Научная статья на тему 'Государственная политика России в области развития человеческого потенциала'

Государственная политика России в области развития человеческого потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3282
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / STATE / POLICY / HUMAN POTENTIAL / HUMAN CAPITAL / ACCELERATED DEVELOPMENT / HEALTH / EDUCATION / CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифоров Ю. Н., Гарифуллина Э. Ф.

Цель исследования раскрыть особенности содержания и осуществления государственной политики в области развития человеческого потенциала. В работе рассмотрены концепции и подходы к понятиям «человеческий потенциал» и «человеческий капитал». В исследовании автор отмечает необходимость проведения и реализации государственной политики в области развития человеческого потенциала, так как именно он сегодня становится фундаментальным понятием, определяющим основные принципы, цели и задачи государственной политики опережающего развития. Автором даны предложения по совершенствованию государственной политики в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN STATE POLICY IN THE FIELD OF HUMAN POTENTIAL DEVELOPMENT

The aim of the research is to reveal the peculiarities of the content and implementation of the state policy in the field of development of human potential. In the article the concepts and approaches to the concepts human potential and human capital are given. The authors note the need for and implementation of the state policy in the field of development of human potential, as it now becomes the fundamental concept of determining the main principles, goals and tasks of the state policy of priority development.

Текст научной работы на тему «Государственная политика России в области развития человеческого потенциала»

УДК 32 (470)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

© Ю. Н. Никифоров1, Э. Ф. Г арифуллина2*

1 Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.

2Башкирский государственный аграрный университет Россия, Республика Башкортостан, 450001 г. Уфа, ул. 50 лет Октября, 34.

Тел./факс: +7 (347) 252 55 69.

E-mail: elika7799@yandex.ru

Цель исследования — раскрыть особенности содержания и осуществления государственной политики в области развития человеческого потенциала. В работе рассмотрены концепции и подходы к понятиям «человеческий потенциал» и «человеческий капитал». В исследовании автор отмечает необходимость проведения и реализации государственной политики в области развития человеческого потенциала, так как именно он сегодня становится фундаментальным понятием, определяющим основные принципы, цели и задачи государственной политики опережающего развития. Автором даны предложения по совершенствованию государственной политики в данной сфере.

Ключевые слова: государственная политика, человеческий потенциал, человеческий капитал, опережающее развитие, здравоохранение, образование, культура.

Россия сегодня переходит в качественно новое состояние от стабилизационного к инновационному социально - ориентированному этапу развития. Как отмечает известный политолог А. Подберезкин, на рубеже XXI века в мире произошло много принципиальных изменений, но все-таки среди них есть одно, самое главное, о котором пока еще мало говорят. Это превращение человеческого потенциала в главный фактор развития общества, экономики, государства. Если прежде такими факторами являлись военная сила, экономическая мощь, научно-технические достижения, то в начале XXI века им стал потенциал человека, т.е. совокупность духовных, интеллектуальных, информационных, социально-экономических возможностей личностей. От того, насколько быстро мы сегодня в России до конца осознаем значение этих изменений, зависят не только темпы развития нашей нации, но и само ее будущее. Будущее нашей нации, государства и общества [1].

Становление человеческого потенциала в качестве первостепенного фактора развития современного общества и государства признают и лидеры нашего государства. В 2007 году в своем выступлении на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Д. А. Медведев заявил о том, что «главная цель деятельности нашего государства - развитие потенциала человеческой личности», в феврале 2012 года В. В. Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» предлагает выстроить социальную, экономическую, финансовую, миграционную, экологическую политику государства вокруг главной задачи - развития человеческого потенциала [2].

Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, волей государства и потребностями гражданского общества в устойчивом повышении благосостояния российских граждан, в том числе в повышении уровня и качества жизни населения путем развития человеческого потенциала; во-вторых, потребностями практики государственного и муниципального управления в конкретных предложениях по развитию человеческого потенциала; в-третьих, отсутствием углубленных научных ис-

следований по данной проблематике, учитывающих действие вызовов современности, первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала [3].

Далее попробуем разобраться, что же такое человеческий потенциал, почему многие исследователи ставят знак равенства между понятиями «человеческий потенциал» и «человеческий капитал» и в чем же их отличие? Стоит отметить, что в настоящее время встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом.

