Научная статья на тему 'Государственная политика России по возвращению мечетей мусульманам Поволжья в 1990-х гг. '

Государственная политика России по возвращению мечетей мусульманам Поволжья в 1990-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
422
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЧЕТЬ / МУСУЛЬМАНЕ / МУФТИЯТ / ПОЛИТИКА / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / MOSQUE / MUSLIMS / MUFTIAT / POLICY / RUSSIAN STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сызранов А. В.

Изучение эволюции государственной политики России по отношению к мусульманскому населению приобретает всё большее теоретическое и практическое значение в связи с всё более заметной ролью, которую играет ислам в общественно-политической жизни современной России. Во второй половине 1980-х гг., в условиях «перестройки» в СССР началось так называемое «религиозное возрождение», в том числе и ислама. Ряд законодательных актов создал возможность для возвращения верующим помещений для отправления религиозных обрядов. «Мусульманский ренессанс» в регионах Поволжья часто на первых порах выражался в стремлении местных мусульман возвратить исторические мечети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of evolution of a state policy of Russia in relation to the Muslim population gains the increasing theoretical and practical value in connection with more and more noticeable role which plays Islam in political life of modern Russia. In the second half of the 1980th, in the conditions of «reorganization» in the USSR «religious revival», including Islam began so-called. A number of acts created opportunity for return by the believer of rooms for departure of religious practices. «The Muslim Renaissance» in regions of the Volga region often was expressed at the beginning in aspiration of local Muslims to return historical mosques.

Текст научной работы на тему «Государственная политика России по возвращению мечетей мусульманам Поволжья в 1990-х гг. »

Сызранов А.В.

ИСЛАМ В РОССИИ

УДК 93/94 А.В. Сызранов

Г осударственная политика России по возвращению мечетей мусульманам Поволжья в 1990-х гг.

Астраханский государственный университет; a_sizranov@mail.ru

Изучение эволюции государственной политики России по отношению к мусульманскому населению приобретает всё большее теоретическое и практическое значение в связи с всё более заметной ролью, которую играет ислам в общественно-политической жизни современной России. Во второй половине 1980-х гг., в условиях «перестройки» в СССР началось так называемое «религиозное возрождение», в том числе и ислама. Ряд законодательных актов создал возможность для возвращения верующим помещений для отправления религиозных обрядов. «Мусульманский ренессанс» в регионах Поволжья часто на первых порах выражался в стремлении местных мусульман возвратить исторические мечети.

Ключевые слова: мечеть, мусульмане, муфтият, политика, Российское государство.

Studying of evolution of a state policy of Russia in relation to the Muslim population gains the increasing theoretical and practical value in connection with more and more noticeable role which plays Islam in political life of modern Russia. In the second half of the 1980th, in the conditions of «reorganization» in the USSR «religious revival», including Islam began so-called. A number of acts created opportunity for return by the believer of rooms for departure of religious practices. «The Muslim Renaissance» in regions of the Volga region often was expressed at the beginning in aspiration of local Muslims to return historical mosques.

Keywords: mosque, muslims, muftiat, policy, Russian state.

В последние десятилетия российская умма активно восстанавливает позиции, подорванные в советский период в условиях гонений и ограничений со стороны атеистического режима. Практически в полном объеме восстановлена культовая система, расширяются связи с миром зарубежного ислама, быстро и успешно развиваются конфессиональные школы российских мусульман. Будучи фактором формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов мусульманского населения, ислам оказывает существенное воздействие на ход исторических событий в нашей стране.

Во второй половине 1980-х гг., в условиях «перестройки» в СССР началось так называемое «религиозное возрождение», в том числе и ислама1. «Мусульманский ренессанс» усилился после принятия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят Государственной Думой 19 сентября 1997 г., одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 г.). Сохранив принцип отделения государства от религии, этот и другие законодательные акты резко повысили самостоятельность уже существующих религиозных объединений, создали возможность для возникновения и регистрации новых, развития религиозного образования, предоставления и возвращения при необходимости верующим помещений для отправления религиозных обрядов. Так, например, в Астраханской области стало расти количество мусульманских общин: до 1991 г. в области существовало 7 мусульманских общин [3], к 2000 году их насчитывалось уже 43 [23, с. 49], к 2007 г. - 55 [24, с. 42], в 2008 - 60 [4, с. 45].

