГА)

© о. В. ЗЛОБИНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра новейшей истории России и краеведения e-mail: ifpspu@mail.ru

Злобина О. В. - Государственная политика в области кооперации в 1929-1932 гг. (на примере Пензенского округа) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 648-652. - В статье анализируются отношения власти и кооперации в рассматриваемом регионе в 1929-1932 гг. Характеризуется неоднозначность государственной политики в сфере развития кооперации в годы сплошной коллективизации. Автор приходит к выводу о подчиненном положении различных видов кооперации по отношению к колхозной системе в годы первой пятилетки при одновременном сохранении ее как важного хозяйственного ресурса страны.

Ключевые слова: кооперация, сплошная коллективизация, первая пятилетка, индустриализация, социалистическое строительство, чистка кооперативного аппарата, борьба с частником.

Zlobina O. V. - State policy in the sphere of cooperation in 1929-1932 (based on information on Penzenskiy Okrug) // Izv. Penz.gos. pedagog. univ.im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 648-652. - The article studies relations between the authorities and cooperative circles in the given region in 1929-1932. Lack of unified approach of the state towards cooperation development in the years of country-wide collectivization is also characterized here. The author comes to the conclusion that during the implementation of the first five-year plan different kinds of cooperation were subdued in favour of collective farming but retained their importance as a significant economic resource of the country.

Keywords: cooperation, country-wide collectivization, first five-year plan, industrialization, socialist building, purge of the cooperative apparatus, struggle against private sector.

В данной статье предпринята попытка осмысления взаимоотношений властных структур и кооперации на рубеже 1920-1930-х гг., совпавших с одним из самых драматичных периодов, вошедшего в историю под названием сплошной коллективизации. Начавшись в 1929 г., квалифицированном И. Сталиным как «год великого перелома», процесс обобществления крестьянских хозяйств становился основным лейтмотивом политики государства в деревне. Он приходит на смену наспех свернутому НЭПу, по завершении которого пролегает главный водораздел и в развитии советской кооперации. Грядущие перемены в ней были неизбежны. Заявленное властью «головокружение от успехов» требовалось подкреплять всей стране форсированными темпами социалистического строительства, в чем далеко не последняя роль отводилась кооперативной системе. Дальнейшая работа в ней ставилась в прямую зависимость от территориальной привязки к районам ее деятельности, в различной мере подвергавшимся охвату коллективизацией. Последним обстоятельством определялась степень изменений, предусмотренных для кооперативных артелей, диапазон которых варьировался от весьма ощутимых

коррективов до преобразований, носивших характер настоящей метаморфозы.

В этой связи особый интерес представляет анализ взаимодействия советской власти и кооперации Пензенского округа, как региона, охваченного сплошной коллективизацией, чей пример показателен для аналогичных районов страны.

Провозглашение колхозного строительства высшей формой кооперирования радикально сказалось на государственной политике в области развития кооперации, основное направление которой отныне проходило по линии превращения кооперативной системы в базис для нарастания колхозного движения [13. С. 233].

Следующей задачей, возложенной государством на кооперацию, являлось ее закономерное превращение в условиях пролетарской диктатуры в механизм, помогавший «социалистической индустрии вести за собой деревню» в целях поддержания ее бедняцких и середняцких слоев [14. С. 294].

Соответствующая смена социального состава в артелях повлекла за собой предоставление кооперации ряда «льгот и преимуществ, вытекающих из

необходимости для пролетарского государства всесторонне, и в том числе материально, поддерживать кооперативное строительство» [14. С. 299]. Подобная ситуация возникла через признание кооперации «наилучшей формой экономического массового объединения крестьянства... его хозяйственного и культурнополитического перевоспитания, вовлечения в русло общесоциалистического строительства» [14. С 299].

Бесспорно, возрастающую роль кооперации в хозяйственной жизни страны власти невозможно было игнорировать. Так происходило, во-первых, в силу мощного организующего городское и сельское население фактора, которое государство справедливо в ней усматривало. Во-вторых, на момент окончания 1920-х гг. партийно-правительственная верхушка имела все основания полагаться на кооперацию как на эффективный экономический механизм, мобилизующий средства кооперированного населения.

Одним из ярких примеров являлась работа потребительской кооперации в 1930 г., чей оборот составил 66 % всего товарооборота страны, а мобилизация средств населения достигла 996 млн. руб. против 185 млн. в 1928 г. Силами 50 млн. пайщиков в систему потребительской кооперации были вовлечены свыше 1,6 млрд. руб. [14. С. 241].