«Человеческий капитал» как экономическая категория вырабатывалась постепенно. Теория человеческого капитала в ее нынешнем обличии стала закономерным следствием формирования мировой научной мысли. На начальных этапах она ограничивалась лишь знаниями и способностью человека к труду. Истоки ее имеются в трудах А. Смита в «Исследование о природе и причинах богатства народов», А. Маршалла «Принципы политической экономии», Д. Рикардо, К. Маркса, Дж. Милля, Л. Вальсара, Дж. М. Кларка, Ф. Листа, Г. Д. Маклеода, Дж. Мак-Куллоха, И. Тюнена, И. Фишера, У. Фарра, Т. Уитштейна, Дж. С. Уолша, В. С. Гойло и многих других. И лишь в середине XX в. появилось понятие человеческого капитала и его теория.

Родоначальником теории человеческого капитала является американский экономист Теодор Уильям Шульц, который в 1979 году стал лауреатом Нобелевской премии. Он внес большой вклад в развитие, популяризацию и становление данной теории. Именно в его работах впервые появился термин «человеческий капитал». Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект

* автор, ответственный за переписку

экономики «человеческим капиталом». Т. Шульц предложил следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [4].

Г. Беккер в своем главном фундаментальном труде 1964 года «Человеческий капитал» анализирует макроэкономические начала данной теории. Под человеческим капиталом он понимал «...имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации» [5].

В 1970-х годах XX века известный американский социолог Д. Белл отмечал, что, если в доинду-стриальную эпоху главным производственным ресурсом была мускульная сила, в индустриальную -машинная техника, то на постиндустриальной стадии таким ресурсом становятся воплощенные в человеке знания, его интеллект. На смену индустриальной экономике, где преобладало массовое производство, пришла экономика знаний, главенствующее значение в которой приобрел творческий, интеллектуальный труд, а рабочая сила получила качества капитала - человеческого капитала [6].

Рассмотрим отечественный опыт изучения теории человеческого капитала.

По мнению А. Н. Добрынина и С. А. Дятлова, «Человеческий капитал представляет собой форму проявления производительных сил человека в рыночной экономике..., адекватную форму организации производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего, творческого фактора общественного воспроизводства» [7].

«Группа ученых под руководством Л. И. Абалкина, исследующих проблему стратегического развития России в XXI веке, рассматривает человеческий капитал как сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход» [8].

По мнению Н. Е. Ильиной понятие человеческого капитала является экономической категорией, которая включает в себя, помимо самого человека, множество элементов тесно, взаимосвязанных друг с другом. Кроме того, как отмечает Ильина, человеческий капитал - это интенсивный производственный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития [9].

«Если попытаться обобщить различные трактовки понятия «человеческий капитал», то в нем

можно выделить три основные составляющие: 1) здоровье, которое из общего психосоматического, физиологического состояния человека превращается в определенный образ жизни, направленный на поддержание его здоровья; 2) культура, задающая стереотипные модели поведения и ценности индивида, определяющая характер его реализации в процессе трудовой деятельности (допустимое- недопустимое поведение в бизнесе, например, что отражает отличия, заложенные в рамках различных культур); 3) образование, которое определяет максимально достижимый данным индивидом социальный статус и создает объективно-субъективные основания для его карьерного роста, где объективными основаниями являются требования для определенного вида деятельности и должности, связанные с образованием, а субъективными - способность индивида применить в производственной деятельности полученные в процессе обучения навыки и умения, увеличивающие его способность к креативности и инновационной деятельности. ...» [10].

Таким образом, стоит отметить, что в научной литературе не сложилось единое представление о том, что есть человеческий капитал и какие структурные элементы объективно должны включаться в его состав. Современные отечественные исследователи, занимающиеся проблемой человеческого капитала

- Т. Р. Ханнанова и М. В. Дулясова - считают, что человеческий капитал - явление, гораздо более многогранное, чем это представляется в имеющихся научных публикациях; настолько многогранное, насколько многогранен сам человек как его носитель, воспроизводитель, источник. Человек - вот объективная основа многогранности человеческого капитала и полиструктурности его строения. А полиструк-турные, сложные строение и содержание человеческого капитала предопределяют в свою очередь его многомерность [11].

Далее рассмотрим концепции развития человеческого потенциала и его понятие. Так, «Понятие человеческого потенциала тесно связано с концепцией устойчивого развития, которая возникла в 90е гг. ХХ в. в мировой и отечественной социальной литературе. ... Параллельно группой экспертов Программы развития ООН была разработана новая концепция развития человеческого потенциала (human development), которая возникла в противовес традиционному пониманию развития как роста объема материальных благ и услуг. В этой концепции во главу угла ставится не способность к производительному труду (экономическая ценность индивида), а само развитие человека через расширение возможностей выбора благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода [12]. Человеческое развитие при этом рассматривается как цель и критерий общественного прогресса, а не средство экономического роста, акцентируется внимание на самоценности человека [13].