В 1990 - начале 2000 гг. восстанавливаются старые и строятся новые мечети в с. Солянка Наримановского района Астраханской области, с. Осыпной Бугор и с. Кула-

1 В литературе используются и другие термины, вызывающие споры среди исследователей: «исламский ренессанс», «реисламизация», «вторичная исламизация» и т. п.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2013. № 3

61

Сызранов А.В.

ковка Приволжского района, пос. Володарский Володарского района, с. Красный Яр Красноярского района и др. [3; 12, с 1085]. Верующим Астрахани было возвращено здание исторической Красной мечети. Эта мечеть была построена в начале XX в. и именовалась № 13, или Красная [6, л. 70, 76 об; 8, л. 307-308]. В 1935 г. по решению Астраханского городского совета мечеть была закрыта [10, л. 32], а здание вскоре было передано Дому санитарного просвещения. С 1993 г. началось её постепенное восстановление (особый размах реставрационные работы приобрели с 2000 г. и продолжались до 2010 г.). Приход мечети в основном составляли выходцы с Кавказа (отсюда её современное название - Кавказская, или мечеть № 32): аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, азербайджанцы-сунниты, но среди прихожан были и местные татары, ногайцы и казахи [20]3.

В 1992 г. астраханским мусульманам вернули одну из древнейших мечетей города - Ак-мечеть («Белая мечеть»). В 1930 г. по решению президиума Окружного исполнительного комитета от 25 января Ак-мечеть была закрыта, а её помещение было передано под детский сад [9, л. 5]. Мечеть была возвращена верующим и получила порядковый номер «5» [2]. В 2000 г. началась её реставрация, которая завершилась к 2010 г. В июне 1997 г. в Астрахани при Белой мечети было открыто медресе "Хаджи-Тархан", с 2000 г. - Исламский институт "Хаджи-Тархан" (ныне - Исламский колледж) [1; 3; 22, с. 308]. С началом реставрации Белой мечети медресе было переведено в здание рядом с восстанавливающейся Чёрной мечетью4.

Черная мечеть г. Астрахани была передана мусульманам еще в 1990-е гг., однако долгое время находилась в полуразрушенном состоянии. Это была соборная мечеть Бухарского двора (1816 года постройки), получившая до революции номер «10» [8, л. 310]. В 1930 г. по решению президиума Окружного исполнительного комитета от 25 января мечеть была закрыта, а её помещение было передано под школу [9, л. 5]. Впоследствии здание мечети было разрушено, а в 2005 г. началось ее восстановление.

В 1997 г. верующим г. Астрахани передали полуразрушенное здание бывшей татарской Криушинской мечети. Историческая Криушинская мечеть (постройки начала XX в.), известная до революции как мечеть № 14 [7, л. 18; 29, р. 310], располагалась недалеко от речки Криуши - правого рукава р. Кутум; отсюда и название мечети. В 1932 г. мечеть была закрыта, а здание мечети использовалось как складское помещение. В 1952 г. на заседании исполкома Астраханского областного совета это здание было решено отдать под Дом культуры членов артелей кооперации инвалидов Астраханской области [11, л. 21]. К началу 1990-х гг. мечеть была в полуразрушенном состоянии. По согласованию с руководством Астраханского регионального духовного управления мусульман мечеть, получившая после регистрации номер «38», была передана азербайджанской диаспоре. На пожертвования азербайджанских предпринимателей мечеть начали постепенно восстанавливать, она получила новое название - «Бакы» (т. е. Баку) и с конца 1990-х гг. она функционирует как шиитская.

С конца 1980-х гг. началось возрождение религиозной жизни в саратовской мусульманской общине. Имам-хатиб единственной на тот момент саратовской мечети М.А. Бибарсов и председатель Саратовского общества «Ислам» А.В. Бахтеев обратились в Саратовский горком КПСС с просьбой вернуть верующим здание исторической

2 Мечети стали получать порядковые номера по мере регистрации в соответствующих органах.

3 Полевые материалы авторов.

4 До революции в этом здании располагалось медресе Чёрной мечети, а в советское время - психиатрический диспансер.

62

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2013. № 3

Сызранов А.В.

саратовской мечети на ул. Татарской, а находившийся в этом здании медвытрезвитель перевести в другое место. В 1989 г., когда мусульмане отмечали 1100-летие принятия ислама народами Поволжья, Саратовский горисполком принял решение о передаче здания мечети мусульманской общине города [19, с. 17].