К тому же, огромная численность втянутого в кооперативную работу населения облегчала государственным структурам проведение социальной политики на местах. Все перечисленное выше напрямую относилась к кооперации Пензенского округа, переживавшей в 1929 г. напряженную ситуацию со снабжением, в частности остро ощущался недостаток самых жизненно-необходимых продуктов, таких как хлеб.

Решить проблему хлебного дефицита Пензенский центральный рабочий кооператив (ЦРК) пытался с помощью таких мер, как максимальная экономия хлебных ресурсов, введение новой нормы выдачи хлеба, всемерное сокращение накладных расходов и др. В целях изжития очередей предусматривалось не только прикрепление потребителей к магазинам и своевременный завоз хлеба, но и, в отдельных случаях, увеличение торгующей сети [7. Л. 88].

При всей тяжести положения в кооперации ЦРк не сбрасывал со счетов ее мобилизационный ресурс и требовал от артельщиков по-прежнему аккуратного поступления паевых взносов, прием которых вводился во всех магазинах ЦРК [6. Л. 13]. В качестве гаранта их бесперебойного получения от членов-пайщиков со стороны руководства ЦРК был применен административный ресурс в виде обязательности отпуска товаров исключительно по членским книжкам, где стояла отметка о своевременностиуплаты паевых взносов. В противном случае отпуск как дефицитных, так инеде-фицитных товаров приостанавливался [6. Л. 14]. Ведь именно усиление паенакопления признавалось основным источником пополнения средств в кооперации [6. Л. 33об.-34].

однако никакие, даже самые строгие, меры не привели к упорядочению паенакопления, в связи с чем отмечалось регулярное невыполнение контрольных

цифр по паевому капиталу [6. Л. 34]. отчасти причиной подобных срывов было то, что в работе Центрального рабочего кооператива имелись обстоятельства, сводившие на нет любые, в том числевесьма пунктуальные взносы от пайщиков. Речь идет о всевозможных растратах и хищениях.

Например, из протокола заседания ревкомиссии ЦРК от 16 мая 1929 г. известно о «ненормальностях в пекарне № 3», где была «замечена игра в шашки во время процесса работ», а несколькими днями позже в четвертое отделение этой пекарней из отправленных по накладной 110 караваев белого хлеба был доставлен «возчиком. только 101 каравай, то есть не хватило

9 караваев» [5. Л. 86 об].

обычной практикой являлся бесконтрольный отпуск дефицитных товаров [5. Л. 110], а наряду с ними и таких необходимых, как хлеб. К числу аналогичных случаев относилось дело буфетчика Харбаро-ва, рассмотренное на заседании правления Пензенского ЦРК 5 августа 1929 г. В вину ему вменялась ненормированная выдача белого хлеба при столовой № 3, когда он «отпускал вместо 200 грамм по 1000, 500 и даже целыми караваями», в том числе и крестьянам, отвечая на замечания полномочного ЦРК Клычкова, что «у него хлеба много». недисциплинированный буфетчик обошелся лишь получением строгого выговора и переброской на работу в другую столовую [4. Л. 114].

Следить за всеми ненормальностями в работе своих низовых звеньев часто менявшемуся составу правления ЦРК (за 1929 г. он успел обновиться три раза) было затруднительно. Происходило это не только из-за регулярной смены руководящих кадров правления и ревкомиссии, но и по причине отсутствия взаимной координации их деятельности [6. Л. 20 об].

однако невзирая на очевидную причину имевшихся в системе злоупотреблений, истинными виновниками были объявлены чуждые элементы в аппарате ЦРК, вследствие чего, по мнению местного руководства, в нем следовало «скорее провести чистку» с тем, чтобы там наконец перестали состоять «бывшие торговцы и лица, лишенные избирательных прав» [6. Л. 21 об-21]. Действительно, такой категории советского населения как «лишенцы», путь в кооперацию был заказан. Именно этим обстоятельством был вызван переполох в Пензенском окружном отделе по поводу принятия на должность заведующего кофейной-чайной повара Макушина, не состоявшего на учете в бирже труда и лишенного избирательных прав [7. Л. 74]. В качестве объяснений ЦРК предъявил окрот-делу сведения об отсутствии на бирже труда работника с нужной квалификацией «повара-специалиста по вегетарианским и диетическим кушаньям». наряду с данным доводом, беспроигрышным оказалось напоминание о соответственном отношении окротдела союза нарпит от 22 мая 1929 г. за № 224, предоставившем право хозяйственным органам самостоятельно подбирать завкухнями, «ввиду отсутствия данной квалификации набирже труда» [7. Л. 77].