В этом контексте концептуальную направленность изучения человеческого потенциала, на наш взгляд, можно определить как ориентацию на сохранение, реализацию и развитие человеческого потенциала. Связанное с этим представление о самоценности человека, а главное, утверждение этого

представления в общественном сознании рассматривается как одно из условий устойчивого человеческого развития. Все то, что ведет к деградации и разрушению имеющегося человеческого потенциала, противоречит интересам общества и государства. И, напротив, все, что способствует его сохранению и развитию, ведет к укреплению и общества, и государства» [14].

В большой советской энциклопедии дано определение потенциала, которое, по нашему мнению, следует использовать в качестве исходного в раскрытии понятия «человеческий потенциал» в политологии: «Потенциал - в широком смысле -средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи» [15].

«По мнению Н. Римашевской, человеческий потенциал, это особый демографический генофонд, который характеризуется необычной позитивной спецификой [16]. Как считает Е. Г. Слуцкий, человеческий потенциал представляет собой человеческие ресурсы (население), обладающие определенными качествами и свойствами, определяющими потенциальную возможность развития социума (или его деградацию) [17]» [14].

Таким образом, «несмотря на то что определения человеческого капитала и человеческого потенциала похожи, между ними существует существенная разница. Понятие «человеческий капитал» входит в понятие «человеческий потенциал», так как в обоих случаях рассматривается человек с определенным образованием, здоровьем, воспитанием, мотивационными предпочтениями и прочим. Но, во-первых, понятие человеческого капитала более относится к экономической деятельности, в то время как человеческий потенциал это больше социологическое и психологическое понятие. Во-вторых, можно упросить это различие, связав его к простой констатации: капитал - реализованный потенциал (в военной науке - фактор). Степень его реализации зависит от многих причин. Основная - качество управления государством и обществом» [18].

... Главной стратегической целью развития нации и государства является развитие национального человеческого потенциала. Это объясняется довольно просто: если национальное богатство состоит из 3-х основных компонентов - национального человеческого потенциала, природных ресурсов и производственных активов,- где национальный человеческий потенциал занимает от 50 до 70%, то прежде всего развивать надо ту часть, которая является самой большой, т.е. национальный человеческий потенциал. Именно от нее прежде всего и зависит основной прирост национального богатства. Соответственно необходимо распределять и ресурсы нации - прежде всего на развитие национального человеческого потенциала, а затем уже на развитие материальных активов и освоение природных ресурсов» [18].

Сегодня в России очень важно признание национального человеческого потенциала основой

развития гражданского общества и государства и главной частью национального богатства нашей страны. Человеческий потенциал становится фундаментальным понятием, определяющим основные принципы, цели и задачи государственной политики опережающего развития.

Таким образом, имеется необходимость проведение и реализация государственной политики в области развития человеческого потенциала.

Отечественный ученый, политолог А. Подберезкин в одном из своих трудов под общим названием «Человеческий капитал» говорит о роли государства в сфере развития человеческого потенциала. Автор отмечает, что «опережающее развитие России возможно только как сильного государства, обещающего высокоэффективным механизмом государственного управления и развитиями государственными институтами. Это особенно важно напомнить сегодня в связи с тем, что опережающее развитие потенциала человеческой личности во многом будет зависеть именно и прежде всего от усилий государства, его институтов, для которых эта идеологическая задача должна быть сформулирована в качестве политического приоритета. Только государство, например, может финансировать фундаментальную науку, классическое искусство, большинство сфер образования и многое другое, что сегодня определяет качество человеческого потенциала, через распределение общественного дохода и создание оптимальных условий для интеллектуального и духовного развития всей нации» [1].

Таким образом, развитие человеческого потенциала и превращение его в капитал напрямую зависит от проводимой и реализуемой государственной политики в данной сфере. В России сегодня государственная политика в области развития человеческого потенциала разрознена. Она содержится в различных нормативно-правовых актах и программных документах государства. Например, она сформулирована и представлена Правительством РФ в рамках приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса. Целью реализации данных проектов является развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения.

«По словам Д. Медведева, его вывела на проблему человеческого капитала работа с национальными проектами. Опыт реализации национальных проектов показал, что привычная «затратная» политика в социальной сфере зашла в тупик. Необходимо рассматривать социальные отрасли, как обычные отрасли производства. А это означает переход от понятия «кадры» к понятию «человеческий капитал», из чего следует необходимость разработки механизма роста этого капитала.