Одним из главных дел саратовской мусульманской общины в течение 1990-х гг. было строительство новой мечети на историческом месте - на ул. Татарской. Новая мечеть фактически начала работать в 2003 г. Но ее официальное открытие состоялось только в 2005 г. после возведения минарета и установки на нем шпиля с полумесяцем.

Реисламизация самарской уммы также началась относительно рано. События «перестройки» позволили значительной части татарского населения открыто заявить о необходимости возрождения мечетей как духовных центров. В 1989-1990 гг. было зарегистрировано 26 религиозных обществ мусульман (при них - 52 служителя культа) [27, л. 2]. В Самаре с 1967 г. действовала небольшая мечеть, которая могла вместить максимум 270 чел. [5, с. 75]. В 1990 г. в пользование мусульманских общин области было передано 9 зданий сохранившихся мечетей [28, л. 36]. К началу 1991 г. в области действовало уже 30 мусульманских обществ [5, с. 76]. Постепенно росло количество прихожан городской мечети: в 1990 г. ее посещало уже в среднем 200-250 чел., а в праздники - до 8000 [28, л. 36]. Потому вопрос о строительстве нового здания стал еще более актуальным.

В 1989 г. городские власти пошли навстречу пожеланиям верующих и выделили место под строительство новой Соборной мечети, которая была заложена 17 сентября 1989 г. [15]. На протяжении 1990-х гг. деятельность мусульманских лидеров Самары (и самарского муфтията в целом) была сосредоточена на вопросе строительства Самарской соборной мечети, которая была торжественно открыта в ноябре 1999 г., став одной из крупнейших мечетей в Европе [15].

Строительство районных и сельских мечетей велось по инициативе отдельных активистов, как правило, на средства, выделяемые руководством предприятий, администраций, спонсоров - выходцев из данного селения, пожертвования местных жителей. Региональное духовное управление мусульман Самарской области (РДУМ СО) также активно помогало строительству мечетей в районах, получая на это средства, в том числе из областного бюджета. В конце XX в. постепенно возвращались мусульманам и отстраивались заново мечети в городах области и сельской местности. В период 1991-2007 гг. они появились и возродились во всех крупных областных городах (Сызрань, Тольятти и др.), районных центрах, во многих татарских селениях Самарской области [5, с. 79]. В конце 1999 г. в Самарской области было зарегистрировано 64 мечети.

Начало «возрождения» ислама в Нижегородской области было положено событиями 1988 г., когда горьковская Соборная мечеть была возвращена мусульманам. Мечеть была построена в 1915 г. В 1938 г. на заседании президиума и пленума Ждановского райсовета было принято решение о закрытии мечети. В течение 50 лет мечеть не принадлежала мусульманской общине, а ее здание использовалось в качестве военного госпиталя, детского сада, склада и в других целях. В 1946 г. мусульмане города начали бороться за возвращение мечети, однако их ходатайства оставались без удовлетворения, и община приобрела здание на ул. Луганской. Даже получив в распоряжение молельный дом, мусульмане продолжали добиваться возвращения здания мечети. В июле 1987 г. У. Идрисов (впоследствии председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области и имам-хатиб Нижегородской Соборной мечети) вместе с председателем религиозного объединения мусульман г. Горький А. Фахрутдиновым, У. Ху-сяиновым и другими активистами общины прилагали все усилия для того, чтобы до-

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2013. № 3

63

Сызранов А.В.

биться от властей передачи здания мечети мусульманской общине города. В 1988 г. после многочисленных ходатайств и обращений мусульман к высшему руководству страны Соборная мечеть была возвращена верующим. Однако здание мечети требовало реконструкции: отсутствовали минарет и купол, мужской зал был разделен на два этажа. Средства на восстановление храма собирали мусульмане и сочувствующие из разных регионов России. Торжественное открытие мечети и водружение на минарет полумесяца состоялось 30 июня 1991 г. В январе 1991 г. решением пленума ДУМЕС мусульманские общины области были объединены в Горьковский «мухтасибат», который возглавил имам-хатиб Соборной мечети У. Идрисов [18; 26, с. 57].

С самого открытия возрожденной Соборной мечети при ней начала функционировать воскресная школа (впоследствии мектеб «Ихсан»). В 1994 г. в здании, построенном по соседству с мечетью, было открыто Нижегородское исламское медресе «Махи-нур» (до этого уроки проходили на втором этаже мечети). Медресе представляет собой негосударственное учреждение среднего профессионального образования. Руководство медресе задалось целью воплотить в жизнь проект по совмещению религиозного и светского компонентов образования. Согласно этой программе, студенты, которым предстояло работать имамами, проповедниками и преподавателями исламских дисциплин, в том числе в государственных школах, должны были иметь базовые знания как в области религии, так и в светских науках.