Так или иначе, но время доказало, что нагнетание репрессий против чуждых элементов в кооперации

приобретало необратимый характер. Уже в сентябре 1930 г.«в целях точного учета рабочей силы, правление ЦРК под личную ответственность заведующих предлагает всякий наем и увольнение рабочих производить исключительно через личный стол правления ЦРК» [8. Л. 608]. Подобная мера не только способствовала единообразию учета личного состава и ликвидации параллелизма в нем [8. Л. 698], но и принесла с собой необычайное удобство в быстром поиске неугодных личностей [8. Л. 675].

для исключения в дальнейшем и во избежание повторения истории заведующего буфетомповара Ма-кушина - «лишенца», удержавшегося на работе благодаря своему редкому профессионализму, при всех рабоче-кооперативных организациях создавались «резервные бригады квалифицированных работников из числа безработных, зарегистрированных на местной бирже труда». В их задачу входила замена не вышедших по тем или иным причинам на работу основных сотрудников. Количество закрепляемых безработных по каждой специальности определялось кооперативными организациями совместно с биржей труда, о чем оговаривалось в заключаемых между ними специальных соглашениях [7. Л. 157].

Тем не менее, резервные бригады не могли полностью покрыть потребность в квалифицированных кадрах, дефицит которых ощущался все острее. не последнюю роль в кадровой напряженности играла мобилизация на колхозную работу опытных сотрудников, а также добровольная смена ими места работы, как это было с аппаратом главной бухгалтерии ЦРК, потерявшим более 50 % своих старейших работников [7. Л 164]. Заместившие их малоопытные счетоводы, вступившие в должность едва по окончаниикурсов, не были способны своевременно отследить все нарушения, несмотря на раздутость штата [7. Л. 164 об]. Поэтому довольно часто оставались незамеченными даже такие дерзкие злоупотребления, как получение отдельными пайщиками продуктов по двум членским книжкам [4. Л. 118 об].

Планомерное выдавливание из своих рядов социально-чуждых элементов и решение кадровой проблемы были далеко не единственными задачами кооперации, возлагаемыми на нее властью. Вся ее система рассматривалась государством как финансовый донор, из которого выкачивались средства как в виде дифференцированного пая и очередного займа индустриализации, так и на другие цели. К примеру, «в связи с проведением правительством СССР мероприятий о создании новых ценностей для индустриализации и реконструкции сельского хозяйства и капитального строительства» предусматривалось изъятие из оборотов ЦРК средств на сумму до 1 млн. руб. [8. Л. 227]. Еще больше материальное положение в Пензенской рабочей кооперации дестабилизировалось ввиду отказа края финансировать в конце 1932 г. хлебозаготовки, а также неимение средств на эти нужды в райпотребсоюзе [9. Л. 40]

Аналогичные тенденции прослеживались и в других формах кооперации. Как показало обследо-

вание Пензенского промкредсоюза по состоянию на 1929 г., в его работе с большим трудом проводилась такая партийная установка, как вовлечение в систему некооперированного населения. неудовлетворительные темпы кооперирования показывает пример одной из артелей, за минувшее лето принявшей в свой состав только 8 человек, в то время, как более3 тыс. отказались вступить в нее [2. Л. 3]. Безусловно, это не говорит о полном откате назад, о чем свидетельствует рост кооперирования кустарей к 1 октября 1929 г. на 56 % по сравнению с тем же периодом 1928 г. Хотя в округе в целом в систему вошло лишь 25, 5 % от общего коли-чествапотенциальных артельщиков [2. Л. 23 об].

успешный рост числа новых пайщиков связывался с планомерным вытеснением частника из рядов кооперации. однако добиться этого при отсутствии строгого и четкого учета социального состава (соцсо-става) в артелях было нелегко [2. Л. 2-3об]. Подобные попустительства приводили к частым случаям путаницы во время проведения чистки в низовке. особенно показателен пример Кучкинского пуховязального товарищества «Красная кустарка», где была допущена «большая политическая ошибка правления артели», когда из нее исключили в чистку «всего 574 человека, из них 296 человек или 51 % беднота и 257 человек или 45 % середняков (остальные 4 % -зажиточные). Чистила комиссия в составе предправ-ления артели и двух представителей от РиКа. Более 90 % бедноты и середняка были выдворены из артели за отсутствие хозяйственной увязки с ее деятельностью, и только у небольшой части бедноты причиной исключения являлась связь с частником» [2. Л. 3]. Стоит ли удивляться, что здесь в обход всяких установок сверху процветало кредитование пухом зажиточных артельщиков, а правление фактически потеряло всякий контроль над своими отделениями в распределении сырья [2. Л. 3].