В целом из материалов обсуждений следуют выводы:

- рост человеческого капитала в стране должен быть целью и программой действий правительства;

- необходимо применение современных методов изучения реального состояния человеческого потенциала (здоровье, жизнеспособность, обучаемость);

- необходим региональный мониторинг состояния человеческого потенциала, в том числе применительно к задачам научно-технической и инновационной политики;

- необходимы исследования по реформированию социальных отраслей. В этой области необходим пересмотр методологии школьного и профессионального образования, усиление мотивации людей к развитию собственного «человеческого капитала» и ответственности за его состояние» [19].

В 2008 году распоряжением Правительства РФ была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [3]. Государство выработало общую стратегию развития страны, результатом реализации которой будет определенный уровень развития человеческого потенциала, законодательно закрепляет основы существования человека в семье и обществе, регламентирует хозяйственные, в том числе трудовые, отношения в обществе, отвечает за состояние природной среды, прямо влияющей на условия жизнедеятельности человека.

Согласно Концепции развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов: направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики; улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.

Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья.

Нами предлагаются следующие предложения по совершенствованию государственной политики в области развития человеческого потенциала:

1) разработка и принятие системы нормативных актов федерального, регионального, муниципального, локального и индивидуального уровней регулирования, направленных на развитие человеческого потенциала страны;

2) создание специализированных органов управления человеческим потенциалом в целях его развития, координации и унификации на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях;

3) разработка политико-правовой модели развития человеческого потенциала;

4) в правовом регулировании человеческого потенциала необходимо примененять программно-целевого метода. Исходя из программно-целевого метода, система источников правового регулирования человеческого потенциала нами представляется следующим образом:

- источники правового регулирования в области развития образования;

- источники правового регулирования в области развития здравоохранения;

- источники правового регулирования в области развития культуры.

Данные нами предложения по совершенствованию государственной политики в области развития человеческого потенциала могут быть использованы органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, экспертным сообществом, представителями общественных организаций и бизнес - сообществ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Подберезкин А. Человеческий капиталъ. Том 1. Идеология опережающего развития человеческого потенциала. М.: Европа, 2007. 464 с.

2. Путин В. В. // Комсомольская правда. Уфа, 2012. № 20-п(25833-п).

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

4. Schultz T. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. N.Y., 1971.

5. Копелюшников Р. И. Экономический подход Г.Беккера к человеческому капиталу // США : экономика, политика, идеология. 1993. №11.

6. Ерофеев И. В. Постиндустриальное общество: становление новой социальной реальности в контексте отечественной модернизации: дисс. ... кандидата философ. наук: Саранск, 2008. 131 с.

7. Добрынин А. Н., Дятлов С. А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.

8. Плячкайтене И. М. Становление и развитие теории человеческого капитала. // Молодой ученый. 2011. №7. С. 102-104.

9. Ильина Н. Е. Научные подходы к понятию человеческого капитала// ВЕСТНИК-ЭКОНОМИСТ. 2011. №2. (Электронный научный журнал) URL: http://vseup.ru

10. Шукшунов В. Е. Проблемы инновационного пути развития экономики и роль университетов в ее решении // Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания. Минск: 2005. С. 85.

11. Дулясова М. В., Ханнанова Т. Р. Социальная защита работника: жизнь, здоровье, деловая репутация. М.: Экономика, 2008.

12. Доклад о развитии человека за 2000 г. / Тез. докл. ПРООН. Оксфорд Юниверсити. 2000 г. Нью-Йорк: Пресс. 2000. С. 17.

13. Человеческий потенциал. Нью-Йорк. 1994.

14. Саксельцев И. Г. Человеческий потенциал современного российского общества: социологический анализ: дис. ...канд. соц. наук. Саратов. 2006. 199 с.

15. Большая советская энциклоперия. М. 1982. с. 428.

16. Ромашевская Н. Человек и реформы: секреты выживания. М., 2003. С. 53.

17. Слуцкий Е. Г. Регион Россия: проблема дисбаланса в «обществе риска» и ювенальная политика. // Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. М., 2000.

18. Подберезкин А. Роль национального человеческого капи-

тала в период «фазового перехода человечества» // Лица России. Электронный ресурс. 2011. URL:

http://viperson.ru/wind.php?ID=639846&soch=1

19. Шульгина Е. В. Развитие человеческого потенциала.

Практика работы с бизнес-корпорациями и муниципальными структурами управления.// Информационноисследовательский портал МГУ. Человеческий потенциал России. Электронный ресурс. 2011. URL:

http://www.hdirussia.ru/210

Поступила в редакцию 10.02.2012 г. После доработки - 29.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.