Медресе «Махинур» стало успешно готовить профессиональные кадры имамов и преподавателей для возрожденных мечетей и для вновь открываемых мектебов и медресе. В нем обучались не только нижегородские татары, но и таджики, узбеки, чеченцы и др. Таким образом, медресе, создававшееся изначально для решения локальных проблем нехватки кадров имамов и преподавателей основ ислама на Нижегородчине, за годы своей работы приобрело популярность и авторитет во многих российских регионах, а его выпускники пополнили ряды российских имамов [25].

Возрождение ислама в Пензенской области также началось достаточно рано. Главная причина этого видится в крепких мусульманских традициях села Средняя Елюзань Городищенского района области - одного из самых крупных татарских сел России, уроженцами которого оказались многие лидеры исламских организаций. 15 января 1991 г. на пленуме ДУМ Европейской части СССР и Сибири было принято решение о создании Пензенского «мухтасибата» - первой централизованной мусульманской структуры Пензенской области. Центром этого «мухтасибата» стала пензенская Соборная мечеть, в хорошей сохранности переданная местными властями мусульманам. Мечеть была построена в XIX в., но в 1929 г. закрыта, в ее здании разместилась татарская национальная школа, а позже - жилые помещения. Решением Пензенского горисполкома в марте 1991 г. здание мечети было возвращено Обществу мусульман Пензы. Регулярные богослужения стали осуществляться с 1994. При мечети стали действовать курсы по подготовке имамов и муэдзинов [16; 21, с. 247].

В Оренбургской области в конце 1980-х - начале 1990-х гг. мусульманские приходы возникали в первую очередь в исторически старых городах с их устоявшимися вкраплениями татарского населения - Оренбурге, Орске, Бузулуке и Бугуруслане и в Татарской Каргале. Инициаторами их создания выступали местные отделения Оренбургского областного татарского общественного центра, а также общество башкир «Караван-сарай», призывавшее к изменению статуса одноименного оренбургского комплекса с входящей в него мечетью. Они настойчиво требовали возвращения верующим зданий бывших мусульманских храмов, и местные власти, как правило, удовлетворяли их требования [13, с. 69-70].

64

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2013. № 3

Сызранов А.В.

В 1991 г. мусульманам г. Оренбурга была возвращена историческая Караван-Сарайская, или 2-я Соборная, мечеть (1846-го года постройки), закрытая в 1930 г. и переданная под клуб Башкирского педагогического института [14, с. 41-43]. Еще одна историческая мечеть - 5-я Соборная мечеть г. Оренбурга (1887 года постройки), закрытая в 1931 г., была передана верующим в 1992 г. и после регистрации получила название «Сулеймания» по имени предпринимателя Рахима Сулейманова, который пожертвовал средства на ее восстановление [14, с. 48-49]. В том же году региональная власть вернула оренбургской умме 6-ю Соборную мечеть (конца XIX в.), которая была закрыта в 1931 г., а ее здание было передано под общежитие Татарского педагогического техникума [14, с. 50-51], а в 1996 г. - 7-ю Соборную мечеть (1910-го года постройки, закрытую в 1937 г.) [14, с. 51-53].

В Пермской области главным местом притяжения мусульман региона стала пермская Соборная мечеть, переданная мусульманам в относительно хорошем состоянии. Пермская мечеть была построена в начале XX в. Постановлением Культовой комиссии при Президиуме ВЦИК от 11 сентября 1936 г. мечеть была ликвидирована. В 1937 г. здание мечети закрыто как опасное для пребывания людей вследствие возможного крушения купола. В 1939 г. мечеть была изъята из пользования общиной и передана в собственность государства. В разные годы там располагались клуб глухонемых, областной архив КПСС, филиал Пермского краеведческого музея. 7 мая 1989 г. в Перми жители города вышли на демонстрацию, во время которой прозвучало требование о возвращении здания мечети верующим. Через некоторое время после этого Пермский городской совет депутатов трудящихся вынес решение о передаче здания мусульманской общине. 4 апреля 1990 г. здание фактически перешло в руки верующих, но без хозяйственных и вспомогательных зданий, ранее входивших в единый комплекс мечети. С января 1991 г. после ремонтно-восстановительных работ в мечети начались регулярные богослужения. 15 января 1991 г. она стала центром Пермского «мухтасибата» в составе ДУМЕС [17; 21, с. 227].