В то же время, в партийно-правительственных распоряжениях конца 1920-х-начала 1930-х гг.усматривалась некая озабоченность кадровой проблемой. Так, «на основании постановления ЦиК и СНК СССР от 18 октября 1929 г.» всем союзам промысловой кооперации надлежало в 1930 г. «принять на работу оканчивающих вузы и техникумы» [1. Л. 46]. Парадоксом в данной ситуации являлась противоречивость государственной политики, которая, с одной стороны, стремилась оздоровить и укрепить кадровый контингент кооперативных работников, давая таковым бесплатное образование и гарантированное трудоустройство по специальности, а с другой - по-прежнему продолжала привлекать квалифицированную рабочую силу в колхозы [1. Л. 178].

Также неизменно административными методами воздействия государство вынуждало систему промкооперации к активному участию в проходивших хозяйственных кампаниях, их которых такие как хлебозаготовки и реализация3-го займа индустриализации на 21 мая 1930 г. были выполнены на 101, 2 %, а вложение средств в капитальное строительство составило 259 тыс. руб. [3. Л. 32].

Не столь благополучно дело хлебозаготовок выглядело в системе потребительской кооперации, где в иные месяцы план по сдаче хлеба государству едва составлял 33 % [11. Л. 17]. Персональная ответственность за вывозку зерна «из глубинных районов в пристанционные пункты» возлагалась на председателей потребительских обществ, которые за невыполнение данного распоряжения округа привлекались к суду [11. Л. 28]. Против «злостных держателей хлеба» предусматривалось «проведение реального экономического бойкота... и исключение их из числа пайщиков», о чем немедленно сообщалось в соседние потребительские общества, «дабы бойкотируемые. не могли получать товары» в них [11. Л. 17]. Пайщикам-несдатчикам хлеба, помимо исключения из членов кооператива, грозило всякое прекращение отпуска товаров «как дефицитных, так и достаточных» [11. Л. об].

К добросовестным поставщикам хлеба, напротив, применялись поощрительные меры. Например, дефицитные товары отпускались в первую очередь «сдатчикам хлеба, пайщикам потребительской и сельскохозяйственной кооперации, независимо от того, кому был сдан хлеб. и во вторую очередь сдатчикам не пайщикам». Те же товары без промедления получали и крестьяне-хлебосдатчики, причем потребительские общества должны были их обслуживать беспрепятственно, невзирая на то, «в каком районе и кому из заготовителей они сдали хлеб» [11. Л. 5].

Регулярный срыв плана хлебозаготовок вызвал соответствующую реакцию сверху, направленную на изгнание из кооперации не особо исполнительных пайщиков. Согласно инструкции НКРКИ СССР «О чистке госаппарата» проводился очередной досмотр учреждений и организаций на предмет избавления «от негодного элемента», в связи с чем Средне-Волжский облпотребсоюз попросил всех председателей правлений окрсоюзов, ЦРК, ГорПО и заведующих отделениями «заблаговременно озаботиться введением трудовых списков на всех сотрудников аппарата». При этом одним из условий, предотвращавшим «возможность обратного поступления на службу в государственные и кооперативные органы вычищенных» являлась «соответствующая отметка в трудовом списке каждого сотрудника аппарата» [11. Л. 36 об].

Кроме исключения из системы, им приходилось терпеть значительные материальные издержки. Так, распоряжением правления Центросоюза предлагалось «немедленно прекратить случаи возвращения паев и вкладов раскулачиваемым. в районах массовой коллективизации». После принудительного выхода из потребительских обществ, их паи и вклады поступали«в оборотный капитал соответствующих потребоб-ществ», после чего использовались «главным образом на усиление обслуживания колхозов и совхозов» [12. Л. 18].

Проблема чистоты рядов в полный рост встала и перед руководством инвалидной кооперации, где благонадежность сотрудников проверялась без участия общественности. Первая же чистка на местах показала, что «исключали здоровых, а оставляли разложив-

шихся». Происходило так ввиду малочисленности в союзе работников инвалидов, из-за чего приоритет сохранения рабочих мест отдавался именно им [10. Л. 54]. Действительно, размещенная в «Трудовой правде» заметка со всей очевидностью показывает разгул спекуляции в системе кооперации инвалидов. она подробно рассказывает обо всех источниках баснословных доходов члена правления Поимской сапожной артели инвалидов Спиглазова, сумевшего за короткий срок нажить себе дом стоимостью в 3 тыс. руб. из бедняков на работу он всегда брал мало и «только тех, кто неграмотен и не развит», боясь принимать опытных и стоящих сотрудников. Вся семья его была обеспечена доходными рабочими местами в отличие от большинства нуждавшихся в средствах артельщиков, справедливо полагавших, что «эта родная семейка никем не контролируется» [10. Л. 23].

Вероятно, возникновению таких ситуаций способствовало отсутствие взаимодействия между собесом, коопинсоюзом и низовкой, в результате чего отмечалось «слабое обслуживание союзом низовой сети с организационной стороны вследствие неувязки работы коопинсоюза с его низовкой, местными исполкомами и советами». наряду с этим, не усматривалось достаточной увязки «в работе органов соцобеспече-неия и коопинсоюза в деле кооперирования инвалидов», которое к концу 1920-х гг. составило лишь 7 % [10. Л. 12].

несмотря на слабое поступление инвалидов в кооперацию и их невысокую численность в ней, им также приходилось принимать участие в колхозных работах. Городским артелям, имевшим производственные предприятия, следовало «немедленно вступить в организации ударных групп из квалифицированных работников. не менее 5 человек в каждом отдельном случае и выслать их для работы в колхозе в соответствии с их квалификацией» [10. Л. 38].

однако подобными примерами отношения кооперации с колхозной системой не ограничивались. Второй съезд уполномоченных Пензенского райкоо-пинсоюза, состоявшийся на рубеже 1920-х-1930-х гг., обязал «взять твердый курс подготовки к полному переходу в районах сплошной коллективизации артелей в колхозы», одновременно приняв максимум мер к развитию коллективизации на селе [10. Л. 66].

В то же время, несмотря на плавное втягивание кооперации вколхозную систему, партийноправительственная верхушка заботилась о сохранности не только государственной, колхозной, но и кооперативной собственности. В этих целях 7 августа 1932 г. ЦиК и СнК СССР было принято постановление «об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности, принявшее «в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества», заменяемого при смягчающих обстоятельствах «лишением свободы на срок не ниже

10 лет с конфискацией всего имущества». Причем, ни

в коем случае не допускалось применение амнистии «к преступникам, осужденным по делам о хищении колхозного и кооперативного имущества» [13. Л. 423].

Таким образом, анализ взаимоотношения властных структур и кооперации на территории Пензенского округа в целом указывает на их противоречивый характер, который прослеживался в течение 19291932гг. Безусловно, начавшись с «великого перелома» в деле социалистического строительства в СССР, этот период предполагал форсированные темпы индустриализации и коллективизации страны, ставя на службу-данной задаче все имевшиеся ресурсы, в том числе взятые из кооперативной системы. Этим обстоятельством определялось подчиненное положение кооперации по отношению к властным органам. С другой стороны, государство было заинтересовано в ее развитии за невозможностью полноценной замены производимых ею продуктов питания, товаров ширпотреба, производства всевозможных работ и оказания разнообразных услуг исключительно крупным социалистическим сектором.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. Р. 369. Оп. 1. Д. 75.

2. ГАПО. Ф. Р. 369. Оп. 1 Д. 0. 8

3. ГАПО. Ф. Р. 369. Оп. 1 Д. 136.

4. ГАПО. Ф. Р. 456. Оп. 1 Д. 34.

5. ГАПО. Ф. Р. 456. Оп. 1 Д. 35.

6. ГАПО. Ф. Р. 456. Оп. 1 Д. 38.

7. ГАПО. Ф. Р. 456. Оп. 1 Д. 39.

8. ГАПО. Ф. Р. 456. Оп. 1 Д. 62.

9. ГАПО. Ф. Р. 457. Оп. 1 Д. 27.

10. ГАПО. Ф. Р. 752. Оп. 1. Д. 37.

11. ГАПО. Ф. Р. 762. Оп. 1. Д. 50.

12. ГАПО. Ф. Р. 762. Оп. 1. Д. 63.

13. Коллективизация сельского хозяйства: важнейшие постановления коммунистической партии и Советского правительства 1927-1935. М.: АН СССР, 1957. Т. 2.

14. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1929-1932. М.: Политиздат, 1984. Т. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.