За время перестроек здания была утрачена первоначальная отделка интерьеров мечети, цветные витражи были заменены обычным стеклом. В Пермской соборной мечети проходили все главные мусульманские события и праздники города, она по праву являлась главным религиозным и культурным центром пермских мусульман. Здесь проводили обучение основам ислама, проходили курсы по изучению арабского и татарского языка, другие образовательные мероприятия [17].

Таким образом, «мусульманский ренессанс» в регионах Поволжья (в частности, в рассматриваемых Астраханской, Саратовской, Самарской, Пензенской, Нижегородской, Оренбургской, Пермской областях) часто на первых порах выражался в стремлении местных мусульман возвратить (и/или возродить) исторические мечети. Во многом это стало возможным при благожелательной и поощрительной политике федеральных и местных властей.

Литература

1. Астраханский исламский институт «Хаджи-Тархан» // Мир Вашему дому. - Астрахань, 2007. - № 1.

2. Блажко А. Возродить былую красоту // Волга (Независимая газета Астраханской области). - 2000. - № 109.

3. Булатов Г.Ш. Ислам в Астраханском крае // Идель (Газета Астраханского областного общества татарской национальной культуры «Дуслык»). - 1998. - № 48.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2013. № 3

65

Сызранов А.В.

4. Викторин В.М. Ислам в Астраханском регионе. - М.: Логос, 2008.

5. Гусева Ю.Н. Ислам в Самарской области. - М.: Логос, 2007.

6. Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. 13. Оп. 1. Д. 53555.

7. ГААО. Ф. 286. Оп. 2. Д. 414.

8. ГААО. Ф. 290. Оп. 3. Д. 312.

9. ГААО. Ф. 1095. Оп. 1. Д. 111.

10. ГААО. Ф. 2828. Оп. 1. Д. 19.

11. ГААО. Ф. 3371. Оп. 1. Д. 5.

12. История Астраханского края: Монография / под гл. ред. Н.М. Ушакова. -Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000.

13. Косач Г.Г. Ислам в Оренбургской области. - М.: Логос, 2008.

14. Край Оренбургский. Праведной дорогой ислама / авт.-сост. И. Габдулгафарова, Е. Урбанович, С. Плаксин. - Оренбург: «Орлит-А», 2007.

15. Материалы официального сайта Регионального духовного управления мусульман Самарской области при Центральном духовном управлении мусульман России. http://www.islamsamara.ru.

16. Материалы официального сайта Совета муфтиев России. http://www.muslim.ru/articles/98/4383/

17. Материалы сайта «Ислам в Пермском крае». http://islam-perm.ru/?page_id=50

18. Мухетдинов Д.В., Сенюткина О.Н. Нижегородская Соборная мечеть и ее имамы // Ислам на Нижегородчине: энциклопедический словарь / сост. и отв. ред. Д.В. Мухетдинов. - Нижний Новгород: ИД «Медина», 2007.

19. Песиков Ю.В. Мечеть на Татарской улице. - Саратов: Слово, 1997.

20. Силантьев Р.А. Ислам в современной России: энциклопедия. - М.: Алгоритм, 2008.

21. Силантьев Р.А. Новейшая история исламского сообщества России: - М.: Информационно-издательская продюсерская компания «ИХТИОС», 2006.

22. Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2000 г. Официальный доклад Администрации Астраханской области. - Астрахань: Департамент информации, издательства, полиграфии и связи, 2001.

23. Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2006 г. Официальный доклад Администрации Астраханской области. - Астрахань: ОООКПЦ «Поли-графКом», 2007.

24. Хабутдинов А.Ю. Ислам в Нижнем Новгороде // Информационно-аналитический федеральный портал «Islam today». http://islam-today.ru/islam_v_rossii/islam_v_-nizhnem_novgorode/

25. ХайретдиновД.З. Ислам в Нижегородской области. - М.: Логос, 2007.

26. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р3219. Оп. 2. Д. 88.

27. ЦГАСО. Ф. Р3219. Оп. 2. Д. 57.

28. Frank A.J. Muslim Sacred History and the 1905 Revolution in a Sufi History of Astrakhan // Studies on Central Asian History in Honor of Yuri Bregel / ed. by D. DeWeese. -Bloomington: RIFIAS, 2001.

Поступила в редакцию 12 августа 2013 г.

66

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2013. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.